ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
картотека (старшая группа)
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eticheskie_besedy.docx | 61.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
(СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)
Стрельникова В.В. воспитатель
Пояснительная записка
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о
будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные
ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности,
безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания детей
связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют детей о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс
содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у
него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению
самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом.
ФГОС ДО закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Одной из задач обозначенных Стандартом является: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
Одной из эффективных форм работы по духовно-нравственному воспитанию детей является беседа.
Беседы рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в духовно – нравственном воспитании.
Беседы адресованы педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений. Они окажут существенную помощь родителям в деле воспитания детей. Беседы могут проводиться как часть образовательной деятельности, так и в свободное время.
Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов и ситуаций побудить детей к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Беседы соединяем с чтением художественного произведения, показом иллюстративного материала опытов.
Цель бесед – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного и нравственного опыта.
Задачи:
1. интеллектуальное и духовное обогащение детей;
2. элементарное знакомство с православной верой;
3. формирование представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме;
4. возрождение русских национальных традиций и обычаев;
5. сохранение нравственных семейных ценностей.
Ожидаемые результаты работы.
Данная работа позволит обеспечить постепенное воспитание у ребёнка ясного понимания вещей окружающего мира, возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды.
Тематика бесед:
Добро и зло.
Формировать у детей представление о добре и зле (добро всегда побеждает зло), о хороших и плохих поступках. Продолжать учить правильно оценивать себя и других, видеть положительные и отрицательные качества персонажей. Воспитывать у детей такие качества личности, как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям.
Воспитывать стремление совершать добрые поступки и дела. Развивать коммуникативные навыки, речь.
Щедрость и жадность.
Формировать у детей нравственные качества, доброжелательность, щедрость, умение оценивать свои поступки и других. Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо. Развивать речь детей, умение вести диалог.
Правда и ложь
Формировать представление о нравственных понятиях «правда-ложь». Дать определение понятиям – правда, ложь. Учить давать оценку своим поступкам и поступкам героям литературных произведений. Воспитание таких нравственных качеств, как честность, справедливость; навыков культуры общения через пословицы, стихотворения.
Трудолюбие и лень
Формирование у детей нравственных качеств. Продолжать знакомить с проблемой человеческой лени, сделать собственные выводы о том, как можно преодолеть лень. Сформировать понятие, что только труд помогает добиться желаемого в жизни. Помочь понять смысл пословиц о труде. Формировать правильное отношение к труду, адекватную самооценку путем самоанализа и самораскрытия. Развивать коммуникативные навыки общения.
Зависть
Познакомить с понятием «зависть», показать её влияние на человека. Воспитывать чувство уважительного отношения к себе и другим людям, ответственность за совершаемые поступки. Развивать способность к самоанализу поведения, черт характера, настроения.
Послушание
Формировать представление о послушании и непослушании, показать необходимость послушания как возможности избежать многих неприятностей, скорбей, несчастий. Продолжать знакомить с народным творчеством. Усвоить общий урок: герой попадают в беду из-за непослушания. Развивать нравственно-волевую сферу детей, понимания необходимости управлять своими желаниями и поведением. Развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
Прощение
формировать знания о прощении, как выражения доброты, милосердия, понимания, любви. Развивать чувства и эмоции, лежащих в основе способности прощать. Овладение способами примирения.
Примерные конспекты бесед
Добро и зло.
Цель: Формировать у детей представление о добре и зле (добро всегда побеждает зло), о хороших и плохих поступках. Продолжать учить правильно оценивать себя и других, видеть положительные и отрицательные качества персонажей. Воспитывать у детей такие качества личности, как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям. Воспитывать стремление совершать добрые поступки и дела. Развивать коммуникативные навыки, речь.
Беседа
1.- Про некоторых людей говорят «он добрый», «он злой». Почему так говорят?
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда – один…
- Как вы думаете что такое «добро»? (Совершать хорошие дела, любить людей, не обижать их).
- А про вас можно сказать, что вы добрые? (Обсуждение детей).
Расскажите о своих добрых поступках.
- Что такое «зло», кого можно назвать злым. (Люди делают плохо, больно окружающим, друзьям, сердятся)
- Расскажите о том, совершали ли вы такие поступки?
- Конечно, о плохих делах не так приятно рассказывать как о хороших (ответы детей).
- А Вы, какими бы хотели быть «добрыми» или «злыми»?
Вывод: Ребята, запомните, неважно маленький ты или большой, главное - быть добрым.
Беседа
2.
- Мы с вами говорили о добре и зле, вы знаете, что значит быть добрым и злым. Вы рассказали о своих добрых и злых поступках.
Как вы думаете можно ли всегда быть добрым. Был ли у вас хоть один день, когда вы не злились, никого не обидели, не нагрубили.(ответы детей).
- Представьте, что вы кого-то обидели и потом поняли, что неправы. И вам стало грустно и стыдно. Что вы сделаете в такой ситуации? (пожалеть, попросить прощение).
Давайте проведем опыт.
Материал для опыта: пластилин или глина, гвозди.
Ход опыта: представьте, что пластилин это человек, а гвозди зло. И вот вы совершаете злые поступки и эти поступки, как гвозди, ранят человека, и остаются в нем. Какое зло мы можем причинить человеку? (гвозди вставить в пластилин). Но вы вдруг понимаете, что обидели кого-то и просите прощение (убираем по одному гвоздю). И вот вы за все свои поступки попросили прощение (в пластилине нет ни одного гвоздя). Что же остается? (ямочки).
Вывод: ребята, как в пластилине остаются ямочки, так и у человека в душе остаются раны от ваших плохих дел, и они долго будут заживать (человек будет забывать о вашем зле). Стоит ли делать зло и потом просить прощение или надо, сразу думать, какие последствия будут от вашего поступка Беседа
3.
- Стоят два дома (показать два картонных домика ). Один темный, страшный, в нем живет зло. Второй домик радостный, яркий, приветливый. В нем живет добро.
- Ребята, как вы думаете чего больше добра или зла?
- Добро это что? (любовь, забота, дружба и т.д.)
- Зло это что? (жестокость, зависть, жадность и т.д.)
Давайте поиграем в игру «Посели жителей». Каким цветом можно обозначить добро (зло).Например: черный- зло, красный- добро.
Цель: разложить в домики добра и зла , используя характеристики, красные и черные круги. Выяснить каких кругов больше «добрых» (красные) или «злых» (черных).
Воспитатель перечисляет характеристики: ложь, сострадание, жестокость, терпение, любовь, забота, зависть, жадность, лень, дружба, отзывчивость. Дети раскладывают круги в домики .
Воспитатель: Дети, давайте посчитаем, сколько каких кругов.
Дети: шесть красных «добрых» и четыре черных «злых».
Воспитатель: Дети, каких кругов больше!
Вывод: Зла меньше, чем добра и значит, добрых дел должно быть в нашей жизни больше, чем злых.
