Программа экономического воспитания
учебно-методический материал
Программа экономического воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа экономического воспитания | 32.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа экономического воспитания старших дошкольников средствами игровой деятельности
«Хваткие ладошки»
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.
Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.
Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.
Программа по экономическому воспитанию старших дошкольников средствами игровой деятельности.
Программа дополнительного образования экономического воспитания дошкольников «Хваткие ладошки» разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и рассчитана на два года обучения.
Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.
Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.
Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.
Данная программа базируется на системе работы, по экономическому воспитанию дошкольников используя в основе сказки,
«Экономика для дошкольников» авторами Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова, а также Экономического сказочного словаря Смирновой Т.В.
«Экономический сказочный словарь» представляет собой учебное пособие по основным экономическим понятиям, наиболее интересным и доступным для детского восприятия.
Автор в привлекательной для ребёнка сказочной форме даёт объяснение основным экономическим категориям. Сказки-малютки расположены в алфавитном порядке. Каждому экономическому термину посвящена своя сказка, где на одном игровом поле встречаются герои известных литературных произведений и новые, придуманные сказочные персонажи. Этот литературный приём позволяет включить детей в процесс решения реальных экономических задач, помогает маленьким читателям понять действие экономических законов и усвоить сложные экономические категории.
Главные герои, Чумазик и Мокрохвост, объединяют отдельные сказки сквозной сюжетной линией.
Большую смысловую нагрузку несут и иллюстрации пособия.
Цели программы:
- формирование у детей доступных экономических понятий;
- воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства;
- воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них;
- воспитание уважения к тому, что даёт им различные природные блага;
Этапы реализации программы:
Программа состоит из пяти связанных между собой блоков: “Моя семья”, “Мир денег”, “Мой город”. «Мир товаров», «Моя страна». см. Приложение 1.
Внутри каждого блока, в каждой игре, решается конкретная задача
Сентябрь
Моя семья.
Цель: Ознакомление детей с семейной экономикой.
В играх дети знакомятся с семейным бюджетом, доходами, расходами, заработной платой, искусством, ведением домашнего хозяйства.
Решаются педагогические задачи:
- формируются понятия о бюджете семьи (доход и расходы);
- даётся представление о труде взрослых: каждый человек должен работать на работе - почему нужны все виды труда;
- ребёнок умеет выделять первоочередные потребности своей семьи, делать выбор;
- поясняется причина существования ограниченности;
- сравнивать и оценивать товары (качество, цена), соотносить с этим потребности и возможности семьи;
Используются игры «Семья экономиста», «Семейный бюджет», «Волшебные помощники».
Октябрь
Мир денег.
Цель: Ознакомление с деньгами, ценами. Получают представление о производстве денежных знаков, их покупательской силы.
В играх устанавливаются зависимость между качеством товара и прибылью при продаже, узнают, что деньги служат средством обмена товара между людьми
Решаются педагогические задачи:
- формируется правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости;
- воспитывается начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;
- даётся представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.
Используются игры «Банк», «Банкомат», «Золотая денежка», «Монетный двор», «Универсам», «Пункт обмена валюты».
Ноябрь
Мой город
Цель: Познакомить детей с экономикой города (населённого пункта проживания обучаемых детей), установление цен, производство товаров, основные и современные профессии. Это учит детей уважать людей, которые честно трудятся и зарабатывают деньги.
Решаются педагогические задачи:
- формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;
- учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
- стимулировать деятельность “по интересам”, проявление творчества и изобретательности.
Используются игры «Кондитерская фабрика», «Завод Горизонтик», «Ателье «Маленькая красавица»», «Фермер», «Шофёр»
Игра «Шофёр»
Декабрь, январь
Мир товаров
Цель: Познакомить детей с азами маркетинга и рекламы. Дети узнают о разных формах сбыта продукции: рынки, магазины, ярмарки, аукционы. А также узнают о специфике купли – продажи, учатся бережно относиться к вещам.
Решаются педагогические задачи:
- воспитывать разумные потребности.
- развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;
- дать представление о рекламе, о ее назначении;
- учить детей правильно воспринимать рекламу ("Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение”);
Используются игры «Рынок», «Аукцион», «Ярмарка», «Реклама», «Агенство», «Магазин», «Дом книги», «Детская лотерея».
Февраль
Моя страна
Цель: Познакомить детей с ресурсами своей страны, края. Дети получат знания о разнообразии и ограниченности природных ресурсов. Это позволяет осознать зависимость человека от природы, характер взаимодействия с ней, необходимость рационально и экономически использовать природные богатства (отношение к воде, газу, нефти), ориентироваться в экономических явлениях.
