РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающей работы учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи на 2021-2022 учебный год
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Материал для учителей-логопедов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2021-22_anisimova.doc | 555.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка - детский сад №15"
Согласовано: Протокол педагогического совета №___ От «01» сентября 2021 года | Утверждаю: __________________ Заведующий МБДОУ «Детский сад №15» А.М.Каминская Приказ № ___ от «01» сентября 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно – развивающей работы
учителя-логопеда
в старшей группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелым нарушением речи
на 2021-2022 учебный год
(третий год обучения)
Автор-составитель:
Учитель-логопед Анисимова О.Н
Троицк, 2021г
Оглавление
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка……..……………………………………………..…………………………………………………………………...…….…3
Цели и задачи программы ……………………………………………………………………………………………………………...…………..….3
Уровни речевого развития ………………………………………………………………………………………………………………..….…………
Принципы формирования программы ………………………………………………………………….……………………………...……………..5
Планируемые результаты освоения программы …………………………………………………………………………………………….……….7
Критерии оценивания уровня……………………………………………………………………...……………...……………………………...……7
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ …………………………………………………………………………………………………………...
Содержание коррекционно-развивающей программы…………………………………………………………………………………..……….....10
Структура программы и основные направления коррекционно-развивающей работы ……………..........…………………………..…………11
Диагностическая деятельность ………………………………………………………………………………………………………..………………..
Учебно-методический план……………………………………………………………………………………………………………..……………12
Программа коррекционно-развивающей работы для детей 6-го года жизни …………………..…..………...…..................................................13
Описание форм, способов, методов и средств организации работы …..…………………………..…...………………………………..…….….22
Календарно – тематическое планирование ………………………………………………………..……………………………………………..…23
Взаимодействие учителя - логопеда с родителями ………………………………………………..………………………………………….........52
Взаимодействие учителя - логопеда с участниками образовательного процесса ………………..……...…………………………………….....53
Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей….………………………....................................................................................................57
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ …………………………………………………………………………………………………………
Формы организации работы с детьми………………………………………………………………………………………………………………..…
Особенности дистанционного обучения …………………………………………………………………………………………………..…………..
Регламент коррекционно-логопедической работы ……………………………………………………………………………………………..……..
Циклограмма работы учителя-логопеда ……………………………………………………………………………………………………………….
Регламент рабочего времени ……………………………………………………………………………………………………………………………
Циклограмма работы кабинета ………………………………………………………………………………………………………………………....
4. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ……………………………………………..
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (автор Нищева Н. В.). Кроме того учтены концептуальные положения инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится в логопедической группе с 1 сентября по 1 июня.
Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с общим недоразвитием речи. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
ЗАДАЧИ, направленные на достижение цели:
1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
2. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей – инвалидов.
3. Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, посредством разработки и реализации коррекционных мероприятий специалистами ДОУ;
4. Создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.
5. Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;
6. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико–педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом индивидуальных возможностей особенностей детей (в соответствии рекомендациями ПМПК);
7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей 5-6 лет с тяжёлой речевой патологией (общее недоразвитие речи) и для двуязычных детей в группе компенсирующей направленности.
Группу посещают дети шестого года жизни с нарушениями речи (общим недоразвитием речи II, III и IV уровней речевого развития при минимальных дизартрических расстройствах, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е.).
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т.Б.).
У дошкольников со вторым уровнем речевого развития при ОНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико- фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.
Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т.Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков [т-т’-c-c’-ц], [р-р’-л-л’-j] и т.д. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатления «смазанности». Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оценочных, уменьшительно-ласкательных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с различными придаточными.
Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.
В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы.
Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ОНР. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.
Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы:
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- принципы интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях;
- принцип создания пространства детской реализации (ПДР), обеспечивающий развитие личности, поддержку её уникальности и неповторимости, предоставление свободы способов самореализации, возможности открыть путь самостоятельного творческого поиска (Н.Е.Веракса).
Реализация принципа создания ПДР позволяет раскрывать и развивать индивидуальность каждого ребенка, поддерживать его уникальность, создавать детско-взрослое сообщество, в котором формируется личностно-развивающий и гуманистический характер детско-взрослого взаимодействия. Ребенок утверждается как личность, у него появляется опыт продуктивного социального взаимодействия с взрослыми и сверстниками, формируются переживания социального успеха и собственной значимости в процессе коррекционной непосредственно-образовательной деятельности.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, учителя – дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников.
В программе взаимодействие специалистов и родителей отражено в блоке «Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей».
Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.
В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Таблица 1. Оценка здоровья детей группы
Общая численность детей — 28.
Группа (возраст) | Количество детей всего | Диагноз | ||||||||
ОНР 1 | ОНР 2 | ОНР 3 | ОНР 4 | Билингвизм | Заикание | МДР | ФФНР | норма | ||
5-6 лет | 26 | 3 ч. | 1 | 22 ч. | - | - | - | 19 ч. | - | - |
Таким образом, группу посещают дети в основном с общим недоразвитием речи 3 и 4 уровней при минимальных дизартрических расстройствах, и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Полученные данные о развитии речи воспитанников определяют основные приоритеты в реализации образовательной программы — коррекция речевых и неречевых нарушений воспитанников.
Планируемые результаты освоения программы
В итоге логокоррекционной работы дети должны научиться:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и сложные предлоги правильно употребляться;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
- владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ.
Звукопроизношение:
- нарушение нескольких групп звуков;
- недостаточное произношение одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке – общая смазанность речи.
- звуки в речи присутствуют, но наблюдается нарушения дифференциации звуков.
- звукопроизношение в норме.
Фонематические процессы:
- не слышит данный звук в любой позиции
- не дифференцирует оппозиционные звуки какой – либо группы.
- с заданием справляется, но допускает несколько ошибок.
- фонематические процессы в норме.
Словарный запас:
- активный словарь ограничен бытовым уровнем.
- владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы.
- глаголы, использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки, пользуется антонимами, но при подборе синонимов испытывает затруднения.
- активный словарь близок к возрастной норме.
Грамматический строй речи:
- речь резко аграмматична.
- допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании.
- допускает незначительное количество ошибок при словоизменении и словообразовании.
- грамматический строй близок к возрастной норме.
Связная речь:
- фразовая речь отрывочна, малопонятна.
- испытывает значительные затруднения при составлении рассказа – описания, пользуется вопросно – ответной формой предложения.
- при составлении рассказа использует не более двух-трёх предложений, не пользуется планом при построении рассказа, при описании использует не более двух признаков.
- умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространёнными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции.
Пространственная ориентировка:
- не ориентируется на плоскости и в пространстве.
- владеет понятиями вверх-вниз, испытывает значительные затруднения в понятиях право-лево.
- ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения.
- пространственная ориентировка соответствует возрасту.
Артикуляционная моторика:
- объём артикуляционных движений ограничен (мимика бедна), наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата.
- неполный объём артикуляционных движений, неточное выполнение статических артикуляционных упражнений.
- статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объёме, при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения.
- строение и подвижность органов артикуляции без особенностей.
Мелкая моторика:
- мелкая моторика ограничена (с трудом выполняет статические пробы, наблюдаются гиперкинезы, тремор).
- испытывает затруднения при выполнении динамических проб.
- точно выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения в выполнении асимметричных движений обеими руками.
- мелкая моторика в норме.
Средний балл по каждой речевой и неречевой функции:
- – низкий уровень;
- – ниже среднего;
- – средний;
- – достаточный;
На основании обследования составляется мониторинг, диаграмма, сводная ведомость на коррекционную группу в целом в начале и в конце года
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Стандарт определяет: «Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации».
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Содержание подгрупповых занятий отражено в календарно-тематическом планировании.
Реализация содержания образовательной области осуществляется через регламентируемые (занятия) и нерегламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, блок дополнительного образования, экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей через организацию ПДР), а также дистанционные занятия по необходимости (длительное непосещение ребёнком дошкольного детского учреждения, медицинские противопоказания по посещению ДОУ). Значительная часть освоения предметного содержания (знания, умения, навыки) должна проходить не в формате фронтальных и подгрупповых занятий, а в новых формах, таких как утренний круг, проектная деятельность, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности и др. (Н.Е.Веракса).
При планировании занятий учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний, т.е.создания пространства детской реализации (ПДР).
Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение в "речевом профиле", где отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка, «итоговом обследовании речевого развития детей группы», ежегодном отчете и речевых картах детей.
Сроки проведения мониторинговых исследований: 1-я половина сентября,2-я половина мая.
Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Программа включает два раздела:
- Диагностическая деятельность.
- Коррекционно-развивающая деятельность
Каждый раздел решает определённый круг задач.
Диагностическая деятельность:
- Изучение состояния здоровья ребёнка.
- Изучение особенностей развития речевой сферы.
- Выявление знаний и представлений об окружающих предметах и явлениях действительности.
Итогом изучения ребёнка является:
- Установление чётких целей коррекционно – развивающей работы.
- Определение уровня развития сильных положительных сторон ребёнка.
- Анализ прогноза предполагаемого хода развития ребёнка.
Коррекционная (речевая) деятельность:
- Развитие правильного дыхания и артикуляции.
- Развитие психических процессов (восприятия, воображения, мышления, памяти, внимания).
- Постановка и автоматизация звуков
- Обогащение и расширение словаря
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
Итогом является:
- Составление мониторинга учебной деятельности.
- Коррекция недостатков языковой системы.
Диагностическая деятельность
Для тщательного отслеживания динамики речевого развития каждого ребёнка необходимо обследовать ребёнка. Данная методика позволяет всесторонне изучить ребёнка и составить мониторинг его развития.
Каждый ребёнок дважды в год обследуется по таким параметрам:
- звукопроизношение;
- фонематические процессы;
- слоговая структура слова;
- словарный запас;
- грамматический строй;
- связная речь;
- артикуляционная моторика;
- мелкая моторика;
Все полученные данные заносятся в речевую карту обследуемого, на основание это составляется мониторинг уровня развития ребёнка.
Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности в освоении коррекционной программы, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет логопед. Мониторинг проводится по итогам полугодия, учебного года.
На основе итоговой оценки (интеллектуального и речевого развития, особенностей поведения, характера, личностных качеств, интересов и особенностей) комплектуются группы.
По результатам обследования заполняется сводная таблица и по итогам диагностики, составляется индивидуальная программа обучения для каждого ребёнка.
Критерии оценки уровня функции:
Звукопроизношение:
- нарушение нескольких групп звуков;
- недостаточное произношение одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке – общая смазанность речи.
- звуки в речи присутствуют, но наблюдается нарушения дифференциации звуков.
- звукопроизношение в норме.
Фонематические процессы:
- не слышит данный звук в любой позиции
- не дифференцирует оппозиционные звуки какой – либо группы.
- с заданием справляется, но допускает несколько ошибок.
- фонематические процессы в норме.
Слоговая структура слова:
- слова воспроизводит с искажениями слоговой структуры
- слова воспроизводит в замедленном темпе, с запинками, 1-2 слова с искажениями
- большинство слов воспроизводит точно, однако темп воспроизведения замедлен, могут быт запинки
- все слова точно воспроизводятся
Словарный запас:
- активный словарь ограничен бытовым уровнем.
- владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы.
- использует все части речи, но не всегда точно отражает в речи приставочные глаголы, использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки, пользуется антонимами, но при подборе синонимов испытывает затруднения.
- активный словарь близок к возрастной норме.
Грамматический строй речи:
- речь резко аграмматична.
- допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании.
- допускает незначительное количество ошибок при словоизменении и словообразовании.
