Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ.
статья на тему
Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_obobshchenie_opyta._larionova_d.s.docx | 44.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика
муниципального района Волжский Самарской области
Адрес: 443528, Самарская область, Волжский район, п. Стройкерамика, тел. 997-92-51
Тема: Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ.
Воспитатели СП «Детский сад «Звездочка»:
Д.С. Ларионова
Самара, 2015 г.
Тема: Описанная система взаимодействия воспитателя и ребенка в данной работе, может быть использована воспитателями ДОУ в старшей группе для формирования патриотических качеств у детей.
В настоящее время прослеживается нарушение преемственности поколений в воспитании детей старшей группы ДОУ. Дошкольники все реже испытывают чувство гордости за свою Родину, не знают о героях-ветеранах ВОВ как всей страны в целом, так и героях-ветеранах, которыми являются их прабабушки, прадедушки, родственники.
Патриотическое воспитание дошкольников можно назвать одним из самых сложных направлений в работе воспитателя ДОУ, обусловленного несколькими причинами: особенности дошкольного возраста, многоаспектность самого понятия «патриотизм» в современном мире, а так же наличием духовных ценностей. Изучая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, современные исследователи, выделяю несколько аспектов нравственного воспитания, а именно:
- А.М. Виноградова, М.В. Воробьева, Р.С. Буре выделили аспект формирования гуманных отношений; (Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель - дети. - М.: 1985. - 204с.)
- С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова выделили аспект формирования любви к Родине; (Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Наша Родина / Сост. Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова. - М. : Просвещение, 1984.)
- А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Р.С. Буре, Н.А. Стародубова выделили аспект воспитания нравственно-волевых качеств.
Большинство доступного теоретического материала по формированию чувства патриотизма у детей дошкольного возраста предлагает реализовывать его выполнение по средствам подачи детям начальных знаний о Родине, базисных представлений о нашей стране, народе, воспитания уважения к участникам ВОВ и чувства гордости. В связи с тем, что в настоящее время среди подходов взаимодействия ДОУ и семьи набирает наибольшую популярность подход – отношение к родителям, как к партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада, в данном проекте предложено формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны, которыми являются старшее поколение их семей, участвовавших в ВОВ. Ведь именно решить задачи патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Таким образом, прослеживается применение данного метода в теории, как эффективного и недостаточная распространенность в практике, что и порождает проблему.
Таким образом, проанализировав литературу по проблеме, мы выделяем цель нашей работы: Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ.
Предметом обобщения опыта является: формирование патриотических чувств у детей старшей группы.
Исходя из поставленной цели, можно выделить ряд задач:
- Теоретическое изучение проблемы формирования патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ.
- Диагностировать уровень патриотических чувств:
А) Выделить критерии определения патриотических чувств у детей старшей группы.
Б) Подобрать технологию выявления сформированности патриотических чувств у детей старшей группы.
- Разработать и апробировать модель Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ.
- Провести анализ уровня формирования патриотических чувств у детей старшей группы на основе диагностики.
Направления работы:
- Теоретическое изучение проблемы формирования патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ.
- Диагностирование уровня патриотических чувств.
- Разработка и апробация модели Формирования патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ.
- Анализ уровня формирования патриотических чувств у детей старшей группы на основе диагностики.
В соответствии с поставленными задачами, ожидаются следующие результаты:
- Теоретический материал проблемы формирования патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ.
- Диагностирован уровень патриотических чувств:
А) Выделенные критерии определения патриотических чувств у детей старшей группы.
Б) Подобрана адекватная технология выявления сформированности патриотических чувств у детей старшей группы.
- Разработана и апробирована модель Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ.
- Проведен анализ уровня формирования патриотических чувств у детей старшей группы на основе диагностики:
А) воспитание ребенка, как патриота своей страны
Б) воспитание уважения ребенка к героям ВОВ
В)повышен уровень патриотизма у ребенка, через уважение к героям ВОВ и гордость за свои семьи.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
В дошкольный период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте, особое значение приобретает чувство патриотизма. Многими психологами (А.Г.Ковалевым, А.А.Люблинской, Т.А. Репиной, П.М. Якобсоном и др.) отмечалось, что высшие нравственные чувства формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоциях, вызываемых нравственными действиями, поступками, ситуациями. (Ковалёв А. Г. Воспитание чувств. - М. :Педагогика, 1971). На это указывал и В.А. Сухомлинский: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь». ( Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека // Избр. произв. : В 5-ти т. -Киев:рад. школа, 1980.-Т. 2-с. 159-443.)
Так называемое чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке, это именно те корни, которые связывают его с родным домом и ближайшем окружением.
Исследования показали, что начинать формирование представлений о патриотизме нужно с близкого, знакомого детям, с того, что их окружает. Затем, используя метод сопоставления, начинать формировать представления о далеком. Сравнение является отправной точкой формирования представлений и углубления чувств.
