Сотрудничество с учителем-логопедом в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Вознова Елена Сергеевна

Особенности работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Организация взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на примере группы «Капельки» МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда», г. Смоленск

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Коррекционная работа с детьми в группе компенсирующей направленности осуществляется под руководством и контролем учителя-логопеда. Воспитатель в логопедической группе является помощником логопеда в исправлении речевого и сопутствующих нарушений, это и главная и специфическая функция. Успех формирования правильной речи у дошкольников с ТНР во многом зависит от степени продуктивности процесса закрепления воспитателем у детей речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях. Логопед занимается коррекцией звукопроизношения, развивает и совершенствует речевое общение детей, а воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Таким образом, воспитатель активно участвует в коррекционной работе, выполняя рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

К коррекционным задачам воспитателя можно отнести следующее:

- закрепление речевых навыков на индивидуальных и фронтальных занятиях,

- максимальное пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе режимных моментов,

- систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей,

- развитие внимания и памяти - процессов, тесно связанных с речью,

- совершенствование словесно-логического мышления,

- формирование речевого дыхания;

- развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дельнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада. В процессе обучения детей этим видам деятельности воспитатель должен учитывать индивидуально-типологические особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм мышления. Состав детей и содержание коррекционно-развивающей работы вносятся логопедом в «Тетрадь взаимодействия», которая заполняется им один раз в неделю. Содержание работы раскрывается по трем разделам:

- логопедические пятиминутки.

- игры и упражнения.

- индивидуальная работа.

Логопедические пятиминутки используются воспитателем на любых занятиях, в разных ситуациях и видах деятельности. Пятиминутки должны быть достаточно короткими, в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне; соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей.

Игры и упражнения, словесные игры, лексико-грамматические упражнения, игры на координацию речи с движением могут проводиться воспитателем во второй половине дня или использоваться на занятиях во время динамических пауз. Индивидуальную работу воспитатель проводит в первую половину дня (до завтрака) и во вторую половину дня, сразу же после дневного сна.

Ежедневно воспитатель занимается с 2-3 детьми и проводит занятия, включающие общую или специальную артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом. Вечерняя логопедическая работа проводится в разных формах: фронтально, подгруппами и индивидуально.

Чтобы обеспечить оптимальную эффективность коррекционной работы, воспитатель организует параллельную работу остальных детей: для одних подбираются знакомые дидактические игры, другим даются графические задания и упражнения. Один воспитанник или малая подгруппа занимаются непосредственно с воспитателем, остальные дети играют и выполняют задания под контролем младшего воспитателя, который оказывает необходимую помощь детям и оценивает их деятельность. Индивидуально воспитатель занимается 10-15 минут, затем дети меняются местами. Для самостоятельной деятельности детей подбираются игры, задания и упражнения, которые уже им знакомы и хорошо освоены по содержанию и способу действия. Эти игры, задания и упражнения носят закрепляющий характер.

Ежедневно в НОД и совместной деятельности воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, воспитатель дает речевой образец и предлагает ребенку произнести слово правильно. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их. Для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок. Необходимо помнить, что речь воспитателя - это образец для детей с речевыми нарушениями. Она должна быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

Еще одним разделом коррекционной работы воспитателя является развитие моторики пальцев рук. Опыт показывает, что достаточно 3 – 5 минут каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить перед дневным сном, перед обедом или ужином, что значительно улучшает произношение детей. Вне занятий воспитатель предлагает детям, у которых заметны нарушения пальцевой моторики, собрать мозаику из мелких деталей, поработать с конструктором, застегнуть и расстегнуть пуговицы по возможности без помощи взрослого, поиграть на музыкальных инструментах с кнопками, собрать рассыпанные бусинки, мелкие предметы и т. д. полезно, чтобы в группе был оборудован уголок с перечисленными и другими предметами.

Одна из главных задач воспитателя в работе с детьми, имеющими речевые нарушения - создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, выработка правильного поведения в коллективе, развитие этических и нравственных представлений детей. В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость, излишне подвижны, трудно управляемы. Другие, наоборот, вялы, апатичны, не проявляют интерес к играм. Встречаются ребята с навязчивым чувством страха, повышенной впечатлительностью. В процессе воспитания педагог организует возможность межличностного общения детей, совместные игры и занятия. У дошкольников при этом формируются и закрепляются коммуникативные умения и навыки.