- грамматический строй близок к возрастной норме.
Связная речь:
- фразовая речь отрывочна, малопонятна.
- испытывает значительные затруднения при составлении рассказа – описания, пользуется вопросно – ответной формой предложения.
- при составлении рассказа использует не более двух-трёх предложений, не пользуется планом при построении рассказа, при описании использует не более двух признаков.
- умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространёнными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции.
Артикуляционная моторика:
- объём артикуляционных движений ограничен (мимика бедна), наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата.
- неполный объём артикуляционных движений, неточное выполнение статических артикуляционных упражнений.
- статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объёме, при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения.
- строение и подвижность органов артикуляции без особенностей.
Мелкая моторика:
1. мелкая моторика ограничена (с трудом выполняет статические пробы, наблюдаются гиперкинезы, тремор).
2. испытывает затруднения при выполнении динамических проб.
3. точно выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения в выполнении асимметричных движений обеими руками.
4. мелкая моторика в норме.
Средний балл по каждой речевой и неречевой функции:
- – низкий уровень;
- - ниже среднего;
- – средний;
- – достаточный.
На основании обследования составляется мониторинг, диаграмма, сводная ведомость на коррекционную группу в целом в начале и в конце года
Отражая специфику работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи и учитывая основную ее направленность, задачи речевого развития включены во все разделы.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ осуществляется по следующим направлениям:
I. Смысловая сторона речи
- Развитие словаря
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи
- Развитие связной речи и речевого общения
II. Звуковая сторона речи:
- Развитие просодической стороны речи
- Коррекция произносительной стороны речи
- Работа над слоговой структурой слова
- Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза.
III . Обучение элементам грамоты.
IV. Развитие высших психических функций.
V. Развитие общей и мелкой моторики.
Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи начинается первого сентября и условно делится на три периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период — декабрь, январь, февраль;
III период — март, апрель, май.
1-я половина сентября и 2-я половина мая – диагностическое обследование по итогам учебного года, заполнение речевых карт, оформление документации.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
Общее количество занятий и часов | ||
Всего в год | Подгрупповые | Индивидуальные |
1180 340ч. | 280 (по 2 в день) 115ч. по 25 мин. | 900 (по 5 в день) 225ч. по 15 мин. |
Вид НОД | Кол-во | В год |
Коррекция ЛГ | 1 | 35 |
Коррекция СР | 1 | 35 |
Формирование ФСР | 1 | 35 |
Комплексное РР | 1 | 35 |
В основе планирования НОД с детьми с ОВЗ лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала НОД предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, игра, при тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Для обеспечения разностороннего развития детей с ОВЗ, в содержание обучения и воспитания детей включены лексические темы в соответствии с реализуемой программой. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость. Одно из важнейших условий реализации комплексно-тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения важна, как для развития речи, обогащения и уточнения детьми, так и для активизации. В соответствии с концентрическим принципом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.
Тематическое планирование непрерывной непосредственно образовательной деятельности
№ | Сроки | Темы |
Сентябрь | ||
1 | 13 - 17 | «До свидания лето», «Здравствуй детский сад», «День знаний» |
2 | 20 - 24 | «Мой дом», «Мой город», «Моя страна», «Моя планета» |
3 | 27 - 01 | «Урожай» |
Октябрь | ||
4 | 04 – 08 | «Краски осени» |
5 | 11 - 15 | «Животный мир» |
6 | 18 – 22 | «Я - человек» |
7 | 25 - 29 | «Народная культура и традиции» |
Ноябрь | ||
8 | 01 – 05 | «Дружба», «День народного единства» |
9 | 08 - 12 | «Наш быт» |
10 | 15 – 19 | «Транспорт» |
11 | 22 - 26 | «Здоровей – ка» |
Декабрь | ||
12 | 29 – 03 | «Кто как готовится к зиме» |
13 | 06 - 10 | «Здравствуй, зимушка-зима» |
14 | 13 – 17 | «Город мастеров» |
15 | 20 - 24 | «Новогодний калейдоскоп» |
16 | 27 - 31 | «Новогодний калейдоскоп» |
Январь | ||
17 | 10 – 14 | «Каникулы» |
18 | 17 - 21 | «Каникулы» |
19 | 24 - 28 | «Моя семья» |
Февраль | ||
20 | 31 – 04 | «Азбука безопасности» |
21 | 07 - 11 | «Маленькие исследователи» |
22 | 14 – 18 | «Наши защитники» |
23 | 21 - 25 | «Миром правит доброта» |
Март | ||
24 | 28 – 04 | «Женский день» |
25 | 07 - 11 | «Быть здоровыми хотим» |
26 | 14 – 18 | «Весна шагает по планете» |
27 | 21 - 25 | «Волшебница вода» |
28 | 28 -01 | «День смеха», «Цирк», «Театр» |
Апрель | ||
29 | 04 - 08 | «Космос», «Приведем в порядок планету» |
30 | 11 – 15 | «Встречаем птиц» |
31 | 18 - 22 | «Праздник весны и труда» |
32 | 25 – 29 | «Мир природы» |
Май | ||
33 | 02 – 06 | «День победы» |
34 | 09 - 13 | «В гостях у сказки» |
35 | 16 - 20 | «Этикет» |
36 | 23 - 27 | «До свидания детский сад. Здравствуй школа», «Вот мы какие, стали большие» |
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6- ГО ГОДА ЖИЗНИ
(старшая группа)
I ПЕРИОД
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Обследование детей (первая половина сентября).
- Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
- Сбор анамнестических данных.
- Заполнение речевых карт на каждого ребенка.
Развитие общей и мелкой моторики, высших психических функций осуществляется во всех видах деятельности с детьми.
Развитие словаря.
- Уточнение и расширение запаса представлений и обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
- Расширение объема правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений.
3. Обучение группировке предметов по признакам их соотнесенности и на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий.
4. Расширение глагольного словаря на основе работы по освоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; личных и возвратных глаголов.
- Обогащение активного словаря относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами.
- Обеспечение понимания и использования в речи слов-антонимов.
- Расширение понимания значения простых предлогов (в, на, у, под, над, за) и активизация их в речи.
- Расширение экспрессивной речи притяжательными местоимениями (мой, твой, наш, ваш, его, ее) указательными наречиями (тут, здесь, там), количественными и порядковыми числительными (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый).
- Закрепление в речи понятия слово и умения оперировать им.
Формирование грамматического строя речи.
- Развитие навыков образования и практического использования в активной речи форм единственного и множественного числа имен существительных, глаголов настоящего времени, глаголов прошедшего времени.
- Формирование навыка образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами.
- Формирование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Формирование навыков образования и использования в экспрессивной речи глаголов с различными приставками.
- Формирование навыка образования и использования в речи относительных прилагательных.
- Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными.
- Формирование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
- Обучение составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине и согласованию слов в предложении. Формирование навыка распространения простого нераспространенного предложения однородными членами.
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.
Развитие просодической стороны речи.
- Развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха.
2.Формирование навыка мягкого голосоведения.
3.Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
4.Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.
Коррекция произносительной стороны речи.
- Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию свистящих и/или шипящих звуков.
- Формирование правильного произношения свистящих и/или шипящих звуков и их автоматизация в речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова.
- Формирование умения различать длинные и короткие слова, запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонаций, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
- Обеспечение усвоения звукослоговой структуры односложных; двусложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных со стечением согласных и двусложных слов с одним закрытым слогом (шишка, бидон), двумя закрытыми слогами (кафтан, кувшин), трехсложных слов, состоящих из открытых слогов (рябина, желуди) и использования их в речи.
- Формирование понятия слог, умения оперировать им.
Формирование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза.
- Формирование понятий звук, гласный звук, согласный звук. Формирование понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
- Формирование умения различать на слух гласные звуки, выделять их из ряда звуков, из слова (начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный гласный звук; различать гласные и согласные звуки.
- Формирование умения различать на слух изучаемые согласные звуки по признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость в ряду звуков, слогов, слов.
- Формирование навыка выделения согласных звуков из конца и начала слова. Формирование умения определять место звука в слове.
- Формирование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков (ам, бу, ни, мак, кит).
Обучение элементам грамоты.
- Формирование представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы.
- Ознакомление с буквами.
- Формирование навыка составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.
- Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображенных с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
- Формирование навыка составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов, слов с пройденными буквами.
Развитие связной речи и речевого общения.
- Воспитание активного произвольного внимания к речи, развивать умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
- Формирование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
- Обучение составлению рассказов-описаний о предметах и объектах по образцу, алгоритму, предложенному плану; связному рассказыванию по серии сюжетных картинок.
- Формирование навыка пересказа коротких текстов со зрительной опорой и помощью педагога.
II ПЕРИОД
(декабрь, январь, февраль)
Развитие словаря.
- Формирование внимания к слову, более точному пониманию его значения; умения выбирать наиболее подходящие в данной ситуации слова.
- Дальнейшее обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
- Расширение объема правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений.
- Развитие умения группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе совершенствование понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий.
- Дальнейшее расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания приставочных глаголов, возвратных и невозвратных глаголов.
- Обогащение активного словаря относительными и притяжательными прилагательными и прилагательными с ласкательными суффиксами.
- Обеспечение понимания и свободного использования в речи слов-антонимов.
- Расширение понимания значения простых предлогов (в, на, у, под, над, за, с, со, из) и активизация их в речи. Дифференциация простых предлогов (на — с, в — из, над — под) в речи.
- Закрепление в экспрессивной речи введенных в нее ранее притяжательных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.
- Совершенствование умения оперировать понятием слово.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
1. Дальнейшее обучение образованию и практическому использованию в активной речи форм единственного и множественного числа имен существительных, глаголов настоящего времени, глаголов прошедшего времени.
- Совершенствование умения образовывать и употреблять существительные в косвенных падежах без предлогов и некоторыми простыми предлогами.
- Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, суффиксами -онок, -енок, -am, -ят, прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами , глаголов с различными приставками.
- Формирование навыка образования и использования в речи относительных и притяжательных прилагательных.
- Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными.
- Формирование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
- Формирование навыка составления и распространения простых предложений с помощью определений.
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.
Развитие просодической стороны речи.
- Дальнейшее формирование речевого дыхания и развитие длительного речевого выдоха.
- Формирование навыка мягкого голосоведения в свободной речевой деятельности.
- Воспитание умеренного темпа речи в игровой и свободной речевой деятельности.
- Развитие эмоциональной отзывчивости детей на увиденное и услышанное, совершенствование интонационной выразительности речи.
- Формирование качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению).
- Формирование четкости дикции.
Коррекция произносительной стороны речи.
- Закрепление правильного произношения свистящих, шипящих в речевой деятельности.
- Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию правильной артикуляции сонорных звуков.
- Формирование правильных укладов аффрикат и сонорных звуков, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, игровой и свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова.
- Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трехсложных слов с одним закрытым слогом (котенок, снегопад).
- Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.
Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза.
- Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
- Дальнейшее совершенствование умения различать гласные и согласные звуки.
- Сформировать представление о слогообразующей роли гласных звуков.
- Формирование умения различать на слух согласные звуки по признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость в ряду звуков, слогов, слов.
- Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков (ах, хо, фи, усы, сом):
Обучение элементам грамоты.
- Закрепление представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы.
- Ознакомление с буквами.
- Совершенствование навыка составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.
- Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображенных с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
- Формирование навыка осознанного чтения слов с пройденными буквами.
Развитие связной речи и речевого общения.
- Совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и в своей речи.
