"Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников по средствам создания лэпбуков"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 18 с УИОП
Выступление на педагогическом совете №3
«Современные подходы организации работы по нравственно – патриотическому воспитанию воспитанников в условиях ФГОС ДО »
«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников
по средствам создания лэпбуков»
Подготовила :
Воспитатель первой квалификационной категории
Волкова Тамара Валерьевна
Г.Сергиев Посад
2024 год
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей родины. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Основы патриотических чувств должны быть заложены в каждом человеке с детских лет. Ведь дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются новые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В связи с этим в ФГОС ДО определены следующие цели патриотического воспитания :
• создание условий для становления основ патриотического сознания детей,
• возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития,
• развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Человек не рождается с определенным набором нравственных качеств, он не рождается злым, жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. Они формируются и развиваются с раннего детства, постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения определённой информации, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт, от средств и методов воспитания. От того, какими глазами ребёнок увидит окружающее, что поразит его воображение, какие уроки он извлечёт из рассказов о современных событиях и прошлом страны, зависит, каким он вырастет гражданином. Задача педагога – как можно раньше пробудить в детях любовь и уважение к родной земле, к родному дому, семье, детскому саду, родной улице, городу, используя современные инновационные технологии и новые нестандартные формы сотрудничества с воспитанниками.
В своей работе по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию мы используем интерактивное пособие – лэпбук, которое является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.
«Лэпбук» (lapbook) – в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга). Это сравнительно новое средство обучения дошкольников.
Лэпбук – это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Лэпбук представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены миникнижки - простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, стрелочек, окошек и других деталей с наглядной информацией по теме Лэпбука : от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации.
Дидактическое пособие «Лэпбук» отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной развивающей среде : информативен, полифункционален, обладает дидактическими свойствами, вариативный, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность. Обеспечивает преемственность с учебно-методическим комплектом. Данное дидактическое пособие предназначено для детей любого возраста. Его содержание можно, по мере необходимости, пополнять и усложнять. В старшем дошкольном возрасте дети могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию. Лэпбук является незаменимым помощником в работе любого педагога и узких специалистов. Это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. Практическая значимость данной методической разработки в том, что лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
Информация в лэпбуках представлена в виде стихов, загадок, иллюстраций, всевозможных дидактических игр, которые не только знакомят детей с теми или иными понятиями и помогают закреплять полученные знания, но и совершенствовуют координацию руки и глаза, графических навыков, мелкой моторики, развивают умение детей ориентироваться в ограниченном пространстве, отражать в речи пространственное расположение предметов, логическую последовательность и речевую активность, развивают логическое мышление, зрительное восприятие и внимание.
В результате использования данной методической разработки дети стали активнее взаимодействовать друг с другом и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Возрос познавательный интерес, любознательность, самостоятельность и инициативность в изучении культурного наследия родного края. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.
Таким образом, приобщение детей к истокам народной культуры, воспитание любви и уважения к своей семье, родному городу, краю и, как следствие, Отечеству посредством использования интерактивного пособия лэпбук является эффективным средством формирования основ патриотизма у дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Нравственно - Патриотическое воспитание дошкольников по средствам музыки"
статья для музыкальных руководителей...
Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал. Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...
Семинар "Воспитываем патриотов" Сообщение для педагогов: на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: принципы, средства, методы.
В нашем детском саду 24 октября 2018 года прошёл семинар Семинар "Воспитываем патриотов". Воспитатель, Андреенкова Татьяна Николаевна, выступила с сообщением на тему "Нравственно-...
"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через средства музыкального искусства"
В статье представлен музыкальный репертуар, который можно использовать на музыкальном занятии....
Тема: «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников по средством игровой деятельности»
Тема: «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников по средством игровой деятельности»...
Нравственно патриотическое воспитание дошкольников по средствам игры в средней группе.Народные игры.
Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственно...
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников по средствам игры
Расширять и закреплять представления детей старшего дошкольного возраста о культуре русского народа, о традициях русских народных подвижных игр....