Дополнительная общеоьразовательная программа "Экономическое воспитание дошкольников"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomicheskoe_vospitanie.docx | 66.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 5 |
3. | Учебно-тематический план | 15 |
4. | Содержание изучаемого курса | 21 |
5. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 49 |
6. | Список литературы | 51 |
7 | Приложения |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная общеобразовательная программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». (далее - Программа) |
Руководитель программы | Воспитатели Сизова Марина Петровна |
Организация-исполнитель | МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7» г.о. Саранск |
Адрес организации исполнителя | г. Саранск, пр-т 70 лет Октября, 71а |
Цель программы | Обучение детей дошкольного возраста (5-7 лет) . |
Направленность программы | Познавательное развитие и социально – коммуникативное развитие |
Срок реализации программы | 2 года |
Вид программы Уровень реализации программы | Адаптированная Дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы | В результате обучения дети должны знать и уметь: 3-5 лет
- печатать слова в тетрадях. 5-6 лет - склады любого кубика; - отличать твердые / мягкие звуки; - собирать слово, подобрав кубики; - знать правила чтения справа налево; - свободно читать складовые картинки; - свободно читать и «писать» по таблице. - читать любой кубик; - быстро подбирать нужный кубик; - составить самостоятельно из кубиков слово; - свободно прочитывать набор слов (предложение и короткий тескт). 6-7 лет: - сформированный навык осознанного чтения; - проявление интереса к чтению; - уважение к книге. |
Возраст детей 5-7лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Сизова М.П.
Саранск 2022-2023 гг.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы
2. Пояснительная записка
3. Учебно-тематический план
4. Содержание изучаемого курса
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
6. Список литературы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы.
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность, щедрость, экономность.
Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.
К пяти-шести годам формируется произвольность поведения: на основе приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения. Способность к осознанности и волевой саморегуляции — это одна из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика.
Другая предпосылка для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении детьми пяти-шести лет мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. Ребенок пяти-шести лет начинает осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно», «выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха».
Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к децентрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.
Взрослые часто сталкиваются с ситуациями не всегда честного обмена — «детского бартера»: ребенок пытается схитрить, обмануть, выгадать. Это важный настораживающий сигнал осознанного отношения к ценности вещи и понимания ребенком самого факта нечестного обмена. В этом случае первые опыты экономической деятельности ребенка оказываются вне нравственного поля. Таким образом, очевидна необходимость установления и поддержания тесной взаимосвязи экономического образования и нравственного воспитания в дошкольном детстве.
Нередко возникают такие жизненные ситуации, в которых взрослые имеют возможность объяснить ребенку, что хорошо, а что неприемлемо (обман, выгода за счет другого, воровство и т. п.). Например, когда дети не ценят того, что им покупают, дарят (одежду, игрушки, карандаши, бумагу, краски, гаджеты и др.), когда бездумно и безжалостно портят, ломают и выбрасывают вещи. Задача взрослых — объяснить детям, почему следует уважать труд и бережно относиться к его результатам, и доступно раскрыть взаимосвязь труда, экономики и нравственности.
Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания — ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье — реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. От того, какое настроение у родителей (оптимистичное, вера в то, что все можно решить, умение убедить ребенка, что есть трудности, но они временные), зависит эмоциональное состояние и маленького члена семьи.
Другие социальные среды, с которыми соприкасается ребенок: детский сад, учреждения дополнительного дошкольного образования, дружеские компании, учреждения культуры, СМИ и т. д. — представляют еще более широкий спектр для познания реалий современного мира, в том числе экономических. Надо иметь в виду, что дети, особенно дошкольники, воспринимают события, происходящие в широком социальном контексте, через призму семейного отношения к ним. В своих играх дети пользуются экономическими понятиями: покупают, работают, получают деньги. Эти ситуации условные, «как будто», но в них дети закрепляют и уточняют многие житейские мудрости, проигрывают роли членов семьи.
2. Новизна программы состоит в том, что она ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь. Программа экономического воспитания дошкольников предполагает опору на такие виды занятий, труда, которые помогают детям понять, что только хорошее качество результатов труда имеет ценность, освоить смысл понятия «брак в работе» и уразуметь, почему он не нужен никому — ни детям, ни взрослым.
Данная Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), примерной основной образовательной программы дошкольного образования (далее — ПООП дошкольного образования), а также материалов книги А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику» (2015).
3.Актуальность программы.
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начать именно с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношений.
Поэтому актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, к социализации, правильной ориентации его в происходящих экономических явлений, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.
4. Отличительные особенности программы.
Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков.
В отдаленной же перспективе стоит цель — воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Основные принципы, заложенные в основу программы: научность, доступность, оптимальность в отборе содержания и определений.
Предлагаемая Программа в работе с детьми требует осторожности, разумной меры. Неслучайно ее ведущие принципы — учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания), что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее — ФГОС ДО). Содержание Программы способствует социально-коммуникативному и познавательному развитию детей.
Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
6. Цель программы - помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
7. Основные задачи Программы
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
- признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
- применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
8. Возраст детей: 5 -7 лет.
9. Срок реализации программы: 1 год.
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате освоения Программы дети:
- адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
- знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
- понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
- знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
- адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;
- в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
- любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
- следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
- с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);
- замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
- объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;
- проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
- переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;
- сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе;
- с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.
Содержание программы реализуется по 4 блокам:
- Труд - продукт (товар)
- Деньги, цена (стоимость)
- Реклама: желания и возможности.
- Полезные экономические навыки и привычки в быту.
Блоки программы | Задачи | Основные понятия |
Труд- продукт (товар) | - формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада - учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; - поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым; - стимулировать деятельность по интересам, проявление творчества и изобретательности. | труд, работа, продукт, премия, про-дукция; рабочее место, рабочее время; профессии: менеджер, бизнесмен, фермер, рекламодатель, распространитель рекламы, программист, банкир; орудия, предметы труда, инструменты; рынок, магазин, палатка, супермаркет, универсам |
Деньги, цена (стоимость) | - дать представление о том, какие бывают деньги (российские рубли, валюта других стран); - формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости и части культуры каждой страны; - воспитывать основы разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, с возможными потребностями своей семьи; - дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, к деньгам следует относиться как к предмету жизненной необходимости, средству и условию благополучия, достатка в жизни людей. - помочь детям понять, что деньги просто так никто никому не даёт. Деньги зарабатывают честным трудом. Тем, кто не может трудиться (детям, пожилым, старым людям, инвалидам), оказывает поддержку государство. Дети тоже пока не умеют работать, они помогают по дому. Надо уважать родителей за заботу и тоже заботиться о них | деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, брать в долг; сбербанк, накопить, растратить, проценты; доход, пенсия, зарплата, стипендия, пособие для детей, бюджет; аукцион, лотерея, выиграл, проиграл, выгодно, не выгодно, бартер, лот |
Реклама: желания и возможности | - дать представление о рекламе, её назначении; — поощрять у детей объективное отношение к рекламе; - воспитывать разумные потребности; - учить детей правильно воспринимать рекламу. («Не покупай всё, что рекламируется. Прежде, чем купить, подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на её приобретение. Реклама может содержать необъективную, ложную информацию». | реклама, рекламировать, рекламодатель, рекламное агентство, рекламный агент, распространитель рекламы, собственное дело, участники рекламной деятельности (артисты, дети, животные, герои мультфильмов и др.). |
Полезные экономические навыки и привычки в быту. | - воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, навыки взаимодействия с окружающим вещным миром: вещами следует пользоваться по назначению; ломать, портить вещи, выбрасывать их - недостойно, это осуждается всеми (порча вещей, небрежность, жадность, лень, тунеядство, отсутствие желания помогать тем, кто нуждается в помощи, и т. п.); - формировать представление о том, что предметный (вещный) мир - это мир рукотворный, так как в каждый пред-мет, в каждую вещь вложен человеческий труд, и к нему следует относиться с уважением. Вещи живут дольше, чем люди. Ими могут пользоваться несколько поколений. Они могут рас-сказать, как жили люди раньше и сейчас | бережливый, хозяйственный, эко-номный, рациональный (рачительный), щедрый, добрый, честный, запасливый и др. |
№ | Тема занятия/ мероприятия | Содержание занятия/ мероприятия | Педагогические технологии | ||
Блок 1. Труд и продукт труда (товар) | |||||
1.1. | Труд - основа жизни | Дать понятие труда. Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких друзей, домашних питомцев и др. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. Виды домашнего труда | Беседа, игра –соревнование «Мои домашние обязанности», тематический стенд о труде, коллаж «Наша семья трудиться» | ||
1.2. | Работать и зарабатывать | Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать и наказание за провинность, проступок и др.) | Беседа, ситуативные задачи, выставка проектов «Трудиться полезно и почетно» | ||