- Совершенствование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, занимать активную позицию в диалоге.
- Совершенствование умения составлять рассказы-описания о предметах и объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине.
- Совершенствование навыка пересказа коротких текстов со зрительной опорой и с небольшой помощью педагога.
III ПЕРИОД
(март, апрель, май)
Развитие словаря.
- Расширение понимания значения слова, его смысла применительно к определенной ситуации и формирование на этой основе более прочных связей между образами.
- Расширение объема правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений.
- Совершенствование понимания обобщающего значения слов, продолжение работы по формированию родовых и видовых обобщающих понятий.
- Закрепление навыка употребления обиходных глаголов в рамках изучаемых лексических тем, приставочных глаголов.
- Закрепление навыка употребления относительных прилагательных, притяжательных прилагательных и прилагательными с ласкательными суффиксами.
- Обогащение экспрессивного словаря наиболее употребляемыми словами-антонимами и словами-синонимами.
- Формирование представления о многозначности слов на основе усвоения устойчивых словосочетаний и речевых конструкций.
- Продолжение работы по уточнению понимания и расширения значений простых предлогов.
- Активизация освоенных ранее других частей речи.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
- Совершенствование умения образовывать и употреблять предложно-падежные формы с существительными единственного и множественного числа.
- Совершенствование умения изменять по падежам, числам и родам имена прилагательные.
- Закрепление навыков образования и употребления глагольных форм.
- Закрепление навыков образования и употребления относительных прилагательных с продуктивными суффиксами -ов, -ев, -ан, -ян, притяжательных прилагательных, прилагательных с ласкательными суффиксами.
- Совершенствование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и числительных с существительными в роде и числе в именительном падеже.
- Совершенствования навыка употребления простых предлогов и отработка словосочетаний с ними.
- Совершенствование навыка составления простых распространенных предложений.
- Формирование навыка анализа простых предложений без предлога со зрительной опорой.
- Обучение составлению сложносочиненных предложений.
- Обучение составлению предложений с противительным союзом а.
- Обучение составлению сложноподчиненных предложений.
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.
Развитие просодической стороны речи.
1.Дальнейшее совершенствование речевого дыхания и развитие длительного речевого выдоха на материале стихотворных текстов с отработанными звуками.
- Развитие навыка мягкого голосоведения в свободной речевой деятельности.
- Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи в игровой и свободной речевой деятельности.
- Совершенствование интонационной выразительности речи и качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в инсценировках, играх-драматизациях, театрализованных играх, в другой игровой и свободной речевой деятельности.
- Совершенствование четкости дикции на материале небольших стихотворных текстов с отработанными звуками.
Коррекция произносительной стороны речи.
1. Дальнейшее закрепление правильного произношения свистящих, шипящих, йотированных звуков, аффрикат, звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
2. Активизация движений речевого аппарата.
3. Формирование правильных укладов звуков, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах — в игровой и свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова.
- Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трехсложных слов со стечением согласных (сосулька, кактусы, трактора) и формирование навыка практического использования их в предложениях и коротких рассказах.
- Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.
Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза.
- Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
- Закрепление представления о слогообразующей роли гласных звуков.
- Совершенствование умения различать на слух согласные звуки по месту образования, по глухости-звонкости, твердости-мягкости в ряду звуков, слогов, слов.
- Совершенствование умения определять место звука в слове.
- Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук, слов со звуком в определенной позиции (начало, середина, конец слова).
- Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков (ах, хо, фи, уха, мак, кит, лось).
Обучение грамоте.
1.Ознакомление с буквами.
2.Совершенствование навыка составления этих букв из палочек, выкладывания из шнурочка, кубиков, мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.
3.Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображенных с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
4.Совершенствование навыка осознанного чтения слов.
Развитие связной речи и речевого общения.
- Дальнейшее развитие диалогической и монологической форм речи. Стимуляция собственных высказываний детей — вопросов, ответов, реплик, являющихся основой познавательного общения.
- Дальнейшее совершенствование умения составлять рассказы-описания, загадки-описания о предметах и объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине. Формирование умения отражать логическую и эмоциональную последовательность событий в рассказе, взаимосвязь его отдельных частей.
- Совершенствование навыка пересказа.
- Формирование умения понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом
Индивидуально-подгрупповая работа с детьми | Интеграция с другими образовательными областями | Самостоятельная деятельность детей | Взаимосвязь с воспитателем | Взаимодействие с родителями | Новые образовательные технологии |
-индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения -групповая работа по развитию лексики, грамматики и связной речи -игры с предметами и сюжетными игрушками -дидактические игры с использованием предметов и игрушек -логопедические игры на развитие общей и мелкой моторики -артикуляционные упражнения -дыхательная гимнастика -чтение, рассматривание иллюстраций -коммуникативные тренинги -настольно – печатные игры -разучивание стихотворений -речевые задания и упражнения -работа по обучению пересказу с опорой на картинки, рассказу по серии сюжетных картинок, составлению описательного или повествовательного рассказов -показ настольного театра -инсценировка знакомых произведений | -физическое развитие (динамические паузы, подвижные игры, координация речи с движением), (артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры) -социально-коммуникативное развитие (ситуативные беседы, диалоги) (принятие различных ролей в процессе сюжетно – ролевой игры или инсценировки произведения) (вырезание, приклеивание, уборка) -познавательное развитие (воспроизведение в устной речи логической последовательности событий, работа с загадками) -речевое развитие (общение взрослых с детьми, ответы на вопросы, правильное произношение слов, использование в речи средств интонационной выразительности) - художественно-эстетического развития (чтение, слушание и обсуждение различных произведений), (обведение по контуру, раскрашивание, штриховка изображений), (музыкальное сопровождение во время различных игр и упражнений) | -коллективный монолог -игра –драматизация с использованием различных видов театров -игры в парах с использованием артикуляционной гимнастики -самостоятельная художественно – речевая деятельность -сюжетно – ролевые игры -игра – импровизация по мотивам сказок -театрализованные игры -дидактические игры -настольно – печатные игры -словотворчество -свободные игры по интересам -самостоятельные занятия детей | -открытые мероприятия для воспитателей по коррекции звукопроизношения детей -консультации, беседы, «круглые столы» по правилам организации индивидуальной логопедической помощи детям -оформление информационных стендов различной тематики -логопедические пятиминутки (игры и упражнения по заданию логопеда) -иллюстративный материал и художественная литература -помощь в организации логопедических уголков группы | -анкетирование -родительские собрания -консультации -индивидуальная работа по запросу родителей -оформление информационных стендов в группе для родителей -наглядная информация различной тематики -посещение семей, где есть дети с нарушениями речи -помощь в организации речевой среды дома | -пространство детской реализации (ПДР), -образовательное событие, -развивающий диалог, -технология позитивной социализации, -«ровестничество» - технология создания детского сообщества |
Формы, приёмы организации коррекционной логопедической работы
Календарно-тематическое планирование с старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР № 6
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ
(или лицами, их заменяющими).
