Игры с песком
консультация (младшая группа)
Как часто мы позволяем своим детям играть с песком на детской площадке во дворе, не боясь, что после прогулки всю одежду придётся стирать? И не просто с песком, а с разным песком. Ведь песок бывает и сухим и мокрым, а от его состояния зависят и его свойства. Сухой песок не пригоден для строительства, а мокрый для пересыпания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_peskom_kirillova.docx | 19.92 КБ |
igry_s_peskom_kirillova.docx | 19.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование развивающих игр с песком для сенсорного развития детей раннего возраста».
«Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне сделать, и я пойму».
/японская пословица/
Актуальность темы
Как часто мы позволяем своим детям играть с песком на детской площадке во дворе, не боясь, что после прогулки всю одежду придётся стирать? И не просто с песком, а с разным песком. Ведь песок бывает и сухим и мокрым, а от его состояния зависят и его свойства. Сухой песок не пригоден для строительства, а мокрый для пересыпания.
А как часто мы с вами, разрешаем нашим детям готовить вместе с нами, изучать различные крупы, пересыпать их из одной миски в другую, перебирать? А ведь именно с помощью рук ребенок обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде.
В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. Известный педагог Мария Монтессори ещё в начале XX века говорила о том, что в процессе труда ребёнок делает себя сознательным, творит из себя Человека и с помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным.
Для лучшего развития сенсорных способностей детей, особенно раннего возраста необходимо живое общение детей с миром природы, наблюдения, а так же труд в природе. Поэтому целью моей работы стало развитие сенсорных способностей детей раннего возраста с помощью развивающих игр с песком.
Мы поставили следующие задачи работы:
1. Стимулировать у детей процессы познания и социо-эмоциональное развитие в процессе организации игр с песком;
2. Обогащать представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов, расширять способы ориентировки в окружающем мире;
3. Способствовать развитию положительных эмоций в процессе совместной деятельности;
4. Побуждать детей к сотрудничеству во время игр с песком.
Ожидаемые результаты при создании оптимальных условий для получения правильных представлений в процессе игр с песком:
- Первая реакция на материал и его свойства – удивление.
- Удивление перерастает в любопытство.
- Любопытство – в познавательный интерес, в желание и готовность найти решение задачи (построить из песка желаемую постройку).
- Интерес к деятельности, познание свойств материала ведет к желанию поделиться с другими детьми своим открытием, приобретенным опытом(смотри, что получилось, делай, как я)
Были разработаны примерные темы игр-занятий с песком на квартал
Сентябрь
1. Волшебное сито
2. Песочная страна
3. Гости
Октябрь
4. Строим мост
5. Где живут животные
Ноябрь
6. Цветной песок
7. Я люблю играть в песочек
Представленные вашему вниманию игры-занятия, имеют воспитательную и образовательную направленность и призваны решать задачи, познавательного и эмоционального развития, формирования пространственной ориентировки.
Игры с песком (а так же с крупами, мозаикой, мелкими камешками и другими сыпучими материалами) предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка:
- совместные действия малыша и взрослого;
- действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым;
- самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел ребенка.
Были разработаны правила организации игр с песком в группе:
- не предлагать две емкости одновременно (для игр с песком и водой);
- смачивать песок частично;
- работать с детьми в малых группах;
- использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
- не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «просыпешь», др.);
- организовать практическую деятельность и общение с каждым ребенком, участвующим в развивающих играх;
- материал должен располагаться так, чтобы дети могли легко им пользоваться.
Дошкольное детство – это период игры. Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие. И тем более эффективное, если это игра – занятие с природным материалом. В начале манипулирование, а затем экспериментирование с предметами природы сопровождается разнообразными проявлениями ребенка: познавательными и эмоциональными (внешним оживлением, весельем, смехом).
В процессе проведения НОД придерживались следующей структуры
Структура проведения игр-занятий с песком:
- создание положительной мотивации деятельности;
- предложение детям материала в соответствии с возрастными возможностями;
- постановка, формулирование игровой задачи;
- активное включение детей в процесс деятельности;
- вариативности разнообразных методов и приемов руководства к детям с разным уровнем развития деятельности;
- формирование познавательного мотива:« почему так?».
В процессе подготовки к игре дайте ребёнку возможность многократно обследовать песок (или другой сыпучий материал). Покажите малышу, какие действия можно с ним производить, выполните совместные действия, направленные на преобразование песка.
Основная цель проведения таких игр с песком - формирование у ребёнка представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формы емкости, в которую он насыпается или накладывается. Сухой песок не сохраняет форму, рассыпается; песка может быть много или мало; его количество (объем) можно измерить с помощью какого-либо сосуда (стакана, чашки, миски, банки и т. п.); его можно пересыпать совком, ложкой, ладошками.
Такие игры с пересыпанием песка из одной емкости в другую с помощью вспомогательного предмета или руками дают возможность малышу на собственном опыте установить свойства и особенности сухого песка. В отличие от сухого, мокрый песок может сохранять форму того предмета, в который он был положен, и после того как будет освобожден от этого предмета.
Детям так же предлагается определить вес одинаковых объемов песка, находящихся в разном физическом состоянии (сухой и мокрый): в две одинаковые по объему емкости помещается сухой и мокрый песок, дети с помощью барического чувства определяют, какая емкость тяжелее. Мокрым песком можно наполнить некоторое количество емкостей. Затем, перевернув их и освободив песок, получить такое же количество куличиков, сохранивших форму емкостей. Эти куличики можно пересчитать. Сухой песок форму не сохраняет, поэтому сосчитать количество, соответствующее емкостям трудно.
Эффективные приемы руководства играми с песком в группе:
1. сюрпризные моменты;
2. показ способов действия с сухим песочком;
3. показ способов лепки из влажного песка;
4. напоминание правил безопасности пользования песком;
5. игровые приемы;
6. художественное слово;
7. поощрение;
8. практические действия;
9. совет.
Нами были разработаны гигиенические правила и правила безопасности для игр с песком «Не попади в глазки»
- не поднимай совочек выше головы;
- не надо подбрасывать песок;
- пусть формочки, игрушки стоят на клеенке;
- не ломай куличик с размаху - песок разлетится по всей комнате;
- не три глазки руками - песок попадет в глаза, будет больно.
Тесный контакт детского сада и семьи - необходимое условие правильного и своевременного развития ребёнка. Это в полной мере относится и к сенсорному воспитанию детей.Поэтому мы привлекали родителей к работе по данной теме.
Разработали рекомендации родителям по организации песочницы в домашних условиях:
- карьерный песок менее приемлем, чем речной;
- смачивать песок частично, примерно 1/5 объема емкости;
- емкость с песком должна находиться на небольшой тумбочке в соответствии с ростом ребенка (примерно до высоты локтя);
- надо иметь игрушки для сухого и сырого песка (стаканчики, плошечки для насыпания и пересыпания, формочки, и др.).
Работа проводилась последовательно, с постепенным усложнением материала, с учетом возрастных особенностей детей. Мы получили следующие результаты работы:
- игры с песком существенно усилили желание детей узнавать что-то новое, исследовательские умения;
- способствовали более интенсивному развитию всех познавательных функций, речи ребенка;
- оказали существенное влияние на развитие навыков социального партнерства;
- создали благоприятную основу для развития социально-эмоционального мира ребенка.
В целом способствовали быстрой адаптации детей к детскому саду, другим детям, к деятельности.
Так как данная тема вызвала у меня большой интерес, поэтому я поставила на будущее следующие задачи:
- Продолжать развивать у детей активность в проявлении самостоятельности в разнообразии действий с природным материалом;
- Уметь выражать в речи свои впечатления понятно для окружающих, размышлять, отвечать на вопрос «почему?»;
- Уметь выражать свои замыслы, самостоятельно составляя постройку из песка.
Предварительный просмотр:
«Использование развивающих игр с песком для сенсорного развития детей раннего возраста».
«Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне сделать, и я пойму».
/японская пословица/
Актуальность темы
Как часто мы позволяем своим детям играть с песком на детской площадке во дворе, не боясь, что после прогулки всю одежду придётся стирать? И не просто с песком, а с разным песком. Ведь песок бывает и сухим и мокрым, а от его состояния зависят и его свойства. Сухой песок не пригоден для строительства, а мокрый для пересыпания.
А как часто мы с вами, разрешаем нашим детям готовить вместе с нами, изучать различные крупы, пересыпать их из одной миски в другую, перебирать? А ведь именно с помощью рук ребенок обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде.
В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. Известный педагог Мария Монтессори ещё в начале XX века говорила о том, что в процессе труда ребёнок делает себя сознательным, творит из себя Человека и с помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным.
Для лучшего развития сенсорных способностей детей, особенно раннего возраста необходимо живое общение детей с миром природы, наблюдения, а так же труд в природе. Поэтому целью моей работы стало развитие сенсорных способностей детей раннего возраста с помощью развивающих игр с песком.
Мы поставили следующие задачи работы:
1. Стимулировать у детей процессы познания и социо-эмоциональное развитие в процессе организации игр с песком;
2. Обогащать представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов, расширять способы ориентировки в окружающем мире;
3. Способствовать развитию положительных эмоций в процессе совместной деятельности;
4. Побуждать детей к сотрудничеству во время игр с песком.
Ожидаемые результаты при создании оптимальных условий для получения правильных представлений в процессе игр с песком:
- Первая реакция на материал и его свойства – удивление.
- Удивление перерастает в любопытство.
- Любопытство – в познавательный интерес, в желание и готовность найти решение задачи (построить из песка желаемую постройку).
- Интерес к деятельности, познание свойств материала ведет к желанию поделиться с другими детьми своим открытием, приобретенным опытом(смотри, что получилось, делай, как я)
Были разработаны примерные темы игр-занятий с песком на квартал
Сентябрь
1. Волшебное сито
2. Песочная страна
3. Гости
Октябрь
4. Строим мост
5. Где живут животные
Ноябрь
6. Цветной песок
7. Я люблю играть в песочек
Представленные вашему вниманию игры-занятия, имеют воспитательную и образовательную направленность и призваны решать задачи, познавательного и эмоционального развития, формирования пространственной ориентировки.
Игры с песком (а так же с крупами, мозаикой, мелкими камешками и другими сыпучими материалами) предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка:
- совместные действия малыша и взрослого;
- действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым;
- самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел ребенка.
Были разработаны правила организации игр с песком в группе:
- не предлагать две емкости одновременно (для игр с песком и водой);
- смачивать песок частично;
- работать с детьми в малых группах;
- использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
- не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «просыпешь», др.);
- организовать практическую деятельность и общение с каждым ребенком, участвующим в развивающих играх;
- материал должен располагаться так, чтобы дети могли легко им пользоваться.
Дошкольное детство – это период игры. Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие. И тем более эффективное, если это игра – занятие с природным материалом. В начале манипулирование, а затем экспериментирование с предметами природы сопровождается разнообразными проявлениями ребенка: познавательными и эмоциональными (внешним оживлением, весельем, смехом).
В процессе проведения НОД придерживались следующей структуры
Структура проведения игр-занятий с песком:
- создание положительной мотивации деятельности;
- предложение детям материала в соответствии с возрастными возможностями;
- постановка, формулирование игровой задачи;
- активное включение детей в процесс деятельности;
- вариативности разнообразных методов и приемов руководства к детям с разным уровнем развития деятельности;
- формирование познавательного мотива:« почему так?».
В процессе подготовки к игре дайте ребёнку возможность многократно обследовать песок (или другой сыпучий материал). Покажите малышу, какие действия можно с ним производить, выполните совместные действия, направленные на преобразование песка.
Основная цель проведения таких игр с песком - формирование у ребёнка представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формы емкости, в которую он насыпается или накладывается. Сухой песок не сохраняет форму, рассыпается; песка может быть много или мало; его количество (объем) можно измерить с помощью какого-либо сосуда (стакана, чашки, миски, банки и т. п.); его можно пересыпать совком, ложкой, ладошками.