1.3. | Все работы хороши, выбирай на вкус «Путешествие в страну профессий». | Обобщить знания о профессиях, познакомить с содержанием деятельности людей новых профессий. Продукты труда: товары и услуги. | Презентация «Все профессии нужны, все профессии важны» с элементами загадок, викторина «Угадай профессию», Игра «Что создается трудом» | ||
1.4. | Творческое задание | Что будет, если люди перестанут трудиться | Чтение, обсуждение, разгадывание загадок, рисование | ||
1.5. | Труд во благо | Закрепление материала | |||
Блок 2. Деньги и цена (стоимость) | |||||
2.1. | Кто придумал деньги | Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена Познакомить с историей возникновения денег. | Беседа, чтение, рассказ, презентация | ||
2.2. | Какие бывают деньги, как выглядят и откуда берутся. Монеты разных стран | Виды денег (монеты, банкноты,) Формировать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости. Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность. | Тематический стенд «Какие деньги были и какими стали» Лепбук - купюры, монеты разных достоинств. | ||
2.3. | «Современный вид денег – пластиковая карта». | Познакомить с пластиковыми карточками, как ими пользоваться, дать понятие код карты. | Модель банкомата, кассовый аппарат, набор пластиковых карт. | ||
2.4. | Что такое валюта. Какая бывает валюта? Игра – путешествие. | Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названиями денег других стан, а также с единой валютой европейских стан – евро. | Презентация, альбом с купюрами и монетами разных стран. | ||
2.5. | Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка | Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек, стипендия сестер и братьев. Считать деньги в своем кармане, а не в чужом | Беседа, обсуждение, игра»» Как потопаешь, так и полопаешь, Сказка «Трудовые деньги» | ||
2.6. | Откуда берутся деньги и зачем они нужны | Закрепление материала | |||
2.7. | Где покупают и продают разные товары? | Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, ярмарки, рынки, супермаркеты, торговые центры | Игра «Что где купить», обсуждение | ||
2.8. | Понятие цены, стоимости. | Различаем цепочку товар – стоимость – цена. Определяем стоимость товара и формируем цену (например, сделанных поделок своими руками: затраченное материала, время изготовления и наш труд) Формировать элементарные представления о цене и качестве. Показать зависимость цены от качества товара или услуги. | Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение | ||
2.9. | Выгодно не выгодно | Волшебные правила для покупателя и продавца, этические аспекты торговли | Ситуативные задачи «Выбираем товар», обсуждение | ||
2.10. | Бюджет | Сформировать понятие бюджет, из чего он складывается, понятия «доходы и расходы» Сформировать знания об источниках дохода семьи (зарплата, степендия, пенсия , пособие и т.д) Сформировать понятие об основных расходах семьи (питание, ЖКХ, налоги и др.) | |||
2.11. | Все по плану | Планирование доходов и расходов Знакомим с понятие план. Объясняем важность составления планов, закладываем основу планирования. Учимся решать несложные экономические задачи | экономические задачи «Распланируй доход семьи», (поездка в зоопарк, магазин, на отдых) обсуждение, | ||
2.12. | Потребности и желания | Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности и возможности, Различаем разницу между желаниями и потребностями. Учимся задавать вопрос и оценивать: действительно ли мне нужна та или иная вещь (игрушка), есть ли возможность купить | Исследования: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное», ситуативные задачи | ||
2.13. | Копим и сберегаем | Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить Раскрыть содержание понятий «экономность», «бережливость», «хозяйственность». | Ситуативные задачи «Копи и сберегаем» обсуждение Картинки на тему "Экономим воду, электроэнергию и газ". | ||
2.14 | Банк «Дом, где живут деньги» | Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями. Зачем они нужны? | Презентация, карточки разных банков. Виртуальная экскурсия. | ||
2.15. | Занимаем и одалживаем | Знакомим с понятиями «одалживать и занимать» | |||
2.16. | Заплатить долг скорее, так будет веселее | Осознаем, что если взял что- то в долг на время, обязан вовремя вернуть | Обсуждение пословиц: Умей взять, умей отдать; в долг брать легко, отдавать тяжело Чтение рассказа «Долг», обсуждение | ||
2.17. | Что за деньги купить нельзя. | Сформировать у детей понятия, что не все можно купить за деньги: здоровье, человеческие отношения и т.д. | беседы | ||
Блок 3. Реклама: правда ложь, разум и чувства, желание и возможности | |||||
3.1. | Рекламы разные нужны. | Дать представления о рекламе, о ее назначении. Учить правильно, воспринимать рекламу. Сочинять рекламу | Беседа, буклеты рекламы, видео реклама, обсуждение создание рекламы своего продукта (каши, игрушки и др.) | ||
3.2. | Деловая игра «Рекламное агентство». | Познакомить детей с понятием «рекламное агентство». | Лисы белой бумаги, краски, карандаши, фломастеры., создание своего рекламного агентства |
Учебный план
№ | Тематика | Всего часов |
1 | Труд и продукт труда (товар) | 6 |
2 | Деньги и цена (стоимость) | 10 |
3 | Банк | 1 |
4 | Семейный бюджет. | 11 |
5 | Реклама | 2 |
6 | Полезные экономические навыки | 4 |
7 | Диагностика | 1 |
ИТОГО | 35 часов |
Календарно - тематический план по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Месяц | № | Тема занятия |
Сентябрь
| 1 | Труд - основа жизни |
2 | Работать и зарабатывать | |
3 | Все работы хороши, выбирай на вкус «Путешествие в страну профессий». | |
4 | Все работы хороши, выбирай на вкус «Путешествие в страну профессий». Продукты труда: товары и услуги | |
Октябрь | 5 | Творческое задание. Что будет, если люди перестанут трудиться |
6 | Труд во благо | |
7 | Кто придумал деньги | |
8 | Какие бывают деньги, как выглядят и откуда берутся. Монеты разных стран | |
Ноябрь | 9 | «Современный вид денег – пластиковая карта». |
10 | Что такое валюта. Какая бывает валюта? | |
11 | Как деньги попадают к нам в дом. | |
12 | Трудовая денежка всегда крепка | |
Декабрь | 13 | Откуда берутся деньги и зачем они нужны |
14 | Где покупают и продают разные товары? | |
15 | Понятие цены, стоимости. | |
16 | Понятие цены, стоимости. Зависимость цены от качества. | |
Январь | 17 | Выгодно не выгодно |
18 | Бюджет (доходы) | |
19 | Бюджет (доходы) | |
Февраль | 20 | Бюджет(расходы) |
21 | Бюджет(расходы). Полезные экономические навыки и привычки в быту | |
22 | Все по плану. Полезные экономические навыки и привычки в быту | |
23 | Все по плану. Полезные экономические навыки и привычки в быту | |
Март | 24 | Все по плану (экономические задачи) |
25 | Потребности и желания | |
26 | Потребности и желания, Ситуативные задачи. | |
27 | Копим и сберегаем | |
Апрель | 28 | Копим и сберегаем. Полезные экономические навыки и привычки в быту |
29 | Банк «Дом, где живут деньги» | |
30 | Занимаем и одалживаем | |
31 | Заплатить долг скорее, так будет веселее | |
32 | Что за деньги купить нельзя. | |
Май | 33 | Рекламы разные нужны. |
34 | Деловая игра «Рекламное агентство». | |
35 | Ира-путешествие «По стране финансовой грамотности» |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКА НА 2022-2023 г
месяц | Тема | Задачи | |
Октябрь | Экономика | ||
Диагностика | |||
Что такое экономика? | - Дать понятие экономики (наука о домашнем хозяйстве) - Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики; - Развивать умения выделять экономическое содержание из сказочного произведения; - Воспитывать экономический интерес к познавательной деятельности; - Развивать речь детей. | ||
Уроки Гнома Эконома | формировать экономическое сознание; - развивать наблюдательность, пополнять активный словарный запас детей за счет следующих слов: деньги, семейный бюджет, пенсия, зарплата, рубли. - познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсия, зарплата; - пробуждать здоровый интерес к деньгам; -воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги, а так же бережное отношение к природе, желание экономно относиться к природным ресурсам и охранять окружающую среду. | ||
Потребности | |||
1.Наши потребности | Познакомить детей с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо», уяснить различия между «хочу» и «надо», узнать, что такое потребности. 2. Формировать знания детей о значении воды в жизни человека, учить беречь и экономить воду. 3. Познакомить детей со свойствами воды. 4. Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия. | ||
2.Наши потребности ( продолжение) | Цель: Продолжать знакомить детей со следующими понятиями: «потребности», «товары», «услуги». Учить определять, от чего зависят потребности. Закреплять знания основ безопасности жизни, экологические знания. Развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности, формировать у детей умение сопоставлять свои желания со своими возможностями. Воспитывать бережливость, желание принимать участие в экономии бюджета семьи, воспитывать культуру поведения на занятии, умение работать в парах и группах. | ||
3.Театральная постановка «Хочу и могу» | Учимся различать понятия: хочу и могу. Наши желания «хочу», а наши возможности и ресурсы «могу». Формируем ответственное отношение к выбору, которое проявляется в тесной взаимосвязи желаний и реальных возможностей по их осуществлению. | ||
4.Что такое труд? У каждого человека должно быть интересное дело | 1.сформировать и закрепить у детей представления о труде и лени, познакомить с профессиями взрослых. 2.Воспитывать у детей уважение к людям разных профессий, интерес к их деятельности. | ||
5..Когда продукт превращается в товар? Качество товара | 1.Воспитывать уважение к результатам труда людей, бережное отношение ко всему, что даётся детям для игр и других занятий. 2. Подвести детей к пониманию того, что вещи должны жить долго и радовать людей. 3. Дать детям представление о том, как товар попадает к потребителю. 4.Воспитывать уважительное отношение к результатам любого труда, вложенного в изготовление вещи часто не одним человеком, а многими людьми. 2. Подвести детей к пониманию того, что товар бывает разного качества и в разных жизненных ситуациях людям необходимы вещи разного качества | ||
Ноябрь | 1..Менеджер - интересная профессия (или экономист, бухгалтер) | 1.Познакомить детей с профессией менеджер. 2. Воспитывать интерес и уважение к профессии менеджера, желание узнать о ней как можно больше. 3. Организовать (по возможности) встречу с представителем данной профессии | |
2.Программист- великий волшебник | Познакомить с профессией программиста, воспитывать интерес и уважение к данной профессии | ||
3. Развлечение «Путешествие в сказочный лес» | Продолжать формировать у детей правильное отношение к миру ценностей через понятия «моё» и «наше». 2. Познакомить дошкольников с новыми понятиями «цена», «товар», раскрыть их содержание. 3. Воспитывать бережливость, уважительное отношение к трудящемуся человеку и к продуктам его труда. Макет дерева, картинки с изображением различных товаров с ценой, кошельки, образцы денег на всех детей и сказочных персонажей, «волшебная» книга, большой кошелёк; аудио-запись звуков леса; спокойная, неторопливая музык | ||
