Проект "Блокада Ленинграда". Старший дошкольный возраст.
проект (старшая группа)
Проект "Блокада Ленинграда". Старший дошкольный возраст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_blokada.docx | 319.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в старшей группе
«Блокада Ленинграда».
Вид проекта: краткосрочный – одна неделя.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Тип проекта: познавательно-информационный.
Актуальность:
Блокада Ленинграда - одна из трагических и в то же время героических страниц Великой Отечественной войны. Во время блокады умирали от голода и холода не только взрослые, но и дети.
27 января Снятие блокады Ленинграда - это праздник не только свидетелей тех событий, детство которых выпало на те суровые 900 дней, это наша память. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаем, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады. Пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа во время Блокады Ленинграда. Поэтому мы решили реализовать этот проект, в дань уважения памяти погибших.
Цель:
1 . Обогатить знания детей о героическом прошлом города Ленинграда – блокаде;
2. Дать представления о тяжелых и героических днях в истории города;
Задачи:
1. Расширить представления детей об истории города Санкт-Петербурге (Ленинграде);
2. Развивать интерес детей к истории военных событий Великой Отечественной войны;
3. Познакомить с понятием слова «блокада», «дорога жизни», «продуктовые карточки» и т. д. ;
4. Пробудить у детей чувство сострадания и гордости за стойкость советского народа в период блокады;
5. Воспитывать чувство патриотизма, гордости и сострадание, уважение к истории страны.
Предполагаемый результаты:
1. Знание детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
2. Интерес детей к истории отечества в годы Великой Отечественной войны.
3. Умение рассказывать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения, посвящённые Блокаде Ленинграда.
4. Знание таких терминов как: блокада, война, «дорога жизни», ветеран.
Работа с родителями:
Принести книги о войне (рассказы, энциклопедии «Военная техника»).
Оформление папки-передвижки «Мы помним, мы гордимся».
Просмотр видеофильмов о Блокадном Ленинграде.
Формы организации деятельности педагога с детьми
Рассматривание иллюстраций о блокадном городе.
Беседа «Лишь бы не было войны…»
Просмотр с детьми презентации о блокаде города Ленинграда.
Просмотр отрывка мультфильма «Сильный духом крепче стены».
Беседы о блокаде города Ленинграда, рассказать детям о ВОВ, о подвигах солдат, о взрослых и детях, которые трудились на заводах, фабриках, чтобы приблизить победу;
Рассматривание иллюстраций: «Дорога жизни», «Разорванное кольцо блокады», «Дети блокадного города».
Чтение художественной литературы о блокадном Ленинграде и ВОВ;
Лев Кассиль «Рассказы о войне»
Прослушивание песен и музыкальных произведений военных лет;
Дидактические игры: «Подбери картинку». «Колесо истории», «Что изменилось», «Военный транспорт».
Сюжетно-ролевые игры: «Мы военные», «Летчики», «Госпиталь».
Подвижные игры: «Перейти на другой берег», «Попади в цель» «Меткий стрелок».
Рисование цветными карандашами на тему: «Жизнь блокадного города Ленинграда»;
Рисование красками памятников «Разорванное кольцо блокады», «Цветок жизни», «Голубь мира».
Коллективная аппликация с использованием фотографий «Блокадный город», «Дорога жизни».
Конструирование из бумаги «Блокадное кольцо».
Приложение №1.
Беседа «Кто она - Таня Савичева»
23 января родилась Таня Савичева.
90 лет со дня рождения.
27 января - День полного снятия блокады Ленинграда.
