консультация для воспитателей
консультация

 "Подвижные игры на прогулке, их значение в развитии основных движений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 г. Туймазы муниципального района Туймазинский

                 район Республики Башкортостан

Консультация

«Подвижные игры на прогулке, их значение

в развитии основных движений» (из опыта работы)

Выполнил: воспитатель

Валиева Регина Газимовна

Стаж в данной должности 20 лет

Имеющаяся категория: первая

                           

                                       г. Туймазы 2024

Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.                             На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение,  улучшают аппетит.                                                             Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.                    Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.                                                        В течение года прогулки проводятся ежедневно.  Прогулка проводится 2 раза в день общей продолжительностью до 4 часов, при соответствующем санитарным нормам температурном режиме и силе ветра. При несоответствующих погодных условиях прогулка может быть сокращена, либо отменена вообще. 

Структура прогулки:
1. Наблюдение; 
2. Трудовая деятельность; 
3. Подвижные игры
4. Индивидуальная работа; 
5. Самостоятельная деятельность детей (игровая и двигательная)
6. Спортивные упражнения;

Игры и развлечения на свежем воздухе особенно полезны. Во время игр на просторе, в природных условиях у детей формируются умения использовать приобретенные двигательные навыки в многообразных жизненных ситуациях. У них развивается ловкость, быстрота, они становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность.                                                  Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

«Подготовка воспитателя»

- Должен выбрать игру согласна возраста;

- выучить игру владеть теми движениями, которые есть в данной игре;

- выучить слова если таковые имеются, для того чтобы активизировать деятельность детей и сохранять интерес к игре;

- выбрать место;

- продумать расстановку детей

- подготовить атрибуты, зрительные ориентиры.

Таким образом, от качественной подготовки воспитателя будет зависеть и само поведение игры.                                                                                           Рекомендуется проводить две - три игры в течение прогулки. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки.                                                                                                                                Хотя решающая роль в руководстве играми принадлежит воспитателю, чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности и проявлению творческой инициативы при организации и проведении игр.                                    Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В зимний период целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом (например, по ограниченной поверхности), метанием (снежков), прыжками. В сырую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.  В летнюю жаркую погоду проводятся игры с водой.                       Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.      Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности детей. Одной из задач педагогического руководства подвижными играми является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей.

Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Малыши запоминают новые слова, их значение,   приучаются  действовать  в   соответствии   с  указаниями.

Подвижные игры классифицируются по:

- степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности);
    - преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.);
    - предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).                                                                                                           В подвижных играх (или играх с правилами) ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать.                                                                                                                             К
подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры.          К спортивным играм — баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.                                                                                                        Сюжетные подвижные игры имеют готовый сюжет и зафиксированные правила. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д. Сюжет отражает явления окружающей жизни, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок.                                    Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.

Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.

По использованию основных движений игры можно разделить:

- игры с ходьбой и бегом;

- игры с метанием;- игры на лазание;

- на ориентировку в пространстве.

В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового). Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.      В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями.                                                                    Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.                      Спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.                                                    Особое значение имеет подведение итогов игры, оценка результатов, действий детей, их поведения в игре. Необходимо приучать воспитанников оценивать свое поведение и поведение товарищей. Это способствует более осознанному выполнению правил игры и формированию положительных взаимоотношений в процессе активной двигательной деятельности.                    В зимнее время особое внимание уделяется зимним спортивным упражнениям. Постройки на территории детского сада способствуют развитию интереса к разным видам движений: ходьбе и бегу по снежному лабиринту, по снежным валам, метанию снежков, спуску с горки и т.п.     Однако без правильного педагогического руководства дети не всегда могут реализовать свои возможности и потребности.                                                 Педагогу следует позаботиться о создании дружеской эмоциональной атмосферы, которая располагала бы детей к добровольному участию в играх и упражнениях, к проявлению активности и самостоятельности.                       При подборе подвижных игр и развлечений важно учитывать индивидуальные возможности и способности детей.

Младшие дошкольники                                                                                                 Дети младшего дошкольного возраста активны, они много двигаются, ходят, бегают, лазают, выполняют некоторые другие движения, но их опыт двигательной активности еще невелик, а движения недостаточно координированы. Совместные действия в коллективе сверстников, ориентировка в пространстве затруднительны. Малыши еще не владеют целым рядом двигательных навыков, поэтому часто содержание их деятельности однообразно.

Для повышения активности и обогащения движений младших дошкольников большое значение имеет создание необходимых условий, использование различных предметов, игрушек (мячей, шариков, обручей, кубиков, совков и т. п.), побуждающих их к различным двигательным действиям; рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

В средней группе воспитатель уже распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

Старшие дошкольники

Дети более самостоятельны и активны, чем младшие дошкольники. Их движения становятся более точными, быстрыми, ловкими, они лучше ориентируются в пространстве, увереннее действуют в коллективе.

Несмотря на достаточный двигательный опыт, самостоятельность и активность, дети старшего дошкольного возраста нуждаются в помощи и руководстве взрослого при организации подвижных игр и развлечений.

В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования, где успех команды зависит от действий коллектива детей в целом.

Во время их проведения надо приучать воспитанников выполнять определенные правила. Дети должны научиться:

1. Начинать и прекращать игры по сигналу воспитателя.

2. Быстро и четко занимать места для начала игры.

3. Играть честно без обмана; если был пойман  во время игры, быстро выходить на определенное место.

4. Во время ловли не ударять товарищей, а легко касаться рукой.

5. Не наталкиваться во время бега на других, уметь ловко увертываться, а если кто-то нечаянно толкнул – не обижаться.

6. Не убегать за границы площадки.

7. Не смеяться над тем, кто во время игры поскользнулся, упал, а, наоборот, подбежать и помочь товарищу подняться.

8. Играть дружно, не зазнаваться при победе, но и не унывать после проигрыша.

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.                                                                  Перед выходом детей на прогулку воспитатель осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.                                                                         Таким образом, повышая уровень двигательной активности детей на прогулке с помощью подвижных игр, мы укрепляем состояние здоровья детей, совершенствуем их физическую подготовку, способствуем разностороннему развитию дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...