Развлечение в группе компенсирующей направленности (ТНР) для детей дошкольного возраста 5-7 лет «Посиделки у Василисы Премудрой»
план-конспект занятия (средняя, подготовительная группа)

группа "Ласточка"

Воспитать любовь и уважение к истокам русской народной культуры, гордость за Отечество, именно с этой целью проведена совместная образовательная деятельность. Мероприятие было оснащено всеми необходимыми атрибутами, предметами быта русского народа, в котором обозначены основные места в русской избе; «хозяюшка» и дети были одеты в русские народные костюмы. Для демонстрации основных мест русской избы мы использовали проектор и мультимедийный экран; музыкальное сопровождение в виде звукового слушания и игры на музыкальных инструментах; для практической работы дети использовали солёное тесто и декоративные украшения. Проведенная совместная образовательная деятельность соответствует возрасту, уровню развития детей и носит развивающий характер. Были использованы такие виды деятельности, как: игровая, коммуникативная, музыкальная, двигательная, познавательная, а также следующие формы организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная. Данное развлечение, несомненно, способствует развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posidelki_u_vasilisy.docx87.39 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Саратовская область, город Балашов

Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Юбилейный»

города Балашова Саратовской области»

кар

412309, Саратовская область,

г. Балашов, ул. Малая Луначарского, д. 2

Телефон: (884545) 4-26-54

эл. почта:

Совместная образовательная деятельность педагогов с детьми в режимных моментах по ОО «Познавательное развитие» в форме развлечения

в группе компенсирующей направленности

для детей дошкольного возраста 4-5, 6-7 лет

«Посиделки у Василисы Премудрой»

Авторы - составители: воспитатели

Колесникова Майя Сергеевна, высшая квалификационная категория

стаж – 11 лет

Шпотова В. В., высшая квалификационная категория

стаж – 26 лет

Аннотация

В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте, поэтому мы серьезно задумались над проблемой

приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки).

Развлечение «Посиделки у Василисы Премудрой» разработано для детей дошкольного возраста 4-5, 6-7 лет и направлено на формирование представления об облике русской деревни, обобщения знания детей о предметах старинного быта, закрепления знаний детей о русском устном и музыкальном творчестве.

Мероприятие позволяет окружить и наполнить жизнь всех его участников красотой и добротой, обеспечить историческую преемственность поколений. Погружает детей в атмосферу былых времен.

Введение

Актуальность этой темы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении. Познавая красоту народного творчества, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, развивается мышление, воображение. Восприятие произведений декоративно-прикладного искусства побуждает стремление ребёнка передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы, которые ему понравились, способствует развитию эстетического и художественного вкуса.

В детском саду оформлен музей «Русская изба», в нем есть предметы декоративно-прикладного искусства, старинная мебель, домашняя утварь, самотканые коврики, вязаные изделия, кружевные салфетки, макет русской печки и другое. А в группе созданы необходимые условия для народных игр, собрана картотека народных игр с правилами и их описанием. И мы решили для детей организовать необычную экскурсию в прошлое, на посиделки.

Посиделки в России - это обычай крестьянской семьи собираться осенними и зимними вечерами в избе для работы и развлечений. Посиделки сопровождались различными рассказами, песнями, забавами. Весной сборища молодежи переносились на улицу, за околицу, игры и песни в избе сменялись хороводами, песнями, играми на воле. Развлечение «Посиделки у Василисы Премудрой» предназначен для детей дошкольного возраста. 4- 7 лет. Всё мероприятие проводятся в импровизированной русской избе около печки. Хозяйка Василиса, приглашает детей на посиделки, где дети беседуют, рассматривают предметы декоративно-прикладного искусства, играют, рисуют и т.д.

В развлечении можно проследить связь между образовательными областями: художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: создать условия для развития интереса к прошлому, к традициям русской народной культуры.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- продолжать знакомить детей с историей русского народа;

- формировать представления о жизни и быте русского народа;

- познакомить детей с предметами быта и творчеством русского народа;

- приобщать детей к народным традициям и обычаям;

- обогащать словарный запас детей существительными: колыбелька, лапти, кувшин, определениями: старинный, деревянный;

- формировать у детей умение самостоятельно принимать решение.

