«Художественно-эстетическое развитие детей средствами дидактических игр».
консультация (младшая группа)
Дошкольный возраст – один из ответственных этапов, на котором закладываются основы художественно-эстетического, творческого отношения к действительности. Этот период, по определению Л.С. Выготского, является «первой ступенью в системе непрерывного художественного образования, цель которого – наиболее полно раскрыть весь огромный творческий потенциал ребенка».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Захаровская СОШ дошкольное отделение
детский сад №58
Консультация для воспитателей
«Художественно-эстетическое развитие детей средствами дидактических игр».
Разработала: воспитатель
Юдина А.Е.
2023 г.
«Художественно-эстетическое развитие детей средствами дидактических игр».
Дошкольный возраст – один из ответственных этапов, на котором закладываются основы художественно-эстетического, творческого отношения к действительности. Этот период, по определению Л.С. Выготского, является «первой ступенью в системе непрерывного художественного образования, цель которого – наиболее полно раскрыть весь огромный творческий потенциал ребенка».
Современные достижения теории и практики в области художественноэстетического образования отражают различные направления развития у дошкольников эстетического восприятия действительности, способности художественного видения мира, приобщения к миру искусства и развитие художественно-творческих способностей. Исследования В.Н. Аванесовой, З.М. Богуславской, А.К. Бондаренко, Л.А.Венгера, М.И. Волошиной, Е.И.Тихеевой, Д.Б. Эльконина и др. раскрывают роль дидактических игр в образовании и воспитании детей дошкольного возраста. Эти авторы подчеркивают педагогическую ценность дидактических игр, которая состоит в том, что они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоение знаний.
Художественно-эстетическое образование дошкольников имеет познавательную, эмоционально-мотивационную и деятельную, творческую созидательную направленность. Результат этого образования – художественно-эстетическое развитие дошкольников, которое не ограничивается только созерцательной задачей, а формирует способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Дидактические игры – это одно из средств художественноэстетического образования старших дошкольников. Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно- эстетических знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества. На основании анализа образовательных программ ДОУ определены образовательные области «Художественное творчество» и «Музыка», в которых в наибольшей степени организуется художественноэстетическое образование старших дошкольников и используются дидактические игры. Также программы определяют формы работы с детьми при использовании дидактических игр: это непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная деятельность детей, проведение режимных моментов. Анализ литературы и образовательных программ ДОУ позволяет выделить следующие три критерия для оценки уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста: художественно- познавательный, эмоционально-оценочный и творческо-деятельный. Использование дидактических игр в образовательном процессе старших дошкольников – это целенаправленный и систематический процесс, который включает руководство дидактическими играми, что требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками и их родителями, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре. Роль дидактических игр в художественно-эстетическом образовании старших дошкольников состоит в том, что они применяются как средство получения художественных знаний, развития художественного восприятия, художественно-эстетического вкуса, наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи, проверки и закрепления приобретенных технических умений.
Работа по художественно-эстетическому развитию детей средствами дидактических игр делится на 3 этапа.
Первый этап технологии – ознакомительный, включает 1-ый тематический блок «Путешествие по народным промыслам». Он направлен на развитие художественно-познавательного интереса детей, их способности осмысливать прекрасное и высказывать эстетические суждения. В непосредственно образовательной деятельности воспитатель проводил беседы с детьми, в ходе которых знакомим детей с хохломской и гжельской росписью, дымковской, филимоновской, и каргапольской игрушками, семеновскими матрешками, павлово-посадскими платками и шалями. Использовались иллюстрации, фотографии, слайд-презентации изделий и игрушек русских мастеров; аудиокассеты с записью русских народных мелодий и народных песен, стихотворения о декоративно-прикладных промыслах. Такая работа позволила расширить представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа, показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства. На первом этапе технологии использовались следующие дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами, которые развивали художественнопознавательный интерес детей к приобретению художественно-эстетических знаний, стимулировали способности детей к осмыслению чувства прекрасного и развивали умение высказывать эстетические суждения: «Составь хохломской узор», «Городецкие узоры», «Собери матрешек», «Найди домик матрешки», домино «Игрушки».