Таня Савичева - ленинградская девочка, автор блокадного дневника (23 января 1930- 1 июля 1944). Эту девочку, которая не дожила и до 15 лет, всегда вспоминают в связи с блокадой Ленинграда. Она- символ тех страданий, которые перенесли все его жители. Ее дневник, состоящий всего из девяти записей, передает весь ужас и чувство безнадежности, которые охватывали ее душу, когда один за другим уходили все ее близкие. Таня (Татьяна Николаевна) Савичева родилась 23 января 1930 года в селе Дворищи под Гдовом (Псковская область), а выросла , как и ее братья и сестры, в Ленинграде. Таня была пятым и самым младшим ребенком в семье- у нее было две сестры и два брата. Летом 1941 года Савичевы собирались уехать из Ленинграда, но не успели, война застала их врасплох. Им ничего не оставалось, кроме того, чтобы остаться в блокадном городе и помогать по мере сил фронту, надеясь на окончание этого ужаса.
Записная книжка досталась Тане в память о старшей сестре Нине, пропавшей без вести во время обстрела. В семье ее все считали погибшей. Тогда Таня и стала делать свои страшные записи.
«Савичевы умерли» «умерли все», «осталась одна Таня», Таню нашли в ее доме служащие санитарных команд, обходившие ленинградские дома в поисках выживших. Ее вывезли в поселок Шатки Горьковской области вместе со многими сиротами, такими как она, но спасти девочку уже не удалось. Таня Савичева умерла 1июля 1944 года в поселке Шатки, так и не дожив до Победы, так и не узнав, что сестра Нина и брат Миша живы, что она не одна.
Дневник Тани выставлен в музее истории Ленинграда, его копия- в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Сама же Таня навсегда осталась в памяти тех, кто выжил в эти страшные годы. О Тане Савичевой поются песни, снимают фильмы, пишутся и читаются книги.
В 1968 году дневник Тани Савичевой увековечен в камне на третьем километре Дороги Жизни, является составной частью мемориального комплекса «Цветок жизни» на Поклонной горе, посвящен всем детям, погибшим в блокадном кольце. Именем Тани Савичевой в 1971 году названа одна из малых планет Солнечной системы.
Приложение №2.
Беседа «Город Герой».
Город- герой- высшая степень отличия, которой удостоены двенадцать городов Советского Союза, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов.
9 городов- героев находятся на территории России, 2- на территории Украины, 1 город и 1 одна крепость- герой- на территории Белоруссии.
Ленинград- один из первых городов, которому было присвоено звание «Город – герой», вручены орден Ленина и медаль «Золотая звезда». Звание присвоено «за массовый героизм и мужество его защитников, проявленные в борьбе за свободу и независимость Родины в Великой Отечественной войне» 8 мая 1956 года.
Конспект образовательной деятельности «Блокада Ленинграда».
Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей, переживших блокаду.
Задачи:
1. Познакомить детей с защитниками города во время войны.
2. Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.
3. Воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.
Ход :
Воспитатель: Война. Она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны. Враг наступал на нашу русскую землю. Это были фашисты. В первые же дни войны родилась песня, поднявшая весь народ на борьбу с захватчиками (звучит песня «Священная война»). Враг подступал к городу Ленинграду. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. На подступах к Ленинграду шли жестокие бои. Ребята, как вы думаете, кто защищал город?
Ответы детей:
Воспитатель: В конце сентября 1941 г. Через три месяца с начала войны линия фронта проходила всего в нескольких километра от Ленинграда. Город оказался блокированным с суши и с моря. Ребята, как вы думаете, что такое блокада?
Ответы детей: Ленинград оказался окруженным фашистами.
Воспитатель: Связь с Ленинградом поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Началась блокада Ленинграда. (Показ слайдов 5-7) Прекратился подвоз топлива и продовольствия. Были отключены и вода, и электричество. Наступила холодная зима. Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года…. В городе наступили холод и голод. Люди болели и умирали от холода и голода….
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова, людей умерших и больных…
Рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, а служащие и дети по 125 грамм. (показать кусочек хлеба) Этот хлеб не был похож на тот хлеб, что мы едим сейчас с вами, так как муки в этом хлебе почти не было, он больше походил на вязкую массу, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. (дать подержать хлеб ребятам). Ребята, какая жизнь была у жителей Ленинграда?
Ответы детей: Жизнь была тяжелая, голодная……
Наш хлебный суточный паек
Ладонь и ту не закрывает.