Коррекционно-развивающие:

- развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, загадкам;

- развивать внимание, наблюдательность, мышление, связную речь;

- развивать умение отвечать на вопросы полным предложением, принимать активное участие в диалоге с воспитателем;

- расширять и углублять представление детей о старинных семейных обычаях.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать интерес и бережное отношение к старинным вещам, народным традициям и обычаям, интерес к русскому фольклору.

Предварительная работа: чтение сказок, потешек, небылиц, пословиц, поговорок, считалок; пение и слушание народных песен; рассматривание альбомов, картин о жизни русского народа; рисование русской посуды, предметов быта; русские народные игры, знакомство с русским народным костюмом; посещение музея детского сада «Русская изба».

Оборудование и материалы: «Русская изба», оформленная в русском народном стиле, проектор, презентация, посылка, тарелочка с яблоком, образец подковы; соленое тесто; стеки; доски для лепки; материал для декорирования.

Организационная структура

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный (проблемная ситуация, мотивация к деятельности)

Воспитатель: Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я вижу у вас хорошее настроение. Приглашаю вас всех в круг. Покажите мне свои ладошки, а теперь потрите их. Что вы чувствуете?

Это тепло ваших добрых сердец и душ. Давайте передадим тепло друг другу.

Воспитатель: Ребята, сегодня, в нашу группу пришла посылка, а послала нам Василиса Прекрасная. Хотите посмотреть, что в посылке?

Воспитатель открывает посылку и

достает волшебные тарелочку и яблочко.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это за предметы и как ими пользоваться?

Воспитатель катает яблочко по тарелочке и

на экране появляется Василиса Премудрая.

Василиса Премудрая: Здравствуйте, ребята! Я - Василиса Прекрасная. Я знаю, что вы изучаете традиции русского народа, поэтому приглашаю вас отправиться в необычное путешествие, ко мне в гости, в далекое прошлое, на родину наших предков – Русь! Мои волшебные предметы помогут вам найти ко мне дорогу.

Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в столь необычное путешествие?

Воспитатель: Для этого надо покатить яблочко по блюдечку и проговорить слова: «Яблочко катись, на Руси мы появись!»

На экране появляется деревня.

Воспитатель: У нас получилось! Посмотрите, ребята, что у нас на пути?

Это камень – не простой, на нем что-то написано.

Налево пойдешь - далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – много интересного найдешь.

Направо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Дети, куда же пойдем? Направо или налево, ил прямо?

Воспитатель: Ну, что же, тогда в путь!

Открывается штора и появляется «Русская изба»

Дети: тепло.

Дети: да, хотим.

Дети: волшебная тарелочка и яблочко.

Дети: да, хотим.

Дети произносят слова.

Дети: камень.

Дети: прямо

Дети проходят в зону «Русская изба».

Организационно-поисковый, деятельностный

(деятельность: развивающая, познавательная, поисковая и т.д.)

Василиса Премудрая встречает детей на пороге с караваем в руках.

Василиса: Здравствуйте, гости дорогие!

Дорогих гостей встречаем
Пышным, круглым караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим.

Гость на порог — хозяину радость.

Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был и есть дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

-Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

-Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

-А из чего люди раньше могли построить себе дом?

Василиса: Давным-давно, на Руси, люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель и многое другое.

Василиса: А хотите узнать, что же в избе было самым главным?

Тогда послушайте и отгадайте мою загадку:

«Летом спит.

Зимой горит.

Рот открывает,

Что дают-глотает»

Василиса: Правильно, ребята. Печь – это сердце дома, она кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. У простого народа к печи было особое, почтительное отношение. Нельзя было, например, ссориться, ругаться в доме, «а то печь услышит». Русская печь была участницей многих обрядов, сопровождавших жизнь человека от рождения до самой смерти. Печка — деревенская кормилица.

А чем же могла печь накормить своих хозяев?

Василиса: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. А еще в избе было много предметов-помощников, а каких, мы сейчас узнаем, когда загадки отгадаем:

Он как круглая кастрюля, он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк, кашу сварит…

Василиса: Молодцы, это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Послушайте и про него загадку:

«Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт»

Василиса: Правильно, возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.

Ребята, давайте и мы достанем чугунок. (Василиса достает чугунок из печи и ставит его на стол).

Василиса: А чем же ели на Руси?

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая»

Василиса: Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, березы и клена. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». А еще деревянные ложки на Руси были незаменимым музыкальным инструментом.

Воспитатель: Василиса, а мы тоже в наше время используем деревянные ложки как музыкальный инструмент и даже умеем играть на них, ребята давайте покажем нашей хозяйке на что мы способны.

