ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
материал (средняя группа)
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты видов внимания детей дошкольного возраста, особенности их развития у детей среднего дошкольного возраста. Отражены дидактические игры, которые оказывают положительное влияние на развитие внимания детей среднего дошкольного возраста. Приведен опыт работы по выделенной проблеме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игнатьева Анисия Юрьевна-воспитатель МБДОУ «Детский сад №4 «Айылгы» с. Тулагино
Публикация на тему:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты видов внимания детей дошкольного возраста, особенности их развития у детей среднего дошкольного возраста. Отражены дидактические игры, которые оказывают положительное влияние на развитие внимания детей среднего дошкольного возраста. Приведен опыт работы по выделенной проблеме.
Ключевые слова: внимание, устойчивость, переключаемость, произвольное внимание, непроизвольное внимание.
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте.
Внимание помогает лучше осознать себя, свои мысли и переживания, так как его целью является улучшение протекания всех познавательных процессов. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов.
Рассмотрим основные виды внимания.
Таковыми являются природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он, как мы уже отмечали, связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.
Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.
Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе – с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.
Внимание обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.
Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами.
Сосредоточенность внимания (противоположное качество - рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.
Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.
Распределение внимания - способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
Объем внимания – это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания человека.
В среднем дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-5 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действии ребёнка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную.
Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-5 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные - звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого.
В настоящее время у многих детей дошкольного возраста наблюдается тенденция к снижению развития внимания: рассеянность, частая отвлекаемость. Одним из наиболее специфических и характерных видов деятельности, свойственных детям дошкольного возраста является игра.
Сформированное внимание является одним из главныхусловий эффективности воспитательного процесса. Вследствие этогонужно сформировывать и использовать в процессе воспитания детей
дошкольного возраста оптимальные средства, развивающиевнимание.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста- игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д.
Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания дошкольников является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.
В средней группе в игре используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм. Самое простое задание в игре «Подбор картинок по парам» - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Затем задание усложняется: ребенок» объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов. Запоминание состава, количества и расположения картинок, всё это способствует развитию внимания, памяти, запоминания и припоминания.
В дидактических играх на внимание ребёнок выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания, потому что именно эти игры всегда содержат задачу и правила действия, которые требуют сосредоточенности. Для того чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять им, нужны специальные игры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребенка.
Ссылки на источники:
- Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. – М., 2009.– 414 c.
- Акулова Е.А. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 9. – С. 65-69; № 8 – С. 65-69.
- Андреева А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей // Журнал практического психолога. – 2014. - № 5. – С. 101-114.
- Баскакова И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития
/ И. И. Баскакова.- М.: Институт практической психологии, 2010. –134 с. - Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. – М., 2005. – 512 с.
- Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина и др. – М., 2009. – 608 с.
- Ермакова Е.С., Румянцева И.Б. Развитие гибкости мышления детей: дошкольный
и младший школьный возраст: учеб.-метод. пособие. – СПб.: Речь, 2014. – 208 с. - https://yandex.ru/search/?text=maam.ru+для+воспитателей&lr=216377&clid=2413688-71&win=517&src=suggest_Reformulation
- https://nsportal.ru
- https://www.bibliofond.ru/view.aspxid=787963
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт применения компьютерных технологий при реализации Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» в дошкольных образовательных учреждениях
В статье описываются некоторые возможности использования компьютерных технологий в дошкольных образовательных учреждениях при изучении детей старшего возраста курса программы "Основы безопасности дете...
Теоретические основы экспериментирования детей раннего возраста в процессе экологического воспитания
Экологическое воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени и является одним из основных направлений в воспитательной работе детского сада. Это важн...
Рабочая программа познавательно-речевой направленности по основам безопасности детей дошкольного возраста «Зелёный огонёк» на 2016-2017 год (для детей старшего дошкольного возраста)
Проблема обеспечения безопасности человека на улице и дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля. Скорость движения и плотность транспортных потоков стремительно возрастают и будут в...
Научно-теоретические основы закаливания детей дошкольного возраста
Цель работы - изучение влияния закаливания на здоровье детей дошкольного возраста в условиях детского сада, и подготовка практических рекомендаций по оздоровлению детей 5 ого года жизни. ...
Годовое перспективное планирование. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Старший возраст. 5-6 лет
Перспективный план по ОБЖ (по Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной) для детей старшего дошкольного возраста...
Годовое перспективное планирование. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Средний возраст. 4-5 лет
Годовое перспективное планирование. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Средний возраст. 4-5 лет...
Перспективное планирование по программе "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной. Средний дошкольный возраст
Перспективное планирование по программе " Основы безопасности детей среднего дошкольного возраста"...