«Формирование 4К-компетенций посредством обучения детей старшего дошкольного возраста азам финансовой грамотности»
проект (подготовительная группа)
Активное развитие технологий и стремительное нарастание информационного потока привели к резким изменениям во всех сферах жизни. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным.
Согласно Национальной Стратегии правительства России в области финансовой грамотности, человек должен уметь планировать свои доходы и расходы, формировать долгосрочные сбережения, рационально выбирать финансовые услуги и т.п. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_forum_fingramotnost.docx | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тезисы к теме
«Формирование 4К-компетенций посредством обучения детей старшего дошкольного возраста азам финансовой грамотности»
Активное развитие технологий и стремительное нарастание информационного потока привели к резким изменениям во всех сферах жизни. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным.
Согласно Национальной Стратегии правительства России в области финансовой грамотности, человек должен уметь планировать свои доходы и расходы, формировать долгосрочные сбережения, рационально выбирать финансовые услуги и т.п. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Что же такое финансовая грамотность? Это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Финансовая грамотность дошкольников включает, если кратко, - знание о деньгах и правильное отношение к деньгам.
Вся работа с дошкольниками должна быть построена таким образом, чтобы ребенок ощущал себя полноправным членом общества. Как известно, дети старшего дошкольного возраста уже умеют применять свой личный опыт в игровой деятельности и повседневной жизни, умеют вычленять главное и конкретизировать детали, могут изменять правила в играх и предлагать применять придуманные самостоятельно.
Основные задачи изучения основ финансовой грамотности: дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления; воспитывать нравственно-экономические качества; побуждать к взаимопомощи и поддержке.
Основные принципы обучения основам финансовой грамотности:
- доступность материала, чтобы ребенок мог увидеть результат своей деятельности;
различные формы поощрения дошкольников, которым особенно трудно выполнять задания;
- объем образовательной нагрузки не должен превышать нагрузку, максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Существуют различные формы игровой деятельности по экономическому воспитанию:
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры,
- интеллектуальные игры и развлечения,
- театрализованные мини-постановки,
- игровые образовательные ситуации.
Рассмотрим модель 4К. В нее входят четыре базовых навыка, которые можно и нужно развивать с дошкольного возраста: коммуникация; командная работа (или кооперация); критическое мышление; креативность.
Развиваются ли эти навыки при формировании основ финансовой грамотности посредством игровой деятельности?
Рассмотрим одну из компетенций – коммуникацию. В мире, в котором мы живем, сами знания и навыки не так важны, как умение взаимодействовать и ими обмениваться. Поэтому эффективная коммуникация выходит на первый план и становится крайне важной сферой развития детей в дошкольном возрасте. В детском саду мы развиваем коммуникативные навыки через игру и общение.
Критическое мышление — это умение оценивать много разных вариантов и выбирать из них лучший, умение искать и находить различные способы решения задач, а не только тот, что «навязан» педагогом.
Работа в команде тесно связана с коммуникацией. Цель — научиться определять общую задачу и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат.
Креативный человек умеет оценивать ситуацию с разных сторон, искать нестандартные решения. Он способен чувствовать себя уверенно при любых изменениях обстоятельств. Такие люди не боятся трудностей, потому что находят интерес в их преодолении.
Рассмотрим формирование навыков модели «4К» в сюжетно – ролевых играх экономического содержания, например, таких, как «Магазин», «Аптека», «Банкомат» и др. Играя в эти игры, у детей формируется коммуникация (при общении друг с другом), критическое мышление (когда из нескольких предложенных вариантов надо выбрать лучше). В играх можно работать в команде (например, игра «Супермаркет») и даже могут формироваться задатки креативности, когда ребенок оценивает ситуацию с разных сторон и учится принимать нестандартные решения.
Дидактические игры также предполагает собой выполнение заданий детьми в игровой форме. Играя, дети не подозревают, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения, и формируются задатки навыков модели 4К - коммуникации (когда играют несколько человек), соответственно формируются навыки работы в команде, формируется критическое мышление при выполнении разных заданий. Некоторые игры, например, «Монополия», «Миллионер» формируют задатки креативности.
При формировании основ финансовой грамотности мы активно применяем ИКТ. Дидактические игры, созданные с применением ИКТ, пробуждают желание детей участвовать в них, и эффективны, так как идет воздействие на зрительный и слуховой анализаторы. Наглядные изображения позволяют доступно и интересно усвоить материал. Интерактивные игры мы используем с соблюдением требований безопасности жизнедеятельности детей и ограничением по времени не более 5-7 минут в старших и подготовительных группах. Многие из них мы создаем сами, в соответствии с темой недели. Использование интерактивных игр на занятии в качестве дидактического средства помогает ребенку качественно усвоить новый материал или повторить его. Игровые компоненты, включенные непосредственно в саму интерактивную игру, активизируют познавательную деятельность дошкольника, и усиливают усвоение материала, развивают произвольность внимания, что немаловажно для ребёнка т. к. следующей ведущей деятельностью является учебная.
Таким образом, при ознакомлении с основами финансовой грамотности в процессе игровой деятельности формируются не только некоторые экономические умения и навыки, нравственно – экономические качества, но и навыки модели «4К».
Большую роль в формировании основ финансовой грамотности играет взаимодействие с родителями воспитанников. Ведь семья – это реальная экономика. В ней не учатся жить, в ней живут. В семье дошкольник знакомится с такими понятиями как «зарплата», «пенсия», «стипендия», «деньги», «бюджет».
Родители должны объяснить ребенку, что:
- семейный бюджет складывается из денег, которые получают все члены семьи;
- формировать бережное отношение к вещам, как к продуктам человеческой деятельности;
- развивать представления о таких нравственных качествах как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность, самостоятельность, ответственность.
Дошкольники могут оказаться в различных жизненных ситуациях, поэтому при формировании знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе, воспитатель должен сформировать некоторые экономические умения и навыки, а также нравственно - экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, уважение к чужому труду и т.д.). Дети должны понимать, что:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
- Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
- Деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
- Обучение основам финансовой грамотности – это интересно и увлекательно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Сценарный план СОД по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности
Сценарный план СОД по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотностиТема: «В гостях у фиксиков»Цель: знакомство с понятием «семейный бюджет&raq...
Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
laquo;Всякая инвестиция должна иметь смысл и сегодня и завтра».Р. КийосакиФинансовая грамотность дошкольника ‑ новая ветвь в дошкольной педагогике, является социальной проблемой с самых р...
Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности.
Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности....
Система мероприятий в обучении детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности
ПАСПОРТ Актуальность Работа по формированию элементарных математических представлений – важнейшая часть общей подготовки к школе....
Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»...
"Формирование 4К-компетенций посредством обучения детей старшего дошкольного возраста азам финансовой грамотности»
Активное развитие технологий и стремительное нарастание информационного потока привели к резким изменениям во всех сферах жизни. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики...