Детское экспериментирование – как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа)
АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА:
На сегодняшний день модернизация Российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Детское экспериментирование – как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
МАДОУ «Детский сад № 28»
Воспитатель: Кнутова С.С.
АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА:
На сегодняшний день модернизация Российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
ИЗУЧЕНИЕ НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ:
- ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ (29.12.2012 г) - Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
- ФГОС ДО (утв. пр. МО и науки РФ 17.10.2013 г № 1155) - Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 г. (29.05.2015 № 996-р)- развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма; содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей.
ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ:
Раскрытие понятия «познавательная активность» начинается с научного изучения термина «активность». В толковом словаре С. И. Ожегова, активный - обозначает энергичный, деятельный. В содержании понятия «познавательная активность» включается несколько направлений, например:
- Целостно рассматривали познавательную активность как развитие ребёнка и определяли её как естественное стремление детей к познанию - Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо;
- Современные учёные определяют «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление к познанию, но при этом качеством личности «познавательная активность» становится при проявлении устойчивого стремления к познанию – такие как Г.И.Щукина, Н.Н., Л.А. Венгер;
- Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника - считали Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина и др.;
- Теорией деятельности, которая выступает ведущим фактором развития личности – занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов;
- Отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой;
Возможности организации экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.ЭКуликовская, Н.Н. Совгир.;
Данные работы создают основу для организации исследовательской деятельности дошкольников.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ:
Изучение технологий: детское экспериментирование, познавательно- исследовательская деятельность, информационно-коммуникативные технологии, игровые технологии.
Изучение методических рекомендаций: «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» А.И. Иванова; «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н.П. Рахманов, В.В. Щетинина; «Мир физических явлений, опыты и эксперименты в дошкольном детстве» Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов; «Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей» Е.Е. Крашенников, О.Л. Холодова.
Проектирование части ООП ДО, сформированной участниками образовательных отношений образовательным содержанием, направленным развитие познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Подходы к организации образовательного процесса:
- Личностно-ориентированный (направленность на личностное развитие каждого воспитанника в социальном окружении с учетом индивидуальных особенностей);
- Деятельностный (развитие личности осуществляется в деятельности: в условиях интеграции социально-коммуникативной, речевой, познавательной, продуктивной деятельности);
- Системный (системность содержания работы с детьми, единство подходов всех участников образовательных отношений);
- Субъектный (субъектная позиция ребенка, развитие его инициативы, активности и самостоятельности);
- Индивидуальный (выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития).
Принципы при экспериментальной деятельности:
- Отношение «ребёнок-взрослый» строятся на соучастии в деятельности. Это общение «на равных;
- Создание эмоционально-положительного отношения и интереса детей к совместной деятельности;
- Признание за ребёнком права на существование собственного мнения;
- Стимулирование детей к высказываниям, использование различных способов выполнения задания без боязни ошибиться;
- Включение детей в творческую деятельность и развитие их творческих способностей;
- Построение обучения на игровых формах.
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ:
Развитие познавательной активности детей будет осуществляться через:
- Создание развивающей предметно – пространственной среды;
- Реализацию системы работы по развитию познавательной активности детей средствами опытно-экспериментальной деятельности;
- Поддержки детской инициативы, самостоятельности, творчество детей в исследовательской деятельности;
- Обеспечение преемственности педагогов и родителей в вопросах развития познавательного интереса у детей.
Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Побуждать детей исследовать окружающий мир, применяя различные средства и инструменты;
- Способствовать умению получать информацию о новом объекте в процессе его исследования;
- Развивать познавательно – исследовательский интерес, внимание, воображение, мышление, умение сравнивать, анализировать, понимать поставленную задачу;
- Воспитывать любовь к миру природы посредством опытно-экспериментальной деятельности;
- Способствовать вовлечению родителей в образовательный процесс как активных субъектов совместной детско-родительской деятельности.
