Работа с родителями (законными представителями) Консультация «Кинезиологические упражнения. Способы использования в работе с дошкольниками».
консультация (подготовительная группа)

Кувандыкова Регина Фануровна

Кинезиологические упражнения  помогают развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kineziologicheskie_uprazhneniya.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

(законных представителей)

«Кинезиологические упражнения.

Способы использования в работе с дошкольниками».

  В современном мире перед педагогами дошкольных учреждений стоят высокие цели, но при этом они поставлены в сложные практические и психологические условия: большая наполняемость групп,  дети разного возраста и разного уровня  развития,  отсутствие или недостаточное техническое  оснащения,  ограниченное пространство игровой комнаты. Однако к моменту поступления в школу дети должны иметь определенные умения и навыки, быть психологически подготовлены к быстрому и качественному восприятию новой информации, усвоению новых знаний, уметь выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми,  и при этом быть стрессоустойчивыми   в любых жизненных ситуациях.

 Имея большую педагогическую практику,  я искала  наиболее эффективный способ решения поставленных задач. Изучая новые методики, современные техники развития творческих способностей детей, детально  ознакомилась  с кинезиологическими  упражнениями.

  Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение и «логос» — знание) – это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга. Направление возникло в 60-е годы прошлого века, поэтому может считаться довольно молодой наукой.

  Нейродинамическая  гимнастика – это программа, которая активизирует естественные механизмы мозга при помощи физических движений.

Включая в ежедневные занятия с ребенком гимнастику для мозга, мы тем самым повышаем эффективность занятий и возможный результат.

 Сама гимнастика состоит из ряда несложных для выполнения упражнений, поэтому ее могут смело включать в свой режим дня и дети, и взрослые. Удобно и то, что проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту. Не требуется специального оснащения и проводить занятия можно с любой группой детей.  Этот комплекс упражнений направлен на усиление взаимодействия полушарий головного мозга. Развитие интеллектуальных способностей и творческого начала ребенка происходит при помощи выполнения определенных движений, именно в этом и состоит суть гимнастики для мозга.

Все упражнения комплекса имеют свою конкретную цель, а разделить их условно можно на три функциональных блока:

  1. Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).
  2. Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела).
  3. Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).

  Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет. В 5-6 лет ребенку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика.

  С детьми, нуждающимися в корректирующих занятиях, необходимо упражняться несколько раз в неделю, в спокойной обстановке. Занятия должны быть индивидуальными, потому что важна точность выполнения.

  Для детей дошкольного возраста следует проводить тренировки так, чтобы участникам было весело и интересно. На занятиях должна царить доброжелательная атмосфера, поэтому можно включать музыку, которая нравится детям. Специалисты советуют придерживаться следующих несложных правил: Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения. Лучше сделать меньше, но качественнее. Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут. Не стоит ограничиваться стандартными рамками.  Удобство комплекса и состоит в том, что тренировка не привязана к месту и временному промежутку. В зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно. Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами. В одну тренировку не надо включать «все и сразу», 5-6 качественно выполненных заданий вполне достаточно.

Комплекс нейрогимнастических упражнений для дошкольников  4-6 лет

  1. Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз. Взявшись за верхушки ушных раковин, потянуть их вверх. Взявшись за среднюю часть ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад и в стороны.
  2. Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги (массажировать круговыми движениями) по контуру щек.
  3. Указательными и средними пальцами рук одновременно «рисовать» круги по контуру лба и на подбородке. Движения следует выполнять двумя руками одновременно, но в противоположных направлениях.
  4. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза в это время должны быть открыты).
  1. Вдох – пауза – выдох — пауза. При вдохе губы вытягиваются «трубочкой» и с шумом «пьют» воздух. Желательно при этом представлять оранжевый или желтый шар, размещенный в животе. Шар надувается и сдувается в ритме дыхания.
  2. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используется большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх; а для закрытия левой ноздри – мизинец правой руки
  • Развитие взаимодействия между полушариями

Упражнения разделены по уровню сложности на четыре комплекса. Переходить к новому комплексу следует только после того, как ребенок сможет выполнять упражнения без зрительного и устного контроля.

Упражнение «Жаба»

Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук.

Упражнение «Кольцо»

По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний, безымянный и мизинец). Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного).

Упражнение «Гусак – курочка – петух»

Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга:

Гусак – ладонь согнута под прямым углом. Пальцы вытянуты и притиснуты один к другому. Указательный палец полусогнутый и опирается на большой.

Курочка – ладонь немного согнута. Указательный палец опирается на большой. Остальные накладываются один на другой в полусогнутом положении.

Петух – ладонь поднята вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы раскинуты в стороны и подняты вверх – это «гребешок».

Упражнение «Ухо – нос»

Взяться левой рукой за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши. Изменить положение рук с точностью до наоборот.

Упражнение «Зеркальное отражение»

Рисовать обеими руками геометрические фигуры вначале в воздухе, а потом на бумаге.

Упражнение «Солнце – забор – камень»

Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга.

Солнце – рука поднята вверх, пальцы выпрямлены и широко разведены. Забор – пальцы плотно прижаты друг к другу и вытянуты вверх.           Камень – ладонь сжата в кулак.

Упражнение «Цепочка»

По очереди и как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (поочередно: указательный, средний, безымянный и мизинец). В «кольцо» попеременно пропускаем «кольца» из пальцев другой руки. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном. Вначале движения выполняются в привычном для ребенка захвате, потом его необходимо обязательно поменять.

Упражнение «Ножницы – собака – лошадка»

Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга.