Беседа 4.
Ребята, вы любите сказки?
В сказках много разных персонажей, но мы можем разделить их на две группы – добрые и злые, положительные и отрицательные. Перед вами герои сказок (Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч, Иван Царевич, Емеля, кикимора, водяной, Василиса Премудрая, лиса, медведь, дед, баба, Дюймовочка и т.д.).
- Давайте, поиграем в игру «Сказочный герой – добрый и злой».
Для этого вспомните, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим, а какие – нет. Я называю сказочного героя, если он добрый, то кладем его в домик добра, а если злой, то в дом зла.
- Объясните почему вы думаете, что герой положительный или отрицательный. (дети раскладывают и объясняют. Анализируя их поступки, составить характеристики этих героев, и убедился в том, что они действительно являются яркими представителями добра и зла в сказках).
- Во всех русских народных сказках идет борьба между добром и злом.
- Чем же заканчиваются все сказки? (хороший конец)
- Что происходит со злом? (добро побеждает зло)
- Как вы думаете, почему добро побеждает зло?
Вывод: сказки учат доброте, отличать хорошее от плохого, терпению, трудолюбию, смелости, верить в свои силы, преодолевать трудности, бороться со злом, защищать слабых.
В сказке всегда хороший конец: побеждает тот, кто добрый, справедливый, любит свой народ, уважает старших, родителей.
Беседа 5.
- Какие сказочные персонажи вам нравятся добрые или злые?
- А на кого из персонажей сказок вы хотели бы быть похожими и почему? (дети рассказывают)
- Скажите, а злых, отрицательных героев сказок вам жалко или нет?
- Ребята, а может их никто в детстве не научил быть добрыми. Давайте подумаем, может мы с вами сможем исправить отрицательных героев и они станут добрыми? И из домика зла они перейдут жить в домик добра.
Достаю из домика по одному отрицательному персонажу.
- Баба Яга, какая? (ответы детей)
- Почему она стала такой и как можно ее изменить? Какое добро может делать сказочный (отрицательный герой) обладая своими способностями?
Например: Баба яга может выучиться на врача, а ступа станет машиной скорой помощи.
Побеседовать по каждому отрицательному персонажу.
Переложить их в домик добра.
Вывод: у нас добро победило зло, наши отрицательные герои стали добрыми и нужными.
«Хоть зло сильно - всему вредит, добро на свете победит!»
Беседа 6.
- Как вы думаете, если вы сделаете кому- то добро, человек забудет о нем или нет?
- А надо ли напоминать людям, если ты сделал кому-то доброе дело?
- Я вам хочу прочитать стихотворение А. Барто “Друг напомнил мне вчера”.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра.
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал).
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка.
Не жалел и пирожка –
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил счет.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу. Не влечёт.
- Почему мальчик не хочет общаться с другом? (нет, потому что он хвастался своими добрыми делами)
- Почему не надо хвалиться своими добрыми поступками? Ведь нам хочется, что б нас хвалили и хвалили, говорили, какие мы хорошие, что делаем добрые дела.
- Добро, ребята, никогда не забывается и человек его помнит очень долго, может даже всю жизнь. А вот напоминать о добром деле не надо. Сделав добро кому то, не надо ждать благодарности и награды.
- Послушайте еще одно стихотворение «Маленькая быль о доброте».
Мальчишка был голодный и босой, давно не ел, кружилась голова.
В дверь постучав, воды он попросил, но женщина выносит… молока!
И тот стакан — дал силы снова жить! Поверил он — есть в мире доброта!
Минуло много лет… и доктором он стал.
Вперед его жизнь потихоньку шла.
Он на обходе женщину увидел, ту, что дала когда-то молока!
Она была больна, причем серьезно, ей срочно операция нужна!
Он жизнь ей спас, все силы приложив, живет и побеждает доброта!…
Квитанцию к оплате принесли,
"Всю жизнь платить!" — подумала тогда, и взяв листок, не верила глазам!
От радости заплакала она!
Оплачен счет! Он рядом написал: «Оплачено стаканом молока!
- Забыл ли мальчик про добрый поступок женщины?
Вывод: Настоящее добро должно быть бескорыстным. Мы не должны ждать похвалы или благодарности за добрые дела. Добро перестает быть добром, когда о нем говорят вслух.
Беседа 7.
- Как вы думаете, почему один человек делает добрые дела, а другой злые?
Послушайте притчу «О Добре и Зле».
Однажды дедушка сказал своему внуку:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Дедушка едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Как вы понимаете слова «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».(поступки это пища для «волка» и какого волка ты больше кормишь, т.е. каких поступков совершаешь больше тот «волк» и сильнее, таким человеком ты и становишься - добрым
или злым).
Чего бы Вы хотели, чтобы на земле было больше добра или зла?(Все зависит от нас, от наших поступков).
Беседа 8.
О добре, добрых поступках человечество говорит очень давно. Придумано немало самых разных пословиц и поговорок.
1.«Худо тому, кто добра не делает никому».
2.«Доброта без разума пуста»
3.«Чего не сделаешь силком, того добьешься добром»
4.«Добро сделанное втайне, оплатится явно».
Дети объясняют смысл пословиц.
Вывод: Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.
Беседа 9.
- В народе говорят:
Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца – сады.
Вывод: Ухаживайте за своим садом и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
Беседа 10.
- В сказках добро всегда побеждает зло. Жаль, что в жизни бывает по-разному.
Послушайте историю.
«Жила – была девочка, такая же, как вы. Ей часто дарили много красивых, ярких, дорогих, игрушек. Но она никогда не делилась ими с другими детьми. А когда они ей надоедали, девочка ломала их и отправляла в кладовку. Там поселились заяц, с оторванным ухом, машина без колес, грязная кукла с растрепанными волосами. Однажды новые игрушки испугались, что тоже окажутся в кладовке и пошли искать себе новую добрую хозяйку. И остались только старые закрытые в кладовке игрушки.
- Как вы думаете эту девочку можно назвать злой? Почему? Как вы думаете, что она почувствовала, когда утром, открыв глаза, не увидела своих любимых новых игрушек?
«Она разозлилась, стала громко кричать и требовать от мамы новые игрушки. Но мама сказала: «Надо было беречь игрушки и по–доброму к ним относиться».
- Как вы думаете, что произошло дальше?
«От обиды на маму и игрушки она решила спрятаться в кладовку. Девочка долго плакала, но вдруг увидела коробку со старыми поломанными игрушками. Она так обрадовалась им, прижала к груди грязную лохматую куклу, зайца с оторванным ухом и долго сидела задумавшись. Потом девочка пошла к себе в комнату достала нитку с иголкой, пришила зайцу ухо, причесала и умыла куклу. И долго – долго с
ними играла».
- Как вы думаете, что произошло с девочкой? (она стала добрей). Что помогло ей стать добрее? (забота, внимание, сочувствие)
Беседа 11.
