Проект "Мы разные - мы вместе"
проект

Тучина Елена Викторовна

Проблема культуры общения — одна из самых острых в обществе в целом. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования на современном этапе.педагогический проект "Мы разные -  мы вместе!" ориентирован на формирование установок толерантного сознания и поведения у всех участников педагогического процесса. Проект является краткосрочным, для ежегодного проведения в детском саду. Согласно проекту, в течение последовательных трех лет пребывания в детском саду у участников проекта развивается и закрепляется интерес к самому себе, к сверстникам; формируются навыки и нормы поведения с другими людьми, черты толерантной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.my_.docx110.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Орешковская основная общеобразовательная школа»

Проект

«Мы разные – мы вместе!»

C:\Users\Elex\Desktop\b5supikdnas-990x642.jpg

 

                                                                    Автор проекта: методист Тучина Е.В.

   

2022г.

Актуальность

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не

передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать

вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств,

тем большую устойчивость они приобретут».

Э.К. Суслова.

Почему же возникла проблема толерантного воспитания? Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом: «ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».

Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания. Поэтому воспитание толерантности является сегодня одной из важнейших проблем. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. В последние годы растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения. Как правило, эти дети общаются с трудом на русском языке, поскольку в кругу семьи они изъясняются на своем родном. И детский сад обязан способствовать воспитанию детей в духе толерантности. Каждый ребенок, не взирая на национальность, должен чувствовать себя личностью. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять. Ребенок понимает, что принятие его другими зависит от того, как он воспринимает других.

С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. И маленький русский, и маленький украинец, и маленький белорус, и люди других национальностей должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа и разных стран.

Достижением первых семи лет становится развитие самосознания: ребенок начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем его социальном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в этот период важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности.

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным

вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных

представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.

Наш проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию дошкольников и разработать систему мероприятий с родителями, педагогами и социумом в данном направлении. Его реализация позволит содействовать формированию у дошкольников знаний, умений, навыков культуры межличностного и межэтнического общения. Привьёт детям навыки толерантного отношения к сверстникам другой национальности. Будет способствовать стимулированию детей к изучению национальной культуры, обычаев и традиций разных народов и стран.

База реализации проекта: МБОУ «Орешковская ООШ»

Вид проекта: социально - значимый, среднесрочный (3 месяца).

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители,

педагоги МБОУ.

Цель проекта: Создание условий для формирования основ толерантной

культуры личности дошкольника, педагога и родителя.

Нормативно-правовое обеспечение проекта:

 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина

России;

• ФГОС ДО;

• Концепция государственной миграционной политики Российской

Федерации до 2025 года;

• Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей

ООН 22.11.89).

Задачи проекта для детей:

1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений видеть

и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к

людям.

2. Формирование у детей толерантного поведения, внутренней и внешней

правовой культуры.

3. Повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе.

4. Закрепление нравственных представлений, навыков социально

приемлемого поведения.

Задачи для педагогов и родителей:

1. Ознакомление педагогического коллектива с новинками методической

литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного

поведения и общения.

2. Повышение компетентности родителей по правовым вопросам

3. Оснащение РППС в группах и в детском саду, отвечающей принципам

культуросообразности, индивидуальности.

4. Применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности.

5. Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.

Планируемые результаты проекта:

1. Толерантные, дружелюбные, коммуникативные дошкольники, знающие культурные традиции разных народов, разных стран, умеющие адекватно взаимодействовать в условиях межэтнических отношений.

2. Заинтересованность родительской общественности к участию в работе

по воспитанию толерантности у дошкольников;

3. Расширение и совершенствование информационной базы пропаганды

международного общения в детском саду и в других городах нашей страны.

4. Обобщение и распространение опыта работы в педагогическом сообществе города Новочеркасска. Связь с образовательными областями.

Социально-коммуникативное развитие:

Знакомство с историей и культурой разных народов. Развивать интерес к быту, народным промыслам народов мира. Толерантное отношение друг к

другу. Формировать желание участвовать в совместных играх и праздниках.

Формировать такие качества как, толерантность, коммуникабельность,

дружелюбие, сочувствие. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Воспитывать дружеские взаимоотношения между

детьми разных национальностей, умение контактировать и общаться, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры.

Познавательное развитие:

Дать элементарные знания о жизни народов разных стран, символике, играх

и традициях, о природе и климате разных стран, географическим положением разных стран. Расширять представление детей о многообразии окружающего мира.

Речевое развитие:

Продолжать совершенствовать речь как средство общения. Обогащение и

активизация словаря, развитие связной и грамматической речи, работа над

интонационной выразительностью речи. Познакомить с многообразием

языков на нашей планете, через художественную литературу, знакомство с

разными странами мира.

Художественно-эстетическое развитие:

Знакомить с песнями, танцами, играми и музыкой разных стран. Развитие

творческого воображения при выполнении творческих заданий на занятиях,

при оформлении выставок. Формировать интерес к народному искусству.

Физическое развитие:

Развитие физических навыков и качеств при разучивании танцев, игр

разных страх.

I этап. Организационно-подготовительный

1. Разработка плана реализации проекта.

2. Ознакомление педагогического коллектива с новинками методической

литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного

поведения и общения.