И человек, который слег,
Теперь - все чаще – умирает.
Воспитатель: В это же время на заводах города для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. За станками стояли женщины и даже школьники. Они работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. Вокруг города мирные жители – ленинградцы рыли окопы, создавая противотанковые укрепления. А это было нелегко под вражескими бомбежками и артобстрелами. Ребята давайте поможем жителям блокадного Ленинграда поможем перенести снаряды для защитников города. Дидактическая игра «Доставь снаряды артиллеристам».
Воспитатель: Город бомбили. Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжелая артиллерия вела планомерный обстрел жилых кварталов города. Люди прятались в помещениях под землей, где можно было укрыться от бомбежек – в бомбоубежищах. Невский проспект, главный проспект города, изменился: исчезли толпы прохожих, теперь там рвались бомбы и снаряды. Кольцо блокады сжималось, враг подходил все ближе. Наступала зима. Гитлеровцы злорадствовали: Ладожское озеро вот-вот замерзнет, город полностью лишится снабжения, наступит голод, смерть…Ребята, как вы думаете оправдались надежды фашистов?
Ответы детей: Ладожское озеро замерзло, через него была проложена дорога по льду, названная ленинградцами Дорогой жизни.
Воспитатель: Отважные шоферы повели по ледовой трассе, под обстрелами и бомбежкой, машины с продуктами. Оружием и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей, раненых воинов.
Наш город назывался Ленинградом,
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
«Дорогой жизни» Ладога была.
Она спасеньем ленинградцев стала,
И помогла в войне им победить,
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.
Не хватало еды и ленинградцы использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи: картофель, капусту, лук. Даже у Исаакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты огороды. Дети помогали взрослым. Ребята, как дети могли помогать взрослым?
Ответы детей: Они тушили пожары и зажигательные бомбы; носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам.
Воспитатель: Ленинградцы не сдавались. Город продолжал жить. Работало радио, которое передавало последние новости с фронта, звучали музыка и стихи, а дети продолжали занятия в школах. Люди верили, что победа придет, потому что вся страна встала на борьбу с фашизмом. Долгих 90 дней город находился в блокадном кольце. Неполных три года ленинградцы защищали свой город. 27 января 1944 года залпы 14 тысяч орудий, минометов и «катюш» обрушились на врага. Блокада была прорвана, но полная победа над врагом пришла позже. Наши воины отстояли Родину. Каждый день отдаляет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. Тех, кто не щадил своей жизни. В память о павших в те дни на Пискаревском кладбище у братских могил горит Вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.
В осеннем тумане, в январском снегу
Стоит Петербург на морском берегу.
С дворцами и парками строг и красив,
Как будто вплывает в широкий залив.
В блокадные дни, под обстрелом, в снегу,
Не сдался, не сдался наш город врагу.
Здесь гордые, смелые люди живут.
И славится всюду их доблестный труд.
Светлая память героям, освободившим Ленинград!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста ко Дню снятия блокады Ленинграда.
Сценарий для проведеня занятия,посвещённого памяти о снятии Блокады, в старшей группе....
Тематическое занятие, посвящённое 70-тилетию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады для детей старшего дошкольного возраста
Задачи: - формировать патриотические чувства у детей; - уточнить, расширить и обобщить знания детей о ВОВ; - развивать речь, мышление детей; - воспитывать уважение к воинам-освобод...
Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)
Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...
Познавательный информационный подгрупповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 74 годовщине освобождения Ленинграда от вражеской блокады 1941-1944 гг. "Дети блокадного Ленинграда"
Одной из задач дошкольного воспитания является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патр...
Презентация к организации НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается» " Блокада Ленинграда"
Цель: Обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде Ленинграда....
Методическая разработка системы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с темой "Ленинград в блокаде" с использованием диорамы «Блокадный Ленинград».
В публикации представлена методическая разработка психологов ГБДОУ ЦРР-детский сад №111 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по системе работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с тем...