На протяжении многих веков российские педагоги и педагоги всего мира исследуют разнообразные приемы, формы, методы патриотического воспитания. Умелое использование литературных источников на тему патриотического воспитания ведет к успеху педагога.
Методы патриотического воспитания — это способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических качеств личности.
Таким образом, на основе выше изложенного мы видим, что выбранный нами подход - отношение к родителям, как к партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада, будет являться положительным в направлении формирования патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями ВОВ в условиях ДОУ, которыми являются старшее поколение их семей, участвовавших в ВОВ.
Необходимым является проведение диагностики, с целью выявления уровня патриотических чувств.
Для проведения диагностики выявления уровня патриотических чувств была выбрана технология «Диагностика гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста». (Афанасьева С.Ю., Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Новицкая М.Ю. Мониторинг патриотического воспитания детей в детском саду и начальной школе: Методическое пособие/ Афанасьева С.Ю., Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Новицкая М.Ю. – М.: Дрофа, 2010-156с.)
В данной работе были выделены следующие критерии определения патриотических чувств у детей старшей группы:
- Ребенок сам проявляет интерес к познанию родной культуры и окружающего мира, задает вопросы, не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их, эрудирован.
- Ребенок по инициативе взрослого с желанием исследует объекты и явления, анализирует события, ищет ответы на поставленные вопросы.
- Ребенок справляется с заданием, допуская при этом некоторые ошибки.
- Ребенок не проявляет любознательность в процессе реализации взрослым задач патриотического воспитания.
Технология заключается в следующем:
Ребенку задается ряд вопросов, за каждый ответ ребенку выставляются баллы и определяется уровень развития.
На основе проведения диагностики по заданным критериям мы получили:
Вопросы к ребенку:
- Как тебя зовут? Какое у тебя отчество? Какая у тебя фамилия?
- Есть ли у тебя семья? Кто ты в семье? Кем ты приходишься маме, папе, брату, сестре, бабушке, дедушке? Какие традиции в твоей семье?
- Как называется детский сад, в который ты ходишь?
- Что ты делаешь в детском саду? В каких общих делах группы, детского сада ты участвуешь? С кем тебе интересно играть в детском саду?
- Какие взрослые люди вместе с тобой находятся в детском саду, как они заботятся и тебе и о других ребятах? Что доброго делаешь ты для работников детского сада?
- В каком городе, и на какой улице ты живешь?
- Как называется страна, в которой ты живешь?
- Как ты и твои друзья заботятся о городе?
- Какие ты знаешь государственные символы нашей страны и области?
- Назовите самый главный город нашей страны?
- Какие народы и национальности живут в нашей стране?
- Какой праздник отмечает наша страна 9 Мая?
- Какие русские народные праздники ты знаешь?
- Какие права и обязанности человека ты знаешь?
Уровни знаний детей:
- Высокий уровень (3 балла): Ребенок сам проявляет интерес к познанию родной культуры и окружающего мира, задает вопросы, не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их, эрудирован.
- Норма (2 балла): Ребенок по инициативе взрослого с желанием исследует объекты и явления, анализирует события, ищет ответы на поставленные вопросы.
- Средний уровень (1 балл): справляется с заданием, допуская при этом некоторые ошибки.
- Низкий (0 баллов): Ребенок не проявляет любознательность в процессе реализации взрослым задач патриотического воспитания.
За каждый ответ ребенку выставляются баллы и определяется уровень развития
Уровень | Баллы |
Высокий | 31-39 |
Норма | 21-30 |
Средний | 10-20 |
Низкий | 0-9 |
Диагностика дала следующие результаты:
Из 26 детей высокий уровень имеют 7 человек;
Норма – 5 человек;
Средний – 8 человек;
Низкий уровень – 6 человек.
Низкий уровень имеют 8 человек, что свидетельствует о необходимости повышения уровня хотя бы до среднего, средний в свою очередь перевести в норму, детей с нормой и высоким уровнем – поддерживать и развивать.
Для повышения уровня патриотических чувств у детей старшей группы, необходимо разработать модель формирования патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ.
Всю работу, по созданию проекта можно разделить на несколько этапов:
Первый этап:
1. Диагностирование детей (начальное) выявление уровня знаний по теме.
2. Анализ семейного воспитания по данному вопросу
a) индивидуальные беседы с родителями
b) анкетирование родителей на тему «О Великой Отечественной Войне и родственниках, участвующих в ВОВ»
Второй этап:
1. Совместная работа воспитателя с родителями «Сбор информации»:
а) поиск материалов для фотоальбома «Участники войны»;
б) сбор значков и медалей «ВОВ»;
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми:
а) видео просмотр «Кадры военной хроники»;
б) беседы с рассматриванием иллюстраций;
в) уточнение представлений детей о Великой Отечественной войне и о военных событиях;
г) слушание музыки о войне;
д) чтение художественных произведений;
е) рассматривание картин художников с составлением рассказов;
ж) мастерская по рисованию «Иллюстрации к альбому ВОВ»;
Третий этап:
1. Совместная деятельность воспитателя с детьми:
а) оформление альбома ВОВ с иллюстрациями детей;
б) оформление коллекции памятных значков и медалей;
в) оформление альбома «Фотографии военных лет».
2. Деятельность воспитателя:
Повторный мониторинг воспитанников, с целью выявления уровня патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ. Использовалась так же «Диагностика гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста». (Афанасьева С.Ю., Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Новицкая М.Ю. Мониторинг патриотического воспитания детей в детском саду и начальной школе: Методическое пособие/ Афанасьева С.Ю., Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Новицкая М.Ю. – М.: Дрофа, 2010-156с.)
Диагностика дала следующие результаты: Из 26 детей высокий уровень имеют 10 человек; Норма – 9 человек; Средний – 5 человек; Низкий уровень – 2 человек.
Формы работы с детьми:
- Рассматривание картин и иллюстраций по теме.
- На занятии изобразительной деятельностью: подготовка иллюстраций к альбому.
- Коллекционирование значков и оформление планшета значков и медалей Великой Победы.
- Чтение художественных произведений.
- Работа детей в семье: беседа и сбор фотоматериалов.
- Мониторинг.
Формы работы с родителями:
1. Анкетирование.
2. Консультации.
3. Повседневное общение.
Модель формирования патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями ВОВ в условиях ДОУ
Получившаяся модель формирования патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями ВОВ в условиях ДОУ позволила достигнуть запланированных результатов:
- Теоретический материал проблемы формирования патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ.
- Диагностирован уровень патриотических чувств:
А) Выделенные критерии определения патриотических чувств у детей старшей группы.
Б) Подобрана адекватная технология выявления сформированности патриотических чувств у детей старшей группы.
- Разработана и апробирована модель Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ.
- Проведен анализ уровня формирования патриотических чувств у детей старшей группы на основе диагностики:
А) воспитание ребенка, как патриота своей страны
Б) воспитание уважения ребенка к героям ВОВ
В)повышен уровень патриотизма у ребенка, через уважение к героям ВОВ и гордость за свои семьи.
Данный вывод сделан на основе сравнения двух мониторингов, проведенных до и после апробации модели формирования патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями ВОВ в условиях ДОУ позволила достигнуть запланированных результатов.
Данный представленный выше опыт, является не новым, нот достаточно актуальным на нынешний период времени, структура модели формирования патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями ВОВ в условиях ДОУ позволила достигнуть запланированных результатов и содержание этапов позволяет добиться поставленных задач, а следовательно, цель достигнута, что в свою очередь позволяет решить проблему.
Использованная литература:
- Афанасьева С.Ю., Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Новицкая М.Ю. Мониторинг патриотического воспитания детей в детском саду и начальной школе: Методическое пособие/ Афанасьева С.Ю., Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Новицкая М.Ю. – М.: Дрофа, 2010-156с.
- Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель - дети. - М.: 1985. - 204с.
- Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Наша Родина / Сост. Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова. - М. : Просвещение, 1984.
- Ковалёв А. Г. Воспитание чувств. - М. :Педагогика, 1971.
- Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека // Избр. произв. : В 5-ти т. -Киев:рад. школа, 1980.-Т. 2-с. 159-443.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по воспитанию патриотических чувств у детей старшей группы. Празднование Дня Победы в Великой Отечественной войне.
Я подобрала темы непосредственно-образовательной деятельности, бесед с детьми, экскурсий и целевых прогулок, произведений детских авторов о войне, тематику рисунков, работу с социальными партнерами ( ...
Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ
Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ....
Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ
Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ....
Ознакомление с героями Великой Отечественной войны как условие формирования любви и уважения к историческому прошлому
Из опыта работы...
Конспект НОД по формированию патриотических чувств у детей старшей группы посредством продуктивной деятельности. «Ордынская роспись»
Конспект по формированию патриотических чувств у детей старшей группы посредством продуктивной деятельности на тему: "Ордынская роспись"...
Конспект НОД по формированию патриотических чувств у детей старшей группы посредством продуктивной деятельности. Тема: «Изготовление народной куклы «Мартинички»
Конспект по формированию патриотических чувств у детей старшей группы посредством продуктивной деятельности на тему: "Изготовление народной куклы "Мартинички"...
Опыт работы «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного в процессе знакомства с Великой Отечественной Войной»
Цель опыта: формирование представлений о Великой Отечественной войне на основе уже имеющихся представлений о войне, сохранению преемственности поколений, формированию у дошкольников уважения к военной...