трудовое воспитание в ДОУ (педсовет)
план-конспект занятия (старшая группа)
Фрагмент педсовета по теме трудовое воспитание в ДОУ(ЗПР)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_vospitanie_v_dou.docx | 179.65 КБ |
didakticheskaya_igra_2.docx | 562.91 КБ |
modul_g_reshenie_situativnoy_pedagogicheskoy_situatsii.docx | 17.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагмент информационно-просветительского мероприятия для педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья
Тема: Воспитание трудолюбия у детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ
Цель: Определение эффективных методов и приемов по воспитанию трудолюбия у детей с старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в ДОУ
Задачи:
1) Выявить эффективные методы и приемы трудового воспитания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
2) Дать рекомендации по воспитанию трудолюбия у детей дошкольного возраста
3) Формировать педагогические установки на профессиональное развитие
Оборудование: ноутбук, интерактивная панель
Раздаточный материал: таблица «знаю, хочу узнать, узнал», карточка «проблемная ситуация», карточка «ситуации», лист для работы в формате круглого стола
Форма проведения: практикум с использованием приема круглый стол
- Добрый день, уважаемы коллеги. | ||
- Посмотрите на экран, кого вы видите, чем он занимался? (педагог. А.С. Макаренко) - Я хочу начать наш педсовет с его цитаты «Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе он должен быть одним из самых основных элементов». - Ознакомьтесь, пожалуйста, с ситуацией. _________________________________________________ Вы – воспитатель. Наблюдая за игрой девочки, вы замечаете, что она, одевая куклу, раздраженно разговаривает с ней: «Ну что так медленно одеваешься! Трудно, что ли, колготки натянуть?.. А почему платье наизнанку повесила, когда снимала его?..» – и резко надевает белье на куклу. _________________________________________________ - Какую проблему можно поставить исходя из данной ситуации. (недостаточность трудового воспитания в ДОУ) - Замечательно. Исходя из проблемы, какую тему педсовета мы можем поставить? (трудовое воспитание детей с ЗПР в ДОУ) - Хорошо. Давайте поставим цель. (цель –выявить эффективные методы и формы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР) - Отлично. ФГОС Дошкольного Образования определяет следующие задачи трудового воспитания: формирование положительного отношения к труду, ознакомление с трудом взрослых, так и формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда. Этим характеризуется актуальность темы нашего педсовета. - Ознакомимся с планом работы: 1. Актуализировать знания о понятиях ЗПР, труд, трудовое воспитание. 2. Обсудить важность трудового воспитания в системе ДОУ. 3. Выявить эффективные формы и методы трудового воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР. | ||
- Перед началом работы заполните колонки в таблице «знаю», «хочу узнать» по нашей теме. - Замечательно. Начнем работу с первым пунктом плана. - Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций. Артамонова Н.В., логопед-дефектолог - Труд (трудовая деятельность)– это физическая или интеллектуальная деятельность, приносящая конкретный результат. - А что же такое трудовая деятельность? Ваши предположения. Обсудите в парах и дайте свое определение данному понятию. - Трудовая деятельность - это деятельность, направленная на развитие у детей обще-трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Трудовая деятельность детей дошкольного возраста является важным средством воспитания, умственного развития и имеет особое значение для формирования нравственных качеств. Педагог Л. В. Куцакова - Ознакомьтесь с ситуациями и ответьте на вопросы, работая в парах. _________________________________________________ Ситуация 1. Вы – воспитатель старшей группы. Наблюдая за действиями некоторых детей-дежурных, вы отмечаете небрежность в их работе, дети часто отвлекаются. О чем могут свидетельствовать такие недостатки? Какие выводы сделаете для себя? Какие методы окажут положительное влияние на детей? Ситуация 2. Поливая растения, ребенок действовал неосторожно, торопливо – пролил воду, намочил костюм, обувь. Воспитатель раздраженно замечает: «Ну сколько налил воды вокруг! Да и сам весь мокрый. Никогда больше не разрешу тебе поливать растения!» В чем ошибка воспитателя? Какие советы вы дадите ему? _________________________________________________ - Отлично. Вы абсолютно правы. - «Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» А. С. Макаренко. - Труд особенно важен для нравственного воспитания ребенка. Формируются и совершенствуются не только личностные качества, но и взаимоотношения между детьми. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность, дисциплинированность, отзывчивость, доброта, забота, вежливость, умение договариваться, сопереживание. - Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности. - Также Е.А. Мозговой предложил в качестве форм трудового воспитания экскурсии, смотры, всевозможные выставки, интересные и необычные экскурсии, а также конкурсы. - Сейчас я предлагаю вам подобрать эффективные методы и приемы трудового воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР. Для этого организуем работу в формате круглого стола. Наилучшие идеи попрошу фиксировать на листе. - Попрошу одного выйти и озвучить ваши предложения. - Спасибо. | ||