4. Что такое деньги? | - Развивать представления детей о понятии «деньги», об их назначении, источнике происхождения (труд взрослых: деньги зарабатывают, просто так их никто никому не даёт). -Настоящие деньги разного достоинства (купюры: 10, 50, 100 рублей; монеты: 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей). | ||
Декабрь | 1. Что такое цена? | 1. Закреплять понятия «монеты», «купюры, «деньги». 2. Знакомить детей с понятиями «дорогой», «дешёвый», «цена товара», «ценник». Явно дорогие товары (фотоаппарат, конструктор «ЛЕГО», заводные игрушки и т. п.) и более дешёвые товары (несколько разных пластмассовых игрушек, ручка, ластик, альбом и др.) или картинки с их изображением | |
2.Бартер | - Раскрыть сущность понятия «бартер» как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей; - Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах; - Воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность. Предварительная работа: чтение сказок, заучивание пословиц; посещение с родителями магазина, рынка. Сюжетно-ролевая игра «Магазин», изготовление товара (овощей). | ||
Декабрь | 3.Откуда у людей берутся деньги? | 1.Обогащать знания детей о профессиях. 2. Подвести детей к осознанию: чтобы у человека были деньги, ему нужно трудиться | |
4. Что было, когда не было денег | 1.Обогащать знания детей о деньгах: познакомить их с краткой историей денег. 2. Дать детям представление о понятии «заменители» денег (самые разнообразные предметы, товары, представляющие ценность для людей); о первых деньгах — монетах, бумажных деньгах; о понятии «бартер» | ||
Январь | 2.Что такое бюджет семьи? | 1.Познакомить детей с понятием «бюджет семьи». 2. Обогащать представления детей о бедных и богатых 3. Познакомить с понятиями «зарплата», «пенсия», «стипендия» | |
3. Деньги разных стран | 1.Познакомить детей с деньгами России и других стран, дать определение понятий «монеты», «купюры», «валюта». 2. Формировать правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости. 3. Дать представление о том, что деньгами оплачивают ре-зультаты труда людей, поэтому к деньгам следует относиться с уважением | ||
Февраль | 1.Сюжетно- ролевая игра «Магазин» (Супермаркет) | Учить правилам поведения в общественных местах. Учить считать, совершать покупки, определяя цену товара. | |
2.Деньги, монета, банкнота, пластиковая карта | 1.раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; 2.закрепить знания детей о внешнем виде современных денег. 3.воспитывать умение правильного обращения с деньгами, монетами, картами. | ||
3.Вечер досуга «Аукцион» | Раскрыть особенности продажи товаров на аукционе, развить желание играть в игры с математическим и экономическим содержанием | ||
4.Что такое сберегательный банк и что в нем нужно сберегать | 1. Раскрыть детям смысл вложения денег в сберегательный банк Расширить первичные представления детей о некоторых операциях, производимых в банке. 2.Закрепить понятие банк, где не только хранят деньги, но и получают зарплату, дают кредиты. знакомство с профессией банкира | ||
Март | 1.Экскурсия в сберегательный банк ( кто работает в сбербанке) | Закрепить знания о сбербанке, познакомить с профессиями работников сбербанка, важности их труда | |
2. Меценаты, благотворительная деятельность | Познакомить детей с понятием «меценаты», «благотворительность» Воспитывать доброту, щедрость желание помочь другим | ||
3.Зачем нужна реклама? | 1.Познакомить детей с понятием «реклама» — одним из средств информации о товарах и услугах, необходимых детям и взрослым для жизни 2. Вызвать у детей более глубокий, разносторонний интерес к рекламе, её назначению. 3. Определить имеющиеся у детей представления о рекламе | ||
4.Какой бывает реклама? | 1. Расширять у детей представления о рекламе. 2. Познакомить с новыми видами рекламы — щитовой и на транспорте | ||
Апрель | 1.Как и кем делается реклама | 1.Расширять представления детей о рекламе 2.Знакомить с понятиями «рекламоизготовитель», «рекламное агентство», профессиями людей, заказывающих изготовляющих рекламу. 3. Формировать у детей представление о честной и нечестной (необъективной) рекламе | |
2. Играем в рекламу | Закреплять представления детей о назначении рекламы. Развивать у детей творческое воображение | ||
3.Гном Эконом экономит электроэнергию | Выявить знания детей об электроприборах. Дать понятие об экономии | ||
4.Путешествие Капа и Капельки | Учить экономному использованию воды в реальных бытовых условиях. Приобщать детей к чистоте, красоте, участвовать в поддержании порядка | ||
5.Что значит быть бережливым и экономным | Дать понятие о бережливости и экономности. Воспитывать в детях данные качества | ||
Май | 1. Веселая экономика с Матроскиным | Закрепление с детьми знаний по разделам программы, развитие мышления, внимания, элемент.математи.представлений | |
2.Экономический КВН | Повысить интерес старших дошкольников к получению экономических знаний - учить работать в команде - учить находить коллективный ответ путем обсуждения - закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года | ||
3. Диагностика ЗУН | Выявить, как дети усвоили программу кружка по экономике | ||
Календарный план. Старшая группа.
