«Формирование 4К-компетенций посредством обучения детей старшего дошкольного возраста азам финансовой грамотности»
проект (подготовительная группа)
Активное развитие технологий и стремительное нарастание информационного потока привели к резким изменениям во всех сферах жизни. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным.
Согласно Национальной Стратегии правительства России в области финансовой грамотности, человек должен уметь планировать свои доходы и расходы, формировать долгосрочные сбережения, рационально выбирать финансовые услуги и т.п. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тезисы к теме
«Формирование 4К-компетенций посредством обучения детей старшего дошкольного возраста азам финансовой грамотности»
Активное развитие технологий и стремительное нарастание информационного потока привели к резким изменениям во всех сферах жизни. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным.
Согласно Национальной Стратегии правительства России в области финансовой грамотности, человек должен уметь планировать свои доходы и расходы, формировать долгосрочные сбережения, рационально выбирать финансовые услуги и т.п. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Что же такое финансовая грамотность? Это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Финансовая грамотность дошкольников включает, если кратко, - знание о деньгах и правильное отношение к деньгам.
Вся работа с дошкольниками должна быть построена таким образом, чтобы ребенок ощущал себя полноправным членом общества. Как известно, дети старшего дошкольного возраста уже умеют применять свой личный опыт в игровой деятельности и повседневной жизни, умеют вычленять главное и конкретизировать детали, могут изменять правила в играх и предлагать применять придуманные самостоятельно.
Основные задачи изучения основ финансовой грамотности: дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления; воспитывать нравственно-экономические качества; побуждать к взаимопомощи и поддержке.
Основные принципы обучения основам финансовой грамотности:
- доступность материала, чтобы ребенок мог увидеть результат своей деятельности;
различные формы поощрения дошкольников, которым особенно трудно выполнять задания;
- объем образовательной нагрузки не должен превышать нагрузку, максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Существуют различные формы игровой деятельности по экономическому воспитанию:
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры,
- интеллектуальные игры и развлечения,
- театрализованные мини-постановки,
- игровые образовательные ситуации.
Рассмотрим модель 4К. В нее входят четыре базовых навыка, которые можно и нужно развивать с дошкольного возраста: коммуникация; командная работа (или кооперация); критическое мышление; креативность.
Развиваются ли эти навыки при формировании основ финансовой грамотности посредством игровой деятельности?
Рассмотрим одну из компетенций – коммуникацию. В мире, в котором мы живем, сами знания и навыки не так важны, как умение взаимодействовать и ими обмениваться. Поэтому эффективная коммуникация выходит на первый план и становится крайне важной сферой развития детей в дошкольном возрасте. В детском саду мы развиваем коммуникативные навыки через игру и общение.
Критическое мышление — это умение оценивать много разных вариантов и выбирать из них лучший, умение искать и находить различные способы решения задач, а не только тот, что «навязан» педагогом.
Работа в команде тесно связана с коммуникацией. Цель — научиться определять общую задачу и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат.
Креативный человек умеет оценивать ситуацию с разных сторон, искать нестандартные решения. Он способен чувствовать себя уверенно при любых изменениях обстоятельств. Такие люди не боятся трудностей, потому что находят интерес в их преодолении.
Рассмотрим формирование навыков модели «4К» в сюжетно – ролевых играх экономического содержания, например, таких, как «Магазин», «Аптека», «Банкомат» и др. Играя в эти игры, у детей формируется коммуникация (при общении друг с другом), критическое мышление (когда из нескольких предложенных вариантов надо выбрать лучше). В играх можно работать в команде (например, игра «Супермаркет») и даже могут формироваться задатки креативности, когда ребенок оценивает ситуацию с разных сторон и учится принимать нестандартные решения.
Дидактические игры также предполагает собой выполнение заданий детьми в игровой форме. Играя, дети не подозревают, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения, и формируются задатки навыков модели 4К - коммуникации (когда играют несколько человек), соответственно формируются навыки работы в команде, формируется критическое мышление при выполнении разных заданий. Некоторые игры, например, «Монополия», «Миллионер» формируют задатки креативности.
При формировании основ финансовой грамотности мы активно применяем ИКТ. Дидактические игры, созданные с применением ИКТ, пробуждают желание детей участвовать в них, и эффективны, так как идет воздействие на зрительный и слуховой анализаторы. Наглядные изображения позволяют доступно и интересно усвоить материал. Интерактивные игры мы используем с соблюдением требований безопасности жизнедеятельности детей и ограничением по времени не более 5-7 минут в старших и подготовительных группах. Многие из них мы создаем сами, в соответствии с темой недели. Использование интерактивных игр на занятии в качестве дидактического средства помогает ребенку качественно усвоить новый материал или повторить его. Игровые компоненты, включенные непосредственно в саму интерактивную игру, активизируют познавательную деятельность дошкольника, и усиливают усвоение материала, развивают произвольность внимания, что немаловажно для ребёнка т. к. следующей ведущей деятельностью является учебная.
Таким образом, при ознакомлении с основами финансовой грамотности в процессе игровой деятельности формируются не только некоторые экономические умения и навыки, нравственно – экономические качества, но и навыки модели «4К».
Большую роль в формировании основ финансовой грамотности играет взаимодействие с родителями воспитанников. Ведь семья – это реальная экономика. В ней не учатся жить, в ней живут. В семье дошкольник знакомится с такими понятиями как «зарплата», «пенсия», «стипендия», «деньги», «бюджет».
Родители должны объяснить ребенку, что:
- семейный бюджет складывается из денег, которые получают все члены семьи;
- формировать бережное отношение к вещам, как к продуктам человеческой деятельности;
- развивать представления о таких нравственных качествах как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность, самостоятельность, ответственность.
Дошкольники могут оказаться в различных жизненных ситуациях, поэтому при формировании знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе, воспитатель должен сформировать некоторые экономические умения и навыки, а также нравственно - экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, уважение к чужому труду и т.д.). Дети должны понимать, что:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
- Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
- Деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
- Обучение основам финансовой грамотности – это интересно и увлекательно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/13/picture-1078165-1710335053.jpg)
Сценарный план СОД по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности
Сценарный план СОД по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотностиТема: «В гостях у фиксиков»Цель: знакомство с понятием «семейный бюджет&raq...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/24/picture-1113360-1632498112.jpg)
Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
laquo;Всякая инвестиция должна иметь смысл и сегодня и завтра».Р. КийосакиФинансовая грамотность дошкольника ‑ новая ветвь в дошкольной педагогике, является социальной проблемой с самых р...
Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности.
Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности....
Система мероприятий в обучении детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности
ПАСПОРТ Актуальность Работа по формированию элементарных математических представлений – важнейшая часть общей подготовки к школе....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/10/picture-642051-1433957814.jpg)
Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/19/picture-1165075-1568900697.jpg)
"Формирование 4К-компетенций посредством обучения детей старшего дошкольного возраста азам финансовой грамотности»
Активное развитие технологий и стремительное нарастание информационного потока привели к резким изменениям во всех сферах жизни. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики...