Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о неживой природе в процессе экспериментирования в процессе реализации ФОП ДО
статья

Андрианова Елена Владимировна

Ознакомление дошкольников с неживой природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_andrianova.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о неживой природе в процессе экспериментирования в процессе реализации ФОП  ДО

Ознакомление дошкольников с неживой природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

Содержание экологического образования в сфере формирования экологических представлений направлено на стимуляцию психологической включенности личности в мир природы.  Экологические представления определяются как:

  • представления о взаимосвязях в системе «человек - природа» и в самой природе;
  • представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости.  

В содержании экологических представлений отражаются сведения о взаимосвязях человека с окружающей средой, зависимость его жизни и здоровья от внешних факторов (т.е. информация, имеющая прямое отношение к экологии человека), также в содержании экологических представлений раскрывается аспект природопользования (использование человеком природных ресурсов) и охраны окружающей среды.

Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования уже с раннего возраста педагог привлекает внимание детей к объектам неживой природы, однако в возрасте 5-6 лет в области познавательного развития одна из основных задач образовательной деятельности это:

  • продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств.

Содержание образовательной деятельности согласно ФОП ДО для детей 5-6 лет в формировании понятий о неживой природе:

  • педагог организует целенаправленное экспериментирование и опыты для ознакомления детей со свойствами объектов неживой природы, расширяя представления об объектах неживой природы, как среде обитания животных и растений (вода, почва, воздух, горы).

Именно в возрасте 5-6 лет можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, что обусловлено психофизиологическими особенностями детей этого возраста.

О вопросах формирования у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе писали многие деятели науки, труды которых имеют непреходящую ценность для дошкольной педагогики (В.А. Сухомлинский, Е. Н. Водовозова, Н.Н. Поддъяков, К.Д. Ушинский). Они считали, что ознакомление детей с природой в дошкольном образовательном учреждении требует постоянного прямого общения с ней.

Дети старшего дошкольного возраста способны осознавать некоторые взаимосвязи в природе, выделять основные понятия, классифицировать определенные объекты, вычленять существенные признаки тех или иных объектов и явлений природы, делать обобщения, выводы. В то же время одним из мотивов, поддерживающих интерес к экологическому образованию, является познавательная активность ребенка и эмоционально окрашенное восприятие окружающей среды.

В старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания эти преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

Старших дошкольников можно учить вести наблюдения за сезонными изменениями в природе и труде людей, делать зарисовки в календаре природы. Так например на наших прогулках мы наблюдаем за ветром в холодный период, проводим опыты с песком и водой в теплый период.

В старшем дошкольном возрасте ведутся наблюдения за неживой природой. В этом возрасте необходимо закреплять представления детей о переходе воды в твердое состояние и обратно при изменении температуры, дать представления о  движении воздуха.

Для того чтобы знания детей о неживой природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт -- это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т.д.). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

В нашем детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными с использованием «Мини - лаборатории». С ее помощью мы проводили ряд экспериментальных занятий, таких как:

  • Смешивание красок (дети наблюдают, как краски поднимаются по салфеткам и смешиваются, образуя новый цвет);
  • Пена в стаканчике ( дети наблюдают за образованием воздушной пены в процессе выдувания воздуха через соломинку);
  • Магнитные истории( изучение свойств магнита).

 Несложные эксперименты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в центре природы, включать в занятия полученный опыт .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о духовной культуре народов среднего Поволжья посредством праздников.

Так как Самарская область является многонациональным субъектом РФ, то возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе сист...

методическая разработка на тему: Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста с объектами неживой природы»

В системе дошкольного образования есть замечательный вид детской деятельности – элементарная поисковая деятельность. Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и...

Представление опыта работы по теме: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни в процессе проектной деятельности»

Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни в процессе проектной деятельности» Актуальность данной темы заключаетс...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об окружающем мире в процессе экспериментирования

Поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий....

НОД для детей старшего дошкольного возраста "Живая и неживая природа"

Цель: обобщить и дополнить знания детей о живой и неживой природе....

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы «Маленький исследователь»

Очень быстро поколение, сменяется поколением, однако наши современные дети растут в век повсеместной компьютеризации. В общем, со стороны посмотреть: дети как дети. Ничего необычного. Однако меняется ...