Игра на ложках и бубнах под русскую народную песню

Василиса: У меня в избе есть незаменимая помощница. Угадайте что это?

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?»

Василиса: Вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали носки, свитера и другую одежду – хозяйки сами рукодельничали – потому что в магазинах ее нельзя было купить. (Показ пряжа, вязанных вещей.)

Василиса: Когда вещи пачкались – их приходилось стирать. Раньше женщины белье стирали руками. В домах не было не только стиральных машин и, но и не было воды, её приносили в вёдрах, грели на печке, выливали в большие тазы и замачивали бельё. На Руси использовали для стирки валек. Это деревянная пластина с короткой ручкой. Интересно, что форму валек сохранил на протяжении девяти веков. Изготавливали его из березы, липы, осины. Пользовались им так: белье, пропитанное мыльным раствором, укладывали на доски, а потом били вальком по белью. И так несколько раз. (Показ валька.)

Воспитатель: А сейчас мы поиграем, с вами вместе постираем.

Мы стирали, мы стирали,

Воду в тазик наливали.

Мылом мылили белье,

Отстиралось, чтоб оно.

Терли, терли, оттирали,

Все белье мы отстирали.

Полоскали все в водичке

Стали чистыми вещички.

А теперь сушить повесим,

Нам сушить поможет ветер.

Движения руками вверх, вниз.

Имитация наливания воды.

Трем ладошку об ладошку.

Смотрим на раскрытые ладошки.

Трем кулачок об кулачок.

Хлопаем в ладошки.

Имитация полоскания.

Хлопаем в ладошки.

Поднимаем руки вверх.

Машем поднятыми вверх руками.

Василиса: Напротив моей кормилицы «Красный угол». «Красный угол» – самое чистое, светлое и нарядное место во всем крестьянском доме. Здесь на особой полочке – божнице («где боги стоят») – у верующих крестьян всегда стояли домашние святыни – иконы (изображения Бога и почитаемых святых). Их называли еще образами. Входя в дом, гость обязательно снимал шапку и крестился на образа, а затем кланялся, приветствуя хозяев. Этим гость показывал, что пришел в дом с добром, плохого не замышляет: «Доброму гостю – особая честь». Его приглашали «откушать хлеб-соль» и сажали за стол на самое почетное место у икон, рядом с хозяином.

У меня в «Красном углу» стоит сундук. Сундуки служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья. Давайте откроем сундук и посмотрим, что в нем лежит.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая ленточка красивая. А хотите поиграть с ней?

Коли народ невесел,

Низко голову повесил.

Знаю я, нужна игра,

Распотешиться пора!

Звучит русская народная музыка «Игра с лентой»

Вышел Костя погулять,

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать.

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку держись.

Василиса: Пока мы играли, на улице стемнело. Долгими зимними вечерами было традицией изготовлять сувениры-обереги из соленого теста. Люди в старину думали о том, как защитить своё жилище от дурного глаза и привлечь богатство и счастье в дом, именно с этой целью было принято в старину вешать подкову «на счастье», над входной дверью, обязательно рожками вверх, таким образом подкова напоминает чашу, и чтобы счастье, благополучие, удача не вытекали из дома. И я предлагаю, вам, гости дорогие, смастерить подкову-оберег, которую вы сможете повесить на счастье в своём доме! Проходите за столы дубовые, да садитесь на лавки широкие!

Лепка из соленого теста подковы:

Показ приемов выполнения работы:

Воспитатель берет комок теста и раскатывает жгут, далее сгибает его в форме подковы, делает отверстия стеком.

Перед работой делаем пальчиковую гимнастику:

Алёнка-малёнка

Шустра – быстра:

Воды носила,

Сарафан дошила,

Носок довязала, ягод насбирала,

Песню допела,

Везде поспела,

В охотку ей дело.

Русская народная потешка.

Хлопки ладонями и удары кулачками попеременно.

Загибают пальчики по одному, начиная с больших.

Хлопки ладонями, удары кулачками попеременно.

Повторение с детьми этапов работы и приемов выполнения.

Самостоятельная работа детей. (дети 6-7 лет делают с усложнением)

Василиса берет подковы и ставит их в печь.

Воспитатель: Василиса, многие родители наших детей чтут и поддерживают традиции. Давайте посмотрим.

Воспитатель катает яблочко по тарелочке и

на экране семья Щеткина С. за большом столом с самоваром.