Характерологические особенности детей с ОНР заметны любому воспитателю. Это проявляется на занятии, в игровой и бытовой деятельности. На занятиях часть детей быстро утомляется, начинает вертеться, разговаривать, т. е. перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда и не могут повторить ответ товарища. Воспитателю, анализируя различные негативные проявления поведения ребенка, важно вовремя заметить признаки агрессивности, конфликтности или повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости, и в связи с этим предъявлять различные требования, осуществляя личностно ориентированный подход к речи и поведению ребенка. Это возможно на основе знаний воспитателем возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей.

Таким образом, система поэтапного воздействия на детей со стороны всех участников коррекционно-развивающего процесса –логопеда, воспитателей и других специалистов, а так же родителей позволяет объединить усилия и направить все виды деятельности на совершенствование формируемых речевых навыков у детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедической группы.

Литература:

Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М. : «Издательство Гном-Пресс», 1999.

Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.



Предварительный просмотр:

Организация взаимодействия учителя-логопеда

с воспитателями группы компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи

на примере группы «Капельки» МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»

г. Смоленск

Одним из важнейших перспектив и направлений современного образования является обеспечение доступности и равных возможностей получения образования детьми с особыми образовательными потребностями. Для детей с тяжелыми нарушениями речи необходимым условием реализации данного направления является обучение и воспитание с учетом особых возможностей здоровья. Данным условиям соответствуют группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Сложно не заметить, что год от года количество детей с различными нарушениями речи возрастает. Эти дети входят в группу риска по неуспеваемости, могут иметь сложности усвоения программы обучения как в дошкольном, так и в школьном возрасте, хотя и не имеют отклонений в интеллектуальном развитии, серьезных нарушений слуха или зрения.  Для успешного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи, их воспитания, социализации в целом, необходимо использование специальных методов, технологий, форм работы, взаимодействия всех педагогов, принимающих участие в работе с данной категорией детей.

Все нарушения речи, даже такие, на первый взгляд, незначительные, как нарушение звукопроизношения, необходимо устранять вовремя, до поступления ребенка в школу, т.к. правильная, грамотная речь - залог успешного обучения ребенка.

Так же проблемы с речью могут создавать трудности в общении с окружающими, а в дальнейшем приводить к определенным изменениям в личности на пути развития «Ребенок – Подросток – Взрослый», когда комплексы могут помешать человеку учиться, и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Эффективность применяемых методов и приемов коррекции речи во многом определяют успешность этой работы. Взаимосвязь педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений, преемственность в их работе являются залогом преодоления имеющихся у детей дефектов развития речи. В группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.

В системе планирования в нашем МБДОУ комбинированного вида выбран принцип понедельного изучения лексических тем, которого придерживаются специалисты, работающие с детьми. Это позволяет глубже раскрыть тот материал, который можно изучить в данной лексической теме.

По сложившейся системе, в группу компенсирующей направленности зачисляются дети старшего дошкольного возраста с заключениями ОНР (I, II уровень речевого развития), часто с сопутствующей дизартрией (70-80 % от количества воспитанников группы), сроком на 2 года обучения.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами проведенного обследования, проводит совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания коррекционно-развивающей работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.

В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:

  • Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
  • Принцип взаимосвязи диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса.
  • Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями, детьми и их законными представителями.
  • Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
  • Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи.

Для удобства организации взаимодействия нами были разработаны:

  1. Перспективный тематический план.
  2. Дневник взаимосвязи с воспитателями группы компенсирующей направленности для организации коррекционно-развивающей работы во второй половине дня.
  3. Тетрадь контроля выполнения рекомендаций логопеда
  4. Таблица контроля за поставленными звуками на занятиях и в свободной деятельности.

Образцы документов представлены в Приложении.

Учитель-логопед и воспитатели предъявляют единые требования к ребенку с речевыми нарушениями с учетом:

 - структуры нарушения;

 - реализации индивидуально-личностного подхода;

 - закрепления знаний, умений и навыков, приобретенных во время проведения непосредственно-образовательной деятельности.

Коррекционно-развивающая работа включает в себя:

  • формирование фонематического слуха, восприятия;
  • развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
  • преодоление нарушений слоговой структуры слова;
  • обогащение словарного запаса;
  • формирование грамматического строя речи;  
  • формирование связной речи;
  • обучение грамоте, формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Для реализации вышеперечисленных задач необходима четкая скоординированность работы учителя-логопеда и воспитателей.

Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР начинается с начала учебного года.

Деятельность учителя-логопеда предусматривает:

  • диагностику уровня речевого развития детей, определение направления работы.
  • развитие слухового, зрительного внимания, памяти, мышления
  • постановку и автоматизацию поставленных звуков
  • развитие фонематического слуха
  • усвоение норм лексико-грамматических категорий
  • обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию
  • формирование речевого дыхания
  • коррекцию нарушений слоговой структуры
  • развитие просодической стороны речи
  • профилактику нарушений письма и чтения
  • совершенствование общей и мелкой моторики

Задачи, над которыми работают воспитатели:

  • постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики
  • закрепление произношения поставленных логопедом звуков во время занятий и в свободной деятельности
  • обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы
  • упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий
  • развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале
  • формирование связной речи
  • закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза

Взаимодействие между специалистами МБДОУ осуществляется в таких формах работы, как консультации, практикумы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-развивающей работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.

Ежедневно воспитатели выполняют рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком во время проведения непосредственно-образовательной деятельности с подгруппой детей и в индивидуальной форме.

Воспитатели принимают активное участие в создании коррекционно-развивающей среды в группе, учитывая рекомендации учителя-логопеда.

Эффективность коррекционной работы учителя-логопеда зависит от умения воспитателей слышать и дифференцировать дефектно произносимый звук от чистого, от умения вслушиваться в речь детей, своевременно ее поправлять, напоминать ребенку правильную артикуляцию поставленного логопедом звука. В игровой и занимательной форме воспитатель проводит логопедический час, индивидуально-подгрупповые занятия во второй половине дня по автоматизации звуков, учитывая рекомендации учителя-логопеда, поощряет стремление и желание ребенка произносить звук чисто.

Учителю-логопеду необходимо не только научить воспитателей, как работать с каждым ребенком, но и контролировать выполнение своих рекомендаций. Дневник взаимосвязи, куда учитель-логопед заносит свои задания раз в неделю, заполняется воспитателями ежедневно. Тетрадь контроля выполнения рекомендаций учителя-логопеда тоже.

Еженедельные задания логопеда в дневнике взаимосвязи с воспитателями включают в себя следующие разделы:

  • отрабатываемый в рамках лексической темы предметный, глагольный словарь, словарь признаков и наречий;
  • подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
  • игры на развитие лексико – грамматических категорий;
  • упражнения по формированию связной речи;
  • задания по обучению грамоте, формированию звуко-буквенного анализа;
  • индивидуальная работа.

Игры и упражнения, рекомендуемые учителем-логопедом, могут проводиться воспитателями во второй половине дня или использоваться во время динамических пауз.

Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуально-подгрупповой форме проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с 2–3 детьми и проводит артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом.

В тетради контроля выполнения рекомендация логопеда воспитатель ежедневно по утрам вносит информацию в виде кратких пометок о том, как ребенок справился с заданиями логопеда на следующий день после проведенного занятия.

Таблица контроля за поставленными звуками на занятиях и в свободной деятельности размещается на видном месте в учебной комнате и дает воспитателям информацию о том, какие звуки у какого ребенка группы поставлены и требуют закрепления.

Только тесная взаимосвязь и слаженность работы учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Литература:

  1. Нищева Н.В. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной к школе группы компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018 – 64 с.
  2. Нищева Н.В. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями старшей группы компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018 – 64 с.
  3. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. Планирование работы воспитателя в старшей группе. Изд.: ГНОМ, 2014. – 88 с.
  4. Морозова В. В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями ДОУ. –Изд.: Детство-Пресс, 2014.-96 с.
  5. Михеева И. А., Чешева С. В. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи. Изд: Каро, 2009.- 256 с.
  6. Кузнецова Я. В. Рабочая тетрадь логопеда и воспитателя коррекционных групп. Изд.: ФЕНИКС, 2005. – 158 с.

Приложение №1


Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение 

детский сад №__

(вид образовательного учреждения)

группа «_______»      компенсирующая                                      (номер группы или название)                                                               (профиль группы)                                                                      

Дневник

взаимосвязи учителя-логопеда

с воспитателями

подготовительной группы

компенсирующей направленности

«____________»

Логопед 

___________________________

(Ф.И.О.)

       

Воспитатели

__________________________

(Ф.И.О)

__________________________

(Ф.И.О)

202_/202_ учебный год

Содержание

  1. Список группы………………………………………………….…

  1. Тематическое планирование……………………………..………..

