Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
статья (младшая группа)
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Воспитатель:
Борисова Н.В.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
Актуальность.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок.
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Ученые (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина и др.) подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
Свою работу по развитию мелкой моторики рук, я начала с детьми раннего возраста (2-3 лет). Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо.
Период работы над темой: 2021-2022 учебный год.
Проблема: Низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности; Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
- Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- Улучшить общую двигательную активность;
- Содействовать нормализации речевой функции.
- Подготовить и принять участие в педсовете;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
- Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития творческих способностей детей.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы:
• массаж кистей рук
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
• пальчиковый театр
• лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, свечкой, крупой и т. д.
• конструирование: работа с конструктором ЛЕГО, с деревянным конструктором.
• различные виды аппликаций
• рисование по трафаретам
• штриховка
• дорисовка (по принципу симметрии)
• лабиринты
• дидактические игры
• шнуровка, игры с прищепками и с липучками
• игры с мелкими предметами
• пазлы, мозаика.
Прогнозируемый результат:
1. Расположить к себе ребенка через тактильный (телесный) контакт и тем самым облегчить процесс адаптации.
2. Совершенствовать ловкость и точность движений, улучшить память, внимание, терпеливость.
3. Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Этапы реализации :
1 ЭТАП информационно-аналитический
-Изучение научной и учебно-методической литературы,
-Проведение первичного диагностического исследования.
2 ЭТАП — внедрение в практику.
- Проведение пальчиковых игр на занятиях и вне занятий,
-Отчет творческой группы на тему «Дидактические игры своими руками (на липучках, с прищепками) как средство познавательной активности у детей».
3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.
Сентябрь
Подбор и изучение необходимой литературы, разработка перспективного плана работы на сентябрь — май.
Составление списка литературы, составление перспективного плана работы на сентябрь – май.
Октябрь
Познакомить детей с пальчиковой гимнастикой, пальчиковыми играми.
Совершенствовать координацию движения пальцев рук.
Составление картотеки пальчиковых игр.
Ноябрь
Лепка с использованием природных материалов. Продолжать — пальчиковую гимнастику и игры.
Продолжать совершенствовать координацию движения пальцев рук с помощью лепки.
Декабрь
Использование нетрадиционных техник рисования — пальчиковое рисования. Продолжать — пальчиковую гимнастику и игры.
Продолжать совершенствовать координацию движения пальцев рук с помощью пальчикового рисования.
Январь
Игровая деятельность с использованием пальчикового театра. Продолжать — пальчиковую гимнастику и игры
Чтение детям русских народных сказок, учить внимательно слушать, запоминать интонацию воспроизводить слова и фразы из текста.
Февраль
Продолжать — пальчиковую гимнастику и игры.
Март
Конструирование — работа с конструктором ЛЕГО и аналогами. Продолжать — пальчиковую гимнастику и игры.
Познакомить детей с основными видами построек, которые можно выполнить с помощью конструктора. Продолжать развивать мелкую моторику рук.
Игровая деятельность с использование конструктора ЛЕГО и аналогов.
Апрель
Использование дидактических игр, игр с мелкими предметами, мозаики, пазлов. Продолжать — пальчиковую гимнастику и игры. Конструирование с помощью конструктора.
Игровая деятельность с использованием мозаики, пазлов.
Май
Проведение диагностики.
Работа с детьми:
С детьми была проведена следующая работа: пальчиковые игры, физкультминутки, занятия по биоэнергопластике (соединение движений речевого аппарата с движениями пальцев рук, пальчиковые игры в воде (являются частью закаливающих мероприятий). Рисование по трафаретам, штриховка, дорисовка (по принципу симметрии, лабиринты, работа по клеточкам, дидактические игры, шнуровка, игры с мелкими предметами (кубики, прищепки, палочки, конструктор) пазлы, мозаика.
Индивидуальная работа с детьми:
Массаж кистей рук, лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д., нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой.
Предполагаемый результат:
У детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Самореализация :
1. Изучила литературу по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
2. Внедрила в работу с детьми дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики дошкольников
3. Подготовила выступление на педсовет: Отчет творческой группы, отчет по теме самообразования.
Работа с научной и учебно-методической литературой:
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2010.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2009.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2011.
5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2012.
7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд», 2013.
8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2009.
9. Кольцова М. М «Развитие моторики». – М. : Эксмо, 2012.
10. Елена Данилова «Пальчиковые игры». – М. : Эксмо, 2011.
11. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка». – М. : Эксмо, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/11/picture-1217835-1581425080.jpg)
Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности. Задачи:Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;Содействовать нормализации речевой функции;Развивать воображение, логичес...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/08/picture-891397-1486558231.jpg)
Программа по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/26/picture-1268991-1611649420.jpg)
Планирование работы в соответствии с темой самообразования «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2020-2021 г.
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Задачи: 1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук; 2....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/12/picture-1354042-1634052614.jpg)
Программа по самообразованию " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
Программа по самообразованию " Развтите мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/07/picture-905150-1683472347.jpg)
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/10/picture-831579-1639151120.jpg)
план самообразования «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством различных видов деятельности»
В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.» «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный ...