Игры с песком
консультация (младшая группа)

Кириллова Ольга Викторовна

Как часто мы позволяем своим детям играть с песком на детской площадке во дворе, не боясь, что после прогулки всю одежду придётся стирать? И не просто с песком, а с разным песком. Ведь песок бывает и сухим и мокрым, а от его состояния зависят и его свойства. Сухой песок не пригоден для строительства, а мокрый для пересыпания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_peskom_kirillova.docx19.92 КБ
Файл igry_s_peskom_kirillova.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование развивающих игр с песком для сенсорного развития детей раннего возраста».

«Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне сделать, и я пойму».

/японская пословица/

Актуальность темы

Как часто мы позволяем своим детям играть с песком на детской площадке во дворе, не боясь, что после прогулки всю одежду придётся стирать? И не просто с песком, а с разным песком. Ведь песок бывает и сухим и мокрым, а от его состояния зависят и его свойства. Сухой песок не пригоден для строительства, а мокрый для пересыпания.

А как часто мы с вами, разрешаем нашим детям готовить вместе с нами, изучать различные крупы, пересыпать их из одной миски в другую, перебирать? А ведь именно с помощью рук ребенок обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде.

В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. Известный педагог Мария Монтессори ещё в начале XX века говорила о том, что в процессе труда ребёнок делает себя сознательным, творит из себя Человека и с помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным.

Для лучшего развития сенсорных способностей детей, особенно раннего возраста необходимо живое общение детей с миром природы, наблюдения, а так же труд в природе. Поэтому целью моей работы стало развитие сенсорных способностей детей раннего возраста с помощью развивающих игр с песком.

Мы поставили следующие задачи работы:

1. Стимулировать у детей процессы познания и социо-эмоциональное развитие в процессе организации игр с песком;

2. Обогащать представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов, расширять способы ориентировки в окружающем мире;

3. Способствовать развитию положительных эмоций в процессе совместной деятельности;

4. Побуждать детей к сотрудничеству во время игр с песком.

Ожидаемые результаты при создании оптимальных условий для получения правильных представлений в процессе игр с песком:

- Первая реакция на материал и его свойства – удивление.

- Удивление перерастает в любопытство.

- Любопытство – в познавательный интерес, в желание и готовность найти решение задачи (построить из песка желаемую постройку).

- Интерес к деятельности, познание свойств материала ведет к желанию поделиться с другими детьми своим открытием, приобретенным опытом(смотри, что получилось, делай, как я)

Были разработаны примерные темы игр-занятий с песком на квартал

Сентябрь

1. Волшебное сито

2. Песочная страна

3. Гости

Октябрь

4. Строим мост

5. Где живут животные

Ноябрь

6. Цветной песок

7. Я люблю играть в песочек

Представленные вашему вниманию игры-занятия, имеют воспитательную и образовательную направленность и призваны решать задачи, познавательного и эмоционального развития, формирования пространственной ориентировки.

Игры с песком (а так же с крупами, мозаикой, мелкими камешками и другими сыпучими материалами) предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка:

- совместные действия малыша и взрослого;

- действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым;

- самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел ребенка.

Были разработаны правила организации игр с песком в группе:

- не предлагать две емкости одновременно (для игр с песком и водой);

- смачивать песок частично;

- работать с детьми в малых группах;

- использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;

- не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «просыпешь», др.);

- организовать практическую деятельность и общение с каждым ребенком, участвующим в развивающих играх;

- материал должен располагаться так, чтобы дети могли легко им пользоваться.

Дошкольное детство – это период игры. Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие. И тем более эффективное, если это игра – занятие с природным материалом. В начале манипулирование, а затем экспериментирование с предметами природы сопровождается разнообразными проявлениями ребенка: познавательными и эмоциональными (внешним оживлением, весельем, смехом).

В процессе проведения НОД придерживались следующей структуры

Структура проведения игр-занятий с песком:

- создание положительной мотивации деятельности;

- предложение детям материала в соответствии с возрастными возможностями;

- постановка, формулирование игровой задачи;

- активное включение детей в процесс деятельности;

- вариативности разнообразных методов и приемов руководства к детям с разным уровнем развития деятельности;

- формирование познавательного мотива:« почему так?».

В процессе подготовки к игре дайте ребёнку возможность многократно обследовать песок (или другой сыпучий материал). Покажите малышу, какие действия можно с ним производить, выполните совместные действия, направленные на преобразование песка.

Основная цель проведения таких игр с песком - формирование у ребёнка представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формы емкости, в которую он насыпается или накладывается. Сухой песок не сохраняет форму, рассыпается; песка может быть много или мало; его количество (объем) можно измерить с помощью какого-либо сосуда (стакана, чашки, миски, банки и т. п.); его можно пересыпать совком, ложкой, ладошками.

Такие игры с пересыпанием песка из одной емкости в другую с помощью вспомогательного предмета или руками дают возможность малышу на собственном опыте установить свойства и особенности сухого песка. В отличие от сухого, мокрый песок может сохранять форму того предмета, в который он был положен, и после того как будет освобожден от этого предмета.

Детям так же предлагается определить вес одинаковых объемов песка, находящихся в разном физическом состоянии (сухой и мокрый): в две одинаковые по объему емкости помещается сухой и мокрый песок, дети с помощью барического чувства определяют, какая емкость тяжелее. Мокрым песком можно наполнить некоторое количество емкостей. Затем, перевернув их и освободив песок, получить такое же количество куличиков, сохранивших форму емкостей. Эти куличики можно пересчитать. Сухой песок форму не сохраняет, поэтому сосчитать количество, соответствующее емкостям трудно.

Эффективные приемы руководства играми с песком в группе:

1. сюрпризные моменты;

2. показ способов действия с сухим песочком;

3. показ способов лепки из влажного песка;

4. напоминание правил безопасности пользования песком;

5. игровые приемы;

6. художественное слово;

7. поощрение;

8. практические действия;

9. совет.

Нами были разработаны гигиенические правила и правила безопасности для игр с песком «Не попади в глазки»

- не поднимай совочек выше головы;

- не надо подбрасывать песок;

- пусть формочки, игрушки стоят на клеенке;

- не ломай куличик с размаху - песок разлетится по всей комнате;

- не три глазки руками - песок попадет в глаза, будет больно.

Тесный контакт детского сада и семьи - необходимое условие правильного и своевременного развития ребёнка. Это в полной мере относится и к сенсорному воспитанию детей.Поэтому мы привлекали родителей к работе по данной теме.

Разработали рекомендации родителям по организации песочницы в домашних условиях:

- карьерный песок менее приемлем, чем речной;

- смачивать песок частично, примерно 1/5 объема емкости;

- емкость с песком должна находиться на небольшой тумбочке в соответствии с ростом ребенка (примерно до высоты локтя);

- надо иметь игрушки для сухого и сырого песка (стаканчики, плошечки для насыпания и пересыпания, формочки, и др.).

Работа проводилась последовательно, с постепенным усложнением материала, с учетом возрастных особенностей детей. Мы получили следующие результаты работы:

- игры с песком существенно усилили желание детей узнавать что-то новое, исследовательские умения;

- способствовали более интенсивному развитию всех познавательных функций, речи ребенка;

- оказали существенное влияние на развитие навыков социального партнерства;

- создали благоприятную основу для развития социально-эмоционального мира ребенка.

В целом способствовали быстрой адаптации детей к детскому саду, другим детям, к деятельности.

Так как данная тема вызвала у меня большой интерес, поэтому я поставила на будущее следующие задачи:

- Продолжать развивать у детей активность в проявлении самостоятельности в разнообразии действий с природным материалом;

- Уметь выражать в речи свои впечатления понятно для окружающих, размышлять, отвечать на вопрос «почему?»;

- Уметь выражать свои замыслы, самостоятельно составляя постройку из песка.



Предварительный просмотр:

«Использование развивающих игр с песком для сенсорного развития детей раннего возраста».

«Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне сделать, и я пойму».

/японская пословица/

Актуальность темы

Как часто мы позволяем своим детям играть с песком на детской площадке во дворе, не боясь, что после прогулки всю одежду придётся стирать? И не просто с песком, а с разным песком. Ведь песок бывает и сухим и мокрым, а от его состояния зависят и его свойства. Сухой песок не пригоден для строительства, а мокрый для пересыпания.

А как часто мы с вами, разрешаем нашим детям готовить вместе с нами, изучать различные крупы, пересыпать их из одной миски в другую, перебирать? А ведь именно с помощью рук ребенок обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде.

В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. Известный педагог Мария Монтессори ещё в начале XX века говорила о том, что в процессе труда ребёнок делает себя сознательным, творит из себя Человека и с помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным.

Для лучшего развития сенсорных способностей детей, особенно раннего возраста необходимо живое общение детей с миром природы, наблюдения, а так же труд в природе. Поэтому целью моей работы стало развитие сенсорных способностей детей раннего возраста с помощью развивающих игр с песком.

Мы поставили следующие задачи работы:

1. Стимулировать у детей процессы познания и социо-эмоциональное развитие в процессе организации игр с песком;

2. Обогащать представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов, расширять способы ориентировки в окружающем мире;

3. Способствовать развитию положительных эмоций в процессе совместной деятельности;

4. Побуждать детей к сотрудничеству во время игр с песком.

Ожидаемые результаты при создании оптимальных условий для получения правильных представлений в процессе игр с песком:

- Первая реакция на материал и его свойства – удивление.

- Удивление перерастает в любопытство.

- Любопытство – в познавательный интерес, в желание и готовность найти решение задачи (построить из песка желаемую постройку).

- Интерес к деятельности, познание свойств материала ведет к желанию поделиться с другими детьми своим открытием, приобретенным опытом(смотри, что получилось, делай, как я)

Были разработаны примерные темы игр-занятий с песком на квартал

Сентябрь

1. Волшебное сито

2. Песочная страна

3. Гости

Октябрь

4. Строим мост

5. Где живут животные

Ноябрь

6. Цветной песок

7. Я люблю играть в песочек

Представленные вашему вниманию игры-занятия, имеют воспитательную и образовательную направленность и призваны решать задачи, познавательного и эмоционального развития, формирования пространственной ориентировки.

Игры с песком (а так же с крупами, мозаикой, мелкими камешками и другими сыпучими материалами) предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка:

- совместные действия малыша и взрослого;

- действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым;

- самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел ребенка.

Были разработаны правила организации игр с песком в группе:

- не предлагать две емкости одновременно (для игр с песком и водой);

- смачивать песок частично;

- работать с детьми в малых группах;

- использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;

- не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «просыпешь», др.);

- организовать практическую деятельность и общение с каждым ребенком, участвующим в развивающих играх;

- материал должен располагаться так, чтобы дети могли легко им пользоваться.

Дошкольное детство – это период игры. Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие. И тем более эффективное, если это игра – занятие с природным материалом. В начале манипулирование, а затем экспериментирование с предметами природы сопровождается разнообразными проявлениями ребенка: познавательными и эмоциональными (внешним оживлением, весельем, смехом).

В процессе проведения НОД придерживались следующей структуры

Структура проведения игр-занятий с песком:

- создание положительной мотивации деятельности;

- предложение детям материала в соответствии с возрастными возможностями;

- постановка, формулирование игровой задачи;

- активное включение детей в процесс деятельности;

- вариативности разнообразных методов и приемов руководства к детям с разным уровнем развития деятельности;

- формирование познавательного мотива:« почему так?».

В процессе подготовки к игре дайте ребёнку возможность многократно обследовать песок (или другой сыпучий материал). Покажите малышу, какие действия можно с ним производить, выполните совместные действия, направленные на преобразование песка.

