индивидуализация образовательного процесса
учебно-методический материал

В статье раскрываются принципы индивидуализации 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualizatsiya_op.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

В положениях ФГОС раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования. Один из них

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становиться субъектом образования.

 Согласно этому принципу, выделяются задачи:

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Важнее всего индивидуализация во время адаптации. Работа с нежным возрастам особенно трудна в этот период. Малыши еще привязаны к маме и у них наступил возраст «Я сам», от этого они не устойчивы эмоционально. Очень важно, чтобы именно в этот период у воспитанника возникло доверие и взаимопонимание. От того как пройдет привыкание ребенка к новым условиям, к незнакомым людям зависит его психическое и физическое развитие, а также благополучное существование в детском саду и семье.

Индивидуализация образовательного процесса детей раннего возраста включает в себя индивидуализацию обучения и воспитания, индивидуализацию предметно пространственной среды и индивидуализацию взаимодействия с семьями воспитанников.

При индивидуализации образования с детьми раннего возраста опираемся на ряд методов: метод гибкости, метод отбора материала, метод «строительных лесов», метод наблюдения.

Индивидуализация обучения и воспитания невозможна без оценки ситуации и перспектив развития ребенка.

Методом получения информации о развитии ребенка является педагогическое наблюдение.

Проводим диагностику по картам нервно – психического развития, которые обеспечивают прослеживание динамики развития воспитанника.

Не все дети одинаково развиваются и при выполнении определенных операций испытывают трудности. Стараемся проявлять гибкость (индивидуальный подход) в инициированной нами деятельности. Кому-то покажем, как правильно держать кисть, кому-то как набрать краску в пипетку, а кому-то как взять стул, что бы удобнее было его нести.

Эффективным методом индивидуализации является метод «строительных лесов».  Ребенок показывает нам башенку, сделанную им из деталей конструктора «Лего». «Посмотри, как еще можно». И выкладываем лесенку. Иногда малыш повторяет, а порой разворачивается и уходит. (Выбор за ребенком повторить или проигнорировать).

Игрушки и игровые пособия в группе отвечают методу отбора материалов. В группе есть как игры, относящиеся к менее гибким – пазлы, разрезные картинки, игры на печатной основе. Так и более гибкие (разноуровневые по степени сложности) – пластилин, различные конструкторы и строительные материалы, а также неоформленный и бросовый материал.

Индивидуализация предметно – пространственной среды.

Среда группы организована в виде разграниченных центров, которая позволяет выбирать детям интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня.

В помещении для приёма детей есть место для экспозиции индивидуальных и выполненных вместе с воспитателем рисунков, поделок. Экспонируются и работы, выполненные ребенком вместе с родителями.

Индивидуализация детей раннего возраста невозможна без взаимодействия с семьями воспитанников.

Совместно с родителями созданы дидактические игры, макеты и т.д.

В индивидуальных беседах с родителями узнаём об особенностях, склонностях и интересах детей. Рассказываем, что происходило в течение дня, какие трудности или достижения были у ребенка. По возможности сообщаем о малыше в личной переписке в Вайбер.

Проблема индивидуализации творческая и на все случаи рецептов нет.

В.А. Сухомлинский писал: «Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно настроиться самому на тон этой струны».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация образовательного процесса в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в Доу необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. И...

Индивидуализация образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Основным в дошкольном воспитании является не подготовка к школе, а индивидуальное развитие каждого ребенка....

Организация дополнительных образовательных услуг, как средство индивидуализации образовательного процесса и развития творческих способностей детей.

Опыт   работы  ДОУ , представлен на I региональном Фестивале педагогических идей и инноваций в дошкольных образовательных организациях Алтайского края в условиях введения ФГОС ДО....

Современные образовательные технологии, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса.

  В современном российском образовании усиливается роль воспитанника как субъекта деятельности: ему делегируются функции управления познавательной деятельностью, предоставляются возможност...

Индивидуализация образовательного процесса в рамках групповой Непосредственной Образовательной Деятельности (на занятиях по физической культуре)

В физическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) индивидуальный подход является жизненной необходимостью. Главное и важное - это учёт противопоказаний, для того, чтобы избежа...

Индивидуальный образовательный маршрут в ДОУ как средство индивидуализации образовательного процесса

Индивидуальный образовательный маршрут в ДОУ как средство индивидуализации образовательного процесса...