Игра « Разноцветные капельки»
Однажды на небе появилась черная-пречёрная туча (выставить на мольберте картинку черной тучи). И пошел дождь, но необычный, каждая капля была наполнена злом (на капельках написаны злые поступки). Это был дождь зла.На кого попадала такая капля, становился очень злым.
Что же делать, как победить зло? (ответы детей)
И друг пошел другой дождь, дождь добра. И каждая капелька была добрым делом. На кого попадала капелька добра опять становился добрым.
- Возьмите капельки доброго дождя (голубую) и напишем на ней добрые качества и поступки, которыми можно исправить и уничтожить зло. ( Дети выполняют задание)
- Закрепляем сверху на капельках зла капельку с добрыми поступками и уничтожаем их. (дети по очереди закрепляют свои капельки)
Вывод: добро всегда побеждает зло.
Беседа 12.
Игра «Скажем добро»
Дети встают в круг. Выбирается водящий — «доброта». Предлагаю ему подойти к товарищу и сказать, что он доброго про него думает. По моему сигналу дети хором произносят: «Нашу дверь мы распахнем, доброту мы в гости ждем». Водящий заходит в комнату, берет одного из детей за руку, выводит в центр круга и говорит о нем. Затем водящий меняется, игра возобновляется.
Песни о доброте
«Если добрый ты» «Что такое доброта», «Улыбка», «Дорогою добра»
Стихи о доброте
***
Как бы жизнь не летела
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело
Тем живём на земле.
Автор: А. Лесных
***
А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Автор: М. Лисянский
***
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит доброта
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час
Добрый вечер,
Ночь добра
Было доброе вчера
И откуда спросишь ты
В доме столько доброты.
***
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
***
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого- то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Пословицы и поговорки про добро
Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.
Про доброе дело говори смело.
Жизнь дана на добрые дела.
Худо жить без ласкового слова.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит
душа у негодяя.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Добрые слова дороже богатства.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Щедрость и жадность
Цель: Формировать у детей нравственные качества, доброжелательность,
щедрость,умение оценивать свои поступки и других. Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо. Развивать речь детей, умение вести диалог.
Беседа 1. Предложить послушать стихотворение «Жадность»
Играют в песочнице детки
Танюша и Галя-соседки.
Галя у Тани игрушки берёт,
Сама же, простите, ей не даёт.
Боится, что Таня сломает
Или в песке потеряет.
Танюше обидно, ведь ей же не жалко
Дать Гале и куклу, и шарик – пищалку,
И формы, и сито, и даже ведро,
Ведь вместе играть веселей всё равно.
Коль щедрости Галя не ценит теперь,
То может стать жадиной Галя - поверь.
- Как вы думаете, что такое щедрость (Жадность)?
- Что вы можете сказать про девочек?
-Почему Галя не даёт игрушки Танюше?(боится, что она их потеряет или сломает…)
-Почему обидно Танюше? ( Галя у Тани игрушки берёт, свои не даёт).
- Вы бы стали с жадным человеком играть? (нет…)
-Как бы чувствовала себя Галя, если с ней никто не стал бы
играть? (плохо, одиноко, скучно, не весело…)
- Что вы посоветуете Тане?
- А что бы вы сказали Гале?
Вывод: Щедрым быть –хорошо, а жадным плохо! Ребята, будьте всегда щедрыми!
Беседа 2. - Ребята, а что бы было, если бы все люди на планете Земля стали жадными? (никто никому ничего не давал бы, жили не дружно, ссорились бы, было бы жить плохо, не весело…)
- Как называют людей, которые делятся с другими? (щедрыми)
-А вас можно назвать щедрыми? (да)
- Мы сейчас это проверим.
Возьмитесь игрушку, и скажите честно – чем вы делились с другими? (ответы детей)
- Значит, вы какие? (щедрые, не жадные…)
Беседа 3. - Скажите, а всегда ли вы бываете щедрыми?
- А почему так случается, что вы становитесь вдруг жадными? (ответы детей)
- А можете ли Вы рассказать о поступках, когда вдруг стали жадными? (рассказы детей)
- Вы с другом чем- то не поделились, и что произошло? (друг плакал, ушел, обиделся …)
- А что надо было сделать, что б вы остались друзьями? (ответы детей)
- О чем легче рассказывать, о том, как вы были щедрыми или жадными? (ответы детей)
- Так как приятней рассказывать о том, как вы были щедрыми, то и делать надо как можно больше щедрых поступков.
Послушайте стихотворение Е. Благининой «Подарок»
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки –
Любимая была.
И всё – таки подружке
Игрушку отдала.
- Что можно сказать про девочку, которая отдала любимую игрушку, какая она?
- А что можете сказать про девочку, которая просила игрушку?
-Как вы думаете, жалко было отдавать свою любимую игрушку? (ответы детей).
- Какой совет дадите девочкам? (если тебе понравилась чужая вещь, то не всегда стоит ее просить. Ведь эту вещь тоже кто –то любит и ценит. )
- Ребята, если у вас что-то просят, а вам жалко вы, конечно, дайте, но можете сказать «Ты поиграешь (наиграешься) и потом мне отдашь?». И тогда вы останетесь друзьями.
Беседа 4. Предложить послушать рассказ Т. Понамарёва «Хитрое яблоко»
Петя нарисовал яблоко. Оно получилось такое красивое, что не выдержало и выкатилось из альбома, как настоящее! Петя взял яблоко и отнёс его маме.
На следующий день он опять нарисовал красивое яблоко. И опять оно выкатилось из альбома. Он взял и подарил папе.
На третий день Петя нарисовал большое – пребольшое яблоко: один бок у него был ярко – красный, другой ярко – жёлтый, а на маленьком череночке – зелёный листок. Яблоко скатилось со странички и упало Пете на коленки. Петя откусил яблоко: оно оказалось таким вкусным, что он тут же пожалел:
- Зря я отдал два яблока папе и маме. Лучше бы сам съел их. Теперь только для себя рисовать буду. Только он это сказал, как яблоко тут же выпало из рук и
вкатилось обратно в альбом. Теперь оно стало нарисованным, только один бок у него был надкусан.
-Почему яблоко вкатилось обратно в альбом?
-Какие хорошие поступки совершил мальчик?
- Какой его поступок можно назвать плохим?
- За что был наказан мальчик?
- Можно ли мальчика назвать жадным?
Вывод: Никогда не жалейте того, что вы подарили своим друзьям.
Беседа 5. Прочитать детям сказку «Чистая бухточка» Чукадина Н.Г.
«Чистая бухточка» хранила в себе лучшие жемчужины моря, но всегда прятала их от людей. Во всех других бухтах моря люди добывали жемчуг, и только в «Чистой бухточке» никто не мог его найти. Если бухты отдавали людям слишком много жемчуга, море сердилось и поднимало шторм, и от этого вода в бухтах мутнела. И только в «Чистой бухточке» она оставалась прозрачной.
