Опыт работы по теме «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры дошкольников»
учебно-методический материал
Экологическая тропа - это одна из современных форм воспитания и образования детей. Экологически значимое пространство, на образовательном маршруте, которое выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Тайшетского района
Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение детский сад «Белочка»
Опыт работы по теме
«Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры дошкольников»
Выполнила: воспитатель
I квалификационной категории
Сафонова Татьяна Николаевна
г. Тайшет, 2023г.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Безусловно, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность, создать условия для постоянного и полноценного взаимодействия детей с природой.
В целях экологического образования на территории нашего детского сада создана экологическая тропа.
Экологическая тропа - это одна из современных форм воспитания и образования детей. Экологически значимое пространство, на образовательном маршруте, которое выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.
Главная задача тропы – пробудить у ребенка любовь к природе. На экологической тропе дети могут глубже и на наглядной основе изучать, беречь и любить природу, через тропу дети учатся оценивать воздействие человека на природу, через тропу воспитывается экологическая культура поведения детей, как часть общей культуры, взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.
Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации.
Для создания и оформления экологической тропы мы детально обследовали территорию детского сада, где было выделено наиболее интересные объекты.
Составили картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех их объектов. Затем в каждой группе был выбран хозяин тропы – сказочный персонаж. Например, у нас это старичок – Лесовичек. Он сопровождает детей по объектам тропы , предлагает пройти на определенную станцию: - загадывает загадки, чтобы узнать: за чем именно будем наблюдать;
- задает вопросы, связанные с объектом наблюдения;
- знакомит детей с этими объектами;
- предлагает по схеме – плану найти объект, к которому приглашает детей;
- проводит игры такие как: «Узнай цветок», «Доскажи словечко», «Обобщающие слова», «Что лишнее? », «Когда это бывает? » и др.
-пишет письма детям, в которых предлагает ответить на вопросы – задания, пофантазировать на разные темы.
-знакомит детей со стихотворениями и пословицами о природе (животных, растениях, явлениях природы, временах года)
- в непосредственно образовательной деятельности используется как сюрпризный момент, помогая педагогу настроить детей на продуктивную работу.
Для обозначения объектов изготовили выносные знаки-таблички, которые обозначают каждую из станций: «Цветочная фантазия», «Станция бархатная», « Луговая», «Станция лесная», «Полевая», «Зеленая аптека » и конечно же «Станция огородная».
Паспорт (маршрут) экологической тропы:
1. «Зелёная аптека» - участок лекарственных трав.
2. «Витаминная полянка» - огород с овощными культурами для получения достоверных знаний и практических навыков.
3. Цветники: «Бархатная станция», «Альпийская горка», «Цветочная фантазия».
4. «Уголок леса» - участок с хвойными и лиственными деревьями: осина, тополь, берёза, сосна, ель.
5. «Птичья столовая» (наблюдение и подкормка зимующих птиц)
6. Муравейник - зона экологического познания жизни насекомых.
7. Кустарники разделяющие зону между участками.
Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.
Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различны, зависит от цели работы, времени года и возрастного состава детей.
Во время экскурсий по экологической тропе дети играют, наблюдают, экспериментируют, беседуют с взрослыми, отгадывают загадки, проводят акции добра, делают выводы, выполняют задания. Свои впечатления об увиденном, дети выражают в изобразительной деятельности. Участие детей в конкурсах разных уровней приносят призовые места.
Наблюдения природы фиксируем в календаре природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения в природе.
Детям очень интересен удивительный мир птиц. Разработанный нами проект «Птичья столовая», где основной акцент был сделан на изучение зимующих птиц, дал свои результаты. В детях сформированы элементарные представления о птицах, их строении, способах передвижения, их пользе или вреде. В ходе проекта была проделана следующая работа: изготовлены кормушки родителями, оформлен уголок «Мир птиц». Создана подборка информационно-познавательных мультимедийных презентаций о различных птиц, их отличительных особенностях, образе жизни, их роли в жизни людей.
Изготовлена серия альбомов с подборкой сказок, легенд, стихов, загадок, игр.
А для повышения уровня знаний среди воспитанников, по теме «Корм для птиц», мы разработали проект - акция «Накормите птиц зимой». Для этой цели попросили детей вместе с родителями самим узнать, чем питаются птицы. Какой корм предпочтительнее для птиц, а также принести корм для птиц в детский сад.
Прогулки тоже широко используются для экологического воспитания детей. Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь, поэтому ежедневно на прогулках обращается внимание детей на красоту природы. Ознакомление детей с природой не ограничивается одним лишь созерцанием. Всюду, где возможно, организуется практическая деятельность детей, их труд. Например, во время наблюдения в цветнике, дети берут с собой коробочки для сбора семян, также дети собирают листья и семена деревьев, которые будут использовать при изготовлении гербария, поделок из природного материала. На прогулках организовываем игры с природным материалом. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.
Круглый год выращиваем с детьми овощи: летом на грядках – «Витаминная полянка», в остальное время на окне - «Огород на подоконнике». Выращивая такие культурные растения, как: помидоры, перец, укроп, лук, салат, огурцы. Ребята познают их характер, потребности растений на разных стадиях роста и развития, а фиксирование в дневнике наблюдений за ростом растений помогает получать и закреплять полученные знания.
Таким образом, экологическая тропа помогает реализовать важную педагогическую задачу – воспитание ребенка через общение с природой.
Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, у них формируются внимание, умение замечать то, что их окружает.
Во время тематических прогулок по экологической тропе развивается детское мышление, речь, память, а главное – воспитывают чувства прекрасного, любовь к природе, желание беречь и охранять ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников»
материал предназначен для педагогов ДОУ...
Конспект мастер-класса с педагогами на тему «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»
Конспектмастер-класса с педагогами на тему «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»...

Описание опыта работы по теме "Игровая деятельность как средство формирования экологической культуры дошкольников"
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры....

Проект "Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывают...

Статья «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)
Материал для педагогов из личного опыта....

Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры дошкольников Консультация для родителей
Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность....

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПИНКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. Методическое пособие.
Методическое пособие направлено на оказание помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций в части организации экологической тропинки на территории детского сада и её ис...
- Мне нравится (1)