- Наш педсовет подходит к концу. - Какую цель мы ставили вначале? - Достигли мы ее? -Заполните, пожалуйста, последний столбик в таблице «Узнал». Кто хочет поделиться? - Я подготовила для вас памятки «воспитание трудолюбия у дошкольников». Ознакомьтесь с ней, есть ли вопросы? | ||
- И в завершении, ответьте на вопрос «Что из того, что вы сегодня узнали, вы бы положили в свой багаж знаний и использовали в своей практике». |
«Для человека нет ничего естественней труда, человек рождён для него, как птица для полёта и рыба для плавания» Ф. Петрарка | Общепризнано, что благодаря труду человек стал Человеком. Поэтому рационально организованный, приносящий моральное удовлетворение труд — основа здорового образа жизни | Памятка для воспитателей «Воспитание трудолюбия у дошкольников» |
Советы для воспитателей
| Правила трудового воспитания детей 1. Вовлекая детей в трудовую деятельность, учитывайте их возрастные и психологические особенности. 2. Прежде чем поручить что-либо воспитаннику, покажите образец правильного выполнения работы, научите этому воспитанника, несколько раз выполните эту работу совместными усилиями. 3. Вырабатывайте у детей ответственность за выполненную работу. 4. Будьте внимательны к выполнению детьми поручения, постоянно разъясняйте, показывайте им, как правильно выполнить работу. 5. Будьте последовательны в своих требованиях. 6. Вызывайте у детей чувство удовлетворения за выполняемую работу. 7. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей. 8. Внимательно, тактично оценивайте труд детей, поощряйте их трудовые усилия. 9. Не наказывайте детей трудом. | 10. Учите детей уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. 11. Рассказывайте детям о своих трудовых успехах и успехах других людей. "Здоровье, радость и труд – всегда рядом вместе идут" |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра «Что спряталось?». Лексическая тема «Игрушки»
Цель: развитие зрительной памяти и внимания по средством дидактической игры «Что спряталось»
Материалы для игры: жетоны для поощрения, изображения маленького и большого мячика для проведения рефлексии, рисунок мячика для проведения зрительной физ.паузы.
Оборудование для проведения игры: ноутбук, интерактивная панель
Ход игры:
- Привлечение к игре
1, 2, 3, 4, 5 –
Кто пойдет со мной играть?
Собирайся, народ,
Кто со мной играть идет?
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Что спряталось»?
- Играть будем на интерактивной панели, поэтому давайте вспомним правила
- ТБ при работе с интерактивным оборудованием
- Работаем чистыми, сухими руками
- На расстоянии вытянутой руки
- На провода не наступаем
- – Ваша задача запомнить игрушки, а после того как одна из игрушек спрячется ее нужно найти среди других игрушек.
- – Напоминаю игровые правила:
- Ведущий дает сигнал к началу, раздает фишки, контролирует очередность выполнения задания.
- Игроки по очереди выбирают игрушку, которая спряталась
- Запрещено подсказывать, мешать, нарушать очередность
- Победит тот, у кого будет больше жетонов и не будет ошибок.
- Выберем ведущих. Первый раз водящей буду я, вы не против? А в следующий раз будет тот, кто наберет больше фишек.
- – Чтобы было интересно поделимся на команды с помощь считалки, повторяйте за мной
Мы собрались поиграть,
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три
Начинаешь ты.
- 1,2, 3, 4, 5 начинаем мы играть.
(Идет игра, ведущий выдает жетоны, подбадривает, хвалит детей)
- Подведем итоги. Подсчет жетонов (фишек),
- Давай посчитаем вместе. Сколько всего жетонов у тебя?. А у тебя сколько жетонов? Скажи полным предложением.
- Выиграл…, давайте похлопаем
- Но и … старался, давайте тоже похлопаем.
12. Отворачиваемся от экрана, проводим гимнастику для глаз «Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, по кругу». Можно в руки взять предмет по лексической теме.
13. Рефлексия. Н-р. Выберите большую мячик если вам игра понравилась и и объясните почему?
- Выберите маленький мячик, если что-то не понравилось и почему?
Это для примера, какие картинки игрушек можно использовать
Предварительный просмотр:
Решение ситуативной педагогической задачи по проблемам обучения и воспитания детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья.
Время на выполнение модуля: 1 час 30 минут.
Задания:
- Продемонстрировать знание алгоритма решения педагогической задачи: оценка ситуации, прогнозирование, решение.
- Описать педагогическую ситуацию.
- Проанализировать:
- события и действия участников ситуации (непроизвольные, аффектные, импульсивные, умышленные и т.п.);
-мотивы (возможные причины поступков);
4. Определить проблему в контексте педагогического процесса.
