«История Макаренковской педагогики в нашем муниципальном образовании (Труд как основное средство воспитания дошкольников)»
статья

«История Макаренковской педагогики

в нашем муниципальном образовании

(Труд как основное средство воспитания дошкольников)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Шукайло Дина Васильевна, воспитатель

                                                                        МБДОУ «Сотниковский детский сад»

«История Макаренковской педагогики

в нашем муниципальном образовании

(Труд как основное средство воспитания дошкольников)»

«В воспитательной работе труд должен быть

                                                                одним из самых основных элементов…»

                                                                                                                              А.С.Макаренко

На сегодняшний день проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста.

В ФОПе дошкольного образования прописаны задачи и содержание работы по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей на каждый дошкольный возраст (поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей).

В ФГОС четко прописано как одно из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания и как личностный результат освоения основной образовательной программы – воспитание трудолюбия, формирование уважительного отношения к труду, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, развитие опыта участия в социально значимом труде.

Образовательная программа детского сада, выделяет трудовое воспитание, как важную для реализации задачу.

Умение трудиться, работать на общее дело, заботиться об окружающих закладывается с детства. Все начинается с мелочей.

Но если вовремя не заложить эти качества в растущем человеке, то в будущем это сделать будет достаточно проблематично, или вовсе не возможно. Все это было замечено практически сто лет назад, педагогом Антоном Семеновичем Макаренко. Уже тогда он говорил, что «Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким вы его сделаете к пятому году жизни, если вы его до пяти лет не воспитываете как нужно, потом придется перевоспитывать». По мнению педагога, трудовое участие детей должно начинаться очень рано, но особенно актуальной задача становится с пяти-шести лет.

С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отделены от игры. Вообще он должен воспитываться так, чтобы решающим моментом в трудовом усилии была польза, его необходимость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд.

Основные идеи педагогической системы Макаренко, необходимым фактором воспитания которой является труд, изучаются и используются в учреждениях дошкольного образования.

В педагогической практике детского сада применяем следующие виды трудовой деятельности детей дошкольного возраста: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

В своих работах А.С.Макаренко выделил один из ведущих методов организации коллектива – самообслуживание (которое обеспечивает создание общими усилиями наиболее благоприятных условий жизни и труда коллектива).

Самообслуживание является основным методом воспитания, применяемым в работе с детьми дошкольного возраста. Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание – раздевание, прием пищи, санитарно – гигиенические процедуры). С ростом ребёнка большее внимание уделяется на воспитание у него опрятности, приучение к личной гигиене: мыть руки перед едой и после прогулки. Например,  самообслуживанию в старшей группы относятся: убрать постель после сна; красиво расставить стулья в зоне учебной деятельности.  

Формирование тех или иных навыков самообслуживания начинается с показа действия с объяснением и выполнения действия вместе с детьми. (Так младший дошкольник выполняет их под непосредственным руководством взрослого, при его показе).

Эффективный прием – положительная оценка. Макаренко считал, что поощрение и наказание – это коррекционный метод педагогического стимулирования, обеспечивающий поддержку полезной и торможение нежелательной деятельности воспитанников. Чтобы поднять интерес детей к самообслуживанию в своей группе целесообразным считаем применение поощрения. Например, когда ребёнок в группе быстрей всех разделся после прогулки и аккуратно сложил свои вещи, поощряется похвалой перед сверстниками и назначается дежурным по столовой.

Необходим и контроль за правильным, добросовестным выполнением операции.

Постепенно ребенок становится более самостоятельным, у него формируется чувство уверенности в себе.  Вместе с тем происходит  формирование навыка взаимопомощи. Дети учатся бережно относиться к вещам, умению ухаживать за ними.

Дети очень активно стремятся к самостоятельности. Важно сохранить это стремление и не погасить детскую инициативу. Это даёт огромные возможности для разностороннего их развития.

Хозяйственно – бытовой труд у детей появляется очень рано, так как он наиболее доступный пониманию ребенка. Этот вид труда предполагает умение поддерживать порядок в групповой комнате, дома, на участке, участие в организации бытовых процессов. Его характерной особенностью является общественная направленность. Необходимо формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста могут готовить рабочие места, убирать их после работы, наводить порядок в группе, на участке, что подчеркивает общественную значимость труда. К детям шестого года жизни предъявляют более высокие требования с точки зрения качества выполнения работы. Воспитатель должен больше опираться на опыт, знания, умения детей. Не следует опекать, надо чаще предоставлять возможность проявлять творчество, смекалку, трудовые и волевые усилия. В совместном труде могут участвовать все дети, необходимо постоянно поддерживать интерес к труду, вносить элементы творчества.

В результате дети начинают обобщать трудовые действия, начинают ценить труд других, использовать приобретенные умения, опыт в разных видах труда, а это ценно не только для физического, но и для умственного развития.  

Макаренко говорил, что трудолюбие и способность к труду не даны ребёнку от природы, а воспитываются в нём. «Мы хорошо знаем, что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к труду более сложному... Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение его жизни, и в особенности в молодости».

