Проект "Мы разные - мы вместе"
проект
Проблема культуры общения — одна из самых острых в обществе в целом. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования на современном этапе.педагогический проект "Мы разные - мы вместе!" ориентирован на формирование установок толерантного сознания и поведения у всех участников педагогического процесса. Проект является краткосрочным, для ежегодного проведения в детском саду. Согласно проекту, в течение последовательных трех лет пребывания в детском саду у участников проекта развивается и закрепляется интерес к самому себе, к сверстникам; формируются навыки и нормы поведения с другими людьми, черты толерантной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.my_.docx | 110.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орешковская основная общеобразовательная школа»
Проект
«Мы разные – мы вместе!»
Автор проекта: методист Тучина Е.В.
2022г.
Актуальность
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не
передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать
вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств,
тем большую устойчивость они приобретут».
Э.К. Суслова.
Почему же возникла проблема толерантного воспитания? Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом: «ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».
Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания. Поэтому воспитание толерантности является сегодня одной из важнейших проблем. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. В последние годы растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения. Как правило, эти дети общаются с трудом на русском языке, поскольку в кругу семьи они изъясняются на своем родном. И детский сад обязан способствовать воспитанию детей в духе толерантности. Каждый ребенок, не взирая на национальность, должен чувствовать себя личностью. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять. Ребенок понимает, что принятие его другими зависит от того, как он воспринимает других.
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. И маленький русский, и маленький украинец, и маленький белорус, и люди других национальностей должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа и разных стран.
Достижением первых семи лет становится развитие самосознания: ребенок начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем его социальном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в этот период важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности.
Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным
вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных
представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.
Наш проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию дошкольников и разработать систему мероприятий с родителями, педагогами и социумом в данном направлении. Его реализация позволит содействовать формированию у дошкольников знаний, умений, навыков культуры межличностного и межэтнического общения. Привьёт детям навыки толерантного отношения к сверстникам другой национальности. Будет способствовать стимулированию детей к изучению национальной культуры, обычаев и традиций разных народов и стран.
База реализации проекта: МБОУ «Орешковская ООШ»
Вид проекта: социально - значимый, среднесрочный (3 месяца).
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители,
педагоги МБОУ.
Цель проекта: Создание условий для формирования основ толерантной
культуры личности дошкольника, педагога и родителя.
Нормативно-правовое обеспечение проекта:
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина
России;
• ФГОС ДО;
• Концепция государственной миграционной политики Российской
Федерации до 2025 года;
• Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 22.11.89).
Задачи проекта для детей:
1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений видеть
и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к
людям.
2. Формирование у детей толерантного поведения, внутренней и внешней
правовой культуры.
3. Повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе.
4. Закрепление нравственных представлений, навыков социально
приемлемого поведения.
Задачи для педагогов и родителей:
1. Ознакомление педагогического коллектива с новинками методической
литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного
поведения и общения.
2. Повышение компетентности родителей по правовым вопросам
3. Оснащение РППС в группах и в детском саду, отвечающей принципам
культуросообразности, индивидуальности.
4. Применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности.
5. Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.
Планируемые результаты проекта:
1. Толерантные, дружелюбные, коммуникативные дошкольники, знающие культурные традиции разных народов, разных стран, умеющие адекватно взаимодействовать в условиях межэтнических отношений.
2. Заинтересованность родительской общественности к участию в работе
по воспитанию толерантности у дошкольников;
3. Расширение и совершенствование информационной базы пропаганды
международного общения в детском саду и в других городах нашей страны.
4. Обобщение и распространение опыта работы в педагогическом сообществе города Новочеркасска. Связь с образовательными областями.
Социально-коммуникативное развитие:
Знакомство с историей и культурой разных народов. Развивать интерес к быту, народным промыслам народов мира. Толерантное отношение друг к
другу. Формировать желание участвовать в совместных играх и праздниках.
Формировать такие качества как, толерантность, коммуникабельность,
дружелюбие, сочувствие. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Воспитывать дружеские взаимоотношения между
детьми разных национальностей, умение контактировать и общаться, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры.