5.Сформулировать педагогические задачи с учетом всех указанных в тексте педагогической ситуации условий.
6.Определить возможные пути и варианты решения проблемы.
7. Спрогнозировать развитие ситуации с учетом предложенных вариантов решения проблемы.
8. Письменно оформить результаты решения педагогической задачи.
9. Сообщить экспертам о завершении работы.
Примечание:
Тема и содержание ситуативной педагогической задачи определяется жеребьевкой.
По окончании времени выполнения задания участнику необходимо передать жюри для оценивания распечатанный лист с оформленным решением ситуативной педагогической задачи.
Для решения ситуативной педагогической задачи по заданной тематике используются оборудование и инструменты, расположенные на площадке, НЕ разрешается использовать ресурсы Интернет.
Пример.
Решение ситуативной педагогической задачи по проблемам обучения и воспитания детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья
Алёна, 7 лет. Девочка с диагнозом ДЦП обучается в 1 классе массовой школы. Интеллектуальных проблем у ребенка нет, программу усваивает нормально. Но другие дети относятся к Алёне настороженно, некоторые ребята дразнят и обзывают её. Девочка становится замкнутой, недоверчивой. Мама девочки рассказывает, что ребенок не хочет ходить в школу.
1) Выявить проблемы (учебные, психологические, личностные) и причины данных проблем ребенка. (При анализе данной ситуации, я выявила следующие проблемы:….. Одноклассники девочки ведут себя так, потому что не знают, как общаться с ребенком, отличающимся от них, возможно они ее опасаются, что она их может обидеть, а может наоборот нашли слабого человека и стремятся самоутвердиться. Мама девочки тоже не может или не знает как помочь дочери)
2) Последствия, как положительные, так и отрицательные. (Если учитель не будет обращать внимание на данную ситуацию, то могут произойти такие последствия: девочка замкнется, начнутся проблемы с учебой, дети станут еще более жестокими, может возникнуть буллинг, родители также могут начать высказывать негативное отношение к данному ребенку. При нормализации ситуации психологическая обстановка в классе будет благоприятной (положительной), девочка будет хорошо учиться, у нее появится положительная школьная мотивация, друзья и подруги. Одноклассники девочки научаться быть внимательными к окружающим людям,….)
3) Педагогические задачи:
- Провести тематическое родительское собрание. Рассказать об инклюзии в целом, о детях с ОВЗ, об особенностях конкретной ученицы.
Важно дать понять родителям, что особенный ребенок не предоставлен сам себе. Он под контролем и наблюдением, с ним занимаются специалисты. Стоит обратить внимание родителей на то, что они сами — важный элемент в инклюзивной системе. Особенному ребенку и его семье нужна поддержка коллектива.
Начать полезно именно с родителей, т. к. часто именно сами взрослые невзначай формируют негативное отношение к особенному ребенку.
- Выяснить, почему ребёнок не хочет посещать школу. Если есть проблемы в коллективе детей — постараться их устранить.
- Создать доброжелательную обстановку в классе.
- Провести диагностику межличностных отношений (Социометрия), интересы и увлечения.
- Провести серию классных часов «Доброта вокруг нас», «Добрым быть совсем не просто», «Люди вокруг нас», «Мы разные, но мы вместе»
5) Прописать возможные пути устранения данных проблем.
6) Прописать взаимодействие с узкими специалистами (логопед, дефектолог, соц.педагог (помощь семье), психолог (консультация для мамы, диагностика класса, индивидуальные занятия с девочкой для повышения уверенности и самооценки) ), администрацией, родителями, учреждениями доп. образования для повышения эффективности в решении выявленных проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете :«Трудовое воспитание младших дошкольников»
Выступление на педсовете :«Трудовое воспитание младших дошкольников»Главная задача трудового воспитания – формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на осно...
Доклад на педсовете "Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников посредством трудового воспитания"
Формирование у детей трудовых умений и навыков в разных видах труда: самообслуживании, хозяйственно-бытовом и ручном труде, труде в природе. Воспитание уважения к трудящемуся человеку, приучение к тру...
Презентация к педсовету "Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников"
Технология — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач....
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.
Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...
"Трудовое воспитание" доклад на педсовет
презентация по трудовому воспитанию...
Педсовет «Работа по ранней профориентации дошкольников через реализацию задач трудового воспитания»
В настоящее время уделяется большое внимание формированию предпосылок трудовой деятельности и профориентационного развития дошкольников. Именно поэтому актуальной стала проблема развития нравственно-п...
Тематический педсовет на тему: «Трудовое воспитание дошкольников».
Тематический педсовет на тему:«Трудовое воспитание дошкольников»....