Месяц |
Тема НОД |
Цель |
Материалы и оборудование |
Основные понятия | № источ-ника/ стра-ница* |
Сентябрь. | 1. Почему взрослые работают? Труд и продукт труда. | Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения потребностей человека и источником дохода. | Картинки-путаницы с изображением людей различных профессий, фрагменты мультфильма "Уроки тетушки Совы (6 серия), лист-раскраска с заданием, картинка "Предметы труда", цветные карандаши, ноутбук. | Труд, работа, продукт, продукция, заработная плата, рабочее место, рабочее время, профессии, предметы труда, товар, торговля, деньги. | 5/6 1/11 |
2. Азбука юного финансиста. | Дать представление о денежных сбережениях, необходимости экономии и ведения учета денег. | Карточки "Валюта поросят", весы, мольберт, ноутбук. | Деньги, денежные сбережения, накопления, доход, расход. | 6/15;23 7/2 5/4 | |
Октябрь. | 3. Откуда пришли деньги? | Формировать элементарные экономические представления. Познакомить с историей денег. | Сундучок, картинка самовар, горшочек, скалочка, иллюстрации к сказкам "Дудочка и кувшинчик", "Петушок и бобовое зернышко", ноутбук, раскраска карандаши. | Бартер, обмен продуктами труда, товар, деньги. | 6/29 12/110 4/25 |
4. Деньги. Банки. | Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег. | Копилка, монеты и купюры, пластиковая карта, ноутбук, изображение банка. | Копилка, монета, банкнота, купюра, аверс, реверс, номинал, банк, пластиковая карта, наличные деньги, кредиты, безналичный расчет, доходы. | 11/2;4 11/27 12/133 7/2 6/16 | |
Ноябрь | 5. Валюта - деньги других стран. Настоящие и фальшивые деньги. | Формировать первичные представления о валюте. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность. | Ноутбук, изображения денег других стран, альбом "Деньги", карта мира. | Иностранные деньги, номинал, купюра, монета, карта мира, валюта, деньги, доллар, евро, франк., обмен валюты, фальшивые деньги, подлинность денег. | 12/88 4/29 3/7 5/23 12/135 |
6. Цена на товары и услуги. | Формировать элементарные представления о цене и качестве. Показать зависимость цены от качества товара или услуги. | Ноутбук, презентация "Качественный ли товар?", муляжи фруктов и овощей, ценники, чеки из разных магазинов. | Цена, товар, услуги, стоимость, чек, качество, ценник, этикетка, качество, спрос, дорого, дешево, коммунальные услуги. | 1/12 11/24 4/14 | |
Декабрь | 7. Семейный бюджет. | Формировать первичные представления о семейном бюджете. | Ноутбук, презентация "Семейный бюджет", раздаточный материал, альбом "Моя семья", карточки с изображе-нием предметов, символизирующих основные и неосновные расходы семьи. | Доходы, расходы, уровень жизни, достаток, богатство, бедность, семейный совет, планирование, приоритетность, потребности, финансовые возможности. карманные деньги. | 1/13 5/25;286/30 11/8;12 |
8. Как правильно делать покупки? | Формировать первичные экономические представления о выгодных покупках. | Ноутбук, презентация "В магазине", муляжи овощей и фруктов, предметные картинки с изображением про-дуктов и непродовольственных товаров. | Торговля, торг, купля-продажа, выгода, переплата, рынок, магазин, супермаркет, ярмарка, аукцион. | 3/15 4/5;16 4/35 11/6 | |
Январь | 9. Чем пахнут ремесла? | Закреплять понимание экономических категорий (потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия. | Ноутбук, презентация "Профессии", картинки с изображением предметов труда | Профессии, работа, труд, рабочее время, рабочее место, предметы труда, продукт труда, заработная плата. | 1/11 5/6 |
10. Путешест-вие в страну "Экономград". | Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей-дошкольников. | Деньги бумажные и металлические, касса, кошельки, чеки, атрибуты для игры "Магазин", ноутбук, презентация "Экономим воду, электроэнергию и газ" | Дороже, дешевле, торг, фиксированная цена, качество, природные ресурсы, коммунальные услуги.