— Ну и что! Море перестанет сердиться, вода вновь будет чистой, — говорили другие бухты. Зато мы щедро делимся с людьми, а ты скупая. «Бухточка» молчала и по-прежнему прятала раковины с жемчужинами в свои глубокие расщелины.
Однажды на ее берег пришел человек и стал просить: «Подари мне только одну жемчужину. Моя дочурка очень больна, и мне нужны деньги на лекарства. Ловцы жемчуга не пускают меня в другие бухты». Сказав это, человек нырнул в воду и поплыл прямо к тому месту, где «Бухточка» хранила самую прекрасную жемчужину. И вдруг «Бухточка» сама подтолкнула ее навстречу человеку.
«Что я наделала? Теперь море рассердится, и моя вода станет мутной», — испугалась «Чистая бухточка», но тут послышался ласковый голос:
- Эта жемчужина спасет жизнь девочки. Ты поступила правильно, и от этого твоя вода станет еще чище!
-Почему «Чистая бухточка» отдала свою жемчужину?
-Как вы думаете, щедрое ли море?
-Понравилось ли «Бухточке» быть щедрой? Почему вы так думаете?
-Почему море не ругало бухточку, за то, что отдала жемчужину? (жемчужина спасла человека, она нужна была для доброго дела)
- Сложно ли быть щедрым? Почему?
- А вы бываете щедрыми?
Вывод: Щедрость должна быть направлена на добрые дела.
Беседа 6. - Мы читали с вами сказку про «Чистую бухточку». А чем вы можете поделиться с другими людьми. Вы ведь не зарабатываете денег, и значит купить ничего не можете. И дарить без разрешения родителей вещи и игрушки вы тоже не можете. Что же делать? (нарисовать или сделать подарок другу, больным детям, спеть песню и т.д., предложить помощь)
- Давайте мы сейчас сделаем куклы и подарим их детям, у которых нет родителей и живут они в интернате.
- Надо ли хвастаться своим поступком и всем рассказывать, что вы сегодня были щедрыми и делали добро?
Вывод: щедрый человек всегда вовремя заметит, что кому-то нужна его помощь; щедрый человек делиться с другими и ничего не требует взамен; щедрые поступки помогают людям стать добрее.
Беседа 7. - Вспомните сказки, в которых говорится о жадности. ( «Сказка о рыбаке и рыбке», «Два жадных медвежонка»)
- Ребята давайте вспомним сказку «Два жадных медвежонка».
-Про кого эта сказка? (про 2-х жадных медвежат).
- Почему их мы называем жадными? (они жадничали, сыр не могли разделить между собой поровну).
-Как они делили сыр, расскажите? (каждый хотел взять кусок побольше).
- А теперь вспомним «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Про кого эта сказка?
- Какая старуха в этой сказке?
- Почему вы думаете, что старуха была жадная? (она просила у золотой рыбки подарки и все была недовольна ими)
-Чем же заканчиваются эти сказки. Что случилось с нашими героями к концу сказки? (Медвежата остались голодными, а старуха осталась у разбитого корыта)
-Хорошо ли быть жадным? (жадным быть плохо не только для людей, которые тебя окружают, но и для самого себя).
Вывод: Жадный герой в сказке всегда наказан.
Беседа 8. Раскрыть детям смысл пословиц.
Богатство без щедрости — все равно, что дерево без плодов.
Жадность - всякому горю начало.
Жадность - что река: чем дальше, тем шире.
Одной рукой собирай, другою раздавай!
Не считай щедрым дарящего чужое
Хоть лопни брюшко, да не оставайся добро!
В одну лапу всего не сгребешь.
Федюшке дали копеечку, а он и тысячу просит.
Стихи о щедрости и жадности
Щедрость и Жадность (По Евгению Санину (Монах Варнава)
У Жадности просила Щедрость:
«Отвергнешь просьбу ты любую,
Но дай, не посчитай за дерзость,
Кастрюлю, самую большую!»
«Не дам!» -- как отрубила, Жадность.
Тому не привыкать ушам.
Ещё услышим, не однажды,
От Жадности — «Не дам, не дам!»
Не стала спорить и перечить
(Не спорь и ты о том, дружок),
Но Щедрость принесла под вечер
Ей испечённый пирожок.
«А почему один всего лишь,
И мал, не знаешь, как и взять?
Ты -- Щедрость, знать, себе позволишь
По боле всем всё отдавать!»
«Везде просить кастрюли стала,
Уж, коль с тобою не срослось.
У всех, кого б ни угощала,
Кастрюль поменьше не нашлось!»
Осталась Жадность «с носом» так…
(Наелся ж, кто -то -- досыта!)
Про жадину
Жадность -качество плохое.
С жадным лучше не дружить,
Потому что если в сумку
Вы забыли положить:
Карандаш или линейку,
Или что-нибудь ещё...
Можете сидеть спокойно.
Он не даст вам ничего.
Он сейчас же всё тихонько С парты в сумку уберёт,
Отодвинется подальше
И печально так вздохнёт.
Так что лучше утром рано
Чтобы жадный не вздыхал
Положи в портфель резинку
И тетрадку и пенал.
В нашем классе есть такие?
Может есть, а может нет.
Чтоб увидеть, надо чаще
На себя в анфас смотреть!
Жадина Яков Аким
Кто держит
Конфету свою
В кулаке.
Чтоб съесть её
Тайно от всех
В уголке.
Кто, выйдя во двор.
Никому из соседей
Не даст
Прокатиться
На ве-ло-си-педе,
Кто мелом.
Резинкой,
Любою безделицей
В классе
Ни с кем
Ни за что
Не поделится -
Имя тому
Подходящее дадено,
Даже не имя,
А прозвище:
ЖАДИНА!
Жадину
Я ни о чём
Не прошу.
В гости я
Жадину
Не приглашу.
Не выйдет из жадины
Друга хорошего.
Даже приятелем
Не назовёшь его.
Поэтому —
Честно, ребята, скажу
С жадными
Я никогда
Не дружу!
Правда и ложь
Цель: Формировать представление о нравственных понятиях «правдаложь». Дать определение понятиям – правда, ложь. Учить давать оценку своим поступкам и поступкам героям литературных произведений. Воспитание таких нравственных качеств, как честность, справедливость; навыков культуры общения через пословицы, стихотворения.
Беседа 1. - Что такое лож (правда)? (ответы детей)
- Можно ли никогда не врать?
- Что для этого надо делать?
- А легко ли говорить правду?
Послушайте сказку «Ложь и, правда»
«За высокими горами, за зелёными лесами жили-были две сестры. Одну звали Правда, другую Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она
мешала им честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинает народ сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут:
«Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесёт». Честный человек её не слушает, знай себе, трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст, да и заснёт. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа. Стал
народ думать, как ото Лжи избавиться. Уж и Правда её корила и стыдила, а ей хоть бы что, знай, себе врёт и обманывает. Решил народ прогнать её вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живёт она с нами и ни кто не знает, как её изжить с земли. Стараются люди только с
Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнёт для Лжи своё сердце, то она там и поселится и очень трудно будет от неё избавиться».