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ:
I – этап Подготовительный
- Проведение педагогической диагностики воспитанников;
- Составление перспективного плана работы;
- Подборка и разработка методических материалов;
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
II – этап Деятельностный
- Реализация системы работы по теме: «Детское экспериментирование – как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».
III – этап Заключительный
- Проведение педагогической диагностики воспитанников
- Результаты
- Трансляция опыта работы
- Подведение итогов.
I – этап Подготовительный
Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей провела анкетирование родителей. По результатам запросов родителей организовали анкетирование родителей на тему: «Экспериментальная деятельность дома».
Результаты анкетирования:
Для выявления уровня познавательного интереса и для отслеживания результатов овладения детьми экспериментальной деятельностью мы провели педагогическую диагностику. Результаты диагностики показали:
Вывод: анализ результатов показал, что всего 28% детей включаются в проблемную ситуацию, но активность быстро затухает, дети боятся проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняются выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Остальные 72% детей проявляют слабый интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности, у них отсутствует ряд навыков и необходимых умений для экспериментирования (умение ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом); познавательный интерес выражен недостаточно; дети мало знают о свойствах и объектах неживой природы.
По результатам анализа педагогической диагностики была разработана система работы с детьми старшего дошкольного возраста с учетом интеграции образовательных областей. В котором прослеживается централизация тем с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдение, экскурсия, беседа и т.д.).
При разработке и составлении перспективного плана мной учитывались возрастные особенности детей, программные требования и самое главное интересы детей.
Ребенок стремится к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. В любом возрасте роль педагога остается ведущей. Без взрослого эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершенное выводами и не имеющее познавательной ценности. Очень важно, какую позицию в работе с детьми выбрал педагог.
Да, конечно, лучше всего позиция партнера, но партнера знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать.
Развивающая предметно пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС должна побуждать детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывала следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей
- достаточность
- доступность расположения.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудована и постоянно обновляется мини – центр экспериментирования, где представлены различные материалы для исследования.
Создание центра экспериментирования способствует самостоятельному приобретению опыта в экспериментальной деятельности.
Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах в уголке природы. Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных экологических мероприятий и организации разной деятельности с детьми. Материалы постоянно пополняются, что способствует поддержанию интереса у детей.
Для того чтобы создать атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки; микроскопы, приобретена для детей форма лаборанта: фартуки колпачки, маски.
Для закрепления и систематизации знаний детей в группе подобрана детская познавательная литература по ознакомлению детей с живой, неживой природой: сказки, стихи, разнообразные энциклопедии. В уголке размещены дидактические игры, разнообразные карты, атласы, глобус - что позволяет детям путешествовать.
Для лучшего усвоения материала применяем рисунки, схемы, алгоритмы, которые находятся в лаборатории в доступном для детей месте. Алгоритм представляет собой точную, строгую последовательность шагов (действий), в нем определено первое действие и следующее за ним, свобода выбора исключается. Освоение дошкольниками алгоритмов способствует упорядочению детского мышления, восприятию определенной последовательности, что выражается в умении планировать свои действия. Алгоритмы, помогают развить у детей такие психические процессы, как память, внимание, образное мышление, воспроизводить необходимую информацию (перекодировать – преобразовать ее из абстрактных символов в образы).
II – этап Деятельностный
Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет свою структуру: цель, задачи, мотив, содержание, средства, формы, условия, результат.
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.
Задачи:
- Развитие мыслительных процессов;
- Развитие мыслительных операций;
- Освоение методов познания;
- Развитие причинно-следственных связей и отношений.
Мотив – выделение и постановка проблемы:
Сюда входят познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать".
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.
Основное содержание экологических исследований, проводимых с детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
Живая природа:
- Знакомство с характерными особенностями сезонов разных природно-климатических зон, с многообразием живых организмов и их умением приспосабливаться к окружающей среде.
- Знакомство с миром растений: особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений.