| 6/19 6/35;38
| |
Февраль | 11. "Хочу" и "надо". | Обобщить знания о потребностях человека, финансовом планировании семьи, разумных покупках. | Ноутбук, презентация "Потребности человека", картинки на тему "Экономим воду, электроэнергию и газ". | Потребности, возможности, коммунальные услуги, бюджет, доходы, расходы, запланированные покупки, сбережения. | 6/23 12/127 11/8;34 3/11 |
12. Источники дохода. | Обобщить знания об источниках дохода семьи. | Карточки-схемы по теме "Доходы семьи", деньги, ноутбук, картинки с изображением пенсионеров, инвалидов, студентов, маленьких детей, альбом "Моя семья". | Заработная плата, пенсии, пособия, стипендии, премия, благотворитель, меценат, спонсор, инвалиды, пенсионеры, "всем миром". | 1/14 5/28 12/127 | |
Март | 13. По страницам сказки "Цветик-семицветик". | Формировать первичные представления о нравственном выборе как задаче, не имеющей готового ответа. | Ноутбук, мультфильм "Цветик-семицветик", иллюстрации в книге "Цветик-семицветик". | Покупка, желания, сострадание, благородство, милосердие, помощь ближнему, инвалид. | 3/10 |
14. Деловая игра "Магазин Детский мир". | Содействовать финансовому просвещению, созданию необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности. | Ноутбук, презентация "Детский мир", касса, детские игрушки, "деньги", чеки, ценники, разноцветные флажки. | Профессии, чек, касса, деньги, директор магазина, продавец, покупатель. | 3/14 | |
Апрель | 15. Реклама: правда и ложь. Как спасти деньги от ловушек? | Формировать первичные представления о возможности избегать лишней траты денег. | Ноутбук, презентация "Реклама", рекламные листовки, буклеты. | Финансовые возможности, рекламировать, воздействие рекламы, стихийные покупки. | 1/15 4/33 5/21 |
16. Полезные экономические привычки. | Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности. | Ноутбук, презентация "Разумно или неразумно?", "деньги", карточки с товарами.
| Предметный (вещный) мир, семейный совет, экономия, неряшливость, расточительность, бережливость, разумное использование, карманные деньги. | 1/16 4/8 | |
Май | 17. Что важнее денег? | Обобщать знания о потребностях человека, способствовать формированию нравственных качеств. | Ноутбук, презентация "Что важнее денег?" | Жадность, щедрость, трудолюбие, леность, бережливый, хозяйственный, экономный, рачительный, запасливый. | 1/18 12/136 6/44 |
18. Мы - ребята деловые! | Развивать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики. | Ноутбук, презентация "Ситуации выбора", магнитная доска, магнитики, красные и синие карточки, "деньги", предметные картинки. | Товары и услуги, разумный подход, клад, профессии, дорого - дешево, тратить - копить, бережливость, доходы, расходы, желания и потребности, безналичные, наличные. | 6/35 |
Календарный план. Подготовительная группа.
Ме сяц |
Тема НОД |
Цель |
Материалы и оборудование |
Основные понятия | Источ ники/ стра ница* |
Сентябрь | Путешествие в страну профессий. Почему все взрослые работают? | Формировать представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения потребностей человека и источником дохода. | Ноутбук, презентация "Профессий много в мире есть", альбом "Профессии". | Труд, работа, продукт, продукция; заработная плата; рабочее место, рабочее время; профессия; физический и умственный труд, предметы труда. | 5/6 1/11 |
Труд и продукт труда (товар). | Дать представление о результате труда людей, которым является продукт, полезная и нужная вещь, предмет, изделие, услуга. | Ноутбук, презентация "Кто что производит?", различные предметы из развивающей среды группы. | Труд, работа, продукт труда, продукция, услуги, заработная плата, товар, торговля; деньги. | 12/108 | |
Октябрь | Что такое деньги и зачем они нужны? Виды денежных знаков. | Формировать представление о деньгах как мере стоимости. Закрепить представление о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры). Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.
| Ноутбук, презентация "Деньги", муляжи денег, настоящие деньги. | Банкноты, купюры, монеты, номинал, аверс, реверс, гурт. | 12/11012/121 12/133 |
История денег. Откуда пришли деньги? | Познакомить с историей денег; показать процесс развития денег от примитивных форм до современных модификаций. | Ноутбук, презентация "История денег". | Первобытный человек, обмен, деньги, монеты, банкноты. | 14/6 17 | |
Ноябрь | Валюта. Обмен денег. | Формировать представление о том, что в каждой стране свои деньги. Продемонстрировать их внешний вид, познакомить с названиями денег некоторых стран, формировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны. | Ноутбук, презентация "Деньги других стран", муляжи иностранных денег. | Валюта, иностранные деньги, обмен денег, номинал, купюра, монета, | 4/29 3/7 5/23 12/136 |
Цена (стоимость). | Дать представление о том, как формируется цена (стоимость): вложения средств, затраты труда, качество, спрос и предложение. Подвести к пониманию того, что любой товар имеет свою цену. | Ноутбук, презентация "Как формируется цена?" | Цена, товар, услуги, стоимость, чек, качество, ценник, этикетка, качество, спрос, дорого, дешево. | 1/12 11/24 4/14
| |
Декабрь | Торговля и торг. | Рассказать о видах и формах торговли (товары, услуги, ресурсы; оптом и в розницу; в магазине или по Интернету ). Формировать представление об этических аспектах торговли (честность, открытость информации). | Ноутбук, презентация "Торговля и обслужива-ние" . | Торговля, фиксированная цена, торг, магазин, рынок, ярмарка, опт, розница, интернет-магазин, услуги. | 12/108 |