- С кем из героев этой сказки вы дружите?
- Было ли такое, что к вам приходила ложь и когда? (рассказы детей)
Вывод: Давайте дружить с правдой, а ложь гнать от себя.
Беседа 2. - Понимают ли люди, что врать нехорошо?
- Почему люди говорят неправду? (из лучших намерений, чтобы не огорчить родителей; из трусости, опасаясь последствий; из корыстных расчетов, стремясь что-то выгадать для себя; по легкомыслию, нечаянно, не задумываясь, для чего они это делают).
(Побеседовать с детьми)
Например: из лучших намерений – человек не говорит правду другому человеку, так как нехочет огорчать его. Например, у человека была кошка, к которой он привык. Она умерла. Ему сказали, что кошка пошла гулять, и не вернулась, но
возможно скоро придет. У человека остается надежда, что животное вернется.
Из трусости, опасаясь последствий – если я скажу правду, то меня накажут, а если совру, то могут и пожалеть. Это как в сказке фантазеры- мальчик съел варение, а сказал, что съела сестра. Родители сестру поругали, а ему дали еще варения.
- Было ли у вас такое, что вы соврали, а потом про вашу ложь
узнали?
- Стыдно вам было?
- Что сделали взрослые, когда узнали, что вы врете?
Прочитать стихотворение.
Ложь
Прихожу вчера
Домой,
Папа —
Как глухонемой.
Ну, а мама,
Скажет слово,
И у нас
Молчанье снова.
Если папа с мамой
В ссоре,
Я на свете
Не живу,
Спрячусь где-то
В коридоре
И реву.
Но вчера
Я слезы стерла.
- Папа, папа,
Посмотри!
Что-то мне
Попало в горло
И в груди
Болит внутри!
Тут они
Вскочили оба:
- Ты больна?
- А нет озноба?
Мама шепчет:
- «Неотложку»...-
Папа просит:
- Дай мне ложку
Посмотреть ее гортань.
Не волнуйся,
Перестань...
Разберемся мы
И сами,
Успокойся! -
Шепчет маме.
Помирились...
Как я рада!
Ставить градусник
Не надо.
- Что вы скажете о поступке девочки? Правильно ли она сделала, что соврала? Как вы думает, что скажут родители, когда узнают правду, что она врала, для того что б их помирить? Будут ли ее ругать?
Вывод: Говорить правду может только смелый, мужественный человек, трус всегда врет. Если вы хотите быть людьми, которых все уважают, находите в себе силы говорить правду.
Беседа 3. Зачитать детям правила честного поведения.
Сказал – сделай.
Не уверен – не обещай.
Ошибся – признайся.
Говори только то, что думаешь.
Не можешь сказать правду – объясни почему.
Поступай только честно.
Побеседовать с детьми по каждому правилу.
Вывод: Если вы будите соблюдать правила, о которых мы сейчас говорили в общении с другими людьми, тогда вас, действительно, можно считать честными ребятами.
На свете так бывает,
Порой не разберешь:
С тобою, Правда рядом
Иль вкрадчивая Ложь.
Давайте же ребята,
На свете честно жить,
Не будем лгать, а будем лишь
Правду говорить!
Беседа 4. Воспитатель предлагает послушать рассказ Л. Толстого
Мальчик играл и нечаянно разбил дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я». Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал».
- Как вы думаете, мальчику трудно было сознаться в своей оплошности?
- Что мальчик почувствовал, когда отец спросил: «Кто разбил?» (Испугался, «затрясся от страха».)
- Как можно охарактеризовать мальчика? (Правдивый, смелый, честный.)
- А что можно сказать об отце мальчика? (Он ценит правду, честность.)
Вывод: найдите в себе мужество признаваться в поступках,
даже если они не совсем правильные. Будь честным и правдивым.
Беседа 5. Прочитать рассказ Льва Толстого: "Косточка":
«Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не
удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел». Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».
Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.
- Почему Ваня сразу не признался?
- Почему он заплакал?
- Как бы поступили вы, если вам чего-то очень хочется, а брать нельзя?(ответы детей)
Вывод: если в вашей жизни случилось так, что вы сказали неправду, то будьте смелыми и найдите в себе силы и смелость сказать правду. Тогда вас будут уважать окружающие.
Беседа 6. Какой вы представляете ложь (темная, грустная, печальная, гонят ее отовсюду)
Какой вы представляете правду (веселая, радостная, вокруг нее много людей)
Предложить детям нарисовать портреты лжи и правды. Рассмотреть портреты и побеседовать, почему именно так нарисовали правду или лож.
-Как уберечь себя от лжи? (просто говорить всегда правду)
Беседа 7. -Вы любите сказки?
- Есть такая присказка «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
- Как вы понимаете эти слова? (сказкам это выдумка, неправда, но она учит, как надо поступать, чего не надо делать в той или иной ситуации.В сказке добро, правда, любовь всегда побеждает зло, ложь…)
-Какой сказочный герой часто прибегает ко лжи и обману? (лиса)
- Кто помнит сказки, где лиса обманывает, хитрит? (дети перечисляют знакомые сказки). Посмотреть подборку книг.
- В чем заключается ее ложь?
- Чем заканчиваются сказки, что происходит с лисой?
(«Собака гоняла, гоняла лису из стороны в сторону и совсем загоняла. Лиса упала и не могла подняться». «Лисица же, расставшись со своими друзьями, пошла бродить по деревням, в которых и век свой скончала». «К этому времени и другие
звери всем рассказали о лисьих обманах. Так и осталась Патрикеевна одна-одинешенька. Обманщиков не только люди не любят, но и звери в нашем лесу».)
Вывод.
Не бойся сказок. Бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет.
На свете правды больше станет.
Беседа 8. -Рассмотрим ситуации. Как вы в них себя поведёте?
Разбили мамину любимую вазу. Как об этом сказать маме?
Плохо вёл себя на занятиях и об этом рассказали родителям.
Обидел бабушку и об этом узнал папа.
Беседа 9. Предложить послушать рассказ "Что легче?" В.А. Осеева
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся:
- Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец, и не будет браниться.
- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать, и не будет бранить меня.
- А я правду скажу, - говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она, правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.
- Нет, - говорит, - в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости идёт.
Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тетка, да и простила.
-Какой мальчик вам нравится больше и почему?
-Была ли у вас такая же ситуация как у первого и второго мальчика, когда вы сказали неправду, и эта неправда открылась? Что вы чувствовали? Что сказали окружающие?
Вывод: сколько бы мы не врали, а правда всегда на поверхность выплывет. Не врите, и тогда не придется краснеть за свой поступок.
Беседа 10. Объяснить смысл пословиц.
Красива ложь, да от правды не уйдёшь.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Кто правдой живёт, тот добра наживёт.
Один раз обманешь, в другой раз не поверят.
