Развитие творческого и эстетического восприятия дошкольников через чтение сказок
методическая разработка
Искусство - это средство духовно-личностного освоения мира. На основе творческого воображения оно органически связано с общественно-историческим развитием и составляет особую художественную разновидность того или иного исторически складывающегося типа творческой жизнедеятельности людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskogo_i_esteticheskogo_vospriyatiya_doshkolnikov_cherez_chtenie_skazok.docx | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческого и эстетического восприятия дошкольников через чтение сказок
Искусство - это средство духовно-личностного освоения мира. На основе творческого воображения оно органически связано с общественно-историческим развитием и составляет особую художественную разновидность того или иного исторически складывающегося типа творческой жизнедеятельности людей. Искусство как художественное освоение мира - это своеобразно-специфическая модель человеческой деятельности. Искусству свойственны такие процессы, как познание и самопознание, оценка и самооценка, труд, общение, самосозидание.
Особое место среди основных видов искусства занимает литература. Литература открывает то, что не сможет показать самая совершенная машина времени. Литература дает не только знание о любых сторонах жизни. Она вводит в область, без которой и сама жизнь потеряла бы для нас свою истинную ценность. Литература показывает цели, за которые мы боремся; без них не было бы движения вперед. В искусстве, и в особенности в литературе - благодаря всепроникающему слову, - представление об идеале выступает в живом воплощении в человеке, на примере его жизни, в чувствах, мыслях, поступках. Вот почему мы можем сказать, что литература дает нам не только всестороннее знание жизни, она еще учит нас, как вести себя, показывает живые примеры того, как наши идеалы воплощаются в жизни.
Литература - наиболее доступный и действенный в воспитательном отношении вид искусства. Язык дает возможность литературе глубже и шире охватывать явления действительности, художественно познавать их. Для слова нет ограничений. В литературном произведении слово выступает в тесном единстве его образной и понятийной сторон. Именно эта особенность словесного искусства расширяет возможности предмета литературы по сравнению с другими видами искусства.
Словесное искусство позволяет детям понять многие общечеловеческие проблемы, обогащает его личностный опыт, дает возможность познать и пережить более широкий спектр человеческих отношений и характеристик, чем непосредственно окружающий мир. Исследователи проблем литературы традиционно выделяют три функции словесного искусства: познавательную, воспитательную, эстетическую.
Наличие познавательной функции литературы совершенно очевидно, так как первоисточник художественного творчества - реальная действительность. В процессе чтения мы познаем окружающий мир, человеческие отношения и характеры. Но познание в искусстве не ограничивается одними сведениями и фактами.
Эстетическая функция литературы - основная, именно это обусловлено ее природой. «Цель искусства, - отмечает Л.И. Тимофеев, специалист в области литературоведения, - состоит в том, чтобы эстетически осмыслить действительность». Вызвать эстетическое чувство - значит, в особой форме познать действительность «под углом зрения той эстетической цели, которой руководствуется писатель». Эти задачи литература решает полностью: формирует эстетическое отношение к художественной культуре и действительности, активизирует собственное художественное творчество. Результат эстетического развития и образованности человека - эстетическая воспитанность. Понятие это предполагает, прежде всего, наличие идеала, представления о прекрасном в природе, обществе и самом человеке. С эстетическим идеалом неразрывно связан художественный вкус, способность чувствовать и оценивать совершенство и несовершенство в искусстве и жизни.
Коммуникативная роль искусства признается тем исходным началом, которое образует всю систему искусства. Ее суть: произведение - своеобразный канал связи между писателем и читателем, осуществляемой с помощью языка художественных образов. Литература - это искусство, связанное с речью, важнейшей формой человеческого общения. «Изящная словесность» - это художественное слово, особым образом воздействующее на читателя. А слово доступно всем - от мала до велика.
Специфика литературы для детей - в органическом сочетании требований искусства с требованиями педагогической науки. Как часть общей литературы, она подчиняется всем законам искусства и является особой формой познания окружающей действительности. Чем меньше возраст предполагаемого читателя, тем проще и доступнее должно быть содержание, сюжет и язык книги, тем значительнее в ней роль иллюстраций, картинок.
Особенность литературы для детей как части педагогической науки обусловлена возрастом читательской аудитории и воспитательно-образовательными задачами.
В.Г. Белинский утверждал: «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека».
Сказкотерапия
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка с проблемами развития, а также и детей дошкольного и младшего школьного возраста:
■ Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
■ Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
■ Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает... Иногда поведение героя вначале не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.
Результатом удовлетворения этих потребностей выступает формирование таких качеств личности, как:
■ автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
■ активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;
■ социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
- мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
- когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;
- поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.
Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Опыт работы подтверждает, что в процессе коррекционно-развивающей сказкотерапевтической деятельности происходит комплексное развитие ребенка: его эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик, познавательных процессов, следствием чего является успешная интеграция ребенка в общество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого и эстетического восприятия дошкольников через чтение сказок
Развитие творческого и эстетического восприятия дошкольников через чтение сказок...
Влияние сказки на разностороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание дошкольников через все возможные виды театрализации.
Влияние чтения сказок детям на их полноценное личностное развитие. Формирование самостоятельности детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности....
Опыт работы "Развитие творческих способностей у старших дошкольников через театрализованную деятельность"
Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому, как и многие педагоги, я стала искать нетрадиционные пути во взаимодействи...
самообразование «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники рисования"
самообразование «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники рисования"...
Презентация проекта «Создание условий для развития экологического эмоционально-чувственного восприятия дошкольников через взаимодействие с социокультурной средой»
Долгосрочный проект «Sensory garden» ( «Сенсорный сад»). Структура данного проекта представлена в виде модуля - паутинки, состоящего из сегм...
Мастер - класс на тему «Развитие творческой и познавательной активности дошкольников через конструирование из строительного материала»
Данная разработка представляет собой конспект мастер - класса, целью которого является повышение компетентности педагогов при работе с детьми по конструированию из строительного материала....
Консультация "Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность в ДОУ"
В помощь воспитателям детских садов....