Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Логоритмика и дыхательная гимнастика в работе с детьми»
консультация

Алябьева Дарья Евгеньевна

Цель мастер-класса: обратить внимание педагогов на значение логоритмики и дыхательной гимнастики для развития детской речи, познакомить педагогов с некоторыми видами логоритмических и дыхательных упражнений и возможностями использования на занятиях с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_logoritmika_i_dyhatelnaya_gimnastika.docx79.83 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему:

«Логоритмика и дыхательная гимнастика в работе с детьми»

Цель мастер-класса: обратить внимание педагогов на значение логоритмики и дыхательной гимнастики для развития детской речи, познакомить педагогов с некоторыми видами логоритмических и дыхательных упражнений и возможностями использования на занятиях с детьми.

Теоретическая часть

Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок, чистоговорок и потешек.

Главная цель логоритмики — развитие речи ребенка и устранение речевых нарушений.

Логопедическая ритмика включает в себя:

• ходьбу в разных направлениях;

• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

• упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;

• речевые упражнения без музыкального сопровождения;

• упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

• ритмические упражнения;

• пение;

• упражнения на развитие мелкой моторики.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения представляют особый интерес для логопедов и воспитателей логопедических групп, не владеющих музыкальными инструментами.

Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки.

Дыхательная гимнастика

Физиологи различают и выделяют три основных типа дыхания: грудное, брюшное и смешанное. Самое эффективное - брюшное дыхание, как его часто называют – «дыхание диафрагмой». Диафрагма — это большая мышца, которая отделяет грудную клетку и органы в ней от брюшной полости. Когда мы так дышим, диафрагма опускается вниз, легкие больше раскрываются. При таком дыхании немного выпячивается живот, а грудная клетка остается на месте. Оно правильное и естественное. Так дышат детки первые несколько лет жизни. С течением времени из-за наших стрессов и постоянной спешки мы разучиваемся так дышать.

Дыхание диафрагмой позволяет увеличить объем вдыхаемого легкими воздуха и улучшить насыщение клеток организма кислородом. Это нормализует работу организма на всех уровнях: стабилизирует давление, работу сердца, снимает ощущения тревожности и нервозности.

http://cf3.ppt-online.org/files3/slide/4/4S6I3Ml8dXQDJTwrgHh7Znz2FGY9uiOWePCLK1/slide-10.jpg

Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики:

• Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке.

• Занятия проводить до еды.

• Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.

• Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать, поднимается животик.

• Выдох должен быть длительным, плавным.

• Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).

• В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота.

• Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.

• Достаточно трех-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции! Наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение, отказ от занятий.

• Дозировать количество и темп проведения упражнений.

• После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2–3 секунды.

Практическая часть

Упражнение на развитие диафрагмального дыхания

-Подул слабый ветерок, покажем, как (руки вверх поднять, вдох через нос, округляется животик, плечи не поднимаем, медленный спокойный выдох через рот – губы трубочкой, щечки не надуваем).

-Подул сильный ветер (руки вверх поднять, глубокий вдох через нос, округлили живот, сильный выдох через рот – губы трубочкой).

Для развития силы голоса можно использовать такой прием: 

  • петь тихо, как мышки, или говорить громко, как слоники.
  • говорить тихо, как маленькая собачка, или громко, как большая собака (следите, чтобы ребенок говорил громко, но не кричал).

Для развития артикуляции подойдет логоритмическое упражнение: “Поиграем”

Раз-два-три-четыре-пять (хлопаем 3-2 р в ладоши)

Улыбнемся мы опять! (улыбаемся)

Раз-два-три-четыре (3-1)

Рот откроем мы пошире (широко раскрывают рот)

Вдруг попрыгали лошадки, (цокаем язычком)

Поиграли с нами в прятки (прячем язык вглубь рта «змейка»)

И лягушку повстречали, (растягиваем губы в улыбке, зубы видно)

С ней мы в «часики» сыграли (тянуться кончиком языка то к правому уху, то к левому).

Логоритмическое упражнение на активизацию внимания и памяти. Оно развивает зрительную, двигательную и слуховую памяти.  

“Раз, два, три”

Здесь требуется одновременно выполнять движения руками и ногами под музыку, глядя на взрослого, с ускорением. Исходная позиция — ноги вместе, руки на поясе. На счет раз — ребенок садится и руки кладет на голову, на счет два —ноги в стороны и хлопок в ладоши, на счет три — прыгают на одной ножке, руки перед грудью. (Музыкальное сопровождение)

Логоритмические упражнения для развития ритма и темпа:

«Ножки» (3-5 лет)

Ножки, ножки, вы шагали?

Мы шагали, мы шагали! - очерёдные удары маракасами по столу или коленкам

Ножки, ножки, вы бежали?

Мы бежали, мы бежали! - очерёдные удары в темпе бега ускорение

Ножки, ножки, вы стучали?

Мы стучали, мы стучали! - удары обоими маракасами в ритм об коленки или стол

Ножки, ножки, вы плясали?

Мы плясали, мы плясали! - удары палочками крест на крест на столе или коленках

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали, мы устали! – медленные очередные удары

Ножки, ножки, отдыхали?

Отдыхали, отдыхали! - поглаживание руками лежащих маракасов

И опять всё начинали! - ритмичные удары по столу

«Птицы – пальчики» 

 Птицы пальчики летят, то вперед, а то назад, что за пальчики, скажи – это пальчики мои.

(Стучим погремушками(маракасами) об ножки)

Вверх взлетели высоко, полетели далеко, вот уже над головой – не пора ли вам домой.

(Гремим над головой)

Птицы возвращались, плавно опускались, прилетели сели – кушать захотели.          

(Гремим, опуская руки вниз перед собой)

Просто поклевали, видно, что устали. (Гремим по очереди об ножки)

Пальцы отдыхают и опять взлетают. (Погремушки кладем на пол и снова берем, поднимаем над головой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей подготовительной к школе группы ОНР Комплекс дыхательной гимнастики (по методике А.Н. Стрельниковой).

Данный мастер-класс может быть использован при персективном планировании с родителями в ДОУ...

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ И ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (консультация для родителей с практикой)

У детей с речевыми нарушениями отмечается слабость и вялость артикуляционной моторики (языка, губ, щек): их движения нечетки, наблюдаются трудности удержания артикуляционной позы, переключаемости, быс...

Дыхательная гимнастика в работе с детьми по оздоровлению организма.

Что такое дыхание, какие особенности и почему оно так важно для детей....

Дыхательная гимнастика в работе с детьми-логопатами

     Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы.  Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию...

Комплексы дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.

Использование физических упражнений, направленных на предупреждение простудных заболеваний, улучшение функций верхних дыхательных путей, мы рекомендуем применять во всех группах.  Дыха...

Мастер- класс для родителей детей логопедических групп: «Проведение пальчиковой и дыхательной гимнастики с экологическим содержанием»

Мастер- класс для родителей детей логопедических групп: «Проведение пальчиковой и дыхательной гимнастики с экологическим содержанием»...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Применение дыхательной гимнастики в работе с детьми"

Выступление на педагогическом совете на тему: "Применение дыхательной гимнастики в работе с детьми"Тема педагогического совета: Система работы по укрплению здоровья дошкольников и формирован...