Беседа 11. Правда.
Один человек всю жизнь искал правду, но никак не мог отыскать. Он исходил множество стран, побывал и на севере, и на юге, и на западе. И вот однажды он пришел в одну маленькую страну, о которой почти никому не было известно. И случайно набрел на какой-то заброшенный дом. Хозяин дома сказал ему, что
именно здесь, в этом доме, прячется сама Правда. Странник не поверил ему, но мужчина уверял, что так оно и есть на самом деле, и подвел его к большой статуе, на которую было наброшено плотное черное покрывало.
- Вот, - сказал мужчина, - она перед тобой, сама Правда. Тогда путешественник протянул руку, сдернул покрывало и увидел перед собой ужасное, страшное, омерзительное лицо.
И он отшатнулся в испуге.
- Что это? - спросил он. - Неужели это и есть Правда? И тогда Правда ответила ему тихо:
- Да. Это я и есть. Правда.
- Но какая же ты страшная, - воскликнул странник. – Страшнее тебя нет никого. Как же я о тебе расскажу людям?
- А ты солги, и лож твоя будет красивая- посоветовала Правда,
- и тебе все поверят.
- Почему в притчи сказано, что «Страшнее правды нет никого»? (ответы детей)
- А вы всегда любите, когда о вас говорят правду, или вам нравится, когда вас хвалят, даже незаслуженно, что б поднять вам настроение.
- Проведем опыт (возьмем лист бумаги мятый, грязный, рваный) представьте, что бумага живая. Беру бумагу в руки и говорю ей:
- Какая же ты чистая, красивая, какие у тебя замечательные узоры по краям. Тебя можно выставлять в выставочном зале, ты такая прекрасная.
- Я сказала правду или соврала? (соврала)
- Какая же ты грязная и неаккуратная, тебя надо срочно почистить.
- Как вы думаете, что приятней было слышать бумаге - как я врала, или говорила правду. (когда врала)
- А вот когда я говорила, бумаге было неприятно, даже страшно. Вот и говорят страшная (неприятная) Правда.
Притча о Правде и лжи.Симеон Афонский
Услышал человек, что есть на свете правда. Пошел ее искать. Идет себе, видит – Ложь идет. – «Куда, человек, идешь?» -
Спрашивает. – «Иду Правду искать!» – «Вот, хорошо! -
Говорит Ложь. – Я тоже хочу Ее раз увидеть, а то никогда не встречала!» Пошли они вместе. Пришли в один край, спрашивают: «Правда здесь есть?» –
«Была, ушла только что! Куда – не знаем!» Пошли человек и
ложь дальше правду искать. Пришли в другой край, опять спрашивают:
-«Была здесь Правда?».
- «Была! – Отвечают.
- Где-то неподалеку ходит. А кто это с тобой?»
- Спрашивают люди у человека.
- «Это – Ложь!» - отвечает.
А люди ему говорят: «Да кто же Правду может вместе с Ложью найти? Ты прогони Ложь!» -Советуют...
- «И то, правда!»
- Изумился человек и прогнал от себя Ложь. Только прогнал, глядь – Правда заходит!
- «Здравствуйте, - говорит, - добрые люди!» Вот чудеса-то!
Вывод: Если рядом с тобой лож, то ты правду никогда не найдешь.
Стихи о правде и лжи
С. Михалкова «Находка»,
Я выбежал на улицу,
По мостовой пошел,
Свернул налево за угол,
И кошелек нашел.
Не знает эта девочка,
Что у меня в руке
Ее богатство медное
В тяжелом кошельке.
И в каждом отделении
Пятак на пятаке.
Но тут беда случается,
И я стою дрожа:
Не нахожу в кармане я
Любимого ножа.
Недруг по той шел улице,
По той же мостовой.
Идет навстречу девочка С поникшей головой. И грустно смотрит под ноги,
Как будто по пути
Ей нужно что -то важное
На улице найти. И вдруг я вижу девочка
Идет по мостовой,
Мой ножик держит девочка
И спрашивает: Твой?
Я нож беру уверенно,
Кладу его в карман.
Проходит мимо девочка,
Не знает ничего. И грустно смотрит под ноги,
Как будто по пути
Ей нужно что -то важное
На улице найти.
Не знает эта девочка,
Что у меня в руке
Ее богатство медное
В тяжелом кошельке.
Я бросился за девочкой, и я догнал ее, и я спросил у девочки: - Твое? Скажи, твое?
- Мое, - сказала девочка,
Я шла, разинув рот.
Отдай!
Я так и думала,
Что кто -нибудь найдет.
Разбитая ваза
У меня большое горе:
Я разбил сегодня вазу
–Ту, любимую, у мамы,
Расколол на черепки.
Ах, зачем полез туда я
И задел бедняжку локтем!
А теперь я знаю: будет
Мама очень горевать.
Вернувшись с работы,
Увидела мама
Осколки от вазы
И рядом меня…
Но я прошептал ей:
- Прости меня, мама!
И мама простила,
И мама простила,
И мама простила – меня!
Правду высказать недолго.
А соврёшь - придётся долго,
Долго-долго, очень долго,
Без конца придётся врать.
Лучше времени не трать!
По мотивам детской притчи "Что легче?"
Монаха Варнава (Евгений Санин)
В лес отправились друзья -
Петя, Коля и Илья.
Птички, ягодки, грибки,
Елки, сосенки, дубки...
Было весело мальчишкам,
Веселились шалунишки.
В играх целый день прошёл,
Быстро вечер подошел...
Поняла тут детвора,
Возвращаться им пора.
Только вот, за опозданье,
Ждёт мальчишек наказанье...
И с поникшей головой
Побрели они домой.
Каждый думал, как тут быть?
Как же лучше поступить?
Рассказать что в оправданье,
Чтоб избегнуть наказанье?..
Может попросту соврать?
Может правду рассказать?
Так в задумке, по просёлку,
Приближались к посёлку.
Солнце за рекою село
Незаметно вечерело..
Трудолюбие и лень
Цель: Формирование у детей нравственных качеств. Продолжать
знакомить с проблемой человеческой лени, сделать собственные выводы о том, как можно преодолеть лень. Сформировать понятие, что только труд помогает добиться желаемого в жизни. Помочь понять смысл пословиц о труде. Формировать правильное отношение к труду, адекватную самооценку путем самоанализа и самораскрытия. Развивать коммуникативные навыки общения
Беседа 1. - Ребята, что такое лень? (ничего не хотят делать, откладывают свои дела на потом, много спят …)
- Как называют таких людей? (лентяями)
- Что такое трудолюбие? (много работает)
- Как называют таких людей? (трудолюбивые)
Давайте поиграем в игру «Хорошо-плохо»
- Скажите, лентяем быть хорошо? Почему? (ничего не надо делать, можно долго спать и т.д.)
- А лентяем быть плохо? Почему? (в школе будут ставить двойки, ничего знать не будешь, в квартире будет грязно, дружить никто не будет и т.д.)
