Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ.
статья на тему

Ларионова Дарья Сергеевна

Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам  ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obobshchenie_opyta._larionova_d.s.docx44.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Самарской области
средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика
муниципального района Волжский Самарской области

Адрес: 443528, Самарская область, Волжский район, п. Стройкерамика, тел. 997-92-51

Тема: Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам  ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ.

Воспитатели СП «Детский сад «Звездочка»:

Д.С. Ларионова

Самара, 2015 г.

Тема:          Описанная система взаимодействия воспитателя и ребенка в данной работе, может быть использована воспитателями ДОУ в старшей группе для формирования патриотических качеств у детей.

        В настоящее время прослеживается нарушение преемственности поколений в воспитании детей старшей группы ДОУ. Дошкольники все реже испытывают чувство гордости за свою Родину, не знают о героях-ветеранах ВОВ  как всей страны в целом, так и героях-ветеранах, которыми являются их прабабушки, прадедушки, родственники.

        Патриотическое воспитание дошкольников можно назвать одним из самых сложных направлений в работе воспитателя ДОУ, обусловленного несколькими причинами: особенности дошкольного возраста, многоаспектность самого понятия «патриотизм» в современном мире, а так же наличием духовных ценностей. Изучая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, современные исследователи, выделяю несколько аспектов нравственного воспитания, а именно:

  • А.М. Виноградова, М.В. Воробьева, Р.С. Буре выделили аспект формирования гуманных отношений; (Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель - дети. - М.: 1985. - 204с.)
  • С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова выделили аспект формирования любви к Родине; (Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Наша Родина / Сост. Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова. - М. : Просвещение, 1984.)
  • А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Р.С. Буре, Н.А. Стародубова выделили аспект воспитания нравственно-волевых качеств.

Большинство доступного теоретического материала по формированию чувства патриотизма у детей дошкольного возраста предлагает реализовывать его выполнение  по средствам подачи  детям начальных знаний о Родине, базисных представлений о нашей стране, народе, воспитания уважения к участникам ВОВ и чувства гордости. В связи с тем, что в настоящее время среди подходов взаимодействия ДОУ и семьи набирает наибольшую популярность подход – отношение к родителям, как к партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада, в данном проекте предложено формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам  ознакомления с героями Великой Отечественной войны, которыми являются старшее поколение их семей, участвовавших в ВОВ. Ведь именно решить задачи патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Таким образом, прослеживается применение данного метода в теории, как эффективного и недостаточная распространенность в практике, что и порождает проблему.

Таким образом, проанализировав литературу по проблеме, мы выделяем цель нашей работы: Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам  ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ.

Предметом обобщения опыта является: формирование патриотических чувств у детей старшей группы.

Исходя из поставленной цели, можно выделить ряд задач:

  1. Теоретическое изучение проблемы формирования патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам  ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ.
  2. Диагностировать уровень патриотических чувств:

А) Выделить критерии определения патриотических чувств у детей старшей группы.

Б) Подобрать технологию выявления сформированности патриотических чувств у детей старшей группы.

  1. Разработать и апробировать модель Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам  ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ.
  2. Провести анализ уровня формирования патриотических чувств у детей старшей группы на основе диагностики.

Направления работы:

  • Теоретическое изучение проблемы формирования патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам  ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ.
  • Диагностирование уровня патриотических чувств.
  • Разработка и апробация модели Формирования патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам  ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ.
  • Анализ уровня формирования патриотических чувств у детей старшей группы на основе диагностики.

В соответствии с поставленными задачами, ожидаются следующие результаты:

  • Теоретический материал проблемы формирования патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам  ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ.
  • Диагностирован уровень патриотических чувств:

А) Выделенные критерии определения патриотических чувств у детей старшей группы.

Б) Подобрана адекватная технология выявления сформированности патриотических чувств у детей старшей группы.

  • Разработана и апробирована модель Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам  ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ.
  • Проведен анализ уровня формирования патриотических чувств у детей старшей группы на основе диагностики:

А) воспитание ребенка, как патриота своей страны

Б) воспитание уважения ребенка к героям ВОВ

В)повышен уровень патриотизма у ребенка, через уважение к героям ВОВ и гордость за свои семьи.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

В дошкольный период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.  

Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте, особое значение приобретает чувство патриотизма.  Многими психологами (А.Г.Ковалевым, А.А.Люблинской, Т.А. Репиной, П.М. Якобсоном и др.) отмечалось, что высшие нравственные чувства формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоциях, вызываемых нравственными действиями, поступками, ситуациями. (Ковалёв А. Г. Воспитание чувств. - М. :Педагогика, 1971). На это указывал и В.А. Сухомлинский: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь». ( Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека // Избр. произв. : В 5-ти т. -Киев:рад. школа, 1980.-Т. 2-с. 159-443.)

Так называемое чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке, это именно те корни, которые связывают его с родным домом и ближайшем окружением.

