трудовое воспитание в ДОУ (педсовет)
план-конспект занятия (старшая группа)

Фрагмент педсовета по теме трудовое воспитание в ДОУ(ЗПР) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрагмент информационно-просветительского мероприятия для педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья

Тема: Воспитание трудолюбия у детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ

Цель: Определение эффективных методов и приемов по воспитанию трудолюбия у детей с старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в ДОУ

Задачи:

1) Выявить эффективные методы и приемы трудового воспитания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

2) Дать рекомендации по воспитанию трудолюбия у детей дошкольного возраста

3) Формировать педагогические установки на профессиональное развитие

Оборудование: ноутбук, интерактивная панель

Раздаточный материал: таблица «знаю, хочу узнать, узнал», карточка «проблемная ситуация», карточка «ситуации», лист для работы в формате круглого стола

Форма проведения: практикум с использованием приема круглый стол

- Добрый день, уважаемы коллеги.

- Посмотрите на экран, кого вы видите, чем он занимался?

(педагог. А.С. Макаренко)

- Я хочу начать наш педсовет с его цитаты «Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе он должен быть одним из самых основных элементов».

- Ознакомьтесь, пожалуйста, с ситуацией.

_________________________________________________

Вы – воспитатель. Наблюдая за игрой девочки, вы замечаете, что она, одевая куклу, раздраженно разговаривает с ней: «Ну что так медленно одеваешься! Трудно, что ли, колготки натянуть?.. А почему платье наизнанку повесила, когда снимала его?..» – и резко надевает белье на куклу.

_________________________________________________

- Какую проблему можно поставить исходя из данной ситуации.

(недостаточность трудового воспитания в ДОУ)

- Замечательно. Исходя из проблемы, какую тему педсовета мы можем поставить?

(трудовое воспитание детей с ЗПР в ДОУ)

- Хорошо. Давайте поставим цель.

(цель –выявить эффективные методы и формы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР)

- Отлично. ФГОС Дошкольного Образования определяет следующие  задачи трудового воспитания:  формирование положительного отношения к труду,

ознакомление с трудом взрослых, так и формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда. Этим характеризуется актуальность темы нашего педсовета.

- Ознакомимся с планом работы:

1. Актуализировать знания о понятиях ЗПР, труд, трудовое воспитание.

2. Обсудить важность трудового воспитания в системе ДОУ.

3. Выявить эффективные формы и методы трудового воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР.

- Перед началом работы заполните колонки в таблице «знаю», «хочу узнать» по нашей теме.

- Замечательно. Начнем работу с первым пунктом плана.

- Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций. Артамонова Н.В., логопед-дефектолог

- Труд (трудовая деятельность)– это физическая или интеллектуальная деятельность, приносящая конкретный результат.

- А что же такое трудовая деятельность? Ваши предположения. Обсудите в парах и дайте свое определение данному понятию.

- Трудовая деятельность - это деятельность, направленная на развитие у детей обще-трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Трудовая деятельность детей дошкольного возраста является важным средством воспитания, умственного развития и имеет особое значение для формирования нравственных качеств. Педагог Л. В. Куцакова

- Ознакомьтесь с ситуациями и ответьте на вопросы, работая в парах.

_________________________________________________

Ситуация 1.

Вы – воспитатель старшей группы. Наблюдая за действиями некоторых детей-дежурных, вы отмечаете небрежность в их работе, дети часто отвлекаются.

О чем могут свидетельствовать такие недостатки? Какие выводы сделаете для себя? Какие методы окажут положительное влияние на детей?

Ситуация 2.

Поливая растения, ребенок действовал неосторожно, торопливо – пролил воду, намочил костюм, обувь. Воспитатель раздраженно замечает: «Ну сколько налил воды вокруг! Да и сам весь мокрый. Никогда больше не разрешу тебе поливать растения!»

В чем ошибка воспитателя? Какие советы вы дадите ему?