- Почему трудолюбивым быть плохо? (надо что- то делать, вставать рано, не всегда можно смотреть телевизор и т.д.)
- Почему трудолюбивым быть хорошо? (много читаешь и много знаешь, делаешь подарки и даришь друзьям, помогаешь родителям и они тебя хвалят и т.д.)
- Как бы вы хотели, что б вас называли – лентяй или трудолюбивый и почему? (ответы детей)
Вывод: «Без труда чести не получишь»
Беседа 2. Прочитать детям Украинскую народную сказку “Колосок”
"Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом за работу
принимался. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле
пшеничный колосок.
- Круть, Верть,- позвал петушок, - глядите, что я нашел! Прибежали мышата и говорят:
- Нужно его обмолотить.
- А кто будет молотить? – спросил петушок.
- Только не я! – закричал один.
- Только не я! – закричал другой.
- Ладно,- сказал петушок, - я обмолочу.
И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту. Кончил петушок молотить и крикнул:
- Эй Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил! Прибежали мышата и запищали в один голос:
- Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!
- А кто понесет? – спросил петушок.
- Только не я! – закричал Круть.
- Только не я! – закричал Верть.
- Ладно, - сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу. Взвалил себе на плечи мешок и пошел. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, опять зовет мышат:
- Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принес. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
- Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить
да пироги печь.
- Кто будет месить?- спросил петушок. А мышата опять за свое:
- Только не я! – запищал Круть.
- Только не я!- запищал Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
- Видно мне придется.
Замесил тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в нее пироги. Мышата тоже времени даром не теряют: поют, пляшут.
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
- Ох и проголодался я! – пищит Круть.
- Ох и мне есть хочется! – пищит Верть. И за стол сели. А петушок им говорит:
- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашел колосок?
- Ты нашел! – громко закричали мышата.
- А кто колосок обмолотил? – снова спросил петушок.
- Ты обмолотил? – потише сказали оба.
- А кто зерно на мельницу носил?
- Тоже ты,- совсем тихо ответили Круть и Верть.
- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пек?
- Все ты. Все ты, - чуть слышно пропищали мышата.
- А вы что делали? Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать”.
- Понравились ли вам мышата Круть и Верть? Почему?
- Как их можно назвать?
- Похожи ли они на петушка Голосистое горлышко?
- Как можно назвать петушка? (Трудолюбивый, работящий.)
- Прав ли был петушок, что не дал мышатам пирожок? Почему?
Вывод: в народе говорят «Кто не работает, тот и не ест». Каждая работа оценивается. Трудолюбивые за свой труд получают награду, а лентяев никто не любит, а только ругают.
Беседа 3. Б. Заходера«Петя мечтает».
Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло,
Хорошо бы это было!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места — Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай, гуляй, да отдыхай!
Тут и мама б перестала,
Говорить, что я лентяй!
- Почему мальчика называют лентяем?
- Вас когда - нибудь называли лентяями? Почему? (ответы детей)
- Как же побороть лень, что для этого надо сделать? (рассуждение детей)
- Я вам могу назвать одно слово, которое гонит лень и это слово «НАДО». Чаще его говорите и тогда лень к вам никогда не придет.
Беседа 4. - Скажите, а как выглядит лентяй? (грязный, неопрятный, недовольный)
- А как выглядит трудолюбивый человек? (веселый, чистый, много знает, с ним много друзей)
Предложить детям нарисовать портреты лентяев.
Рассмотреть портреты.
- А вы хотели ли быть такими? Почему?
Беседа 5. - Как вы думаете, от того, что человек ленивый, только ему плохо или плохо и людям, которые его окружают? (и лентяю и окружающим людям).
Послушайте сказку В. Сухомлинского «Лентяй и солнце»
«Лежит мальчик загорает.
- Солнышко, передвинься, пожалуйста, немножко в сторону, мне жарко.
Солнце рассмеялось:
- Разве мыслимое это дело, чтобы солнце передвигалось, куда лентяю захочется?
Лентяй рассердился и закричал:
- Значит, ты не хочешь передвинуться?
- Не хочу, — отвечало Солнце.
- Ах, так?! — сказал Лентяй. — Тогда я назло тебе буду лежать здесь!»
- Кому сделал хуже лентяй, что остался лежать на солнце, себе или солнышку? (себе, так как сгорит и потом будет больно)
Разбор ситуаций «Кому плохо из-за твоей лени»:
- не убрал игрушки,
- не сделал уроки,
- не поел,
- не умылся,
- не пошел в детский сад или школу,
Вывод: если вы ленитесь, то в большей степени делаете зло себе. А так же доставляете неприятности и окружающим.
Беседа 6. - Отчего человек становится ленивым?
- Послушайте притчу «Лень»
«Рано утром проснулся человек и подумал: «Эх, поспать бы еще, но надо вставать. У меня сегодня множество дел».
Протер человек глаза и увидел на постели круглое пушистое существо размером с блюдце.
- Кто ты? - спросил человек.
Существо зевнуло в ответ и умильно попросило:
- Человек, пожалуйста, давай поспим еще минуточку. У тебя
такая мягкая постелька.
- Минуточку можно, - пробормотал человек, и его голова опустилась обратно на подушку.
Снова проснулся человек через час. Взглянул он на часы и понял, что опоздал на встречу. Хотел человек вскочить, но тут увидел на кровати круглое существо размером с таз. Существо потерло пухлыми ручками глаза-щелочки и пробормотало:
- Куда спешить, человек!? Ты уже опоздал на встречу. Теперь можно еще поспать.
- Кто ты? - удивился человек.
Существо вместо ответа так сладко зевнуло, что человек тоже невольно зевнул, и его голова опустилась на подушку. Человек проспал еще несколько часов и вдруг почувствовал, что ему душно. Он еле разлепил опухшие глаза и увидел, что на нем сидит толстое бесформенное существо размером с облако.
- Кто ты? - закричал человек.
- Не узнал! Ты сам меня вырастил. Я твоя Лень, - захохотало существо и добавило:
- Мы сегодня славно провели время!
- Нет, я все бока отлежал и не сделал дела, - возразил человек.
- Хорошо, тогда вставай и принимайся за обед, а потом снова ложись, радостно предложила Лень.
- У меня же дела, - не согласился человек.
- У тебя нет никаких дел, - засмеялась Лень и расплылась вокруг человека белым туманом. В этом тумане исчезли все дела человека: и работа, и друзья, и даже сама жизнь.
- Что посоветуете этому человеку? Что ему сделать, что б лень исчезла?
Вывод: Если вы чувствуете, что к вам подходит лень, не подпускайте ее, боритесь с ней. Если вы что- то не сделаете один раз, потом второй, третий, то лень в вас растет все больше и больше.
Беседа 7. Наверняка у каждого из нас выдаются такие дни, когда очень не хочется браться за трудное дело, и мы стараемся отложить его на завтра. Хотя многие очень хорошо знают крылатое выражение: «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня». Очень часто бывает, мы должны заниматься трудным
и не очень интересным делом, а нас манит другое, более увлекательное занятие.