Неживая природа: воздух, почва, вода, ветер, магниты, звук, свет.
- О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
- Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).
Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
При планировании эксперимента использовала следующую последовательность действий работы с детьми:
- Создание проблемной ситуации.
- Целеполагание.
- Выдвижение гипотез.
- Проверка предположения.
- Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось).
- Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
- Как я это делаю?
- Почему я это делаю именно так, а не иначе?
- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
В своей работе с детьми я использовала следующие формы организации:
- Специально организованная образовательная деятельность;
- Совместная деятельность педагога с детьми;
- Самостоятельная деятельность детей.
Эксперименты проводились индивидуальные и групповые, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.).
По способу применения использовалась эксперименты демонстрационные и фронтальные. Демонстрационные провожу сама, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
В остальных случаях провожу фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.
При планировании алгоритма деятельности взрослого с детьми использую интеграцию образовательных областей.
Экспериментирование, тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как, наблюдение и труд.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль.
Так, когда дети пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего товарища.
Связь экспериментирования с изобразительной деятельностью рисованием. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента. При зарисовке результатов эксперимента, появляется возможность еще раз вспомнить и зарисовать этапы эксперимента, его последовательность.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы. Мной подобрана картотека экологических сказок, рассказов, подборка стихов и загадок, видеофильмов, детских передач по теме. Чтение художественной литературы по теме, способствует закреплению, расширению и систематизации полученных знаний в ходе эксперимента.
Экспериментирование связано музыкальным и физическим воспитанием. Дети погружаются в звуки природы, играют в подвижные игры – это способствует развитию эмоциональной отзывчивости, развитию положительных эмоций.
Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, взвешивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Одним из важных условий успешной работы по формированию познавательного интереса у детей к живой, неживой природе в процессе экспериментирования является совместная деятельность в работе с родителями. Использование такой формы работы формирует у родителей активную позицию в воспитании, развитии своего ребенка.
Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой предлагаются родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создана картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.
Провела практическую совместную экспериментальную деятельность работы родителей с детьми в форме «Встреча за круглым столом». Родители имели возможность провести эксперименты вместе с детьми в игровой форме, что позволило больше сплотить родителей и детей, объединить их общими целями и интересами.
Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и нас педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребенка и порекомендовать соответствующие приемы воспитания.
III – этап Заключительный
На заключительном этапе работы мною была проведена повторная педагогическая диагностика:
Данные показывают о том, что проведенная работа была результативной по отношению к достижению цели.
В процессе детского экспериментирования 87% детей научились видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель. У детей проявился интерес к проведению опытов, рефлексивные навыки. Ребята самостоятельно стали подбирать оборудование для экспериментов, усвоили элементарные правила проведения опытов, научились делать выводы, аргументировать свои суждения. Сформировались личностные характеристики: инициатива, самостоятельность, умение сотрудничать с другими детьми, потребность отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими. Так же родители стали активными участниками педагогического процесса. Увеличилось степень вовлеченности семьи в совместные мероприятия. Родители стали проявлять интерес к детскому экспериментированию.
Данный опыт работы транслировался среди коллег на уровне ДОУ.
Мы убеждены, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Литература:
1. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками. / Центр педагогического образования, 2012
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006
4. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2004, 4. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013
5. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
6. Материалы Интернет-сайтов.
7. Л.Н. Прохорова 12.06.2015 Организация экспериментальной деятельности дошкольников.
8. Савенков Александр Ильич 2007 «Детское исследование, как метод обучения старших дошкольников» Москва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация из опыта работы "Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Материал из опыта работы. Практическая ценность, создание условий и ожидаемые результаты в процессе экспериментальной деятельности. ...
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, ...
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Предлагаемый ...
План по самообразованию "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста»
создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития....
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Презентация "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ТНР"...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ: «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:...
Выступление на заседании методического объдинения воспитателей на тему: "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста"
quot;Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста"...