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.
В группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи логопед и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних консультациях, еженедельно в письменной форме в индивидуальных тетрадях и на стендах родительского уголка. Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.
В данной Программе предлагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнеры, у которых общая задача — воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил (Н.Е.Веракса).
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
С УЧАСТНИКАМИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности являются:
-создание единого коррекционно-образовательного пространства;
-оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка;
-повышение уровня подготовки специалистов;
-пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов;
-расширение интегративных связей, объединение усилий педагогов, медицинских работников, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений;
- осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы всеми участниками образовательного процесса (Н.Е.Веракса).
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников и родителей.
Исследованиями доказано, что если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с ОНР, которые имеют отклонения не только в плане речевого развития, но и общего психического.
Уже в дошкольном возрасте у них возникают трудности в усвоении программы дошкольного образовательного учреждения, они малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи таких детей оказывается более низким по сравнению с их сверстниками.
Поэтому каждый из специалистов ДОУ, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.
Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.
Модель взаимодействия
субъектов коррекционно-образовательного процесса
в группе для детей с общим недоразвитием речи
*Педагогический коллектив ДОУ представлен воспитателями, младшим воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, учителем - дефектологом, медицинская сестра, заместителем заведующего по воспитательно-методической работе, заведующей и другими специалистами.
Поэтому каждый из специалистов ДОУ, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья, а также развития личности ребенка в целом (Н.Е.Веракса).
Учитель - логопед:
- обследует речь детей средней, старшей и подготовительной к школе групп учреждения;
- готовит документы для обследования детей в ПМПК с целью комплектования логопедических групп на следующий учебный год;
- проводит регулярную коррекционно-развивающую работу с детьми по исправлению различных нарушений речи, предупреждению нарушений чтения и письма;
- осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольного образовательного учреждения;
- информирует педагогический коллектив ДОУ о задачах, содержании, результатах коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ;
- представляет администрации ДОУ, Психолого-медико-педагогической комиссии ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении и результатах коррекционно-развивающей работы;
- готовит документы и создает в ДОУ условия для обследования детей специалистами Психолого-медико-педагогической комиссии, с целью окончания коррекционной деятельности в коррекционных группах;
- ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей, на педагогических советах, методических объединениях и родительских собраниях о задачах и специфике логопедической работы по коррекции нарушений речи;
- обеспечивает дистанционное обучение тем воспитанникам, которые вынуждены находиться на домашнем обучении либо по состоянию здоровья не могут посещать детский сад длительное время.
Воспитатель совершенствует артикуляционную моторику, развивает мелкую моторику воспитанников во время конструирования, рисования, лепки и аппликации, общую моторику – во время прогулок; развивает внимание, память, логическое мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале; формирует связную речь, закрепляет навыки чтения и письма; закрепляет речевые навыки во время режимных моментах, при выполнении заданий логопеда во второй половине дня; организует пространство детской реализации (ПДР) для развития уникальности личности ребёнка, веры в его силы и возможности успешной коррекции речевых недостатков.
Основные средства и способы организации коррекционно-логопедической работы воспитателя
1.Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой): выполняется в течение дня 3-5 раз.
2.Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
3.Логопедические пятиминутки дидактические игры и упражнения на совершенствование речевой функции.
4.Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей. Содержание данных занятий определено программой коррекционно-логопедической работы:
а) проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;
б) повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;
в) упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;
г) повторение лексико-грамматических упражнений;
д) упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
5.Дистанционные занятия логопеда, видеозанятия с применением дистанционных технологий для воспитанников, которые по каким-либо причинам не могут посещать детский сад.
Инструктор по физической культуре проводит работу по развитию общей и мелкой моторики, постановке правильного дыхания, развитию координации речи и движения.
Музыкальный руководитель обеспечивает развитие темпа, ритма мелодики речевых и неречевых звуков, развитие слухового восприятия, развитие силы голоса.
Учитель - дефектолог осуществляет руководство работой по сенсорному развитию и развитию психических функций, способствует адаптации и социализации детей с ОВЗ в условиях детского сада.
Медицинская сестра обеспечивает медицинское сопровождение развития ребёнка с ОВЗ, а так же разрабатывает комплекс оздоровительно-профилактических мероприятий.
Родители воспитанников взаимодействуют с педагогами по вопросам реализации основной общеобразовательной программы и вопросам коррекции речевых и слухоречевых нарушений по принципу «коллеги и партнеры», у которых общая задача — воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил (Н.Е.Веракса).
В целом логопедическая работа с детьми дошкольного возраста подчиняется общей логике развертывания коррекционно-образовательного процесса и, следовательно, может быть представлена в виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов, которые для достижения конечного результата – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников – реализуются в строго определенной последовательности.
Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ОНР
Этапы | Основное содержание | Результат |
Организационный | Исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушением речи. Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. | Составление индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребенку с нарушениями речи. Составление программ групповой(подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходные структуру речевого нарушения и/или уровень речевого развития. Составление программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями речи. |
Основной | Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционных программах. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг. Согласование, уточнение (при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса. | Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии. |
Заключительный | Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы ребенком (группой детей). Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных перспектив выпускников группы для детей с нарушениями речи. | Решение о прекращении логопедической работы с ребенком (группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных и групповых(подгрупповых) программ и продолжение логопедической работы. |
Интеграция усилий учителя - логопеда и воспитателя.
Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:
— логопедические пятиминутки;
— подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
— индивидуальная работа;
— рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного
материала.
Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2—3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы.
Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика 2 служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.
Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.
Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, логопед как правило, составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Учебный год в логопедической группе для детей с ОНР начинается первого сентября, длится десять месяцев (до первого июля) и условно делится на три периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период — декабрь, январь, февраль;
III период — март, апрель, май, июнь.
Первые две недели сентября отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы план работы.
В конце сентября специалисты, работающие в логопедической группе, на психолого-медико-педагогическом консилиуме при заведующей ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают план работы группы на первый период работы.
С 13 сентября начинается организованная образовательная деятельность с детьми в логопедических группах в соответствии с утвержденным планом работы.
Формы организации:
- индивидуальная;
- малая подгрупповая.
- дистанционная
Малая подгрупповая НОД приоритетно ориентирована на формирование лексико–грамматических средств языка и проводятся 2 раза в неделю с сентября по декабрь, 1 раза в неделю с января по май; развитие связной речи – 1 раз в неделю; по формированию произношения 1 раз, в неделю начиная с января месяца. В течение года постепенно увеличивается продолжительность каждой формы НОД: 20 минут в начале года, 25 – в конце. В середине каждого коррекционно-развивающего занятия педагоги проводят физкультминутку. Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями не менее 10 минут.
В середине учебного года (январь) для воспитанников организуются недельные каникулы, во время которых проводят образовательную деятельность только эстетически-оздоровительного цикла и индивидуальные занятия со специалистами.
В июне подгрупповые коррекционно-развивающие занятия не проводятся. Предпочтение отдается спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, музыкальным занятиям на свежем воздухе, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок.
Индивидуальная коррекционная работа составляет существенную часть работы учителя-логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. План коррекционной работы составляется учителем-логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка. В индивидуальном плане отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с нарушениями речи. Это позволяет повысить эффективность работы и осуществлять личностно–ориентированный подход в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Каждый ребенок не менее двух раз в неделю занимается индивидуально с логопедом и воспитателем. Индивидуальные занятия не включаются в сетку занятий.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 – 15 минут.
Учитель – логопед может проводить индивидуальные занятия с детьми во время дневной прогулки, время, потраченное каждым ребенком на индивидуальное занятие (10-15 минут), восполняется более ранним выходом детей (на 10-15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с массовыми группами. Во время физкультурных и музыкальных занятий работа с детьми учителем – логопедом не проводится.
Программа предусматривает вечерние консультации родителей один раз в неделю.
Режим дня и сетка занятий учителя-логопеда и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых, индивидуальных особенностей детей данной группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционно-развивающих задач и регламентируются согласно нормативам «Санитарно - эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.3049-13», утверждённым Главным государственным врачом Российской Федерации.
Данная рабочая программа предусматривает каникулы 1 раз в год (первые две недели января). В эти дни с детьми проводятся только индивидуальные занятия.
Дистанционное обучение.
Под дистанционным образованием понимаются образовательные технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии воспитанника и педагога.
Дистанционное обучение детей дошкольного возраста – обучение на расстоянии без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми посредством интернет-технологий.
Главные цели дистанционного обучения – предоставить ребёнку возможности получить образование на дому.
Суть дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребёнок получает возможность смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также, находясь дома, получить и выполнить задание. Основная цель задания – закрепление пройденного материала. В заключении ребёнок может выполнить творческую работу, принять участие в конкурсе. Это необходимо для того, чтобы убедиться в том, что материал действительно изучен и усвоен, и ребёнок использует полученные знания (творческая работа, конкурс).
Формы организации дистанционных занятий:
- видеоуроки;
- мастер-классы;
- аудиозаписи.
Формы работы с детьми:
- тесты;
- викторины;
- домашние задания;
- фотографии;
- видеозаписи;
- презентации.
Общение с родителями сопровождается через приложения Viber или WhatsApp. Для обеспечения текстовой, голосовой и видеосвязи через Интернет возможно использование программы Skype, платформы для онлайн-конференций Zoom. Занятия проводятся педагогом на образовательной платформе Google. Видеоматериал для детей не должен превышать 3 мин.
Занятия для воспитанников до 5 лет проводятся в аудиоформате без использования ребенком компьютера. Занятия проводятся до 1 раза в день с непрерывной продолжительностью работы ребёнка за компьютером. Длительность НОД, организованной в аудиоформате, составляет 10 мин. для воспитанников 5-6 лет и 15 мин.для воспитанников 6-7 лет. Занятия проводятся до 3 раз в неделю, в дни наиболее высокой работоспособности детей: вторник, среда и четверг.
Основная цель дистанционного занятия: освоение и закрепление пройденного материала в процессе выполнения творческого задания.
«Как построить занятие»
- Видео для детей максимум 3 минуты.
- Текстовая инструкция для родителя. Что конкретно и зачем делать. Родитель выполняет задание с ребёнком до 15 мин.
- Мотивация. Дайте награду. Мотивируйте, что так вы станете волшебником для своего малыша, занимаясь с ним в течение нескольких минут. Можно дать именную награду.
- Педагог проверяет наличие выполнения задания, но не качество.
Регламент непосредственно-образовательной деятельности детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР № 12 на 2021-2022 учебный год.