Лень-матушка свойственна многим людям. Иногда не хочется вставать рано утром, делать зарядку, умываться, чистить зубы, идти куда-то ни свет ни заря. Нам очень хочется еще немножечко понежиться в теплой постельке. Но все-таки вы встаете и быстро делаете все утренние дела. Почему? Что вас заставляет?
Беседа 8. Объяснить детям смысл пословиц.
“Кто не работает, тот не ест”;
“Какие труды – такие и плоды”;
“Как посеешь, так и пожнешь”;
“Труд человека кормит, а лень портит”;
“Сделал дело – гуляй смело”;
“Лень до добра не доведет”
Беседа9. - Ребята, бывает у вас такое, что вам не хочется что-то делать
и за вас делают взрослые или друзья? (ответы детей)
- Вам приятно это?
- А что для себя вы делаете сами и никто вам никогда не помогает?
- Послушайте рассказ «Блестящие ботинки» В. Сухомлинский
«Маленькая девочка почистила ботинки и вышла на улицу. Там стоял мальчик. Он говорит девочке:
- А мои ботинки лучше твоих блестят! Девочка посмотрела на ботинки мальчика и спрашивает!
-Твои ботинки лучше блестят. А чем ты их чистишь?
Мальчик отвечает:
-А я... а я даже не знаю. Мои ботинки почистил дедушка.
-Ах, дедушка! — сказала девочка и пошла дальше».
- Почему девочка ушла и не стала общаться с мальчиком?
- Что можно сказать о девочке, какая она?
- А мальчик, какой?
- Как вы думаете, дедушка должен был чистить ботинки мальчика или надо было научить его самого чистить ботинки?
Вывод: Про таких людей, как мальчик говорят: «Ленивые руки чужие труды любят». Чтоб вас не назвали лентяем, старайтесь сами выполнять домашние обязанности. А если чтото не можете, попросите и вас научат.
Беседа 10. - Ребята вы любите сказки?
- В сказках часто высмеиваются лентяи.
- А вы помните героев сказок, которые были ленивыми?
- Трудолюбивыми?
(Сказки «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Метелица», «Золушка»)
Побеседовать по сказкам, определить, кого можно назвать трудолюбивым, а кого лентяем.
- Как в сказках награждают трудолюбивых, наказывают ленивых?
Вывод: всегда помните, что по труду и делам дается награда.
Стихи о труде
Плотник Егор
Есть у Егора чудесные вещи:
Рубанок, пила, молоток и клещи.
Есть у него и топор с долотом –
Может Егорка построить дом.
Только игрушечный этот топор,
И сам невелик первоклассник Егор.
Вырастет, плотником станет, потом
Выстроит школу, ясли и дом.
Ну а пока что Егорка Шевцов
Выстроил дом, но дом для скворцов.
Мы строим.
Хорошо, что есть на свете
Камень, глина и песок.
Хороню, что есть па свете
Клещи, гвозди, молоток.
Нитки есть и есть лопата –
Можно шить и можно рыть!
Уважайте труд, ребята!
Приучайтесь труд любить!
С. Маршак «Кот и лодыри»
Собирались лодыри на урок,
А попали лодыри на каток.
Толстый ранец с книжками на спине,
А коньки под мышками на ремне.
Видят, видят лодыри: из ворот
Хмурый и ободранный кот идет.
Спрашивают лодыри у него:
- Ты чего нахмурился, отчего?
Замяукал жалобно серый кот:
- Мне, коту усатому, скоро год.
И красив я, лодыри, и умен,
А письму и грамоте не учен.
Школа не построена для котят.
Научить нас грамоте не хотят.
А теперь без грамоты пропадешь,
Далеко без грамоты не уйдешь.
Ни попить без грамоты, ни поесть,
На воротах номера не прочесть!
Отвечают лодыри:
- Милый кот,
Нам пойдет двенадцатый скоро год.
Учат нас и грамоте и письму,
А не могут выучить ничему.
Нам учиться, лодырям что-то лень.
На коньках катаемся целый день.
Мы не пишем грифелем на доске,
А коньками пишем мы на катке!
Отвечает лодырям серый кот:
- Мне, коту усатому, скоро год.
Много знал я лодырей вроде вас,
А с такими встретился в первый раз!
«Митяй-лентяй» Агния Барто
Трезвонят все будильники:
«Митяй, вставать пора!»
А он храпит как миленький
До десяти утра.
Потом он просыпается,
Потом встает Митяй
И начинает каяться:
«Я лодырь! Я лентяй!
Другие дети учатся -
Я сплю до десяти!
Что из меня получится?
Таким нельзя расти!»
Но тут зевает Митенька
И спать ложится вновь.
Он ценит самокритику.
Питает к ней любовь.
«Лень» В. Я. Данько
Лесорубам не лень целый день рубить.
Музыкантам не лень целый день трубить.
И не лень поварам целый день варить.
И шофёрам не лень целый день рулить.
А лентяю… не лень целый день слоняться.
Целый день повторять: «Чем бы мне заняться?»
«Кающийся лентяй»
Каждый год он на лень свою злится:
Через год перестану лениться!
Каждый месяц себе он клянется:
Через месяц работа начнется!
Каждый день он себе заклинает:
Завтра новую жизнь начинаю!
Каждый час говорит он, вздыхая:
Все, последний часок отдыхаю!
Исправляется с каждой минутой,
Но работа стоит почему-то.
Рассказ Е.Пермяка «Для чего руки нужны»
Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем
разговаривали.
Спросил как-то дедушка внука:
- А для чего, Петенька, людям руки нужны?
- Чтобы в мячик играть,- ответил Петя.
- А еще для чего?- спросил дед.
- Чтобы ложку держать.
- А еще?
- Чтобы кошку гладить.
- А еще?
- Чтобы камешки в речку бросать…
Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только он
маленький был и по своим рукам обо всех других судил, а не по
трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь большой
свет держится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа по духовно-нравственному воспитанию "Мир-наш дом".
Методическая разработка беселы по духовно-нравственному воспитанию "Мир - наш дом"....
Этическая беседа по социально – нравственному воспитанию на тему «Отношение к пожилым людям"
Цель данного занятия - формирование духовности,нравственных чувств детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению. Совершенствовать навыки кудьтуры поведения, воспитывать стремление радо...
Картотека бесед по духовно-нравственному воспитанию детей среднего возраста
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего воспитательного-образовательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика с...
Выступление на городском методическом объединении на тему: ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ, КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Текст выступления на методическом объединении и призентация к выступлению...
Картотека бесед по духовно-нравственному воспитанию
Картотека беседпо духовно-нравственному воспитанию....
конспект занятия- беседы по духовно-нравственному воспитанию
Конспект занятия-беседы по духовно-нравственному воспитанию «Чему учат сказки?»...