Во время второго этапа реализовывался 2-ой тематический блок «Творим и оцениваем». В совместной художественно-эстетической деятельности детей и взрослых использовались дидактические игры: «Волшебные стеклышки», «Рисунки верёвочкой», «Мой любимый натюрморт», «Клоун», «Составь пейзаж». После каждой дидактической игры, детские работы оценивались самими детьми. Этим развивала умения детей давать эмоционально-эстетическую оценку произведений искусства и работам, выполненным самими детьми (своей собственной и других детей). Дидактические игры, которые использовались на втором этапе технологии, необходимы для того чтобы в ненавязчивой игровой форме подготовить детей к практической работе в процессе ручного творчества. Эти игры многофункциональны, их использование позволяет решать задачи, направленные на формирование положительного эмоционального отношения к художественно-эстетической деятельности и развитие умения давать эмоционально-эстетическую оценку произведений искусства и работам, выполненным самими детьми. На третьем этапе технологии – творческодеятельностном – шло развитие у детей потребности создавать продукты ручного творчества на основе овладения техниками ручного труда, техническими умениями.
3 блок «Чудо-мастера». На этом этапе использовались 2 группы дидактических игр:
- группа: дидактические игры на закрепление сенсорные эталоны величины, формы, цвета. Это дидактические игры «Построим дом», «Узоры на песке»;
- группа: дидактические игры на развитие потребности создавать продукты ручного творчества на основе овладения техниками ручного труда. Это дидактические игры «Чудо-мастера», мини-игры «Путаница», «Что сначала, что потом», дидактические игры «Распиши платок», «Собери гжельскую розу».
В этих дидактических играх учтены и отражены возможности художественно-эстетического развития детей путем знакомства с народным декоративно-прикладным искусством. В результате использования дидактических игр дети научились выделять выразительные средства матрешки и дымковской игрушки, городецкой росписи, хохломы и гжели. Дети украшают силуэты предметов необходимыми элементами, фантазируют, проявляют творческую активность, самостоятельно составляют различные композиции. Эти игры способствовали обогащению сенсорно- чувственного опыта детей, развитию их эстетического вкуса, взаимосвязи художественно-продуктивной деятельности с другими видами детской творческой активности (игра, театр, конструирование), развитию потребности создавать продукты ручного творчества на основе овладения техническими умениями по лепке и рисованию.
Таким образом, вся работа по художественно-эстетическому развитию детей средствами дидактических игр способствовала активному участию детей в этих играх. Это позволило развить художественно-познавательный интерес детей к приобретению художественно-эстетических знаний, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельности, потребность создавать продукты ручного труда, стимулировало способность каждого ребенка к осмыслению чувства прекрасного. Дети научились высказывать эстетические суждения и давать эмоционально-эстетическую оценку произведений искусства, овладели техниками ручного творчества в рисовании, лепке, конструировании.
Список литературы:
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский.– М.: Академия, 2009. – 420 с.
- Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А.Венгер, Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 1998. – 220 с
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду /
А.К.Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
- Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2008. – 189 с.
- Дубровская Е.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Е.А. Дубровская, С.А. Козлова. – М.: Просвещение, 2009. – 237 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой план воспитательно – образовательной работы ГККП «Детского сада № 2 «Жулдыз» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей на 2014 - 2015 учебные годы
Задачи на 2014 -2015 учебный год:1. Укрепление здоровья детей и создание необходимых условий для их физического развития в соответствии с ГОСО РК. Формировать здоровый...
Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...
Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож
Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...
Авторская программа кружка по художественно-эстетическому направлению развития детей в разновозрастной группе «Волшебные сказки» на 2015-2016 уч.год МБДОУ «Детский сад с.Каменка» Красноармейского района Саратовской области В
I.Пояснительная запискаНаши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старш...
Конспект НОД по реализации задач познавательного, художественно-эстетического, речевого развития детей второй младшей группы "Водичка, водичка..."
Материал подготовлен с целью способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации, формированию представлений об объектах окружающего мира....
«Экологическое воспитание средствами художественно-эстетического направления развития детей подготовительной к школе группе через проектную деятельность».
laquo;Экологическое воспитание средствами художественно-эстетического направления...
Художественно-эстетическое развитие детей средствами дидактических игр
Из опыта работы для педагогов на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей средствами дидактических игр» Воспитатели: Бяширова О.В., Борисова А.Х., Лобанова О.Л., Роднина...