  1. Задания учителя-логопеда воспитателям на 2 половину дня…….

     


Список группы

Фамилия, Имя ребенка

Дата рождения

Заключение

на начало уч.г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


 Тематическое планирование

Месяц

Неделя

Подготовительная группа

сентябрь

Диагностика

Диагностика

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

Каникулы

февраль

                

март

                

 

апрель

                

май

Задания логопеда воспитателям на II половину дня

Дата, день недели

Подгрупповая

работа

Индивидуальная

работа

+

-

   Понедельник

       Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Примечание

АПРЕЛЬ, 3 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: «НАШ ГОРОД»

Словарь: Предметный: Североморск, город, улица, сквер, достопримечательность, североморец, трап,

мост, тротуар, адрес, детский сад, школа, двор.

Глагольный: смотреть, любоваться, посещать, жить, любить, ездить, работать, изучать, осваивать, строить.

Признаков: красивый, чистый, ухоженный, просторный.

     Развитие общей моторики                                    Развитие мелкой моторики

Словно улей, наша улица с утра,      руки перед собой

И летит пчелиным роем детвора,     махи ладонями

Скачет мяч, взлетает с крыши вертолет –   повороты

Наша улица от нас не отстает:       по тексту

То на солнышке с ребятами лежит,  

То на речку за околицу бежит.

Движения по тексту.

Мы городу шагаем,

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья и кусты.

Развитие артикуляционной моторики

Жевание груши под счет 20-30-40

 Грушу жуют одновременно с сжиманием – разжиманием кулаков под счет 20-20-30.

Артикуляционные упражнения

См. индивидуальную тетрадь ребенка

Развитие лексико-грамматического строя речи

Скажи ласково

Один — много

Скажи со словом ещё  

Сосчитай до шести

Скажи наоборот

Скажи со словом городской  

Улица - улочка.                     Сквер - скверик.                

Тротуар - тротуарчик.          Двор - дворик.                        

Мост - мостик.                     Город - городок

Североморец – североморцы – много североморцев.

Тротуар, улица, сквер, мост, адрес, достопримечательность.

Красивый — ещё красивее. Чистый — еще чище.

Ухоженный — ещё ухоженнее. Просторный — ещё просторнее.

Одна улица, две улицы, три улицы, четыре улицы,

пять улиц, шесть улиц. Сквер, дом, квартира, парк, храм, магазин.

Этот город большой, а этот ... (маленький).

Этот дом высокий, а этот ... (низкий).

Эта улица широкая, а эта ... (узкая).

Эта школа близкая, а эта ... (далёкая).  

Этот маршрут простой, а этот ... (сложный). 

 Улица, сквер, дом, квартира, парк, храм, магазин.

Развитие связной речи

  • домашний адрес и адрес детского сада.
  • рассказ о любой экскурсии по городу, в музей из трех-четырех предложений на листочке.
  • стихотворение о родном городе

Развитие фонетико-фонематических процессов

 - Игра «Хлопаем - топаем»  Дети хлопают на звук П, топают на звук Пь.

 - Цуканова, Бетц стр. 56-59 № 5, 7, 10.


Приложение №2

КОНТРОЛЬ ЗА ЗВУКАМИ

 (НА ЗАНЯТИЯХ И В СВОБОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

№№

ФИО ребенка

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1

Иванов Иван


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации учителя-логопеда, для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в возрасте от 5 до 6 лет, по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи.

Методические рекомендации по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи предназначены для родителей детей группы компенсирующей напрвленности для де...

Годовой план работы учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Структура и содержание годового плана работы учителя-логопеда на учебный год определяется коррекционной программой и уточняется в результате анализа индивидуальных коррекционно-развивающих программ....

Рабочая программа учителя-логопеда старшей логопедической группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Рабочая программа учителя-логопеда старшей логопедической группы компенсирующей направленности для детей с ТНР...

Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ ( тяжелое нарушение речи) 5-6 лет на 2022-23 учебный год.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Реализует все направления воспитательно -образовательно- коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста (дети 5-6 лет) с ...

Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ ( тяжелое нарушение речи) 5-6 лет на 2022-23 учебный год.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Реализует все направления воспитательно -образовательно- коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста (дети 5-6 лет) с ...

Сотрудничество со старшим воспитателем в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)

Педагогические технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗИгровые технологии как средства развития детей с ОВЗ...