Волонтёрское движение в моей группе
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
В наше время современное российское общество переживает кризис духовно-нравственных ценностей. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии и справедливости. От нас взрослых, зависит, насколько мы сможем создать детское сообщество, построенное на доверии детей друг к другу, умении прийти на помощь, поддержать младших, смогут ли дети проявлять самостоятельность и активность в планировании своей деятельности, оценивать результаты собственных поступков. Поэтому меня, как педагога, заинтересовало волонтёрское движение, как одна из самых распространённых форм социальной активности. Волонтёрство, как технология эффективной социализации компенсирует дефициты развития, поддерживает самостоятельность и инициативу. Она влияет на нравственное становление детей, обеспечивает реализацию потребности в социально активном поведении и оказании помощи другому человеку; способствует познавательному и эмоциональному развитию, совершенствует такие стороны личности как эмпатия, доброжелательность и толерантность – основные качества нравственно развитой личности. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция.
Цель – воспитание высоко нравственной личности, уважающую и
проявляющую заботливое отношение к окружающим, умеющую соблюдать
традиционные нормы и ценности, принятые в обществе.
Основными задачами волонтерского движения являются:
- популяризация идей волонтёрства в детском саду, обществе;
- укрепление детско-родительских отношений;
- вовлечение воспитанников в проекты, связанные с оказанием поддержки
определенным (нуждающимся) группам населения;
- участие в массовых социально-культурных и спортивных мероприятиях;
- налаживание сотрудничества с социальными партнерами для совместной
социально значимой деятельности;
- воспитание активной гражданской позиции, формирование, лидерских и
нравственно-этических качеств, чувства патриотизма.
Принцип –бескорыстность.
Этапы организации волонтерской деятельности:
1.Информационно-познавательный: знакомство с волонтёрской деятельностью, развитие традиционных форм взаимопомощи друг другу. Взрослый выступает для ребенка в качестве эталона для
подражания.
2.Мотивационно-поведенческий этап (апробация желательных способов
поведения) – побуждение детей к добрым поступкам, организация
самостоятельной деятельности в рамках волонтерского движения, обучение
способам проявления сочувствия, сострадания и милосердия в конкретной
жизненной ситуации, накопление социального опыта оказания помощи и
поддержки тем, кто в этом нуждается.
В качестве методов педагогической деятельности на данном этапе можно
использовать разъяснение, личный пример, стимулирование, мотивация к деятельности, поручения, эмоциональные сострадания педагога в различных ситуациях.
3.Практический(результативный) этап –внедрение различных форм волонтёрского движения, овладение практическими навыками волонтёрства.
Технология волонтёрской деятельности проводится систематически, это последовательность запланированных действий, которая приводит к результатам. Технологию волонтёрства, использую с средней группы. Волонтёрской деятельностью можно заниматься в своей группе, за пределами группы, за пределами ДОУ).Веду волонтёрскую деятельность в группе в нескольких направлениях.
1.Экологические направление: «покорми птиц зимой», «помоги животным», «цветущий детский сад», «пропаганда здорового образа жизни», «наш чистый участок», «создадим красоту своими руками» - традиционные экологические акции. Ребята следят за чистотой и порядком на участке, весной и осенью проводятся субботники совместно с родителями. В весенний период родители делятся рассадой цветов, а воспитанники помогают ухаживать за цветами на клумбах. «Операция кормушка»- экологическая акция проводилась с целью экологического воспитания дошкольников, формирования экологической компетенции и культуры у детей через организацию практической деятельности по защите окружающей среды и оказанию помощи птицам. Родители совместно с детьми изготовили кормушки, которые были развешаны не только на территории детского сада, но и возле своего дома. Весь холодный период дети заботились о птицах, ежедневно чистили кормушки от снега и пополняли их кормом. Данная акция является прекрасной возможностью проявить сочувствие и доброту. А привлечение родителей способствует укреплению внутрисемейных связей, формированию добрых семейных традиций, вызывает у детей чувство гордости за себя и свою семью.
2.Участие в социальных акциях: «Окна победы», «День России», «Письмо солдату», «Новогодняя открытка для солдата», помощь детям сиротам, подарки для ветеранов. Участвуя в социальных акциях, дети запоминают правила поведения в окружающем мире, накапливают практический социальный опыт.
3.Просветительское направление: концерты, театрализованная деятельность.