Цена и качество товаров (услуг). | Дать представление о качестве товаров (услуг). Формировать представление о зависимости цены товара (услуги) от качества этого товара (услуги). | Ноутбук, презентация "Дороже или дешевле?", иллюстрации книги "Откуда берется деньги?" | Цена, качество, скоропор-тящийся товар, бракованный товар, дороже, дешевле. | 1/12 11/24 4/14 14/16 | |
Январь | Бюджет (на примере бюджета семьи). Источники дохода. | Формировать представление о том, что такое бюджет, из чего он складывается. Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги. Закреплять понятия «доходы» и «расходы». | Ноутбук, презентация "Семейный бюджет", карточки с изображе-нием предметов, символизи-рующих основные и неосновные расходы семьи. | Бюджет, доходы, расходы, зарплата, пенсия, стипендия, планирование, приоритетность, потребности, финансовые возможности, бережливость, карманные деньги. | 1/13 5/25;286/30 11/8;12 14/40 |
Потребности и возможности. | Формировать представление о потребностях и возможностях. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи. | Ноутбук, презентация "Потребности человека", презентация "Как экономить?" | Потребности, возможности, коммунальные услуги, бюджет, доходы, расходы, запланирован-ные покупки, сбережения. | 6/23 12/127 11/8;34 3/11 | |
Февраль | Жители кошелька. | Закреплять представление о денежных знаках Российской Федерации, научить различать монеты разного достоинства, показать, что достижение результата возможно сообща и согласованно. | "Сказка о монетах" Т. Грековой, муляжи бумажных и металличес-ких денег. | Банкноты, купюры, монеты, номинал, наличные деньги. | 1/21 |
Дом, в котором живут и "растут" деньги. | Формировать представление о банках и их услугах, предоставляемых людям. | Ноутбук, презентация "Идем в банк". | Банк, кредиты, вклады, накопления. | 18 | |
Март | Наличные и безналичные деньги. Пластиковая карта. | Формировать представление о пластиковых картах и их назначении, закрепить знания детей о внешнем виде пластиковой карты. | Муляжи денег, настоящие деньги, пластиковые карты. | Пластиковая карта, безналичный расчет, банкомат, обналичить деньги. | 5/42 |
Реклама - двигатель торговли. Что такое реклама, и зачем она нужна? | Расширять представление о рекламе, ее целях и видах. Воспитывать осознанное отношение к рекламе. Учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой. | Ноутбук, презентация "Реклама", рекламные листовки и журналы. | Реклама, рекламировать, воздействие рекламы. | 1/15 4/33 5/21 14/34 | |
Апрель | Бюджет семьи, доход, расход. | Учить различать понятия "хочу" и "надо". Закреплять представление о происхождении окружающих нас предметов (товаров). Воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности к тем, кто помогает нам удовлетворять наши желания и потребности. | Ноутбук, отрывок из мультфильма "Простоква-шино", копил-ка, карточки-схемы. | Семейный бюджет, доход, расход, коммунальные платежи, семейный совет, накопления. | 12/12 14/40 |
Экономичес-кая игра «Что? Где? Когда?». | Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи. Поощрять объективное отношение детей к рекламе. Воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей.
| Ноутбук, презентация с картинками для игры, призы. | Все понятия. | 16 | |
Май | Викторина "Мы - ребята деловые". | Обобщить, закрепить и выявить знания детей по финансовой грамотности. Стимулировать активность детей. Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
| Разрезные картинки, монеты, купюры, медали. | Профессии, товары, услуги, деньги, зарплата, пенсия, стипендия, экономить. | 15 |
Итоговое обследование детей. | Обобщить, закрепить и выявить знания детей по финансовой грамотности. | Вопросы диагностики. | Все понятия. | Раздел2.1.6 данной прог- раммы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников в системе дополнительного образования в детском саду.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой ребёнком. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности от которого во многом зависит последующ...
Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Живое слово"
Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста включает цель, задачи, формы проведения занятий, методы, методическое обеспечение занятий. Полностью отвечает требованиям предъявляемым к прогр...
Программа дополнительного образования экономического воспитания старших дошкольников «Экономика в детском сада или, как Ани открыла магазин»
Сегодняшним дошкольникам, живущим в 21 веке в веке сложных экономических и социальных отношений необходимо уметь самостоятельно и правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, действовать творчески...
Реализация приоритетного направления «Духовно-нравственное воспитание дошкольников: формирование базовых основ православной культуры» «Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы»
Духовно - нравственное воспитание дошкольников...
Дополнительная общеобразовательная программа по патриотическому воспитанию "Формирование основ нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
Программа направлена на воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников 5-7 лет....
Рабочая программа по дополнительному образованию финансового воспитания дошкольников "Дети и денежные отношения" (5-7 лет)
Рабочая программа по дополнительному образованию финансового воспитания дошкольников "Дети и денежные отношения" (5-7 лет)...
Повышение квалификации по дополнительному профессиональной программе "Воспитание дошкольников на основе российских традиционных ценностей в музыкально-театрализованной деятельности"
Прошла повышение квалификации в Автономной некомерческой организации дополнительного профессионального образования "Национальный исследовательский институт Всеросийской общественной организации с...