Решаются педагогические задачи:
- получение знаний о первоочередных потребностях человека (еда, вода, жилье, безопасность и т.д.);
- знание о личных потребностях самого ребенка, окружающих людей, растений, животных, птиц;
- знания про основные ресурсы и их ограниченность;
Используются игры «Путешествие товаров», «Мастерская гнома эконома», «Почта гнома Эконома», «Строительство дома».
Прогнозируемые результаты.
- Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.
- Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.
- Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.
- Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
- Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.
- Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.
- Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи.
Время проведения занятий: вторая половина дня по расписанию.
Продолжительность практических занятий: 2 раза в неделю. Длительность занятий в 5 - 7 лет – 25 мин. (всего 32 занятия).
Количество участников: воспитанники группы детского сада без специального отбора.
Возраст детей: программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.
Формы и методы работы.
Занятия групповые. В теоретических занятиях основой для занятий является сказка. Это и предварительное ознакомление с произведением, а затем обсуждение прочитанного и использование полученных знаний в играх. Практические занятия проходят в игровой форме с использованием сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр.
Занятие 1.
Тема занятия: чтение сказки «Что такое сберегательный банк и что в нем нужно сберегать»
Задача – объяснить детям понятия: сберегательный банк, что в нем нужно сберегать, с помощью использования данной сказки.
Тип занятия - урок изучения и первичного закрепления новых знаний (1й урок из 2х)
Форма занятия – урок изучения новых знаний.
Методы – рассказ, беседа.
План – конспект (приложение 1)
Занятие 2.
Тема занятия: Закрепление полученной информации на предыдущем уроке в виде повторения изученных понятий в форме игры
Задача – закрепить полученную информацию на предыдущем занятии через игру.
Тип занятия - закрепление знаний
Форма занятия – урок закрепления знаний.
Методы – беседа, игра.
План – конспект (приложение 2)
План-конспект урока по экономике для малышей, или
как Миша стал бизнесменом.
Время: 25 мин.
Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания:
1. Ознакомиться с понятиями сберегательный банк, накопление, сберегательная книжка, вкладчики, проценты.
Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки:
1. Знать, понимать значение слов: сберегательный банк, накопление, сберегательная книжка,
2. Развивать экономическое мышление у учащихся в современном обществе, развивать умения обобщать, делать выводы, анализировать, применять.
Воспитательные цели урока - учащиеся должны овладеть следующими видами действии:
1. Уметь строить ответы на создаваемые вопросы
2. Воспитывать деловые качества характера, воспринимать и понимать новые термины.
Тип урока: урок изучения нового материала
Метод проведения урока: рассказ, беседа.
Оборудование: Сказка «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом».
Литература: Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова
«Экономика для дошкольников» часть 1
Ход урока 1й из 2х
1. Организационный этап – 4 мин.
Педагог: Здравствуйте дети! Давайте познакомимся, меня зовут Галина Александровна и вас (12 детей).
2. Мотивационный этап – 1 мин.
Педагог: Сегодня мы с вами прочитаем сказку и узнаем, много новых и интересных слов и занятий из мира взрослых.
3. Сообщение темы урока -1 мин.
Педагог: «Что такое cбepeгaтeльный банк и что в нем нужно сберегать»
4. Изучение нового материала - 9 мин.
Педагог: Чтение сказки с заострением внимания на основных её моментах.
См. Приложение 5
5. Вопросы учащимся по прочитанному материалу для понимания и закрепления новой информации. - 3мин.
- Какие новые слова дети услышали?
- Понятны ли новые слова?
- Зачем нужны сберегательные банки?
- Почему выгоднее хранить деньги в сберегательном банке, а не дома?
- Что ещё можно хранить в сберегательном банке?
- Что такое процент в сберегательном банке?
- Хотели бы дети на следующем занятии поиграть в игру в сберегательный банк?
6. Ответы учащихся -5мин.
Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок – 2мин.
Оценками являются маленькие наклейки в виде звездочек, цветков, фруктов. Оценки выставляются за внимание, дисциплину, участие.
7. Задание домашнего задания
Раздаются каждому ребёнку листочек для родителей, на котором написано, что к следующему занятию дети должны принести нарисованные детьми вместе с родителями банкноты по 3 – 7шт. и по 5 – 10 шт. картонных кружочков в виде монет.
8. Рефлексия
Наше занятие закончено. Всем спасибо, вы были молодцы, очень меня порадовали, жду вас всех на следующем нашем занятии, до свидания!
