Материалы по ознакомлению детей с Великой Отечественной Войной
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._voennaya_forma.docx | 92.39 КБ |
2._voennaya_forma.docx | 710.99 КБ |
3._voennaya_forma.docx | 643.87 КБ |
4._voennaya_forma.docx | 701.38 КБ |
znakomim_s_voynoy_po_vozrastam.docx | 21.24 КБ |
konspekt_otkrytogo_integrirovannogo_zanyatiya_na_sredney_gruppe.docx | 362.91 КБ |
konspekt_sr.gr_.doc | 40.5 КБ |
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_roditeley_pogovori_te_s_rebyonkom_o_voyne.docx | 260.18 КБ |
pamyatka_festival.docx | 19.4 КБ |
teksty_proizvedeniy.docx | 2.95 МБ |
0._voennaya_forma.pptx | 1.13 МБ |
viktorina_po_literaturnym_proizvedeniyam.pptx | 1.49 МБ |
voennaya_tehnika_vov.ppt | 1.85 МБ |
nagrady.ppt | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Военная регилировщица. Униформа Красной армии времен Второй мировой войны.
Солдат войск НКВД в парадной униформе. Униформа Красной армии времен Второй мировой войны.
Генерал в полевой форме. Униформа Красной армии времен Второй мировой войны.
Генерал - майор. Униформа Красной армии времен Второй мировой войны.
Офицер пехоты. Униформа Красной армии времен Второй мировой войны.
Красноармеец в походной форме. Униформа Красной армии времен Второй мировой войны.
Предварительный просмотр:
Военная форма советской красной армии 1943-1945 г
Летчик ВВС 1943-45, старший сержант, донские кавалерийские части 1943 г
Летчик морской авиации 1943-45г, танкист зимняя форма 1942-44
Красная Армия пехотинец и лейтенант 1943-45 г
Красная Армия. Стандартная полевая форма пехотинца 1943г
Красная Армия, форма медперсонала 1943 г
Генерал-майор сухопутные войска 1943-44 г
Камуфляжная одежда, Красная армия 1943-1945 г
Разведчик РККА, 1944-45г
Младший лейтенант стрелковые части, зимняя форма, 1944г
Капитан пограничных войск НКВД, парадный мундир 1945 года
Генерал-лейтенант, парадный мундир 1945 года
Сержант. Парадный мундир 1945 года
Предварительный просмотр:
Униформа и снаряжение частей Красной Армии
В начале Великой Отечественной войны покрой униформы и способ ее ношения определялся Приказом №176 от 3 декабря 1935 года. Для генералов имелось три типа униформы: повседневная, выходная и парадная. Для офицеров и солдат также имелось три типа униформы: повседневная, караульная и выходная. Каждый тип униформы имел два варианта: летний и зимний.
В период с 1935 по 1941 год в униформу вносились многочисленные мелкие изменения. Полевая униформа образца 1935 года изготавливалась из материи различных оттенков защитного цвета. Главным отличительным элементом униформы была гимнастерка, которая по своему покрою напоминала русскую крестьянскую рубаху. Покрой гимнастерки для солдат и офицеров был одним и тем же. Клапан нагрудного кармана на офицерской гимнастерки имел сложную форму с выступом в форме латинской буквы "V". У солдат клапан часто имел прямоугольную форму. Нижняя часть ворота гимнастерки у офицеров имела треугольную усиливающую нашивку, а у солдат эта нашивка была прямоугольной формы. Кроме того, солдатские гимнастерки имели усиливающие нашивки ромбической формы на локтях и задней поверхности предплечья. Офицерская гимнастерка в отличие от солдатской имела цветную окантовку. После начала боевых действий от цветной окантовки отказались.
Существовало два типа гимнастерок: летняя и зимняя. Летнюю униформу шили из хлопчатобумажной ткани, которая была более светлого цвета. Зимнюю униформу шили из шерстяной ткани, которая отличалась более насыщенным, темным цветом. Офицеры подпоясывались широким кожаным ремнем с латунной пряжкой, украшенной пятиконечной звездой. Солдаты носили более простой ремень с обычной открытой пряжкой. В полевых условиях солдаты и офицеры могли носить два типа гимнастерок: повседневную и выходную. Выходную гимнастерку часто называли френч. Некоторые солдаты, служившие в элитарных частях, носили гимнастерки особого покроя, отличавшиеся цветной полоской, идущей вдоль ворота. Однако подобные гимнастерки встречались нечасто.
Вторым главным элементом униформы как солдат, так и офицеров были шаровары, также называемые галифе. Солдатские шаровары имели ромбической формы усиливающие нашивки на коленях. В качестве обуви офицеры носили высокие кожаные сапоги, а солдаты носили ботинки с обмотками или кирзовые сапоги. Зимой офицеры и солдаты носили шинель из коричневато-серого сукна. Офицерские шинели были лучше качеством, чем солдатские, но имели тот же покрой. В Красной Армии использовали несколько типов головных уборов. Большинство частей носили буденовки, которые имели зимний и летний вариант. Однако летняя буденовка повсеместно вытеснялась пилоткой, введенной в конце 30-х годов. Офицеры летом вместо буденовок предпочитали носить фуражки. В частях, дислоцированных в Средней Азии и на Дальнем Востоке, вместо пилоток носили широкополые панамы.
В 1940 году в конструкцию каски внесли заметные изменения. Новая каска образца 1940 года повсеместно вытесняла каску образца 1936 года, однако старая каска еще широко использовалась в первый год войны. Многие советские офицеры вспоминают, что красноармейцы не любили носить каску, считая, что каски носят только трусы. Офицеры повсеместно носили фуражки, фуражка была атрибутом офицерской власти. Танкисты носили специальный шлем, изготавливаемый из кожи или брезента. Летом использовали более легкий вариант шлема, а зимой надевали шлем с меховой подкладкой.
Экипировка советских солдат была строгой и простой. В некоторых частях еще использовали коричневый кожаный рюкзак образца 1930 года, однако такие рюкзаки в 1941 году встречались нечасто. Более распространенным был брезентовый вещмешок образца 1938 года. Основание вещмешка представляло собой прямоугольник 30х10 см. Высота вещмешка - 30 см. На вещмешке имелось по два кармана. Внутри вещмешка солдаты носили портянки, плащпалатку, а в карманах располагались принадлежности к винтовке и предметы личной гигиены. Внизу к вещмешку привязывали шесты, колышки и другие приспособления для установки палаток. Сверху и по бокам на вещмешок были нашиты петли, к которым прикрепляли скатку. Продмешок носили на поясном ремне, под вещмешком. Размеры продмешка 18х24х10 см. В продмешке солдаты носили сухой паек, котелок и столовый прибор. Алюминиевый котелок имел плотно закрывающуюся крышку, которую прижимала ручка котелка. В некоторых частях солдаты пользовались старым круглым котелком диаметром 15 см и глубиной 10 см. Однако продмешок и вещмешок образца 1938 года были довольно дороги в производстве, поэтому их выпуск был прекращен в конце 1941 года.
Каждый красноармеец имел противогаз и противогазную сумку. После начала войны многие солдаты выбрасывали противогазы и использовали противогазные сумки в качестве вещмешков, поскольку настоящие вещмешки были не у всех. По уставу каждый солдат, вооруженный винтовкой, должен был иметь две кожаные патронные сумки. В сумке можно было хранить четыре обоймы для винтовки системы Мосина - 20 патронов. Патронные сумки носили на поясном ремне, по одной на боку. Уставы предусматривали возможность ношения большой матерчатой патронной сумки, вмещавшей шесть обойм - 30 патронов. Кроме того, красноармейцы могли использовать матерчатый патронташ, носимый через плечо. В отделения патронташа можно было уложить 14 винтовочных обойм. Гранатная сумка вмещала две гранаты с ручкой. Однако очень немногие солдаты были оснащены по уставу. Чаще всего красноармейцам приходилось довольствоваться одной кожаной патронной сумкой, которую обычно носили на правом боку. Некоторые солдаты получали малые саперные лопатки в матерчатом чехле. Лопатку носили на правом бедре. Если красноармеец имел фляжку, то носил ее на поясном ремне поверх саперной лопатки.
Во время плохой погоды солдаты использовали плащ-палатки. Плащ-палатка изготавливалась из брезента защитного цвета и имела тесемку, при помощи которой можно было закрепить плащ-палатку на плечах. Плащ-палатки можно было соединять по две, четыре или шесть и получать таким образом тенты, под которыми могли укрыться несколько человек. Если солдат имел вещмешок образца 1938 года, то скатка, состоящая из плащ-палатки и шинели, прикреплялась по бокам и поверх мешка, в виде подковы. Если же вещмешка не было, то скатку носили через плечо.
Офицеры использовали небольшую сумку, которую изготавливали или из кожи или из брезента. Имелось несколько типов таких сумок, некоторые из них носили через плечо, некоторые подвешивали к поясному ремню. Сверху у сумки располагался небольшой планшет. Некоторые офицеры носили большие кожаные планшеты, которые подвешивали на поясной ремень под левой рукой.
Также имелось и несколько типов специализированной униформы. Зимой танкисты носили черные комбинезоны и черные кожаные куртки (иногда в комплект с курткой входили черные кожаные брюки). Горные стрелки носили черный комбинезон особого покроя и специальные горные ботинки. Кавалеристы, и в первую очередь казаки, вместо униформы носили традиционную одежду. Кавалерия была самым пестрым родом войск РККА, поскольку в кавалерии служило большое количество казаков и представителей народностей Средней Азии. Многие кавалерийские части использовали стандартную униформу, но даже в таких частях часто встречались предметы казачьего обмундирования. До войны казачьи войска не пользовались популярностью, поскольку множество казаков во время Гражданской войны не поддержало большевиков и пошло служить в белую армию. Однако в 30-х годах были сформированы полки донских, кубанских и терских казаков. Личный состав этих полков был обмундирован униформой с большим количеством деталей традиционного казачьего костюма. Полевая униформа казаков во время Великой Отечественной войны представляла собой сочетание предметов униформы образца 30-х годов, дореволюционной казачьей униформы и униформы образца 1941/43 года.
Традиционно казаки разделяются на две группы: степные и кавказские. Униформа этих двух групп значительно различалась между собой. Если степные (донские) казаки тяготели к традиционному военному мундиру, то кавказцы одевались более колоритно. Все казаки носили высокие папахи или более низкие кубанки. В полевых условиях кавказские казаки носили темно-синие или черные бешметы (рубахи). Парадные бешметы были красного цвета для кубанских казаков и светло-синего - для казаков терских. Поверх бешмета казаки носили черную или темно-синюю черкеску. На груди черкески нашивались газыри. Зимой казаки носили черную меховую бурку. Многие казаки носили башлыки разных цветов. Дно кубанки было затянуто материей: у терских казаков светло-синей, а у кубанских казаков - красной. На материи крестообразно проходили две полосы - золотые у офицеров и черные у рядовых. Следует иметь в виду, что многие солдаты, набранные из южных районов России продолжали носить кубанку вместо положенной по уставу ушанки, даже если не служили в кавалерии. Еще одной отличительной чертой казаков были темно-синие галифе.
В первые годы войны советская промышленность лишилась значительных производственных мощностей, оказавшихся на оккупированной немцами территории. Однако большую часть оборудования все же удалось вывезти на восток и организовать на Урале новые промышленные предприятия. Этот спад производства заставил советское командование значительно упростить обмундирование и экипировку солдат. Зимой 1941/42 года впервые была использована более удобная зимняя униформа. При создании этой униформы был учтен печальный опыт финской кампании. Красноармейцы получили телогрейки, ватные шаровары и шапки-ушанки на синтетическом меху. Офицерам выдали овечьи полушубки или шубы. Высшие офицеры вместо ушанок носили папахи. Войска, сражавшиеся на северном участке фронта (к северу от Ленинграда), были обмундированы в специальную северную униформу. Вместо овечьих полушубков некоторые части использовали котиковые сакуи. В качестве обуви солдаты носили специальные ботинки на собачьем меху или с шерстяной подкладкой. Ушанки для солдат, воевавших на севере, изготавливали из настоящего меха - собаки или лисицы.
Однако многие части так и не получили специальной зимней униформы и красноармейцы мерзли в стандартных шинелях, утепленных вещами, реквизированными у гражданского населения. Вообще, для Красной Армии было характерно широкое использование гражданской одежды, особенно это было отчетливо видно зимой. Так, зимой многие красноармейцы носили валенки. Но раздобыть валенки удавалось далеко не всем, поэтому даже зимой большая часть личного состава Красной Армии продолжала носить кирзовые . Единственное достоинство кирзовых сапог заключалось в том, что они были достаточно свободны, чтобы их можно было утеплить дополнительными портянками и газетами превращая обувь в зимние сапоги. Советские солдаты не носили носков - только портянки. Носки были слишком большой роскошью, чтобы носить их в свободных сапогах. Но офицеры, если им удавалось раздобыть пару носков, не отказывали себе в удовольствии надеть их. Некоторым частям повезло больше - личный состав этих частей получал валенки с галошами, что было особенно кстати в осеннюю и весеннюю распутицу. В 1942 году красноармейцы были довольно пестро обмундированы. Танкисты носили черные, серые, синие или защитного цвета комбинезоны. При изготовлении униформы широко использовались синтетическая кожа и резина. Патронные сумки шили из брезента или брезента, подвергнутого пропитке. Кожаные поясные ремни повсеместно заменяли брезентовыми.
Вместо одеял красноармейцы использовали шинели и плащ-палатки. Кроме того, скатка шинели или плащ-палатки с успехом заменяла солдатам вещмешок - вещи закатывали внутрь. Чтобы исправить ситуацию, был введен новый вещмешок, похожий на тот, что использовался в царской армии во время 1-й Мировой войны. Этот вещмешок представлял собой брезентовую сумку с горловиной, перехваченной шнурком и двумя плечевыми ремнями. В 1942 году по ленд-лизу в Советский Союз начали поступать предметы обмундирования из США и Канады. Хотя большая часть униформы, поступавшая из Америки, изготавливалась по советским образцам, попадалась и американская униформа. Например, США поставили в СССР 13 тыс. пар кожаных ботинок и один миллион пар солдатских ботинок, а в Канаде шили комбинезоны для советских танкистов.
Униформа для женщин, служивших в РККА, определялась несколькими документами. До войны отличительными деталями женской выходной и парадной униформы были темно-синие юбка и берет. Во время войны порядок обмундирования женщин закрепляли приказы, вышедшие в мае и августе 1942 года. Приказы сохраняли ношение юбки и берета. В полевых условиях эти предметы униформы изготавливали из ткани защитного цвета, а выходная форма одежды предусматривала синие юбку и берет. Эти же приказы в значительной степени унифицировали женскую униформу с мужской. На практике, многие женщины военнослужащие, особенно действовавшие на передовой, носили мужскую униформу. Кроме того, женщины часто сами перешивали для себя многие предметы униформы, используя для этого списанное обмундирование.
Опыт боев в Финляндии показал необходимость иметь в войсках белый камуфляжный комбинезон. Такой комбинезон появился в 1941 году. Имелось несколько типов зимних комбинезонов, как правило, они состояли из штанов и куртки с капюшоном. Кроме того, на оснащении частей Красной Армии находилось множество камуфляжных летних комбинезонов. Такие комбинезоны, как правило, получали разведчики, саперы, горные стрелки и снайперы. Комбинезоны имели мешковатый покрой и изготавливались из материи защитного цвета с черными пятнами округлой формы. Из фотодокументов известно, что красноармейцы также использовали выворачиваемые камуфляжные комбинезоны, которые были с снаружи зеленые, а изнутри белые. Не ясно, насколько широко были распространены такие комбинезоны. Для снайперов был разработан камуфляж особого типа. На комбинезон защитного цвета нашивалось большое количество узких полосок материи, имитировавших траву. Однако такие комбинезоны не получили широкого распространения.
В 1943 году Красная Армия приняла новую униформу, кардинально отличавшуюся от использовавшейся до сих пор. Столь же коренным образом была изменена система знаков различия. Новая униформа и знаки различия в значительной мере повторяли униформу и знаки различия царской армии. Новые правила отменяли разделение униформы на повседневную, выходную и парадную, поскольку в условиях военного времени в выходной и парадной униформе не было необходимости. Детали парадной униформы использовались в обмундировании частей специального назначения, несших караульную службу, а также в офицерской униформе. Кроме того, офицеры сохранили выходную форму одежды.
Приказом №25 от 15 января 1943 года для солдат и офицеров вводилась гимнастерка нового образца. Новая гимнастерка очень походила на ту, что использовалась в царской армии и имела воротник-стойку, застегивающийся на две пуговицы. У солдат на гимнастерке не было карманов, тогда как на офицерской гимнастерке было два нагрудных кармана. Покрой шаровар не изменился. Но главной отличительной чертой новой униформы стали погоны. Предусматривалось два типа погон: полевые и повседневные. Полевые погоны изготавливали из ткани защитного цвета. С трех сторон погоны имели кайму цвета рода войск. На офицерских погонах не было канта, а принадлежность к роду войск можно было определить по цвету просветов. У старших офицеров (от майора до полковника) на погонах было по два просвета, а у младших офицеров (от младшего лейтенанта до капитана) - по одному. У медиков, ветеринаров и нестроевиков просветы были красного цвета с коричневатым оттенком. Кроме того, на погонах возле пуговицы носили маленький золотой или серебряный значок, обозначающийся род войск. Цвет эмблемы зависел от рода войск. Погоны маршалов и генералов были шире офицерских, а погоны военврачей, юристов и т.п. - наоборот, более узкие.
Офицеры носили фуражку с черным кожаным подбородочным ремнем. Цвет околыша у фуражки зависел от рода войск. Тулья у фуражки обычно была защитного цвета, но в войсках НКВД часто использовали фуражки со светло-синей тульей, танкисты носили серые фуражки, а донские казаки - серо-синие. Тот же приказ №25 определял тип зимнего головного убора для офицеров. Генералы и полковники должны были носить папахи (введенные еще в 1940 г.), в то время как остальные офицеры получили обычные ушанки.
Звание сержантов и старшин определялось по числу и ширине лычек на погонах. Обычно лычки были красного цвета, только у медиков и ветеринаров лычки имели коричневатый оттенок. Старшины носили на погонах лычку в форме буквы "Т". У старших сержантов на погонах была одна широкая лычка. Сержанты, младшие сержанты и ефрейторы имели на погонах три, две или одну узкую лычку, соответственно. Окантовка погон была цвета рода войск. Эмблему рода войск по уставу было положено носить на внутренней части погон, но на практике солдаты такие эмблемы носили очень редко.
В марте 1944 года была принята новая униформа для морской пехоты, которая была более удобна для использования на суше. Поскольку советский ВМФ большую часть войны про стоял в портах, многие моряки участвовали в боях на суше. Особенно широко морская пехота применялась при обороне Ленинграда и в Крыму. Однако на протяжении войны морские пехотинцы носили стандартную морскую униформу, дополненную некоторыми предметами сухопутной полевой униформы. Последний приказ, касавшийся униформы, вышел в апреле 1945 года. Этим приказом вводилась парадная форма одежды, впервые солдаты ее надели во время парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года.
Отдельно стоило бы разобрать цвета родов войск в РККА. Рода войск и службы обозначались цветом окантовки и знаков различия. Цвет поля петлиц показывал принадлежность к роду войск, кроме того, о принадлежности к определенному роду войск говорил небольшой значок в петлице. Офицеры носили вышитые золотом или эмалированные значки, в то время как солдаты использовали цвет окантовки. У сержантов петлицы имели окантовку цвета рода войск, а от солдат их отличала узкая красная полоса, проходящая через петлицу. Офицеры носили фуражки с окантовкой, в то время как солдаты использовали пилотки. Канты на униформе также были цвета рода войск. Принадлежность к роду войск определялась не одним каким-либо цветом, а комбинацией цветов на разных деталях униформы.
Особое положение в армии занимали комиссары. Комиссары имелись в каждой части от батальона и выше. В 1937 году в каждом подразделении (рота, взвод) была введена должность политрука - младшего политического офицера. Знаки различия у комиссаров в целом были похожи на знаки различия офицеров, но имели свои особенности. Вместо шевронов на рукаве комиссары носили красную звезду. У комиссаров окантовка петлиц была черного цвета, не зависимо от рода войск, в то время как у политруков окантовка петлиц была цветной.
1.Повседневная форма танкистов на начало Великой отечественной войны. Гимнастерка М1935, использовалась до 1943 года. Обратите внимание на стальной цвет сукна, а также на нарукавные знаки отличия, отмененные в 1940 году.
Нарукавные знаки отличия Красной Армии. Детально.
Гимнастерка носилась, обычно, под рабочим комбинезоном.
Редкий образец. Собрание Военно-Исторического Общества друзей танкового музея.
Знаки различия на отложном воротнике. Использовались до 1943 г. Оригинал. (Образцы реконструкции и фальшивок будут представлены также в ближайшее время)
Обычная гимнастерка танкистов (нижние чины) на начало Великой Отечественной войны.
Использовалась до 1943 года.
Деталь. Танковые петлицы. Согласно приказа с началом войны должны использоваться полевые, но практически танкисты носили обычные, повседневные петлицы, так как форма носилась под комбинезоном.
Военная форма мото-пехоты, начало Великой Отечественной войны. Гимнастерка.
Знаки различия мото-пехоты. Использовались до 1943 г.
Повседневная форма танкистов М1943 ("Победный" период Великой Отечественной войны)
Детальный вид. Погоны (капитан).
Повседневный головной убор, фуражка. Танкисты и бронесилы.
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
«Познакомьте детей с Великой отечественной войной».
В работе по ознакомлению детей с окружающей общественной жизнью значительное место мы отводим формированию представлений о воинах России - защитниках нашей Родины. Дети узнают о мужестве и героизме воинов, об их доброте, о красоте воинских ритуалов. Стремление к героическому, естественное желание подражать военным создает благоприятные условия для формирования у ребенка мотива «Хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким».
Программа воспитания и обучения указывает, какие представления о воинах Российской Армии должны быть сформированы у детей возрастной группы, и в соответствии с этим мы в своей деятельности используем художественные произведения и песни, сюжетные игры на военно-патриотические темы, экскурсии к памятным местам.
В младшем дошкольном возрасте мы опираемся на их эмоциональность и, прежде всего, стремимся вызвать интерес и чувство симпатии к солдату. Формирование представлений о воинах Российской Армии у детей младшей группы осуществляется в основном в процессе повседневной жизни, но могут быть проведены в виде досугов и праздников.
На занятиях предлагаем детям для рассматривания иллюстрации к книгам или репродукции с картин, где представлен выразительный образ защитника Родины, например репродукцию картины художника А. Кокорекина «Воину-освободителю - всенародная любовь». При этом внимание детей направляем на простой и понятный рассказ о солдате, задаем малышам наводящие вопросы, и они замечают выражение лица солдата (доброе и веселое), красную звездочку у него на пилотке.