Опыт трудового воспитания Макаренко, описанный в «Педагогической поэме», свидетельствует, что первые успехи воспитанников были связаны с практическими общественно значимыми делами, такими как работа в мастерских, ремонт жилого дома и пр.

Для детей дошкольного возраста первыми практическими общественно значимыми делами в группе является труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, озеленение участков, выращивание определенных видов овощей. Этот труд считаем особо ответственным. Объясняем дошкольникам, что данный труд – не забава. Например, в группе может реализовываться игра или даже целый проект «Спасатели растений». Дети поливают, ухаживают за комнатными растениями, понимая, что от их действий зависит жизнеспособность «зеленых друзей».

Посильный труд ребёнка в природе даёт ему возможность самому увидеть, что зависит от того, как он, помогая взрослым, ухаживает за растениями и животными. Они по-разному будут расти и развиваться. Забывчивость, небрежность могут привести к гибели живого существа – рыбка погибнет, если её не накормить, не поменять воду в аквариуме; красивый цветок завянет, если его не поливать. И, наоборот, внимание, заботливость, проявляемые детьми, добросовестное отношение к уходу за животными и растениями дают хорошие наглядные результаты. Ребёнок тогда убеждается, что многое зависит от него, от его внимания, умения, заботы. Результатом этого труда может быть материальный продукт, дети видят результаты своего труда. Они могут сеять семена, выращивать рассаду цветов, лука, зелени. Дети постарше проводят опыты, эксперименты, ведут дневник наблюдений.

Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, развитие любознательности ребёнка, внимания и чувства ответственности, закладывает основу экологического образования.

Но труд в природе будет более успешным, если ребёнка привлекать и к другим видам труда.

 

Также следует отметить, что немаловажен ручной труд. Ручной и художественный труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека.

По мнению Антона Семеновича, это должен быть не просто однообразный рутинный труд, а творческая трудовая деятельность. Та самая деятельность, в которой каждый ребенок может проявить свои самые лучшие качества, осознанно подойти к своей работе и раскрыть все свои творческие возможности. Ребенок может предлагать любые идеи, действовать любым способом.

Научить творческому труду Макаренко считал особенно важной задачей. Такой труд возможен там, где к работе относятся с любовью, где понимают её необходимость и пользу, где труд делается и основной формой проявления личности и таланта. «Если труд, говорил Макаренко, всегда был основанием человеческой жизни, то её истинным стимулом всегда будут перспективы, мечты, которые раскрывают перед человеком его завтрашнюю радость».

Активность может проявляться при выполнении определенных операций при изготовлении поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева.  Ребенок в зависимости от природной одаренности может проявлять творчество, делать собственное «открытие», проявлять изобретательность, конструировать. Изготавливать поделки, участвовать в конкурсах, получать самоудовлетворение. В детском саду происходит систематическое участие в несложном ремонте книг, одежды, игрушек.

Старшего дошкольника увлекает сам процесс работы (пилить, строгать, резать ножницами, склеивать и т.п.) и, конечно, её результат. Все это развивает у детей старшего дошкольного возраста любознательность, технические навыки, фантазию, смекалку.

Также приобщение к труду происходит через художественную литературу, музыкальные произведения, изобразительное творчество. У детей формируется представление о труде, они учатся оценивать свои дейcтвия, а также действия окружающих.

В своей педагогической практике применяем следующие пословицы о труде: «Труд человека кормит, а лень портит», «Кто любит трудится, тому на месте не сидится», «Пролениться – и хлеба лишиться», «Умелые руки не знают скуки», «Терпение и труд всё перетрут», «Судят не по словам, а по делам», «Было бы терпение – будет умение», «Что делано наспех, то и сделано на смех», «Дело мастера боится».

А.С. Макаренко заметил: «…Я понял, что легко научить человека поступать правильно в моем присутствии, в присутствии коллектива, а вот научить его поступать правильно, когда никто не слышит, не видит и ничего не узнает, - это очень трудно…». Старший дошкольник, например, должен без напоминания убирать свои вещи, содержать в порядке свои игрушки, уметь отказаться от шумных игр, когда взрослые отдыхают, переключиться от веселой забавы к делу, подчиниться без пререканий распорядку дня.  Все это требует от ребенка нравственных усилий, самоконтроля, умения регулировать свои желания, сообразуясь с определенными  правилами.

Огромное значение А.С. Макаренко уделял трудовому воспитанию подрастающего поколения, которое непосредственно начинается в семье.  Повседневность должна ставить ребенка перед необходимостью выполнять трудовые поручения, участвовать в делах семьи, проявлять заботу и внимание к близким – в чем-то им помогать, облегчая их труд.  Пусть даже совеем в незначительном: самостоятельно себя обслужить, убрать за собой, помочь нести покупку, уступить старшему члену семьи удобное место. В общем содержание и сложность дел зависит от возраста ребенка. Однако совершенно очевидно, что даже самые маленькие должны быть причастны к семейным будням.