Исследования показали, что начинать формирование представлений о патриотизме нужно с близкого, знакомого детям, с того, что их окружает. Затем, используя метод сопоставления, начинать формировать представления о далеком. Сравнение является отправной точкой формирования представлений и углубления чувств.

На протяжении многих веков российские педагоги и педагоги всего мира исследуют разнообразные приемы, формы, методы патриотического воспитания. Умелое использование литературных источников на тему патриотического воспитания ведет к успеху педагога.

Методы патриотического воспитания — это способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических качеств личности.

        Таким образом, на основе выше изложенного мы видим, что выбранный нами подход -  отношение к родителям, как к партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада, будет являться положительным в направлении формирования патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам  ознакомления с героями ВОВ в условиях ДОУ, которыми являются старшее поколение их семей, участвовавших в ВОВ.

Необходимым является проведение диагностики, с целью выявления  уровня патриотических чувств.

Для проведения диагностики выявления уровня патриотических чувств была выбрана технология «Диагностика гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста». (Афанасьева С.Ю., Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Новицкая М.Ю.  Мониторинг патриотического воспитания детей в детском саду и начальной школе: Методическое пособие/ Афанасьева С.Ю., Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Новицкая М.Ю. – М.: Дрофа, 2010-156с.)

В данной работе были выделены следующие критерии определения патриотических чувств у детей старшей группы:

  • Ребенок сам проявляет интерес к познанию родной культуры и окружающего мира, задает вопросы, не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их, эрудирован.
  • Ребенок по инициативе взрослого с желанием исследует объекты и явления, анализирует события, ищет ответы на поставленные вопросы.
  • Ребенок справляется с заданием, допуская при этом некоторые ошибки.
  • Ребенок не проявляет любознательность в процессе реализации взрослым задач патриотического воспитания.

Технология заключается в следующем:

Ребенку задается ряд вопросов, за каждый ответ ребенку выставляются  баллы и определяется уровень развития.

На основе проведения диагностики по заданным критериям мы получили:

Вопросы к ребенку:

  1. Как тебя зовут? Какое у тебя отчество? Какая у тебя фамилия?
  2. Есть ли у тебя семья? Кто ты в семье? Кем ты приходишься маме, папе, брату, сестре, бабушке, дедушке? Какие традиции в твоей семье?
  3. Как называется детский сад, в который ты ходишь?
  4. Что ты делаешь в детском саду? В каких общих делах группы, детского сада ты участвуешь? С кем тебе интересно играть в детском саду?
  5. Какие взрослые люди вместе с тобой находятся в детском саду, как они заботятся и тебе и о других ребятах? Что доброго делаешь ты для работников детского сада?
  6. В каком городе, и на какой улице ты живешь?
  7. Как называется страна, в которой ты живешь?
  8. Как ты и твои друзья заботятся  о городе?
  9. Какие ты знаешь государственные символы нашей страны и области?
  10. Назовите самый главный город нашей страны?
  11. Какие народы и национальности живут в нашей стране?
  12. Какой праздник отмечает наша страна 9 Мая?
  13. Какие русские народные праздники ты знаешь?
  14. Какие права и обязанности человека ты знаешь?

Уровни знаний детей:

  • Высокий уровень (3 балла): Ребенок сам проявляет интерес к познанию родной культуры и окружающего мира, задает вопросы, не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их, эрудирован.
  • Норма (2 балла): Ребенок по инициативе взрослого с желанием исследует объекты и явления, анализирует события, ищет ответы на поставленные вопросы.
  • Средний уровень (1 балл): справляется с заданием, допуская при этом некоторые ошибки.
  • Низкий (0 баллов): Ребенок не проявляет любознательность в процессе реализации взрослым задач патриотического воспитания.

За каждый ответ ребенку выставляются баллы и определяется уровень развития

Уровень

Баллы

Высокий

31-39

Норма

21-30

Средний

10-20

Низкий

0-9

Диагностика дала следующие результаты:

Из 26 детей высокий уровень имеют 7 человек;

Норма – 5 человек;

Средний – 8 человек;

Низкий уровень – 6 человек.

        Низкий уровень имеют 8 человек, что свидетельствует о необходимости повышения уровня хотя бы до среднего, средний в свою очередь перевести в норму, детей с нормой и высоким уровнем – поддерживать и развивать.

Для повышения уровня патриотических чувств у детей старшей группы, необходимо разработать модель формирования патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам  ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ.

Всю работу, по созданию проекта можно разделить на несколько этапов:

Первый этап:

1. Диагностирование детей (начальное) выявление уровня знаний по теме.

2. Анализ семейного воспитания по данному вопросу

a) индивидуальные беседы с родителями

b) анкетирование родителей на тему «О Великой Отечественной Войне и родственниках, участвующих в ВОВ»

Второй этап:

1. Совместная работа воспитателя с родителями «Сбор информации»:

а) поиск материалов для фотоальбома «Участники войны»;

б) сбор значков и медалей «ВОВ»;

2. Совместная деятельность воспитателя с детьми:

а) видео просмотр «Кадры военной хроники»;

б) беседы с рассматриванием иллюстраций;

в) уточнение представлений детей о Великой Отечественной войне и о военных событиях;

г) слушание музыки о войне;

д) чтение художественных произведений;

е) рассматривание картин художников с составлением рассказов;

ж) мастерская по рисованию «Иллюстрации к альбому ВОВ»;

Третий  этап:

1. Совместная деятельность воспитателя с детьми:

а) оформление альбома ВОВ с иллюстрациями детей;

б) оформление коллекции памятных значков и медалей;

в) оформление альбома «Фотографии военных лет».

2. Деятельность воспитателя:

Повторный мониторинг воспитанников, с целью выявления уровня патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам  ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ. Использовалась так же «Диагностика гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста». (Афанасьева С.Ю., Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Новицкая М.Ю.  Мониторинг патриотического воспитания детей в детском саду и начальной школе: Методическое пособие/ Афанасьева С.Ю., Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Новицкая М.Ю. – М.: Дрофа, 2010-156с.)

Диагностика дала следующие результаты: Из 26 детей высокий уровень имеют 10 человек; Норма – 9 человек; Средний – 5 человек; Низкий уровень – 2 человек.

Формы работы с детьми:

  1. Рассматривание картин и иллюстраций по теме.
  2. На занятии изобразительной деятельностью: подготовка иллюстраций к альбому.
  3.  Коллекционирование значков и оформление планшета значков и медалей Великой Победы.
  4. Чтение художественных произведений.
  5.  Работа детей в семье: беседа и сбор фотоматериалов.
  6. Мониторинг.

Формы работы с родителями:

1. Анкетирование.

2. Консультации.

3. Повседневное общение.


Модель формирования патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями ВОВ в условиях ДОУ

 

        

                        

        

        

        


Получившаяся модель формирования патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями ВОВ в условиях ДОУ позволила достигнуть запланированных результатов:

  • Теоретический материал проблемы формирования патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам  ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ.
  • Диагностирован уровень патриотических чувств:

А) Выделенные критерии определения патриотических чувств у детей старшей группы.

Б) Подобрана адекватная технология выявления сформированности патриотических чувств у детей старшей группы.

  • Разработана и апробирована модель Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам  ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ.
  • Проведен анализ уровня формирования патриотических чувств у детей старшей группы на основе диагностики:

А) воспитание ребенка, как патриота своей страны

Б) воспитание уважения ребенка к героям ВОВ

В)повышен уровень патриотизма у ребенка, через уважение к героям ВОВ и гордость за свои семьи.

Данный вывод сделан на основе сравнения двух мониторингов, проведенных до и после апробации модели формирования патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями ВОВ в условиях ДОУ позволила достигнуть запланированных результатов.

       

Данный представленный выше опыт, является не новым, нот достаточно актуальным на нынешний период времени, структура модели формирования патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями ВОВ в условиях ДОУ позволила достигнуть запланированных результатов и содержание этапов позволяет добиться поставленных задач, а следовательно, цель достигнута, что в свою очередь позволяет решить проблему.

Использованная литература:

  1. Афанасьева С.Ю., Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Новицкая М.Ю.  Мониторинг патриотического воспитания детей в детском саду и начальной школе: Методическое пособие/ Афанасьева С.Ю., Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Новицкая М.Ю. – М.: Дрофа, 2010-156с.
  2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель - дети. - М.: 1985. - 204с.
  3. Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Наша Родина / Сост. Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова. - М. : Просвещение, 1984.
  4. Ковалёв А. Г. Воспитание чувств. - М. :Педагогика, 1971.
  5. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека // Избр. произв. : В 5-ти т. -Киев:рад. школа, 1980.-Т. 2-с. 159-443.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по воспитанию патриотических чувств у детей старшей группы. Празднование Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Я подобрала темы непосредственно-образовательной деятельности, бесед с детьми, экскурсий и целевых прогулок, произведений детских авторов о войне, тематику рисунков, работу с социальными партнерами ( ...

Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ

Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам  ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ....

Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ

Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам  ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ....

Конспект НОД по формированию патриотических чувств у детей старшей группы посредством продуктивной деятельности. «Ордынская роспись»

Конспект по формированию патриотических чувств у детей старшей группы посредством продуктивной деятельности на тему: "Ордынская роспись"...

Конспект НОД по формированию патриотических чувств у детей старшей группы посредством продуктивной деятельности. Тема: «Изготовление народной куклы «Мартинички»

Конспект по формированию патриотических чувств у детей старшей группы посредством продуктивной деятельности на тему: "Изготовление народной куклы "Мартинички"...

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного в процессе знакомства с Великой Отечественной Войной»

Цель опыта: формирование представлений о Великой Отечественной войне на основе уже имеющихся представлений о войне, сохранению преемственности поколений, формированию у дошкольников уважения к военной...