Циклограмма работы учителя – логопеда.
Циклограмма работы кабинета учителя-логопеда.
Информационно-методическое обеспечение программы
Коррекционная программа построена с учетом использования в образовательном процессе следующих программ и технологий:
- Т.Б. Филичева, В.Г. Чиркина. «Программа воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи»
- М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения»;
- Т.Б. Филичева, В.Г. Чиркина. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим развитием: Программа и методические рекомендации для дошкольного учреждения компенсирующего вида.» Рекомендована Министерством образования и науки РФ.
- Н.В. Нищева «Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). С учетом ФГОС ДО.
- «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Инновационная дошкольного образования. Издание пятое (инновационное), дополненное и переработанное. Под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой Э. М. Дорофеевой МОЗАИКА-СИНТЕЗ МОСКВА, 2019
- Оснащенность ИКТ (интерактивная панель, принтер, нетбук и ноутбук с возможностью выхода в сеть Интернет через смартфон)
программы и технологии, обеспечивающие выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ |
|
программы и технологии, обеспечивающие формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи |
|
программы, технологии, методические и дидактические пособия, обеспечивающие осуществление индивидуально-ориентированной коррекционной помощи детям с ОВЗ |
|
Оборудование логопедического кабинета
В логопедическом кабинете должно находиться следующее оборудование:
- Письменный стол, стул для работы учителя-логопеда.
- Столы и стулья по количеству детей, занимающихся в одной подгруппе.
- Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.
- Настенное зеркало 50х100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна со специальным освещением.
- Зеркала 9х12 см по количеству детей, занимающихся одновременно коррекцией произношения на подгрупповом занятии.
- Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула — для ребенка и для учителя-логопеда.
- Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов.
- Технические средства обучения (магнитофон, компьютер, интерактивная панель)
- Школьная доска, мел, магниты
- Методическая литература.
- Полотенце, мыло и бумажные салфетки
- Журнальный стол с креслами
- Ковер
Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, украшен комнатными растениями. Не рекомендуется вешать на стены картины, эстампы, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом, так как они отвлекают внимание детей во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки.
Методическое обеспечение логопедического кабинета
- Дидактический материал для обследования речи ребенка.
- «Инструмент» для постановки звуков (ват. палочки, коктейльные палочки, шпатели, пузырьки, соска резиновая, соломка и пр.)
- Настольные игры лексико-грамматического содержания.
- Настольные игры на развитие памяти, внимания, мышления, зрительного и слухового внимания.
- Настольные дидактические игры для развития фонематического слуха и фонематического восприятия.
- Настольные дидактические игры на развитие связной речи.
- Аудиокассеты, аудиодиски с записями стихов, сказок, рассказов.
- Схемы для составления звукового анализа слова.
- Схема составления предложения.
- Схемы обозначения звуков.
- Схемы определения места звука в слове.
- Кассы букв для подгрупповой работы.
- Счетные палочки.
- Цветные карандаши.
- Предметные картинки на каждый звук для автоматизации, дифференциации звуков, развития фонематического слуха.
- Сюжетные картинки для развития связной речи.
- Детские книги со сказками для развития связной речи («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и медведь» и пр.).
- Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты).
- Игровые пособия для выработки воздушной струи (мыльные пузыри, ветрячки, вата, снежинки и т.д.)
- Картотеки пальчиковых игр.
- Игровой материал для самомассажа и развития мелкой моторики
- Мягкие, резиновые, пластмассовые игрушки.
- Игры и игрушки для развития мелкой моторики (мозаики, шнуровки, пазлы, бусы на леске)
- Игрушки шумовые (погремушки, барабан, телефон, дудочка, гитара).
- Игрушки для выработки сильной воздушной струи («Подводная лодка», «Вертолёт», «Паровозик»).
- Фигурки домашних животных.
- Настольный театр
- «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушками
- Большие мягкие игрушки
- Жетоны, печати для поощрения детей.
- Аэробол «Дудочка с шариком»
- Игра-тренажер для дыхания "Футбол» 4шт
- Звуковые фишки разных цветов
- Наборы предметных тематических картинок
- Тематические наборы предметных карточек с изображениями
- Кукла в одежде 2 шт.
- Логопедические карточки
- Игровизор+приложение+маркер 8 шт.
- Планшет «Логико-малыш 1шт
- Логико-малыш, комплект «Прилагательные»
- Логико-малыш, комплект «От слога к слову»
- Логико-малыш, комплект «От звука к слову»
- Логико-малыш, комплект «Поймай слог»
- Логико-малыш, комплект «Поймай звук»
- Логико-малыш, комплект «Соответствия» из серии «Психология»
- Комплект карточек Логико-малыш «Цвет в природе», серия «Психология»
- Логико-малыш, комплект «Соответствия» из серии «Психология»
- Коврограф В.В.Воскобовича «Ларчик»
- Малая развивающая среда В.В.Воскобовича «Фиолетовый лес»
- Конструктор букв В.В.Воскобовича
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми старшей (5-6 лет) для детей с ЗПР на 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа содержит целевой раздел, в котором представлены: цели и задачи Программы, принципы и подлды к реализации Программы, значимые для разработки Программы характеристики, планируемые резу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-образовательной деятельности учителя – логопеда с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа разработана, для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи с учётом целей и задач Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми на...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы во II младшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи
Программа является первой ступенью в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ с общим недоразвитием речи и предназначена для работы логопеда в младшей логопедической группе. Данная рабочая...
Журнал рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Журнал рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...
ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2022-2023 учебный год (II год обучения)
Данная Программа предназначена для обучения и воспитания детей 5 - 6 лет с тяжелыми нарушениями речи. Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО на ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда коррекционно–развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2022-2023 учебный год.
Оглавление 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка……..……………………&helli...
Журнал рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Журнал рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей ....
- Мне нравится (2)