Приложение 2.
План-конспект урока по экономике для малышей, или
как Миша стал бизнесменом.
Время: 25 мин.
Образовательные цели урока - учащиеся должны закрепить знания, полученные на прошлом уроке:
- Вспомнить понятия, их значение: сберегательный банк, накопление, сберегательная книжка, вкладчики, проценты.
- Применить знания в ходе игры.
Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки:
1. Знать, понимать значение слов: сберегательный банк, накопление, сберегательная книжка,
2. Развивать экономическое мышление у учащихся в современном обществе, развивать умения обобщать, делать выводы, анализировать, применять.
Воспитательные цели урока - учащиеся должны овладеть следующими видами действии:
1. Уметь строить ответы на создаваемые вопросы
2. Воспроизвести в ходе игры жизненную ситуацию для воспитания деловых качеств характера, чтобы воспринимать, понимать и применять новые знания.
Тип урока: урок закрепления материала
Метод проведения урока: беседа, игра.
Оборудование: Сказка «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом», 2 столика – кассы, игрушечные деньги, игрушечные сберегательные книжки, коробка – сейф.
Литература: Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова
«Экономика для дошкольников» часть 5
Место проведения:
Заключение.
Необходимость экономической подготовки с дошкольного возраста вызвана, прежде всего, тем, что в условиях современного общества, претерпевшего глубокие социально – экономические изменения, объективной необходимостью стало экономическое воспитание, которое предполагает не только формирование деловых качеств – бережливости, расчётливости, предприимчивости – но и накопление знаний.
Показатели экономической воспитанности ребенка
старшего дошкольного возраста после обучения по программе с использованием игровых средств:
Знает:
- почему человек не может иметь все, что желает;
- почему необходимо делать выбор;
- для чего людям нужны деньги;
- что значит дорого или дешево;
- почему необходимы и полезны разные продукты и блюда;
- о правилах культуры поведения.
Умеет:
- выделять первоочередные потребности своей семьи;
- пояснять причину существования ограниченности;
- делать выбор;
- сравнивать и оценивать товары (качество, цена), соотносить потребности и возможности семьи;
- выбирать товары в соответствующем магазине;
- ориентироваться в мире товаров с помощью рекламы;
- определять предметы и средства труда;
- объяснять результаты труда людей разных профессий (товар или услуга).
Понимает:
- что человек должен постоянно работать ( на работе и дома);
- что человек не может иметь все, что хочет;
- что при осуществлении выбора от чего-то надо отказаться;
- что экономия и бережливость необходимы как в семье, так и в детском саду;
- что природа имеет дары, которые отдает людям (красоту, даровые блага, природные ресурсы) и что к ней надо относиться бережно.
Список литературы
- Аменд А.Ф. Экономическое воспитание младших школьников. - М., Педагогика, 1982.
- Ботько А.В. Экономическое воспитание школьников в условиях развития рыночной экономики: методическое пособие: в 2-х ч. Ч.1/ А.В. Ботько – Гродно/ «гродненский ОИПК и ПРР и СО», 2003г. -94с.
- Буре Р. С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. М., 1981.
- Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. сада / В. В. Гербова, Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова и др.; Сост. Г. М. Лямина. – М.: Просвещение, 1984. -288с., ил.
- Н.Г.Грама /Обучение основам экономического воспитания детей дошкольного возраста / Наша школа, 2003.-№2.-С.62.
- Галкина Л.Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшого дошкольного возраста. Автореф. дис. … канд.пед.наук. – Екатеринбург, 1999.- 20 с.
- Дратвер Б. Поэтапность экономического образования // Директор школы. – 2001. – № 46-47. – С.10.
- Детская психология: Учеб. пособие/Под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько - Мн.: Университетское, 1988. - 399с..
- Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. - М.:ТЦ Сфера, 2002.-80 с.
- Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинца, 1983.
- Мельничук, И.А. Педагогика начального образования : практикум / И.А. Мельничук.- Брест : БрГУ, 2010.
- Мухина В.С. Детская психология: (Учеб. Для пед. ин-тов) / Под ред. Л.А.Венгера - М.: Просвещение, 1985.
- Пазухина И. А.. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 - 6 лет: Пособие практических работников детских садов. - СПб.: Детство - Пресс, 2004. - 272с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – б-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-208с.
- Сазонова А.В. Формирование первичного экономического опыта старших дошкольников через игровую деятельность. Автореф. дис. … канд.пед.наук. – Одесса, 2007.- 20 с.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики. - М.: Педагогика, 2003. - 264 с.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику, - СПб.: Детство – Пресс, 2001. – 176 с.
