Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Логоритмика и дыхательная гимнастика в работе с детьми»
консультация
Цель мастер-класса: обратить внимание педагогов на значение логоритмики и дыхательной гимнастики для развития детской речи, познакомить педагогов с некоторыми видами логоритмических и дыхательных упражнений и возможностями использования на занятиях с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_logoritmika_i_dyhatelnaya_gimnastika.docx | 79.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему:
«Логоритмика и дыхательная гимнастика в работе с детьми»
Цель мастер-класса: обратить внимание педагогов на значение логоритмики и дыхательной гимнастики для развития детской речи, познакомить педагогов с некоторыми видами логоритмических и дыхательных упражнений и возможностями использования на занятиях с детьми.
Теоретическая часть
Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок, чистоговорок и потешек.
Главная цель логоритмики — развитие речи ребенка и устранение речевых нарушений.
Логопедическая ритмика включает в себя:
• ходьбу в разных направлениях;
• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
• упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
• речевые упражнения без музыкального сопровождения;
• упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
• ритмические упражнения;
• пение;
• упражнения на развитие мелкой моторики.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения представляют особый интерес для логопедов и воспитателей логопедических групп, не владеющих музыкальными инструментами.
Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки.
Дыхательная гимнастика
Физиологи различают и выделяют три основных типа дыхания: грудное, брюшное и смешанное. Самое эффективное - брюшное дыхание, как его часто называют – «дыхание диафрагмой». Диафрагма — это большая мышца, которая отделяет грудную клетку и органы в ней от брюшной полости. Когда мы так дышим, диафрагма опускается вниз, легкие больше раскрываются. При таком дыхании немного выпячивается живот, а грудная клетка остается на месте. Оно правильное и естественное. Так дышат детки первые несколько лет жизни. С течением времени из-за наших стрессов и постоянной спешки мы разучиваемся так дышать.
Дыхание диафрагмой позволяет увеличить объем вдыхаемого легкими воздуха и улучшить насыщение клеток организма кислородом. Это нормализует работу организма на всех уровнях: стабилизирует давление, работу сердца, снимает ощущения тревожности и нервозности.
Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики:
• Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке.
• Занятия проводить до еды.
• Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.
• Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать, поднимается животик.
• Выдох должен быть длительным, плавным.
• Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
• В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота.
• Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.
• Достаточно трех-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции! Наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение, отказ от занятий.
• Дозировать количество и темп проведения упражнений.
• После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2–3 секунды.
Практическая часть
Упражнение на развитие диафрагмального дыхания
-Подул слабый ветерок, покажем, как (руки вверх поднять, вдох через нос, округляется животик, плечи не поднимаем, медленный спокойный выдох через рот – губы трубочкой, щечки не надуваем).
-Подул сильный ветер (руки вверх поднять, глубокий вдох через нос, округлили живот, сильный выдох через рот – губы трубочкой).
Для развития силы голоса можно использовать такой прием:
- петь тихо, как мышки, или говорить громко, как слоники.
- говорить тихо, как маленькая собачка, или громко, как большая собака (следите, чтобы ребенок говорил громко, но не кричал).
Для развития артикуляции подойдет логоритмическое упражнение: “Поиграем”
Раз-два-три-четыре-пять (хлопаем 3-2 р в ладоши)
Улыбнемся мы опять! (улыбаемся)
Раз-два-три-четыре (3-1)
Рот откроем мы пошире (широко раскрывают рот)
Вдруг попрыгали лошадки, (цокаем язычком)
Поиграли с нами в прятки (прячем язык вглубь рта «змейка»)
И лягушку повстречали, (растягиваем губы в улыбке, зубы видно)
С ней мы в «часики» сыграли (тянуться кончиком языка то к правому уху, то к левому).
Логоритмическое упражнение на активизацию внимания и памяти. Оно развивает зрительную, двигательную и слуховую памяти.
“Раз, два, три”
Здесь требуется одновременно выполнять движения руками и ногами под музыку, глядя на взрослого, с ускорением. Исходная позиция — ноги вместе, руки на поясе. На счет раз — ребенок садится и руки кладет на голову, на счет два —ноги в стороны и хлопок в ладоши, на счет три — прыгают на одной ножке, руки перед грудью. (Музыкальное сопровождение)
Логоритмические упражнения для развития ритма и темпа:
«Ножки» (3-5 лет)
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - очерёдные удары маракасами по столу или коленкам
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - очерёдные удары в темпе бега ускорение
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! - удары обоими маракасами в ритм об коленки или стол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - удары палочками крест на крест на столе или коленках
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! – медленные очередные удары
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхали! - поглаживание руками лежащих маракасов
И опять всё начинали! - ритмичные удары по столу
«Птицы – пальчики»
Птицы пальчики летят, то вперед, а то назад, что за пальчики, скажи – это пальчики мои.
(Стучим погремушками(маракасами) об ножки)
Вверх взлетели высоко, полетели далеко, вот уже над головой – не пора ли вам домой.
(Гремим над головой)
Птицы возвращались, плавно опускались, прилетели сели – кушать захотели.
(Гремим, опуская руки вниз перед собой)
Просто поклевали, видно, что устали. (Гремим по очереди об ножки)
Пальцы отдыхают и опять взлетают. (Погремушки кладем на пол и снова берем, поднимаем над головой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей подготовительной к школе группы ОНР Комплекс дыхательной гимнастики (по методике А.Н. Стрельниковой).
Данный мастер-класс может быть использован при персективном планировании с родителями в ДОУ...
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ И ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (консультация для родителей с практикой)
У детей с речевыми нарушениями отмечается слабость и вялость артикуляционной моторики (языка, губ, щек): их движения нечетки, наблюдаются трудности удержания артикуляционной позы, переключаемости, быс...
Дыхательная гимнастика в работе с детьми по оздоровлению организма.
Что такое дыхание, какие особенности и почему оно так важно для детей....
Дыхательная гимнастика в работе с детьми-логопатами
Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию...
Комплексы дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.
Использование физических упражнений, направленных на предупреждение простудных заболеваний, улучшение функций верхних дыхательных путей, мы рекомендуем применять во всех группах. Дыха...
Мастер- класс для родителей детей логопедических групп: «Проведение пальчиковой и дыхательной гимнастики с экологическим содержанием»
Мастер- класс для родителей детей логопедических групп: «Проведение пальчиковой и дыхательной гимнастики с экологическим содержанием»...
Выступление на педагогическом совете на тему: "Применение дыхательной гимнастики в работе с детьми"
Выступление на педагогическом совете на тему: "Применение дыхательной гимнастики в работе с детьми"Тема педагогического совета: Система работы по укрплению здоровья дошкольников и формирован...