3. Вовлечение родителей в образовательный процесс: оснащение РППС в

группах и в МБДОУ в соответствии с тематикой проекта (иллюстрации, картины, демонстрационный материал знакомящий с народами, населяющими нашу планету; куклы в национальных костюмах; костюмы (элементы) разных этнических групп Росси и народов мира; народная игра, народная игрушка и национальная кукла; произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, предметы быта относящиеся к разным культурам; семейные

фотоальбомы; мини-макеты; дидактические игры; картотеки пословиц о дружбе и семье, считалок, закличек, детская художественная литература).

4. Подготовка совместных мероприятий в рамках реализации проекта.

5. Составление картотеки подвижных игр, сценариев спортивного праздника, досугов с родителями.

6. Провести родительское собрание по проблеме «Формирование

толерантности у детей дошкольного возраста». Анкетирование

родителей для самооценки толерантности: «Черты толерантной

личности», «Знаете ли вы как воспитать толерантного человека?»

II этап. Основной

Цель: Реализация содержания проекта всеми участниками проектной

деятельности.

1. Интегрированная образовательная деятельность (НОД).

Занятия строятся на гуманистической позиции:

 свободу высказываний и поведение ребенка в разных формах

педагогического процесса;

 проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по

разным поводам, воспроизведение по ходу такого взаимодействия

индивидуального опыта;

 недопущение насильных, жестоких мер, ограничивающих порывы и

желания детей.

Содержание занятий ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с

другими людьми, что приводит к осознанию и накоплению своего жизненного опыта. Это позволяет активизировать интерес дошкольника

вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу.

2. Игровая деятельность – игры и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно – ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры.

3. Чтение художественной литературы из серии «Развитие безусловного

принятия себя и другого человек», устный народный фольклор народов РФ.

4.Познавательно-исследовательская деятельность:

 Создание мини-музеев: о народностях РФ, национальных костюмах,

куклах-оберегах и т.д.

 Мастер классы для детей и взрослых.

5. Досуговая деятельность: тематические праздники, развлечения:

 «День вежливости»;

 «День прав ребенка»;

 «День добрых дел»;

 «Семья – всему голова»;

 «Мы помощники».

6. Издание групповых тематических газет и плакатов совместно с родителями для детей и взрослых.

 Выпуск папок-передвижек «Права и обязанности взрослых и детей»,

стенгазет, буклетов-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру.

Формы Тема Цели

Цикл НОД «Узнаем друг о друге»

Поэтапный цикл занятий для знакомства детей с различными нациями, народностями, расами.

Начать с ознакомление с национальным составом группы и довести до ознакомления детей с нациями мира.

Цикл тематических бесед «Ступени в мир национальностей», «Давайте

жить дружно» и др.

Сформировать у детей знание, что все люди на земле должны жить в дружбе и мире, не смотря на национальные и расовые различия.

Познавательно-исследовательская деятельность «Что такое, кто такой?» и т.д.

Ознакомить детей с понятиями национальность,

народ, миролюбие, толерантность, поликультурность игровая деятельность «Общаемся играя» и др.

Помогать строить взаимоотношения между детьми разных национальностей в процессе игровой деятельности, включая в игры всех без исключения детей

Коммуникативная деятельность «Пойми меня» и т.д.

Вырабатывать у детей интерес к разным языкам, учить детей безбарьерному общению двигательная деятельность «Детские подвижные игры разных народов».

Совместное разучивание народных игр Направлять действия детей в оказании

взаимопомощи и взаимовыручки в подвижных народных играх трудовая

деятельность «Обновка для группы» и т.д.

Способствовать совместной деятельности педагогов с детьми в оформлении группы и создании предметно-развивающей среды с учетом национального колорита.

III ЭТАП. Заключительный

1. Обобщить результаты работы.

2. Провести анализ деятельности.

3. Презентация материалов проектной деятельности.

 Содержание проекта будет дополняться методическими разработками

НОД, досугов, тематических бесед и корректироваться в соответствии

с национальным составом воспитанников детского сада.

Методическая литература:

1. Асмолов А. Г. «На пути к толерантному сознанию» М. 2000. с 7.

2. Риэрдон Б. Э. «Толерантность – дорога к миру» М. 2001г.

3. Выготский Л. С. «Педагогическая психология» Педагогика. 1997-479 с.

4. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников.» – М.: ЦГЛ,

2004.

5. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. «Занимательная педагогика народов России»

М.: 1998.

6. Кутьина Н.Б. Программа «Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой»

СПб.: Детство-Пресс, 2004

7. А. В. Кенеман «Детские подвижные игры народов СССР» Под редакцией

Т. И. Осокиной. М.: Просвещение, 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мы разные-мы вместе!"

Буклет по воспитанию толерантности у дошкольников...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема: Мы разные, мы вместе.

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема: Мы разные, мы вместе.Цель. Формирование у детей уважительного отношения к другим народам, их культуре и традициям. Создавать положительную основу д...

Конспект занятия "Все мы разные, но вместе нам хорошо"

Конспект по воспитанию интереса и уважения к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности....

Конспект НОД по рисованию в старшей группе "Мы разные мы вместе"

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в старшей группе....

Проект " Мы разные- мы вместе"

Проект "Мы разные-мы вместе" позновательно-творческий, очень актуальный в наши дни для формирования нравственно-патриотических чувств у детей, для воспитания любви и уважения к своей Родине,...

Тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Мы разные. Мы вместе».

Тренинг направлен на сплочение детского коллектива...

Методическая разработка образовательного проекта "Мы- разные, мы- вместе"

Формирование толерантности – задача, которую необходимо решать сегодня в первую очередь. Причем наиболее эффективной эта работа будет только тогда, когда будет вестись с раннего детства. Недаром...