Галина Васильевна: Наша большая семья собирается по выходным за большим столом с самоваром. Мы пьем горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар для нас символ добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Мы и вам передаем вкусный пирог от нашего стола вашему. Он вас будет ждать в группе по возвращению домой.

Василиса: Какие молодцы, очень приятно, что вы являетесь хранителями наших традиций. А у нас как раз и подковки готовы.

Василиса достает подковы из печи, отдает их детям.

Воспитатель: Василиса, в гостях хорошо, а дома лучше.

Нам пора домой. Спасибо за гостеприимство.

Василиса: До новых встреч. Я рада вас видеть у себя в гостях. Волшебную тарелочку с яблочком оставьте у себя в мини-музее.

Воспитатель: Закончилось наше путешествие, чтобы вернуться нам надо взять блюдце и покатать яблочко по нему и сказать волшебные слова:

«Яблочко катись, домой нас верни»

Дети проходят в избу.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей: из дерева, кирпичей и др.

Дети: хотим.

Дети: печь

Дети: кашей, картошкой, пирогами…

Дети: чугунок

Дети: ухват

Дети: ложка

Дети 6-7 лет играют на ложках, а 4-5 на бубнах.

Дети: прялка.

Дети выполняют движения.

Дети: да

Мальчик идёт внутри круга с лентой в руке.

Дети идут хороводом и поют.

Дети останавливаются.

Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т. д.

Дети садятся за стол.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Дети лепят подковки.

Дети прощаются с Василисой Премудрой.

Дети повторяют слова.

Рефлексивно-корригирующий

(контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов)

Воспитатель: Вот мы и дома. Ребята, скажите, вам понравилось наше путешествие?

А чтобы вспомнить с какими предметами в быту на Руси мы познакомились, давайте покатаем яблочко по тарелочке.

Воспитатель катает яблочко по тарелочке,

на экране появляется сотрудник БКМ, которая в виде игры «Что сначала и что потом?» задает вопросы о том, что ребята запомнили, побывав в гостях

у Василисы.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! На все вопросы ответили. А кому бы вы рассказали о нашем путешествии, с кем поделились сегодняшними впечатлениями?

Умный сильный наш народ,

Свою землю бережет!

А преданья старины

Забывать мы не должны!

А теперь нам пора в группу на чаепитие, нас ждет пирог.

Ответы детей.

Дети отвечают на вопросы сотрудника БКМ.

Ответы детей.

Заключение

Воспитать любовь и уважение к истокам русской народной культуры, гордость за Отечество, именно с этой целью проведена совместная образовательная деятельность. Мероприятие было оснащено всеми необходимыми атрибутами, предметами быта русского народа, в котором обозначены основные места в русской избе; «хозяюшка» и дети были одеты в русские народные костюмы. Для демонстрации основных мест русской избы мы использовали проектор и мультимедийный экран; музыкальное сопровождение в виде звукового слушания и игры на музыкальных инструментах; для практической работы дети использовали солёное тесто и декоративные украшения. Проведенная совместная образовательная деятельность соответствует возрасту, уровню развития детей и носит развивающий характер. Были использованы такие виды деятельности, как: игровая, коммуникативная, музыкальная, двигательная, познавательная, а также следующие формы организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная.

Данное развлечение, несомненно, способствует развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.

Литература

1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н, Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

2. Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры.

3. С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника, 2007.

4. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лист взаимодействия учителя - логопеда группы компенсирующей направленности с воспитателями, специалистами дошкольного образовательного учреждения

В  рамках  обмена  опытом  предлагаю  вниманию  коллег  лист  взаимодействия  учителя - логопеда  группы  компенсирующей  направленности...

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности "Работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития".

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увели...

Конспект фронтального занятия по формированию лексико – грамматических категорий у детей с ОНР в группе компенсирующей направленности с ЗПР. (старший дошкольный возраст) Тема: Обувь

Данное занятие можно использовать в работе логопедам. В процессе занятия расширяется словарь по теме" Обувь", а так же направлено на формирование лексико - грамматических категорий....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием Тема: «Путешествие друзей»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием Тема: «Путешествие друзей»...

Консультация для родителей детей компенсирующей группы "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ТНР"

Многие родители полагают, что достаточно выучить рано с ребенком буквы, и он будет грамотно читать и писать. Однако получается так не всегда, если у ребенка есть нарушение фонематической системы, то п...