Отбирая графический материал для последующих занятий, учитываем, что дети этого возраста выделяют в первую очередь внешние, яркие признаки, поэтому мы предлагаем для рассматривания иллюстрацию художника А. Иткина к книге С. Баруздина «Шел по улице солдат», изображающую воина в парадной форме. Мы говорим: «Посмотрите, дети, как красиво идет солдат. Он высокий, стройный, молодой. У него новая одежда, ремень с блестящей пряжкой». Дети сами могут догадаться, что солдат идет на праздник, на парад. Как и в предыдущих беседах, стремимся вызвать у малышей чувство симпатии к воину, восхищение его силой и ловкостью.
В дальнейшем знакомим детей с воинами различных родов войск: моряками, летчиками, танкистами. Цель такого занятия усложняется: мы не только обращаем внимание детей на внешние особенности формы, отличающей воинов друг от друга, но и рассказываем о том, что моряки плавают на кораблях, летчики водят самолеты, танкисты управляют танками, подчеркивая, что все они - люди сильные, смелые. Такие беседы продолжаются в повседневной жизни с отдельными детьми и с небольшими группами ребят.
Для усиления чувства симпатии к воинам и закрепления представлений о них широко пользуем игровые приемы. В результате организованной работы у младших дошкольников возникает интерес и чувство симпатии к воинам Российской Армии, появляются первоначальные представления о них: дети учатся различать военных по форме одежды, правильно называть их. На основе этих первых конкретных представлений у малышей рождается любознательность, стремление больше узнать о наших защитниках.
Воспитанники средней группы должны не только знать, что в Российской Армии есть солдаты, моряки, летчики, танкисты, но и иметь представления о том, что эти сильные, смелые люди защищают нашу Родину. Детям пятого года жизни мы начинаем уже рассказывать об особенностях военной службы в мирное время.
Детей этого возраста мы более широко знакомим с окружающей действительностью; организуем экскурсию к памятнику советским воинам.
Познавательный материал о воинах Российской Армии, рассчитанный на усвоение в течение года, может быть объединен в две образовательно-воспитательные темы: «Российские воины - защитники нашей Родины» и «Воины-пограничники». Занятия должны быть направлены не только на формирование представлений детей о военных, но и на воспитание чувства симпатии к ним.
Постепенно на основе формирования у детей представлений овоинской службе, о смелости, выносливости, ловкости наших защитников становится возможным подведение их к обобщению: «Российские воины защищают нашу Родину».
Для детей старшей группы необходимо более полно и глубоко раскрыть понятие «Российская Армия - защитница нашей Родины». Познавательный материал, рассчитанный на усвоение в течение года, может быть объединен в две образовательно-воспитательные темы: «День рождения Российской Армии» и «День Победы». Как и в предыдущей возрастной группе, предусматривается связь занятий по ознакомлению с воинами Российской Армии с музыкальными занятиями, рисованием и игрой. Организация педагогического процесса на основе тематического планирования создает необходимые условия для выражения самостоятельного отношения детей к воинам Российской Армии в различных видах деятельности. Работу со старшими дошкольниками начинаем с уточнения их представлений о России. В индивидуальных и групповых беседах выявляем знания детей о нашей Родине, о ее столице, о жизни людей разных национальностей; рассказываем детям о том, что нашу страну окружают разные страны и не все они относятся к нам дружественно. Таким образом, подводим детей к естественному выводу о необходимости защиты нашей страны. В старшей группе продолжается ознакомление дошкольников с особенностями военной службы в мирное время.
В подготовительной к школе группе работа по ознакомлению детей с Российской Армией направлена не только на формирование более полных и точных представлений о моряках, летчиках, пограничниках и т. д. Очень важно, чтобы дошкольники поняли, что характерно для Российской Армии, поняли связь Российской Армии со всеми народами нашей страны, усвоили некоторые исторические факты героического прошлого Российской Армии.
Нашей задачей на данном этапе развития – это сформировать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожими на них.
Программный материал по ознакомлению детей с Российской Армией распределяется в основном по темам: «День рождения Российской Армии» и «День Победы», кроме того, некоторые сведения о Российской Армии ребята получают во время занятий по теме «День рождения России».
На одном из первых занятий также уточняются представления детей о Российской Армии - защитнице нашей страны, о разных родах войск - военно-воздушных, военно-морских, сухопутных, о современном вооружении. В ходе беседы обращаем внимание воспитанников на то, как много надо знать солдату, чтобы управлять сложной военной техникой.
Целью занятий является формирование у детей представления о том, как охраняют знамя. Воспитатель читает рассказ «Неразговорчивый часовой» из книги Я. Длуголенского «Не потеряйте знамя». Чтобы дети лучше поняли содержание рассказа, педагог использует разные средства художественной выразительности: логические ударения, паузы, изменение темпа речи, силы голоса. Созданию конкретных представлений о том, как хранится знамя, способствует рассматривание иллюстраций художника И. Харкевича.
Чтобы поддержать интерес детей к воинам, мы поощряем творческие игры в строительство военного городка, в охрану знамени. Усилению положительного отношения к защитникам Родины способствует самостоятельная изобразительная деятельность. Старшие дошкольники активно, творчески отражают в рисунках свои впечатления, свои представления о Российской Армии. Мы акцентируем внимание детей на трудностях, которые приходилось преодолевать воинам в Великой Отечественной войне.
Предварительный просмотр:
Конспект открытого интегрированного занятия на средней группе
по теме: «Вечная слава и память героям ВОВ».
Подготовила воспитатель И.А. Казакова
Цель: Продолжать работу по воспитанию патриотизма у дошкольников. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Задачи:
Воспитательные:
-Воспитывать чувство патриотизма и гордости за нашу страну.
- Воспитывать гордость и уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны.
-Уважение к истории нашего народа,
-Чувство благодарности к людям, прогнавших фашистов с нашей земли.
Образовательные:
-Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне.
- В доступной форме расширить представления детей о героическом прошлом народа.
-Расширение знаний о защитниках отечества (солдатах).
-Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.
Развивающие:
- Развивать у детей патриотические чувства к своей Родине.
- Развивать навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале.
- Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.
- Активизировать мыслительную деятельность.
ИКТ
• видеоклип из фотографий и музыки
Оборудование:
• ноутбук,
• видео - проектор,
• экран.
Предварительная работа.
- беседа о Дне Победы;
- рассказы воспитателя о Великой Отечественной войне и её героях;
- чтение произведений о Великой Отечественной войне;
- экскурсия к монументу памяти погибших воинов;
- экскурсия в краеведческий музей;
- разучивание стихотворений, пословиц и поговорок, посвящённых Великой Отечественной войне;
Материал и оборудование.
- книжная выставка, посвящённая ВОВ;
- репродукции картин, иллюстраций на военную тематику;
- искусственные гвоздики для игры «Скажи какой? »;
- звезда, вырезанная из картона;
- фонограммы песен «День Победы», «Поклонимся великим тем годам»;
- иллюстрации и фотографии ветеранов.
Ход занятия.
Воспитатель: Каждый день солнышко выходит, чтобы обогреть всю землю лаской и теплом. Все радуются солнышку! Давайте и мы порадуемся ему. Улыбнитесь! Если все люди на земле будут радоваться друг другу, улыбаться, то у нас на Земле всегда будет мир, согласие и порядок. И никогда не будет войны!
Звучит фонограмма песни «День Победы» и показ слайдов о праздновании Дня Победы.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что изображено на этих картинках? Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?
Ответы детей: ( Праздник. Речь пойдёт о войне.)
Воспитатель: Правильно, о Великой Отечественной войне, которая закончилась нашей победой. Ребята, очень скоро наступит долгожданный День Победы! Что это за праздник? Кто знает?
Ответы детей: 9 мая – это день Победы нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как принято отмечать этот праздник?
Дети: В этот день принято выходить на парад, бывать у памятников воинской славы и возлагать живые цветы.
Воспитатель: А еще 9 мая поздравляют ветеранов той великой отечественной войны, дарять им памятные подарки. Как вы думаете, кто такие ветераны?
Ответы детей: Это те, кто воевал и подарил нам мир.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на фотографии ветеранов- жителей нашего родного города. (Слайд с фото ветеранов)
Это, ветераны той великой отечественной войны. Когда - то они молодыми уходили на фронт. (Ф.И.О. ветерана)
Со времен той войны прошло много лет, и они стали пожилыми, но в праздник День Победы, они надевают свои награды и выходят на парад Победы. Участие в параде принимают не только люди, но и военная техника. Воспитатель: Я приготовила вам картинки с разной военной техникой, но нечаянно уронила их и все картинки перемешались. Помогите собрать их.
Игра «Собери картинку».
Дети собирают картинки.
Молодцы! Все картинки с военной техникой вы собрали правильно.
Воспитатель: А вы знаете, как называют людей которые воевали на этой технике?
Ответ детей: Да.
Речевая игра « Военные профессии»
Воспитатель: Тогда скажите как называют людей воевавших на кораблях?
Ответ детей: моряками.
Воспитатель: А на самолётах?
Ответ детей: лётчиками.
Воспитатель: На танках?
Ответы детей: танкистами.
Воспитатель: А защищавших границы нашей Родины?
Ответы детей: пограничники.
Воспитатель: Кто служил на подводных лодках?
Ответы детей: подводники.
Воспитатель: Молодцы. Ну а теперь представьте себе, что вы тоже участвуете в параде. Марш.
Проводится физ минутка: "На параде" (сопровождение под музыку)
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой – раз, левой –раз -
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки -
Дружно, дружно - веселей!
Застучали наши ножки -
Громче, громче и быстрей!
По коленочкам ударим -
Тише, тише, тише, тише.
Ручки, ручки, поднимаем -
Выше, выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки,
Снова тихо опустились.
Опустились,
Мы на месте покружились,
Покружились и остановились.
Воспитатель: Вы настоящие солдаты. Ребята, а вы знаете, что в параде принимают участие только лучшие солдаты. Как вы думаете, какими качествами должен обладать воин - солдат? Но прежде чем ответить на мой вопрос возьмите по гвоздике и, положив ее возле макета «Вечного огня», скажите, какими характерными качествами должен обладать воин - солдат. Словесная игра «Скажи, какой»
Дети берут в руки искусственные гвоздики, которые они кладут возле макета, называя качества воина – защитника.
Ответы детей:
(Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, умелый, защитник слабых, любит Родину, хитрый, мужественный, неустрашимый, бесстрашный, удалой, не робкий, крепкий, здоровый, могучий, героический и др.)
Воспитатель: Молодцы, вы назвали много качеств, которые нужны воинам-солдатам. Благодаря огромному мужеству и готовности к подвигу народы нашей Родины защитили свою землю и победили врага. А победителя издавна славили в песнях, стихах, пословицах. Я предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки о воинской храбрости и силе, называя её передавать эту звёздочку другому ребёнку, Последний ставит звезду возле «Книги памяти».
Пословицы и поговорки о воинской храбрости и силе.
Дети:
Умелый боец везде молодец. ( дети передавая звёздочку называют пословицы и поговорки)
Смелый побеждает, трус погибает.
Герой – за родину горой.
Честь солдата береги свято.
Жить – Родине служить.
Смелый боец в бою молодец.
Чем крепче дружба, тем легче служба.
Если армия сильна, непобедима и страна.
Русский ни с мечем, ни с калачом - не шутит.
Воспитатель: Молодцы, вы много знаете пословиц и поговорок. Во время войны было совершено много героических подвигов, за которые награждали орденами, медалями, присваивали звание «Герой Советского Союза». Послушайте рассказ, об одном, из герое лётчике-истребителе Александре Покрышкине (слайд). Первый фашистский самолёт он сбил в самом начале войны. Удачлив был лётчик Покрышкин. Увеличивается число сбитых им самолётов уже 5, 10, 15 вражеских самолётов он сбил. За сбитые вражеские самолёты его награждают высшей наградой Родины «Героем Советского Союза» Сменяются названия фронтов, на которых сражался лётчик. Растёт, героический счёт побед вот уже 20, 30, 40 вражеских самолётов им сбито в бою. За то, что он сбил 40 вражеских самолётов Покрышкину второй раз присваивают звание «Героя Советского Союза». Война приближалась к концу и уже на счету у лётчика- 59 сбитых самолётов. За то, что он сбил пятьдесят девять самолётов врага лётчику- истребителю Александру Покрышкину третий раз была присвоена высшая награда «Героя Советского Союза». Александр Покрышкин стал одним из трёх героев, которым трижды присваивалось звание «Героей Советского Союза». Вечная слава тебе, Александр Покрышкин. И так отважно сражались все герои войны.
Но вы знаете ребята, даже в тяжёлое военное время солдаты и моряки в краткие минуты затишья находили в себе силы для песен и плясок.
Ребята, а вы знаете стихи о войне?
Чтение стихов.
Исполнение песни. «Шли солдаты на войну». (Под аккомпонемент муз. руководителя)
Воспитатель: Ребята! Чем мы можем порадовать ветеранов? Что мы можем для них сделать?
Ответы детей: (Открытки)
Воспитатель: Давайте пройдемте к столам. На них лежат заготовки открыток, заготовки цветов, георгиевские ленточки, клей, салфетки, степлер. Воспитатель показывает детям, способ изготовления открытки в технике скрапбукинга. (дети работают под фонограмму песни «Поклонимся великим тем годам»)
Дети выполняют работу и отдают воспитателю свои открытки.
Воспитатель: Ваши открытки мы передадим в Совет ветеранов нашего города.
Итог:
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? О чём и о ком мы с вами говорили? Что вам понравилось? Что вам хотелось бы пожелать ветеранам?
Пожелания детей ветеранам.
Дети: Мы узнали о празднике Дне Победы, о героях войны, о военной технике.
Пожелания детей ветеранам.
Воспитатель: Ваши открытки я передадим в Совет ветеранов нашего города. Мне понравилось, как вы сегодня работали, как отвечали на вопросы. На память я хочу подарить вам георгиевские ленточки, которые символизируют праздник День Победы! Давайте попрощаемся с нашими гостями и скажем им до свидания.
План конспект открытого интегрированного занятия на средней группе
по теме: «Никто не забыт и ни что не забыто». Подготовила воспитатель Истомина И.Ф.
«Никто не забыт и ни что не забыто».
Цель: Продолжать работу по воспитанию патриотизма у дошкольников. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Задачи:
Воспитательные:
-Воспитывать чувство патриотизма и гордости за нашу страну.
- Воспитывать гордость и уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны.
-Уважение к истории нашего народа,
-Чувство благодарности к людям, прогнавших фашистов с нашей земли.
Образовательные:
-Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне.
- В доступной форме расширить представления детей о героическом прошлом народа.
-Расширение знаний о защитниках отечества (солдатах).
-Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.
Развивающие:
- Развивать у детей патриотические чувства к своей Родине.
- Развивать навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале.
- Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.
- Активизировать мыслительную деятельность.
Ход:
Вводная часть.
Этюд на эмоциональный настрой «Настроение».
Просмотр слайдов о празднике.
Постановка вопроса «О чём мы сегодня будем говорить?»
Основная часть.
Показ слайдов и рассказ воспитателя. О ветеранах амурчанах.
Вопросы воспитателя о родах войск.
Д.игра «Собери картинку». О военной технике
Физминутка «На параде».
Речевая игра «Скажи, какой».
Пословицы и поговорки.
Чтение стихов о войне.
Практическая часть.
Изготовление открыток на тему «День Победы». (Под фонограмму песни)
Пальчиковая гимнастика.
Итог.
Пожелания детей ветеранам.
9, 10. Наши солдаты храбро сражались за нашу Родину, проявляли героизм, не боялись врага.
11. После тяжелого боя наши солдаты отдыхали, ели, набирались сил, чтобы снова идти в бой.