4.Экскурссионая деятельность- посещение музея, центров бизибордов, центров ПДД.
5.Помощь малышам: научить малышей играть, помочь собрать игрушки, помочь одеться на улицу, мастер-класс, разучить сюжетно-ролевую игру, провести мероприятие, занятие, выучить стих, пальчиковую игру.
Один раз в месяц провожу «Дни волонтерства» по тематике приуроченные к праздничным мероприятиям. В такие дни создавались условия для проявления инициативы детей – желания помогать, совершать добрые дела. Организация дней волонтёрства начиналась с объявления тематики дня. Проводилась беседа с дошкольниками о том, что волонтер – это человек, несущий веру в доброе, надежду на будущее, любовь к окружающим, готовность помочь в трудную минуту. Дети сами определяли, исходя из темы, кому и как они в этот день хотели бы помочь. Определяли цели, ход проведения дня волонтерства, обсуждали результат. Дети в эти дни были особенно трудолюбивы, доброжелательны, проявляли повышенную заботу к людям и животным, бережное отношение к природе.Ряд «Волонтерских дней» прошли под девизом «Когда мы едины, мы непобедимы!». Дети волонтёры обращаясь за помощью к родителям, и совместно с педагогами собирали все необходимое на фронт: лекарства, теплые вещи, консервы. Одной из эффективных форм построения тесного взаимодействия с социумом стало участие в акции «Добрые сердца», нацеленной на сбор корма для собак и кошек, находящихся в трудной жизненной ситуации и находящихся на передержке в инициативной группе нашего города. Это помогло ребятам понять проблему приютов, сопереживать и заботиться о животных. Дети искренне хотели помочь всем кошкам и собакам.
В предверии празднования Дня России воспитанники украшали окна символикой нашей страны, делали флаг на выставку. В рамках участия в подобных акциях у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе.
Также с детьми в течении года провожу беседы: «Что такое добро?», «Где живёт доброта?», «Кто такие волонтёры?» и т.д. Чтение художественной литературы помогло на примере литературных героев проанализировать реальные поступки людей в разных проблемных ситуациях. Были просмотрены мультипликационные фильмы по знакомым произведениям: В.Катаев «Цветик-семицветик», В.Сутеев «Палочка-выручалочка». Для развития способности осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, в работе с детьми использую дидактические игры, упражнения и тренинги «Как бы ты поступил?», «Тренинг эмоций», «Как сказать, чтоб не обидеть?» и др. Игровое моделирование проблемных ситуаций помогает принять детям правильное решение в жизненных поступках.
Наша волонтёрская деятельность продолжается, но уже можно сделать вывод: участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить – коммуникативную, которая предполагает умение принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию; готовность решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе конфликтных. При этом важно, что у детей не только сформируется адекватное отношение к чужому мнению (в том числе и критике), но и будут развиваться способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного одобрения или неодобрения к активным действиям в среде сверстников. Через партнёрские отношения у детей формируются общечеловеческие ценности- доброта, милосердие, самостоятельность и инициатива, что очень необходимо не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе. Технология волонтерской деятельности не только помогает детям в накоплении социального опыта, но и способствует усилению желания быть активным участником в жизни детского сада и общества в целом. Волонтёрское движение в детском саду при активном участии педагогов и родителей- это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волонтёрское движение родителей
Волонтёрское движение родителей...
Презентация: Волонтёрское движение родителей
Презентация...
Проект "Волонтёрское движение в детском саду"
Воспитание духовно- нравственной личности с активной жизненной позицией, способной к совершенству и взаимодействию с другими людьми, воспитание нравственных качеств детей ( доброты, взаимопомощи, отзы...
Выступление детей - волонтеров с концертом для малышей второй младшей и средней групп по программе проекта " Волонтёрское движение в ДОУ"
1. Шуточная песня - танец "Кикимора". 2. Танец "Листопад". 3. Танец "На прогулке под дождём"....
Консультация для родителей «История возникновения волонтёрского движения»
6 декабря 2017 года президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ о том, что 2018 год в РФ станет Годом добровольца...
«Волонтёрское движение родителей»
В статье говорится о том, что создание волонтерского движения детей и родителей в детском саду - это развитие определенных жизненных качеств. Для волонтера ценны такие качества как ответст...
Детско-родительское волонтёрское движение «Маленькие взрослые».
Инновационный проект «Дети-волонтеры»....