индивидуализация образовательного процесса
учебно-методический материал
В статье раскрываются принципы индивидуализации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualizatsiya_op.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
В положениях ФГОС раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования. Один из них
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становиться субъектом образования.
Согласно этому принципу, выделяются задачи:
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Важнее всего индивидуализация во время адаптации. Работа с нежным возрастам особенно трудна в этот период. Малыши еще привязаны к маме и у них наступил возраст «Я сам», от этого они не устойчивы эмоционально. Очень важно, чтобы именно в этот период у воспитанника возникло доверие и взаимопонимание. От того как пройдет привыкание ребенка к новым условиям, к незнакомым людям зависит его психическое и физическое развитие, а также благополучное существование в детском саду и семье.
Индивидуализация образовательного процесса детей раннего возраста включает в себя индивидуализацию обучения и воспитания, индивидуализацию предметно пространственной среды и индивидуализацию взаимодействия с семьями воспитанников.
При индивидуализации образования с детьми раннего возраста опираемся на ряд методов: метод гибкости, метод отбора материала, метод «строительных лесов», метод наблюдения.
Индивидуализация обучения и воспитания невозможна без оценки ситуации и перспектив развития ребенка.
Методом получения информации о развитии ребенка является педагогическое наблюдение.
Проводим диагностику по картам нервно – психического развития, которые обеспечивают прослеживание динамики развития воспитанника.
Не все дети одинаково развиваются и при выполнении определенных операций испытывают трудности. Стараемся проявлять гибкость (индивидуальный подход) в инициированной нами деятельности. Кому-то покажем, как правильно держать кисть, кому-то как набрать краску в пипетку, а кому-то как взять стул, что бы удобнее было его нести.
Эффективным методом индивидуализации является метод «строительных лесов». Ребенок показывает нам башенку, сделанную им из деталей конструктора «Лего». «Посмотри, как еще можно». И выкладываем лесенку. Иногда малыш повторяет, а порой разворачивается и уходит. (Выбор за ребенком повторить или проигнорировать).
Игрушки и игровые пособия в группе отвечают методу отбора материалов. В группе есть как игры, относящиеся к менее гибким – пазлы, разрезные картинки, игры на печатной основе. Так и более гибкие (разноуровневые по степени сложности) – пластилин, различные конструкторы и строительные материалы, а также неоформленный и бросовый материал.
Индивидуализация предметно – пространственной среды.
Среда группы организована в виде разграниченных центров, которая позволяет выбирать детям интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня.
В помещении для приёма детей есть место для экспозиции индивидуальных и выполненных вместе с воспитателем рисунков, поделок. Экспонируются и работы, выполненные ребенком вместе с родителями.
Индивидуализация детей раннего возраста невозможна без взаимодействия с семьями воспитанников.
Совместно с родителями созданы дидактические игры, макеты и т.д.
В индивидуальных беседах с родителями узнаём об особенностях, склонностях и интересах детей. Рассказываем, что происходило в течение дня, какие трудности или достижения были у ребенка. По возможности сообщаем о малыше в личной переписке в Вайбер.
Проблема индивидуализации творческая и на все случаи рецептов нет.
В.А. Сухомлинский писал: «Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно настроиться самому на тон этой струны».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуализация образовательного процесса в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в Доу необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. И...
Индивидуализация образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
Основным в дошкольном воспитании является не подготовка к школе, а индивидуальное развитие каждого ребенка....
Организация дополнительных образовательных услуг, как средство индивидуализации образовательного процесса и развития творческих способностей детей.
Опыт работы ДОУ , представлен на I региональном Фестивале педагогических идей и инноваций в дошкольных образовательных организациях Алтайского края в условиях введения ФГОС ДО....
Современные образовательные технологии, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса.
В современном российском образовании усиливается роль воспитанника как субъекта деятельности: ему делегируются функции управления познавательной деятельностью, предоставляются возможност...
Индивидуализация образовательного процесса в рамках групповой Непосредственной Образовательной Деятельности (на занятиях по физической культуре)
В физическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) индивидуальный подход является жизненной необходимостью. Главное и важное - это учёт противопоказаний, для того, чтобы избежа...
Индивидуальный образовательный маршрут в ДОУ как средство индивидуализации образовательного процесса
Индивидуальный образовательный маршрут в ДОУ как средство индивидуализации образовательного процесса...