12. Не сразу удалось нашим солдатам прогнать врага. Ведь фашисты долго готовились к войне, у них уже было много оружия и техники. Но, все-таки, 9 мая война закончилась нашей победой.
13. Все радовались окончанию долгой войны, поздравляли друг друга с победой и плакали, вспоминая погибших.
14. В ночном небе вспыхнули огоньки праздничного салюта. И с тех пор, каждый год в этот день 9 мая наш народ празднует великий День Победы
Ребята, а какие памятники погибшим воинам у нас в городе Амурске вы знаете? Где можно больше узнать о героях войны, истории войны?
Дети: «Монумент воинской славы, краеведческий музей, в совете ветеранов ВОВ г. Амурска, библиотеке.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Приближается долгожданный День Победы, светлый и радостный праздник. Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, отстоявших мир в жестокой битве. Всем защитникам, сегодняшним ветеранам и тем, кого с нами нет, мы обязаны тем, что живем сейчас под мирным чистым небом. И когда наступит День Победы, вместе с родителями обязательно побывайте у памятников воинской славы. Поклонитесь их памяти!
Показ картины с изображением памятника воину освободителю в Трептовом парке в городе Берлине, русскому солдату с девочкой на руках.
Дети рассматривают картину .
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту картину и скажите, кого вы видите на картине?
Ответы детей: Это солдат, воин, мужчина.
Воспитатель: Почему вы думаете, что это солдат, воин?
Дети: Он одет в военную форму, на плечах у него плащ-палатка, одет в гимнастерку, военные сапоги, в руках держит меч.
Воспитатель: Молодцы, дети, вы все внимательно рассмотрели. На картине изображен памятник русскому солдату. Кого он держит на руках?
Дети: Ребенок, маленькая девочка.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение Георгия Рублёва «Памятник», в котором говорится об одной истории, произошедшей во время войны.
Это было в мае, на рассвете.
Нарастал у стен Рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг.
Тут он вспомнил, как прощаясь летом,
Он свою дочурку целовал.
И сейчас, в Берлине под обстрелом
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века
Памятник советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно назвать этого солдата героем?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: А какой подвиг совершил наш герой?
Ответы детей: Спас маленькую девочку, рискуя своей жизнью.
Предварительный просмотр:
«Детям о войне и победе!»
Задачи:
Образовательная.
В доступной форме рассказать о войне, сформировать понимание, что война - это плохо и страшно.
Познакомить с профессией «солдат», «артиллерист», «танкист», «летчик», «моряк» и военной техникой: танк, корабль, пушка, самолет, пулемет .
Развивающая.
Формировать умение обоснованно оценивать человека, на основании его поступков. Формировать понятие "злой", "добрый", "хороший", "плохой".
Воспитательная.
Воспитывать чувство патриотизма и гордости за нашу страну, и чувство благодарности к людям, прогнавших фашистских оккупантов с нашей земли.
ИКТ
- видеоклип из фотографий и музыки, созданный при помощи программы ProShou Producer.
Оборудование:
- ноутбук,
- колонки,
- видео-проектор,
- экран.
Ход
В: Ребята, давайте вместе с вами внимательно посмотрим на экран.
Просмотр ролика о дне победы под песню «День Победы»
В:Какой праздник скоро будет отмечать вся наша страна?
Д: Днь Победы.
В: Правильно. А что это за праздник?
Д:Это конец войны.
В: Ребята,Д.П.- это самый торжественный ,грустный и радостный праздник для нашего народа! Грустный – потому, что людям, которые жили в то время, пришлось очень тяжело. Война началась неожиданно, внезапно люди не готовились к войне. Вражеская армия громила всё на своём пути, были разрушены города. Скажите, почему это радостный праздник?
Д: Наш народ победил.
В:Правильно .Наш народ победил ребята, все кто принимал участие в войне, были награждены медалями и орденами за различные подвиги.
В:70 лет прошло после войны, но все помнят этот день.
Вы знаете, как мы празднуем День Победы?
Д: Каждый год проходят праздничные парады и салюты.
В: О Великой Отечественной войне пишут много книг и стихотворений. Сейчас нам расскажут стихотворения о войне наши девочки.
(Читают стихи Диана и Лиза).
В:Этому дню у нас посвящена мини –выставка и стенд с фотографиями ветеранов .Здесь есть фотография моего дедушки.Звали его Черепнов Виктор Васильевич, когда началась война ему было всего 16 лет, он воевал в танковых войсках и был танкистом. Наш Илья тоже может рассказать про своего прадедушку. (Илья коротко о прадедушке). Это мой дедушка, его зовут…. Он герой.
В: Мы все гордимся солдатами, победившими в той войне.
Ребята, я вам сейчас предлагаю побыть танкистами и лётчиками. Девочки собирают танки, мальчики – самолёты.
Д.Игра «Собери по схеме» (из Кюизенера и блоков Дьенеша).
В: Молодцы, ребята. Так хорошо справились с заданием.
В: Сейчас, предлагаю расставить военную технику в соответствии с ее назначением:
Синий цвет море,
голубой - небо,
коричневый - суша.
Дети выполняют задание.
Найдите и поставьте фигурки военных к соответствующей военной технике
(парашютисты, моряки, летчики, пехотинцы)
Игра «Составь коллаж»
(После того, как техника распределена)
В:Ребята ,но это не всё задание. У меня есть также и люди, которые управляют каждой из этой техники. Вы знаете, как их называют? На корабле?
Д: Моряк.
В: На самолёте?
Д: Лётчик.
В: на танке?
Д: Танкист.(ребята расставляют людей )
В:Молодцы,с такими бы командующими как вы, мы бы обязательно победили.
Мы хорошо с вами потрудились и я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка «Парад»
Вот солдаты стоят, начинается парад
1,2,3,4,5 – начинаем мы шагать.
Наклонитесь все вперёд, а потом наоборот.
Влево, вправо наклонитесь, наклонитесь, не ленитесь!
На одной ноге постой – ка, будто ты солдатик стойкий.
Руки ты прижми к груди, да смотри не упади!
Руки вверх, руки в бок, и на месте - скок, скок, скок!
Носом вдох, а выдох ртом. Дышим глубже
А потом, марш на месте не спеша
Вот зарядка хороша!
В: Ребята, а как вы думаете легко ли приходилось солдатам на войне?
Д: нет, им не хватало продуктов питания и вещей.
В: Правильно, и их близкие и родственники собирали для солдат посылки и отправляли им на фронт. Я предлагаю вам тоже собрать посылку и положить в неё только самое не обходимое.(дети вместе с воспитателем собирают посылку ,лишние предметы и не нужные, они убирают в сторону).
В: молодцы ребята, такой посылке обрадовался бы каждый солдат. Ребята. т.к. война была давно, солдаты теперь уже очень старенькие и их осталось очень мало. Мы можем порадовать их своим салютом победы, который мы сделаем своими руками.
В: Салют мы будем делать на наших уже заранее подготовленных заготовках. Это картон покрытый не только красками, но и воском. Сейчас мы с помощью стеки мы будем вырисовывать салют. Прежде чем начать работать, давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая игра .
Аты-баты, аты-баты.
На парад идут солдаты.
Вот идут танкисты,
потом артиллеристы.
А потом пехота-Рота за ротой!!!
(Дети выполняют работы, воспитатель напоминает о правилах работы со стекой, о правильности осанки во время рисования).
По окончанию работ, организовывается выставка салютов.
В:Ребята.ну и для хорошего завершения нашего занимательного дела. я предлагаю вам спеть песню про солдат. Ведь мы знаем, что даже солдаты не смотря на войну, пели песни.
Песня «Шли солдаты»
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ПОГОВОРИТЕ С РЕБЁНКОМ О ВОЙНЕ, ИЛИ КАК РАССКАЗАТЬ ДОШКОЛЬНИКУ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ?»
Нужно ли рассказывать детям о войне? Этот вопрос возникает у многих родителей. В том, что рассказывать нужно, нет никаких сомнений. Память о войне, о подвиге советского народа надо как эстафету передать подрастающему поколению. Пусть их и наши сердца не зачерствеют, души не оскудеют… И в этом вам помогут наши методические рекомендации.
ДЛЯ ЧЕГО? Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства, взращивать, культивировать. И без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства. Не страшно, и даже неплохо, если ребенок немного поплачет, слушая рассказы о мальчике, погибшем на глазах у матери или о солдате, бросившемся с последней гранатой под фашистский танк. Такие эмоции не расстраивают нервную систему ребенка, они являются началом патриотических чувств. Дошкольный возраст – самый чувствительный, «сензитивный» для серьёзного воспитательного разговора. Покажите ребенку скульптуру Вучетича, советского солдата со спасённой немецкой девочкой на руках, покажите красную звёздочку на братской могиле, и тихо, убеждённо скажите: «Сынок, доченька, это ваше, родное, кровное, не имеете вы право мимо равнодушно пройти! Берегите святыню, храните, в сердце носите любовь, завещанную Поколением Героев, Поколением Победы!
КОГДА? Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне четырёх - пятилетними детьми, но, разумеется, главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме.
КАК И ЧТО? Какие найти слова, чтобы поведать дошкольнику о страданиях молодых ребят, ставших впоследствии героями? Как донести суть происходившего в те далекие годы грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма? Рассказывайте об известных и значимых событиях войны. Чтобы донести до ребенка правду о войне и чтобы в пору ему пришлась эта правда, необходимо помнить, что мышление у ребенка наглядно – образное. Дети мыслят как художники и поэты: детальными, до мелочей, сценками из памяти «живыми картинками». Дети мыслят представлениями, которые можно представить. Поэтому правду о войне необходимо запечатлеть в представлениях. Рисовать картину войны необходимо большими мазками, акцентироваться на главном. Рассказывайте детям суть, не путайте, не пугайте, не перегружайте. Зачин короткий – главная мысль, и несколько примеров – иллюстраций. Когда накопятся первичные ассоциации, тогда хорошо посмотреть военные фильмы посмотреть, послушать песни, почитать художественные произведения, взглянуть на полотна фронтовых художников. Правда о войне должна исходить от любимого, авторитетного взрослого. И рассказывать о войне надо от души, эмоционально. Задача родителей – не напугать ребенка, а просветить ребенка, разбудить в его душе самые трепетные чувства.
Рекомендуемая литература: «Мальчиш - Кибальчиш» А.П.Гайдара, «Сын полка» В.П.Катаева, «Дорогие мои мальчишки», «Памятник солдату», «Твои защитники» Л.А.Кассиля, «Девочка из города» Воронкова Л.Ф. и др.
Учите с детьми наизусть стихи. Совместный просмотр фильмов военной тематики, военных парадов, концертов военной песни. Расскажите о ваших воевавших предках, поведайте истории высочайшего героизма солдат на этой Священной войне. Если есть возможность, познакомьте ребенка с ветеранами. Пусть он услышит рассказы очевидцев они производят совсем другое впечатление.
Детям старшего дошкольного возраста стоит рассказать о знаменитом дневнике Тани Савичевой. Этот дневник представляет собой скупые записи двенадцатилетней девочки, переживающей блокаду в Ленинграде, и содержит, фактически, только перечень смертей в ее семье. Последняя запись в нём: «Савичевы все умерли, осталась одна Таня». Рассказы про взрослых и даже про юных выпускников, вынужденных сражаться на войне, могут звучать для ребенка абстрактно, тогда как история девочки, близкой ему по возрасту, не может не задеть за живое.
Посетите с ребенком памятные места города. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Вы можете показать ребенку мемориалы, отвести его к Вечному огню, возложить цветы, рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.
И тогда у ребенка сложится общая картина и понимание, осознание ребёнком своей принадлежности к Великой истории, вызовет чувство гордости за своих предков и стремление быть достойным их.
Предварительный просмотр:
Памятка
по проведению бесед с детьми при ознакомлении с художественными произведениями о Великой Отечественной войне.
Вопросы для вступительной беседы:
1. Какое знаменательное событие празднуется 9 мая?
2. Дата начала Великой Отечественной войны?
3. Дата окончания Великой Отечественной войны?
4. Сколько лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны?
5. Почему войну 1941-45 годов назвали Великой Отечественной?
6. Почему люди до сих пор помнят эту войну?
7. Почему наш народ одержал победу над фашизмом?
8. Что есть Родина для каждого из нас?
Рассказ из книги Алексеева С. П. «Богатырские фамилии»
Вопросы по произведению:
1. Действительно ли медицинским было Галино задание?
2. Важное ли дело делала Галя?
3. Какую роль выполняли женщины во время Великой Отечественной войны?
4. Что вы знаете о блокаде Ленинграда?
5. Что вы знаете о Пискарёвском кладбище?
Глава из книги Воронковой Л. Ф. «Девочка из города»
Вопросы по произведению:
1. Знаете ли вы, кто такие беженцы?
2. Почему девочка отправилась в дорогу с чужими женщинами?
3. Почему женщина из села решила оставить Валю у себя?
4. Какая жизнь была в тыловой деревне во время войны?
5. Какие эмоции вызвал рассказ?
Кассиль Л. А. Рассказ об отсутствующем
Вопросы по произведению:
1. Зачем мальчик следил за фашистами?
2. Почему мальчик бросился бежать, встретившись с фашистами?
3. Почему разведчик не спас мальчика, не отомстил врагам?
4. Почему награжденный решил рассказать эту историю всем собравшимся?
5. Почему герои войны встали, когда услышали историю награжденного?
6. Знаете ли вы имена и истории кого-то из пионеров-героев?
7. Какие еще произведения о подвигах детей во Время великой Отечественной войны вы знаете?
8. Какие эмоции вызвал рассказ?
Кассиль Л. А. У классной доски
Вопросы по произведению:
1. Для чего во дворе школы была вырыта траншея?
2. Почему и дети, и взрослые относятся к учительнице Ксении Андреевне со столь большим уважением?
3. Что хотели от ребят фашисты?
4. Кто такие партизаны?
5. Почему именно к детям обратились фашисты?
6. Как вела себя Ксения Андреевна?
7. А ребята?
8. Что подумала учительница, когда узнала, что Рожков хочет рассказать о партизанах врагам?
9. Что вы можете сказать о поступке Кости Рожкова?
10. Какой момент вам показался самым напряжённым?
11.Можно ли поступки героев назвать подвигом? Почему?
12. Какие черты характера присущи главным героям рассказа?
13. Какую роль выполняли дети и женщины, когда мужчины были на фронте?
14. Как мирное население помогало красноармейцам?
15. Какие эмоции вызвал рассказ?
Митяев А. Мешок овсянки
Вопросы по произведению:
1. Почему солдаты рассердились, когда нашелся хозяин мешка?
2. Почему все-таки отдали мешок?
3. Почему рыжий не поделился овсянкой с голодными солдатами?
4. Почему санитар не ел овсянку сам?
5. Что вы знаете о роли собак и других животных в Великой Отечественной войне?
6. Как собаки помогают людям в мирное время?
Митяев А. Серьги для ослика
Вопросы по произведению:
1. Как ослик появился у бойцов?
Как ослик помогал солдатам?
2. Что случилось с Яшей?
3. Почему ослик раненый все же пошел за водой, хоть его уже накормили?
4. Как относились к Яше бойцы-пехотинцы?
5. Можно ли назвать ослика героем? Почему?
6. Зачем солдаты вдели Яше в уши серьги?
7. Знаете ли вы еще какие-нибудь истории о животных, помогавших нашим солдатам в Великой Отечественной войне?
Яковлев Ю. Я. Где стояла батарея
Вопросы по произведению:
1. Почему автор после окончания войны продолжал ориентироваться в Москве по расположению уже не существующих батарей?