Основная цель проведения таких игр с песком - формирование у ребёнка представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формы емкости, в которую он насыпается или накладывается. Сухой песок не сохраняет форму, рассыпается; песка может быть много или мало; его количество (объем) можно измерить с помощью какого-либо сосуда (стакана, чашки, миски, банки и т. п.); его можно пересыпать совком, ложкой, ладошками.

Такие игры с пересыпанием песка из одной емкости в другую с помощью вспомогательного предмета или руками дают возможность малышу на собственном опыте установить свойства и особенности сухого песка. В отличие от сухого, мокрый песок может сохранять форму того предмета, в который он был положен, и после того как будет освобожден от этого предмета.

Детям так же предлагается определить вес одинаковых объемов песка, находящихся в разном физическом состоянии (сухой и мокрый): в две одинаковые по объему емкости помещается сухой и мокрый песок, дети с помощью барического чувства определяют, какая емкость тяжелее. Мокрым песком можно наполнить некоторое количество емкостей. Затем, перевернув их и освободив песок, получить такое же количество куличиков, сохранивших форму емкостей. Эти куличики можно пересчитать. Сухой песок форму не сохраняет, поэтому сосчитать количество, соответствующее емкостям трудно.

Эффективные приемы руководства играми с песком в группе:

1. сюрпризные моменты;

2. показ способов действия с сухим песочком;

3. показ способов лепки из влажного песка;

4. напоминание правил безопасности пользования песком;

5. игровые приемы;

6. художественное слово;

7. поощрение;

8. практические действия;

9. совет.

Нами были разработаны гигиенические правила и правила безопасности для игр с песком «Не попади в глазки»

- не поднимай совочек выше головы;

- не надо подбрасывать песок;

- пусть формочки, игрушки стоят на клеенке;

- не ломай куличик с размаху - песок разлетится по всей комнате;

- не три глазки руками - песок попадет в глаза, будет больно.

Тесный контакт детского сада и семьи - необходимое условие правильного и своевременного развития ребёнка. Это в полной мере относится и к сенсорному воспитанию детей.Поэтому мы привлекали родителей к работе по данной теме.

Разработали рекомендации родителям по организации песочницы в домашних условиях:

- карьерный песок менее приемлем, чем речной;

- смачивать песок частично, примерно 1/5 объема емкости;

- емкость с песком должна находиться на небольшой тумбочке в соответствии с ростом ребенка (примерно до высоты локтя);

- надо иметь игрушки для сухого и сырого песка (стаканчики, плошечки для насыпания и пересыпания, формочки, и др.).

Работа проводилась последовательно, с постепенным усложнением материала, с учетом возрастных особенностей детей. Мы получили следующие результаты работы:

- игры с песком существенно усилили желание детей узнавать что-то новое, исследовательские умения;

- способствовали более интенсивному развитию всех познавательных функций, речи ребенка;

- оказали существенное влияние на развитие навыков социального партнерства;

- создали благоприятную основу для развития социально-эмоционального мира ребенка.

В целом способствовали быстрой адаптации детей к детскому саду, другим детям, к деятельности.

Так как данная тема вызвала у меня большой интерес, поэтому я поставила на будущее следующие задачи:

- Продолжать развивать у детей активность в проявлении самостоятельности в разнообразии действий с природным материалом;

- Уметь выражать в речи свои впечатления понятно для окружающих, размышлять, отвечать на вопрос «почему?»;

- Уметь выражать свои замыслы, самостоятельно составляя постройку из песка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

“Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно ...

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно заполняя всю ёмко...

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

ldquo;Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить&rdq...

«МАГИЯ ПЕСКА» (игры с песком – это вид деятельности, который дарит детям радость)

Песок, по мнению психотерапевтов – вещество, способное вызвать у человека самые богатые ассоциации. Сухой песок способен «течь» как вода. Кроме того, песок – это некоторая &laq...

Игры с песком и на песке

Картотека игр с песком....

Методическая разработка по комплексу игр с песком. Игры с песком - полезное занятие

Методическая разработка по комплексу игр с песком.Игры с песком - полезное занятие...

Картотека "Игры с песком и на песке"

Игры для детей дошкольного возраста...