_________________________________________________

- Отлично. Вы абсолютно правы.

- «Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» А. С. Макаренко.

- Труд особенно важен для нравственного воспитания ребенка. Формируются и совершенствуются не только личностные качества, но и взаимоотношения между детьми. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность, дисциплинированность, отзывчивость, доброта, забота, вежливость, умение договариваться, сопереживание.

- Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

- Также Е.А. Мозговой предложил в качестве форм трудового воспитания экскурсии, смотры, всевозможные выставки, интересные и необычные экскурсии, а также конкурсы.

- Сейчас я предлагаю вам подобрать эффективные методы и приемы трудового воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР. Для этого организуем работу в формате круглого стола. Наилучшие идеи попрошу фиксировать на листе.

- Попрошу одного выйти и озвучить ваши предложения.

- Спасибо.

- Наш педсовет подходит к концу.

- Какую цель мы ставили вначале?

- Достигли мы ее?

-Заполните, пожалуйста, последний столбик в таблице «Узнал». Кто хочет поделиться?

- Я подготовила для вас памятки «воспитание трудолюбия у дошкольников». Ознакомьтесь с ней, есть ли вопросы?

- И в завершении, ответьте на вопрос «Что из того, что вы сегодня узнали, вы бы положили в свой багаж знаний и использовали в своей практике».

«Для человека нет ничего естественней труда, человек рождён для него, как птица для полёта и рыба для плавания»

Ф. Петрарка

Общепризнано, что благодаря труду человек стал Человеком. Поэтому рационально организованный, приносящий моральное удовлетворение труд — основа здорового образа жизни

Памятка для воспитателей

«Воспитание трудолюбия у дошкольников»

deti-ubirayut-listya.gif

        Советы для воспитателей

  • Вы хотите видеть детей сильными, выносливыми и закалёнными – тренируйте их в разнообразном физическом труде.

  • Вы хотите видеть детей умными и образованными – приучайте их ежедневно выполнять посильные трудности в умственном труде.

  • Вы хотите видеть детей всегда весёлыми и жизнерадостными – не давайте им погрузиться в лень.

  • Вы хотите, чтобы дети имели хорошо развитую силу волю и мужественный характер – не скупитесь на трудные задания, заставляйте их чаще напрягать свои силы и направлять их на достижение цели.

  • Вы желаете, чтобы дети были чуткими и отзывчивыми, чтобы они были хорошими товарищами и верными друзьями - создайте условия, при которых они ежедневно работали бы вместе с другими и повседневно учились помогать людям.
  • Вы хотите, чтобы дети были счастливыми – научите их различным видам деятельности, сделайте их трудолюбивыми.

Правила трудового воспитания детей

 1. Вовлекая детей в трудовую деятельность, учитывайте их возрастные и психологические особенности.

2. Прежде чем поручить что-либо воспитаннику, покажите образец правильного выполнения работы, научите этому воспитанника, несколько раз выполните эту работу совместными усилиями.

3. Вырабатывайте у детей ответственность за выполненную работу.

4. Будьте внимательны к выполнению детьми поручения, постоянно разъясняйте, показывайте им, как правильно выполнить работу.

5. Будьте последовательны в своих требованиях.

6. Вызывайте у детей чувство удовлетворения за выполняемую работу.

7. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.

8. Внимательно, тактично оценивайте труд детей, поощряйте их трудовые усилия.

9. Не наказывайте детей трудом.

10. Учите детей уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности.

11. Рассказывайте детям о своих трудовых успехах и успехах других людей.

"Здоровье, радость и труд – всегда рядом вместе идут"

61 (1).jpg



Предварительный просмотр:

         Дидактическая игра «Что спряталось?». Лексическая тема «Игрушки»

Цель: развитие зрительной памяти и внимания по средством дидактической игры «Что спряталось»

Материалы для игры: жетоны для поощрения, изображения маленького и большого мячика  для проведения рефлексии, рисунок мячика для проведения зрительной физ.паузы.

Оборудование для проведения игры: ноутбук, интерактивная панель

Ход игры:

  1. Привлечение к игре

1, 2, 3, 4, 5 –

Кто пойдет со мной играть?

Собирайся, народ,

Кто со мной играть идет?

- Я предлагаю вам  поиграть в игру «Что спряталось»?

- Играть будем на интерактивной панели,  поэтому давайте вспомним правила

  1. ТБ при работе с интерактивным оборудованием

- Работаем чистыми, сухими руками

- На расстоянии вытянутой руки

- На провода не наступаем

  1. – Ваша задача запомнить игрушки, а после того как одна из игрушек спрячется ее нужно найти среди других игрушек.

  1. – Напоминаю игровые правила:

- Ведущий дает сигнал к началу, раздает фишки, контролирует очередность выполнения задания.

- Игроки по очереди выбирают игрушку, которая спряталась

- Запрещено подсказывать, мешать, нарушать очередность

- Победит тот, у кого будет больше жетонов и не будет ошибок.

  1. Выберем ведущих. Первый раз водящей буду я, вы не против? А в следующий раз будет тот, кто наберет больше фишек.
  2. – Чтобы было интересно поделимся на команды с помощь считалки, повторяйте за мной

Мы собрались поиграть,

Ну, кому же начинать?

Раз, два, три

Начинаешь ты.

  1. 1,2, 3, 4, 5 начинаем мы играть.

 (Идет игра, ведущий выдает жетоны, подбадривает, хвалит детей)

 

  1. Подведем итоги. Подсчет жетонов (фишек),

- Давай посчитаем вместе. Сколько всего жетонов у тебя?. А у тебя сколько жетонов? Скажи полным предложением.

- Выиграл…, давайте похлопаем

- Но и … старался, давайте тоже похлопаем.

            12.  Отворачиваемся от экрана, проводим гимнастику для глаз «Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, по кругу». Можно в руки взять предмет по лексической теме.

             13.  Рефлексия. Н-р. Выберите большую мячик  если вам игра понравилась и и объясните почему?

- Выберите маленький мячик, если что-то не понравилось и почему?

Это для примера, какие картинки игрушек можно использовать

https://img.razrisyika.ru/kart/73/1200/288787-dlya-malyshey-igrushki-1.jpg

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676396493_gas-kvas-com-p-risunki-igrushek-dlya-detei-v-detskom-sadu-16.jpg

https://4x4photo.ru/wp-content/uploads/2023/03/5ec02de0-9a6b-4419-9333-368cb0190050.jpg



Предварительный просмотр:

Решение ситуативной педагогической задачи по проблемам обучения и воспитания детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья.

Время на выполнение модуля: 1 час 30 минут.

Задания: 

  1. Продемонстрировать знание алгоритма решения педагогической задачи: оценка ситуации, прогнозирование, решение.
  2. Описать педагогическую ситуацию.
  3. Проанализировать:

- события и действия участников ситуации (непроизвольные, аффектные, импульсивные, умышленные и т.п.);

-мотивы (возможные причины поступков);

4. Определить проблему в контексте педагогического процесса.

5.Сформулировать педагогические задачи с учетом всех указанных в тексте педагогической ситуации условий.

6.Определить возможные пути и варианты решения проблемы.        

7. Спрогнозировать развитие ситуации с учетом предложенных вариантов решения проблемы.

8. Письменно оформить результаты решения педагогической задачи.

9. Сообщить экспертам о завершении работы.

Примечание:

Тема и содержание ситуативной педагогической задачи определяется жеребьевкой.

По окончании времени выполнения задания участнику необходимо передать жюри для оценивания распечатанный лист с оформленным решением ситуативной педагогической задачи.

Для решения ситуативной педагогической задачи по заданной тематике используются оборудование и инструменты, расположенные на площадке, НЕ разрешается использовать ресурсы Интернет.

Пример.

Решение ситуативной педагогической задачи по проблемам обучения и воспитания детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья

Алёна, 7 лет. Девочка с диагнозом ДЦП обучается в 1 классе массовой школы. Интеллектуальных проблем у ребенка нет, программу усваивает нормально. Но другие дети относятся к Алёне настороженно, некоторые ребята дразнят и обзывают её. Девочка становится замкнутой, недоверчивой. Мама девочки рассказывает, что ребенок не хочет ходить в школу.

 

1)        Выявить проблемы (учебные, психологические, личностные) и причины данных проблем ребенка. (При анализе данной ситуации, я выявила следующие проблемы:…..  Одноклассники девочки ведут себя так, потому что не знают, как общаться с ребенком, отличающимся от них, возможно они ее опасаются, что она их может обидеть, а может наоборот нашли слабого человека и стремятся самоутвердиться. Мама девочки тоже не может или не знает как помочь дочери)

2)        Последствия, как положительные, так и отрицательные. (Если учитель не будет обращать внимание на данную ситуацию, то могут произойти такие последствия: девочка замкнется, начнутся проблемы с учебой, дети станут еще более жестокими, может возникнуть буллинг, родители также могут начать высказывать негативное отношение к данному ребенку. При нормализации ситуации психологическая обстановка в классе будет благоприятной (положительной), девочка будет хорошо учиться, у нее появится положительная школьная мотивация, друзья и подруги. Одноклассники девочки научаться быть внимательными к окружающим людям,….)

3)        Педагогические задачи:

- Провести тематическое родительское собрание. Рассказать об инклюзии в целом, о детях с ОВЗ, об особенностях конкретной ученицы.

Важно дать понять родителям, что особенный ребенок не предоставлен сам себе. Он под контролем и наблюдением, с ним занимаются специалисты. Стоит обратить внимание родителей на то, что они сами — важный элемент в инклюзивной системе. Особенному ребенку и его семье нужна поддержка коллектива.

Начать полезно именно с родителей, т. к. часто именно сами взрослые невзначай формируют негативное отношение к особенному ребенку.

- Выяснить, почему ребёнок не хочет посещать школу. Если есть проблемы в коллективе детей — постараться их устранить.

- Создать доброжелательную обстановку в классе.

     - Провести диагностику межличностных отношений (Социометрия), интересы и увлечения.

     - Провести серию классных часов «Доброта вокруг нас», «Добрым быть совсем не просто», «Люди вокруг нас», «Мы разные, но мы вместе»

5) Прописать возможные пути устранения данных проблем.

6)        Прописать взаимодействие с узкими специалистами (логопед, дефектолог, соц.педагог (помощь семье), психолог (консультация для мамы, диагностика класса, индивидуальные занятия с девочкой для повышения уверенности и самооценки) ), администрацией, родителями, учреждениями доп. образования для повышения эффективности в решении выявленных проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете :«Трудовое воспитание младших дошкольников»

Выступление на педсовете :«Трудовое воспитание младших дошкольников»Главная задача трудового воспитания – формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на осно...

Доклад на педсовете "Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников посредством трудового воспитания"

Формирование у детей трудовых умений и навыков в разных видах труда: самообслуживании, хозяйственно-бытовом и ручном труде, труде в природе. Воспитание уважения к трудящемуся человеку, приучение к тру...

Презентация к педсовету "Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников"

Технология — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач....

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

"Трудовое воспитание" доклад на педсовет

презентация по трудовому воспитанию...

Педсовет «Работа по ранней профориентации дошкольников через реализацию задач трудового воспитания»

В настоящее время уделяется большое внимание формированию предпосылок трудовой деятельности и профориентационного развития дошкольников. Именно поэтому актуальной стала проблема развития нравственно-п...

Тематический педсовет на тему: «Трудовое воспитание дошкольников».

Тематический педсовет на тему:«Трудовое воспитание дошкольников»....