2. Почему мальчик не понял, о чем его спрашивал автор? Значит ли это, что мы так привыкли к мирной жизни, что уже забыли о войне?
3. Нужно ли хранить память об этих событиях?
4. Какая фраза рассказа является ключевой? Что имел в виду автор?
5. Знаете ли вы о солдатах, которые ушли на фронт из вашей школы, с вашей улицы, из вашего района, вашего населенного пункта?
Яковлев Ю. Я. Девочки с Васильевского острова
Вопросы по произведению:
1. Как вы понимаете дружбу Вали Зайцевой с Таней Савичевой?
2. Зачем Таня Савичева вела свой «дневник»?
3. За что сказали «спасибо» Вале Зайцевой и почему она этого не поняла?
4. Что имеет в виду автор, говоря, что «может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени»?
5. Таня Савичева не сражалась с фашистами, как делали это многие ребята в годы войны. Почему же о ней помнят, почему ее имя и ее слова увековечены на бетоне?
6. Слышали ли вы раньше о Тане Савичевой?
7. Что вы знаете о блокаде Ленинграда?
8. Какое впечатление произвел на вас рассказ?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О военной форме Военная форма – одежда военнослужащих, установленная правилами, ношение которой является обязательной для любой войсковой части и для каждого рода войск .
Виды военной формы До введения погон (до 1943 г.) После введения погон (после 1943 г.)
Военная форма всегда удобна и обычно защитного цвета, кроме парадной. Головной убор спасает от солнца, каска защищает от пуль, шлем танкиста и лётчика нужен для связи. Из военной обуви известны ботинки, сапоги, унты на севере. Шинель – это верхняя одежда солдат и офицеров. Погоны нужны для различия родов войск и старшинства в армии. ВМФ , ВДВ, Погранвойска, РВСН (ракетные войска стратегического назначения), Сухопутные войска и Авиация.
Как выглядела военная форма времён ВОВ
Одежда той эпохи
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.Какие писатели освещали в своих произведениях тему Великой Отечественной войны для детей? 1. Анатолий Митяев 2. Константин Паустовский 3. Илья Туричин 4. Агния Барто
1.Какие писатели освещали в своих произведениях тему Великой Отечественной войны для детей? 1. Анатолий Митяев* 2.Константин Паустовский* 3.Илья Туричин * 4.Агния Барто
2.В каком рассказе А. Митяева главного героя зовут Митя Корнев? 1.Мешок овсянки 2.Землянка 3.Почему армия родная 4.Дедушкин орден
2.В каком рассказе А. Митяева главного героя зовут Митя Корнев? 1.Мешок овсянки 2.Землянка* 3.Почему армия родная 4.Дедушкин орден
3.Вставьте пропущенное слово в стихотворении С. Михалкова « После Победы» Не забудем тех героев, Что лежат в земле сырой Жизнь отдав на поле боя За…, за нас с тобой. Варианты ответа: 1.За народ 2.За мир 3.За Родину
3.Вставьте пропущенное слово в стихотворении С. Михалкова « После Победы» Не забудем тех героев, Что лежат в земле сырой Жизнь отдав на поле боя За…, за нас с тобой. Варианты ответа: 1.За народ* 2.За мир 3.За Родину
4. Что подарил сын отцу, уходящему на фронт в рассказе К. Паустовского «Похождения жука-носорога»? 1.Рисунок 2.Платочек 3.Жука в коробке от спичек 4. Кисет
4. Что подарил сын отцу, уходящему на фронт в рассказе К. Паустовского «Похождения жука-носорога»? 1.Рисунок 2.Платочек 3.Жука в коробке от спичек* 4. Кисет
5.Какую из военных вещей внук Игорек вернул дедушке, в рассказе А. Митяева «Дедушкин орден»? 1.Полевую сумку 2. Орден 3. Котелок 4. Ремень с медной пряжкой.
5.Какую из военных вещей внук Игорек вернул дедушке, в рассказе А. Митяева «Дедушкин орден»? 1.Полевую сумку 2. Орден* 3. Котелок 4. Ремень с медной пряжкой.
6.Узнайте произведение по иллюстрации.
Ответы: И.Туричин «Крайний случай»; К. Паустовский «Стальное колечко» А. Гайдар «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»
1. - Эй, вставайте! - крикнул всадник. - Пришла беда, откуда не ждали. Напал на нас из-за Чёрных гор проклятый буржуин . Опять уже свистят пули, опять уже рвутся снаряды. Бьются с буржуинами наши отряды, и мчатся гонцы звать на помощь далёкую Красную Армию. 2. А бронзовый Иван с бронзовой девочкой на руках и по сей день стоит в городе Берлине - всему миру виден. А присмотришься - заметишь между девочкой и широкой Ивановой грудью бронзовую краюшку материнского хлеба. И если на Родину нашу нападут враги, оживёт Иван, бережно поставит девочку на землю, поднимет свой грозный автомат и - горе врагам! Вечная слава солдату Ивану! Из каких произведений эти отрывки:
Правильный ответ: 1. Аркадий Гайдар «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»; 2. Илья Туричин «Крайний случай»
1. Варюша выглянула на улицу. Теплый ветер дунул ей в глаза, растрепал волосы. - Вот и весна! - сказала Варюша. Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыши, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нем тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьев с каждым ее шагом становился громче и громче. 2. Победой кончилась война. Те годы позади. Горят медали, ордена У многих на груди. Из каких произведений эти отрывки:
Правильный ответ: 1 . Константин Паустовский «Стальное колечко»; 2. Сергей Михалков «Победа»
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Медаль "За отвагу" Учреждена 17 октября 1938 года Медаль "За боевые заслуги" Учреждена 17 октября 1938 года.
Медаль «За оборону Москвы» Учреждена 1 мая 1944 г. Медаль "За оборону Ленинграда" Учреждена в декабре 1942 года
Медаль "За оборону Севастополя" Учреждена 22 декабря 1942 г. Медалью «За оборону Одессы» Учреждена 22 декабря 1942 г.
Медаль "За оборону Сталинграда" Учреждена 22 декабря 1942 г. Медаль "Партизану Отечественной войны“ Учреждена 2 февраля 1943 г.
Медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.“ Учреждена 9 мая 1945 г. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Учреждена 6 июня 1945 г.
Орден "Красное Знамя" Учрежден 16 сентября 1918 г. Орден "Красной звезды" Учрежден 6 апреля 1930 г. Высшая степень отличия – звание Героя Советского Союза Учреждена 16 апреля 1934 г.
Орден Славы Учрежден 8 ноября 1943 г. Орден Отечественной войны Учрежден 20 мая 1942 г. Орден "Победа" Учрежден 8 ноября 1943 г.
Орден Нахимова Учрежден 3 марта 1944 г. Орден Суворова Учрежден 29 июля 1942 г. Орден Кутузова Учрежден 29 июля 1942 г. Орден Ушакова Учрежден 3 марта 1944 г.
Они защищали Родину!
В каждом селе помнят солдат той войны…
Вечный огонь горит в честь защитников Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ
Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ....
Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ
Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ....
Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ.
Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ....
Проект, посвященный 71-ой годовщине победы и 75-летию начала Великой Отечественной войны: «Дети - герои Великой Отечественной войны»
Проект помогает детям узнать о подвигах их сверстников, ещё совсем юных девчонках и мальчишках, совершивших подвиг во время ВОВ. Показывает детям смелость, героизм, беззаветную любовь к Родине юных ге...
Рассказ детям о Великой Отечественной Войне. Презентация на тему «Великая Отечественная Война»
познавательный материал для дошкольника о. » ...
Проект, посвященный победе нашего народа в Великой Отечественной войне: «Юность в сапогах» «Дети - герои Великой Отечественной войны»
Работа посвящена изучению роли и героизму детей во время Великой отечественной войны....
Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей Великой Отечественной Войны в условиях ДОУ».
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию ...