Занятие в средней группе детского сада на тему «Масленица»
план-конспект занятия (средняя группа)
Цель: Познакомить с праздником Масленица, создать атмосферу радостного
Ход занятия
Воспитатель:
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают!
Холод, зиму провожают,
А весну с теплом встречают!
Ответы детей.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?
Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.
Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком!
Ответы детей.
Воспитатель:
Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!
Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица! Давайте и мы с вами поиграем!
Подвижная игра «Весна, весна красная»
Весна, весна красная (водят хоровод)
Приди весна с радостью
С радостью, с радостью,
С великой милостью!
Со льном высоким
(останавливаются, руки поднимают вверх, встают на носочки)
С корнем глубоким приседают, (руки опускают вниз)
С хлебами обильными! (Бегут по кругу, взявшись за руки)
Воспитатель:
Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник) Поиграем в игру «Что за чем, и перед чем? »
Игра «Что за чем, и перед чем?»
Какой день наступает после понедельника? (Вторник)
Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю. Он наступает после вторника и перед четвергом? (среда). А какой день недели наступает перед пятницей? (четверг) и т. д.настроения в связи с приходом весны.
Задачи:
1. Приобщить детей к народным играм, песням, хороводам.
2. Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, творческое воображение, ловкость, быстроту, внимание.
3. Воспитывать у детей интерес и уважение к истокам русской культуры.
Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе!
Понедельник — Встреча
Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу – чучело — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Вторник — Заигрыш
Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях., строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.
Среда — Лакомка
Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам.
Воспитатель: Давайте мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать!
Загадки
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (блины)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый (Хлеб)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)
Кольцо но простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объеденье! (Бублик)
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (Тесто)
Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота. (Печь)
"Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом" (Колос)
Воспитатель:
Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за средой? (Четверг)
Четверг — широкий, Разгуляй-Четверток
В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.
Давайте и мы с вами поиграем в снежки!
Подвижная игра «Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики)
Мы с тобой снежок слепили (лепят снежок)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(показывают руками круг, сжимают руки, гладят ладошки)
И совсем, совсем не сладкий! (грозят указательным пальцем)
Раз – подбросим, (подбрасываем воображаемый Снежок)
Два – поймаем, («ловят» снежок)
Три – уроним («роняют» снежок)
И сломаем! (топчут снежок ногами)
Пятница — Тещины вечерки
На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабушек) блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
Суббота — Золовкины посиделки
В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
Воспитатель: Давайте немного поиграем, у нас ведь Масленица!
Игра с мячом «Назови ласково»
Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин – блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д)
Воскресенье — прощенный день или проводы
Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.
Воспитатель:
Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? Что нового вы узнали?
Ответы детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие в средней группе " Масленица" | 0 байтов |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия в средней группе детского сада на тему: “ Стоп, машина, тише ход! На дороге пешеход!”
Конспект комплексного занятия в средней группе детского сада на тему: “ Стоп, машина, тише ход! На дороге пешеход!”...
Конспект занятий в средней группе детского сада по теме "Широкая масленица"
Предлагается, методический материал -конспект занятия проводимого с детьми средней группы детского сада на тему "Широкая масленица". В процессе совместной деятельности, дети изготавливают аппликацию "...
Конспект занятия в средней группе детского сада на тему-" О ПРАВИЛАХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ"
Цель данного конспекта: • Расширять и уточнять знание детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни. • Учить действовать во время пожара. • Выучить номер телефона пожарной службы. ...
Конспект интегрированного занятия в средней группе детского сада по теме « КАК ЕЖИ ГОТОВЯТСЯ К ВСТРЕЧЕ ЗИМЫ?
Цель: расширить знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, навыках и приспособлениях в среде обитания ежа, вызвать интерес к передаче образа ежа, закрепить навык пере...
Конспект занятия в средней группе детского сада по теме " Масленица широкая"
Конспект занятия в средней группе детского сада по теме "Широкая масленица" (Познавательная деятельность, ознакомление с окружающим миром, музыкальное) Автор: Лысова Евгения Александро...
Конспект занятия в средней группе детского сада по теме "В гости к весне"
Разработка конспекта к занятию с детьми средней группы на тему «В гости к весне». Данное занятие ориентировано на детей дошкольного возраста. Данная разработка представляет подробное описа...
Конспект занятия в средней группе детского сада на тему «Правила дорожные знать каждому положено».
Формирование безопасного поведения на дороге. ...