В разнообразном труде детей, хотя он чаще похож на игру и связан с ней, родители воспитывают ценные качества личности ребёнка. Дети дошкольного возраста могут принимать посильное участие в работе взрослых.

Своим примером, а когда и нужно требованием взрослые воспитывают у детей трудолюбие, заботливость, дисциплинированность, учат детей тому, как надо работать. Дети пяти-шести лет охотно помогают своим родителям. Когда родители их хвалят, они радуются. И еще: надо, чтобы ребенок видел: в доме все делится поровну – любовь, ласка, забота, внимание, обязанности трудовые и нравственные; он не на особом счету, а такой же, как все.  Он должен чувствовать свою равнозначность со всеми членами семейного коллектива.

В статье «Воспитание в труде» А.С. Макаренко пишет, что «правильное воспитание, невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. Труд необходим для формирования человека. Но труд может воспитывать только при условии, если он осмысленный и творческий. Воспитывая привычку к труду, мы каждого воспитанника стремимся развивать интеллектуально, развивать его способности и поддерживать интересы». Такие принципы и идеи вечны, они затрагивают наиболее важные сферы воспитания будущего поколения.

Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр.

Поэтому главными условиями, способствующими формированию отношения к труду взглядом А.С.Макаренко, являются:

•    понимание общественной значимости выполняемого труда и высокая общественная требовательность к нему;

•    доступность труда данного возраста по характеру и объёму, наличие необходимых умений и навыков, техническая оснащённость труда;

•    присутствие интеллектуального элемента, необходимость решения технических, технологических, организационных и других задач, требующих знаний, догадки, смекалки, работы мысли;

•    возможность проявления инициативы, самостоятельности, творчества;

•    включение в труд соревнования;

•    чёткая организация коллективной работы, увлекающая детей своей слаженностью.

Кроме всего выше сказанного труд оказывает влияние и на умственное развитие ребенка: развивается память, мышление, способность сравнивать, сопоставлять действия. Велика роль труда и в нравственном воспитании ребенка. Трудовая деятельность дисциплинирует, учит самостоятельности, усидчивости, стремлению доводить начатое до конца. Немало важна роль труда и в физическом воспитании. Укрепляется здоровье, движения становятся точнее, ребенок учится ориентироваться в пространстве.

Феномен педагогики Макаренко в том, что она всегда современна, ибо приоритетом этой педагогика является жизнь, законы развития личности в единстве с природой и обществом. Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Хорошо организованное трудовое воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина.

Таким образом, распространение идей А.С.Макаренко и внедрение их в практику воспитания дошкольников в нашей стране наглядно свидетельствуют о дальнейшем развитии педагогической теории и практики, о её растущей связи с жизнью нашего общества. Его теория действует в современном образовании. Следует только учитывать важную мысль: брать у Макаренко надо не конкретный, готовый опыт, а идею опыта, идею его метода.

Меняются эпохи, меняются люди, а проблемы остаются примерно одинаковые, поэтому в решении современных проблем воспитания нам помогает историческое наследие  педагогов, таких, как Макаренко Антон Семенович.

В заключении хочется сказать, труд – важнейшее средство воспитания, главное правильно его организовать.

Литература

  1. Бескина Р.М., Виноградова М.Д. Идеи А.С. Макаренко сегодня. – М.: Знание, 1988.
  2. Виноградова А.М.  Воспитание нравственных чувств у старших  дошкольников. – М., 2000.
  3. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2014
  4. Макаренко А.С., Воспитание гражданина, -М., Просвещение, 1988.
  5. Макаренко А.С. О Воспитании. – М., 1990.
  6. Неверов В. В., Союз труда и красоты. – М.: Просвещение, 1979.
  7. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М., ТЦ Сфера. 2023.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание по средствам воспитания дошкольников любви к родному городу.

Конспект занятия в старшей группе «Наша Родина – Россия»...

Труд как средство воспитания дошкольников

Консультация о важности трудового воспитания детей дошкольного возраста....

консультация "Труд как средство воспитания дошкольников"

Организация труда в дошкольном возрасте - это не столько создание трудовыми усилиями реальных продуктов, сколько возможность положительно влиять на ум и сердце ребенка, его поведение, отношение к окру...

Диалогическая речь как основное средство общения дошкольников.

Понятие и особенности диалогической речиОсновные коммуникативные формы в любом возрасте – монологическая и диалогическая речь. Последняя относится к наиболее распространенной и продукт...

Семинар – практикум для воспитателей «Игровая деятельность, как основное средство развития дошкольников»

Повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педагогов в метод...

« Развитие экологической культуры - как основное средство воспитания у дошкольников осознанного правильного отношения к природе.»

Именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные. «Какие впечатления могут дать им взамен этих живых, сильных, воспитывающих душу впечатл...

Консультация для родителей: «Труд - средство воспитания дошкольников»

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых, поэтому он наиболее благоприятен для приобщения детей к труду. Главная задача взрослы...