Ножницы – указательный и средний пальцы вытянуты вперед, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем.

Собака – ладонь следует поставить ребром, большой палец распрямить и поднять вверх. Указательный палец согнутый, остальные сомкнуты.

Лошадка – большой палец правой руки поднят вверх, остальные сомкнуты. Сверху обхватить правую руку ладонью левой руки под углом так, чтобы вышла грива.

Упражнение «Фонарики»

Пальцы правой руки выпрямлены, раскинуты в разные стороны и напряжены. Левая рука стиснута в кулак. По очереди изменяются положения рук: стискиваются пальцы на правой, выпрямляются на левой руке, и наоборот.

Упражнение «Симметричные рисунки»

Правая рука рисует правую часть рисунка, а левая – левую.

Упражнение «Кулак – ребро – ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, которые последовательно сменяют одно другое: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, расправленная ладонь. Желательно только во время усложнений вводить речевой контроль при помощи команд – «Кулак!», «Ребро!», «Ладонь!».

Упражнение «Гости»

Выпрямить кисть и по очереди присоединять безымянный палец к мизинцу, средний – к указательному. Ритмично изменять положения пальцев.

Упражнение «Заяц – коза – вилка»

Ребенку показывают три положение руки, которые последовательно сменяют одно другое:

Заяц – указательный и средний пальцы вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем.

Коза – указательный палец и мизинец выпрямлены, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони.

Вилка – указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены в стороны и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони.

Упражнение «Кошка»

Подушечки пальцев левой руки прижаты к верхней части ладони. Пальцы правой руки выпрямлены, расставлены в стороны и напряжены. Следует по очереди изменять положения рук – выпускать и прятать «коготки».

Упражнение «Зеркальное отражение» (цифры)

Цифры рисуют в воздухе двумя руками в зеркальном отражении.

Упражнение «Замок»

Скрестить ладони друг с другом, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. В таком положении ребенку необходимо двигать пальцем, на который указывает взрослый, точно и четко. Движения соседними пальцами нежелательны. Дотрагиваться до пальца нельзя. В упражнении последовательно должны принимать участие все пальцы обеих рук.

Упражнение «Частокол»

Руки поднять вверх, пальцы выпрямлены. В таком положении скрестить указательный и средний палец, потом безымянный и мизинец. Ритмично изменять скрещения пальцев.

Упражнение «Флажок – рыбка – лодочка»

Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга:

Флажок – ладонь ребром, большой палец вытянут вверх.

Рыбка – пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой.

Лодочка – обе ладони поставлены ребром и соединены ковшиком. Большие пальцы прижаты к ладони.

Упражнение «Лезгинка»

Ребенок прижимает подушечки пальцев к верхней части ладони, большой палец отводит вбок. Прямой ладонью левой руки в горизонтальном положении касается мизинца правой. После этого одновременно изменяет положение правой и левой рук.

Упражнение «Рисование горизонтальных восьмерок»

Ребенок рисует горизонтальные восьмерки в воздухе вначале одной, потом другой рукой. Потом рисовать восьмерки на бумаге.

В результате регулярного выполнения такой гимнастики повышается стрессоустойчивость, улучшаются память и внимание, облегчается процесс чтения и письма.

Используя упражнения в своей практике с детьми разных возрастов определила несколько возможных форм организации проведения занятий:

  1. Групповое выполнение упражнений по образцу воспитателя.
  2. Ребенок выбирает вариант выполнения. Группа повторяет.
  3. Игра-соревнование групповое или парное – кто дольше выполнит упражнение под музыку ( темп музыки зависит  от  способностей детей), но не более 5-8 повторов.
  4. Батл – дети поочередно демонстрируют свои умения ( возможно под музыку) 3-5 повторов.
  5. Ребенок учит группу новому упражнению ( упражнение разучивается с ребенком индивидуально)
  6. Самостоятельное придумывание упражнений детьми (дети 6-7 лет)
  7. Выполнение упражнения с исполнением стихотворения или песни.

Нейрогимнастические упражнения регулярно использую для снятия утомляемости или фокусирования внимания в образовательной деятельности.  

«Гимнастика мозга» помогает детям

  • Стать более самостоятельным
  • Восстановить силы и продуктивность
  • Развиваться как личность
  • Лучше понимать свое тело, суть обращения другого человека
  • Поднять уровень самоуважения, значимости
  • Развить творческие навыки и позитивный взгляд на действительность
  • Усовершенствовать кратковременную и долговременную память
  • Согласовать работу творческого и математического полушарий мозга.
  • Поработать над координацией движений и равновесием.

Используя кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста педагог с высокой результативностью может достигать поставленных  воспитательных и образовательных задач по всем направлениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они спосо...

Использование информационных технологий в работе с родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ

Взаимодействие детского сaда и семьи в свете Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования - необходимое условие всестороннего развития дошкольников, так кaк наилучшие...

Консультация для педагогов Совместная работа с родителями (законными представителями) по направлению «Профилактика дорожно- транспортного травматизма»

Консультация для педагоговСовместная работа с родителями (законными представителями) по направлению «Профилактика дорожно- транспортного травматизма»Недостаточный уровень культуры пов...

План работы группы № 14 по работе с родителями (законными представителями) на 2018-2019 учебный год

Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей....

Использование QR- кода в работе с родителями (законными представителями). Лексическая тема: "Животные жарких стран"

Не знаете что такое QR — код? Кью ар код (QR-код) – это изображение с матричным кодом быстрого реагирования.Буквально означает «Quick Response» или «Быстрый ответ&ra...