Такие игры с пересыпанием песка из одной емкости в другую с помощью вспомогательного предмета или руками дают возможность малышу на собственном опыте установить свойства и особенности сухого песка. В отличие от сухого, мокрый песок может сохранять форму того предмета, в который он был положен, и после того как будет освобожден от этого предмета.
Детям так же предлагается определить вес одинаковых объемов песка, находящихся в разном физическом состоянии (сухой и мокрый): в две одинаковые по объему емкости помещается сухой и мокрый песок, дети с помощью барического чувства определяют, какая емкость тяжелее. Мокрым песком можно наполнить некоторое количество емкостей. Затем, перевернув их и освободив песок, получить такое же количество куличиков, сохранивших форму емкостей. Эти куличики можно пересчитать. Сухой песок форму не сохраняет, поэтому сосчитать количество, соответствующее емкостям трудно.
Эффективные приемы руководства играми с песком в группе:
1. сюрпризные моменты;
2. показ способов действия с сухим песочком;
3. показ способов лепки из влажного песка;
4. напоминание правил безопасности пользования песком;
5. игровые приемы;
6. художественное слово;
7. поощрение;
8. практические действия;
9. совет.
Нами были разработаны гигиенические правила и правила безопасности для игр с песком «Не попади в глазки»
- не поднимай совочек выше головы;
- не надо подбрасывать песок;
- пусть формочки, игрушки стоят на клеенке;
- не ломай куличик с размаху - песок разлетится по всей комнате;
- не три глазки руками - песок попадет в глаза, будет больно.
Тесный контакт детского сада и семьи - необходимое условие правильного и своевременного развития ребёнка. Это в полной мере относится и к сенсорному воспитанию детей.Поэтому мы привлекали родителей к работе по данной теме.
Разработали рекомендации родителям по организации песочницы в домашних условиях:
- карьерный песок менее приемлем, чем речной;
- смачивать песок частично, примерно 1/5 объема емкости;
- емкость с песком должна находиться на небольшой тумбочке в соответствии с ростом ребенка (примерно до высоты локтя);
- надо иметь игрушки для сухого и сырого песка (стаканчики, плошечки для насыпания и пересыпания, формочки, и др.).
Работа проводилась последовательно, с постепенным усложнением материала, с учетом возрастных особенностей детей. Мы получили следующие результаты работы:
- игры с песком существенно усилили желание детей узнавать что-то новое, исследовательские умения;
- способствовали более интенсивному развитию всех познавательных функций, речи ребенка;
- оказали существенное влияние на развитие навыков социального партнерства;
- создали благоприятную основу для развития социально-эмоционального мира ребенка.
В целом способствовали быстрой адаптации детей к детскому саду, другим детям, к деятельности.
Так как данная тема вызвала у меня большой интерес, поэтому я поставила на будущее следующие задачи:
- Продолжать развивать у детей активность в проявлении самостоятельности в разнообразии действий с природным материалом;
- Уметь выражать в речи свои впечатления понятно для окружающих, размышлять, отвечать на вопрос «почему?»;
- Уметь выражать свои замыслы, самостоятельно составляя постройку из песка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.
“Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно ...
Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.
Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно заполняя всю ёмко...
Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.
ldquo;Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить&rdq...
«МАГИЯ ПЕСКА» (игры с песком – это вид деятельности, который дарит детям радость)
Песок, по мнению психотерапевтов – вещество, способное вызвать у человека самые богатые ассоциации. Сухой песок способен «течь» как вода. Кроме того, песок – это некоторая &laq...
Игры с песком и на песке
Картотека игр с песком....
Методическая разработка по комплексу игр с песком. Игры с песком - полезное занятие
Методическая разработка по комплексу игр с песком.Игры с песком - полезное занятие...
Картотека "Игры с песком и на песке"
Игры для детей дошкольного возраста...
- Мне нравится (1)