- Столяров В.И. Экономика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2008. -512с.
- Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова «Экономика для дошкольников» часть 5
- © 2012 Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Экономическое воспитание дошкольников Иванова Н.Г., ст. Работа с дошкольниками
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 4- М.: Генезис, 1999.— 160 с: ил.
- Фурмина Л. С. Творческие проявления детей 5—7 лет в театрально-игровой деятельности. — В кн.: Художественное творчество детей / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1974, с. 146..
- Шатова А. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? //Дошкольное воспитание. -1989.-№1.-С.65.
- Щедровский П.Г., Щукин Н.В. Организация «игры» и исследования в «игре». // Программно целевой подход и деловые игры. Тезисы докладов и сообщений. – Новосибирск: НГУ, 1982. С.35.
- Азбука бережливости для дошкольников / авт. – сост. И.П Рословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с.
- Архипова Е.А. Экономическое воспитание детей: [В системе дошкольного образования] // Пралеска. – 2000.- №6. – с. 14-19.
- Глазырина Л.Д. Экономическое воспитание дошкольника: справ. и метод. материалы / Л.Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 84 с.
- Казакова Н. Мы любим рекламу!: [Экономическое образование дошкольников] // Обруч. – 1999.- №1 – с. 29-31.
- Как знакомить детей с денежными единицами: [Учителя Монтессори – шк. об экономическом образовании дошкольников] // Обруч. – 1999.- №1 – с. 24-25.
- Левчук З.К. Нравственно – экономическое воспитание дошкольников и перспективы //Актуальные проблемы теории и истории педагогики. – Витебск, 2006. – с. 158 – 161.
- Леонова Е.А. Педагогические аспекты экономического воспитания дошкольников /Е.А. Леонова // Семья, дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир ребенка. – Мн.,2005. – с. 128-130.
- Лысенко В. Встречи у гнома Эконома: [Об экономическом образовании дошкольников] // Открытый урок. Еженед. прил. к «Учит. газ». – 1997. - №15. – с.2.
- Нарушева Г. Экономика и дошкольник: актуально ли?: [Программа курса] // Обруч. – 1997. №4. С. 23-24.
- Прокофьева О.О. Мы и экономика: [формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста]/ О.Прокофьева // Пралеска. – 2006. - № 7. – с.17 -18.
- Прокофьева О.О. Современные подходы к определению содержания экономического образования детей дошкольного возраста //Дошкольное детство: наука – практике. – Могилев, 2006. – с.112 -115.
- Савкусанова Л. Экономика и человек: [О программе экономического образования дошкольников] // Обруч. – 1999.- № 1. с.27 -28.
- Селиванова Н. Царица Экономика: Программа и занятия // Пралеска. – 1997. - №10. – с.22-24.
- Шатова А.Д. Дошкольник и ...экономика //Обруч. -1999.- №1. – с. 29-31.
- Шатова А.Д.Программа «Дошкольник и экономика»: [О формировании у ребенка экономических знаний, экономического мышления] //Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000. – с. 179- 184.
- Шатова А.Д. Становление начал ценностных ориентаций: [Об экономическом воспитании дошкольников] // Образование и рынок. – 1997. №1. – с. 4-7.
- Экономическая азбука для детей дошкольного возраста / Могилев. обл. ин-т повышения квалификации и переподгот. рук. работников и специалистов образования; Сост. Солдатенко Г.Л. – Могилев, 2000.-41с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВАРИАТИВНАЯ ПРОГРАММА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «МАГНАТ»
Заложить основы экономического образа мышления у ребенка – дошкольника, осознание им того, каков “я” в мире экономических ценностей и как себя вести в нем....
Организация работы с родителями в рамках реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников»
Безусловно в период дошкольного детства, огромную роль играет семья, и работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важ...
Программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей группы старшего дошкольного возраста 6-7 лет»
Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом об...
Апробация и внедрение парциальной программы "Экономическое воспитание дошкольников"
МБДОУ "Детский сад №40 "Солнышко" ГО "город Якутск" апробирует и внедряет парциальную программу "Экономическое воспитание дошкольников: предпосылки финансовой грамотности...
Перспективное планирование совместной с детьми деятельности по программе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 6-7 лет.
Данный материал будет полезен при планировании совместной с детьми деятельности по программе "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности" для дете...
Дополнительная общеоьразовательная программа "Экономическое воспитание дошкольников"
Дополнительная общеобразовательная программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»....
Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск
1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...