Познавательное развитие:
Дать элементарные знания о жизни народов разных стран, символике, играх
и традициях, о природе и климате разных стран, географическим положением разных стран. Расширять представление детей о многообразии окружающего мира.
Речевое развитие:
Продолжать совершенствовать речь как средство общения. Обогащение и
активизация словаря, развитие связной и грамматической речи, работа над
интонационной выразительностью речи. Познакомить с многообразием
языков на нашей планете, через художественную литературу, знакомство с
разными странами мира.
Художественно-эстетическое развитие:
Знакомить с песнями, танцами, играми и музыкой разных стран. Развитие
творческого воображения при выполнении творческих заданий на занятиях,
при оформлении выставок. Формировать интерес к народному искусству.
Физическое развитие:
Развитие физических навыков и качеств при разучивании танцев, игр
разных страх.
I этап. Организационно-подготовительный
1. Разработка плана реализации проекта.
2. Ознакомление педагогического коллектива с новинками методической
литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного
поведения и общения.
3. Вовлечение родителей в образовательный процесс: оснащение РППС в
группах и в МБДОУ в соответствии с тематикой проекта (иллюстрации, картины, демонстрационный материал знакомящий с народами, населяющими нашу планету; куклы в национальных костюмах; костюмы (элементы) разных этнических групп Росси и народов мира; народная игра, народная игрушка и национальная кукла; произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, предметы быта относящиеся к разным культурам; семейные
фотоальбомы; мини-макеты; дидактические игры; картотеки пословиц о дружбе и семье, считалок, закличек, детская художественная литература).
4. Подготовка совместных мероприятий в рамках реализации проекта.
5. Составление картотеки подвижных игр, сценариев спортивного праздника, досугов с родителями.
6. Провести родительское собрание по проблеме «Формирование
толерантности у детей дошкольного возраста». Анкетирование
родителей для самооценки толерантности: «Черты толерантной
личности», «Знаете ли вы как воспитать толерантного человека?»
II этап. Основной
Цель: Реализация содержания проекта всеми участниками проектной
деятельности.
1. Интегрированная образовательная деятельность (НОД).
Занятия строятся на гуманистической позиции:
свободу высказываний и поведение ребенка в разных формах
педагогического процесса;
проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по
разным поводам, воспроизведение по ходу такого взаимодействия
индивидуального опыта;
недопущение насильных, жестоких мер, ограничивающих порывы и
желания детей.
Содержание занятий ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с
другими людьми, что приводит к осознанию и накоплению своего жизненного опыта. Это позволяет активизировать интерес дошкольника
вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу.
2. Игровая деятельность – игры и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно – ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры.
3. Чтение художественной литературы из серии «Развитие безусловного
принятия себя и другого человек», устный народный фольклор народов РФ.
4.Познавательно-исследовательская деятельность:
Создание мини-музеев: о народностях РФ, национальных костюмах,
куклах-оберегах и т.д.
Мастер классы для детей и взрослых.
5. Досуговая деятельность: тематические праздники, развлечения:
«День вежливости»;
«День прав ребенка»;
«День добрых дел»;
«Семья – всему голова»;
«Мы помощники».
6. Издание групповых тематических газет и плакатов совместно с родителями для детей и взрослых.
Выпуск папок-передвижек «Права и обязанности взрослых и детей»,
стенгазет, буклетов-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру.
Формы Тема Цели
Цикл НОД «Узнаем друг о друге»
Поэтапный цикл занятий для знакомства детей с различными нациями, народностями, расами.
Начать с ознакомление с национальным составом группы и довести до ознакомления детей с нациями мира.
Цикл тематических бесед «Ступени в мир национальностей», «Давайте
жить дружно» и др.
Сформировать у детей знание, что все люди на земле должны жить в дружбе и мире, не смотря на национальные и расовые различия.
Познавательно-исследовательская деятельность «Что такое, кто такой?» и т.д.
Ознакомить детей с понятиями национальность,
народ, миролюбие, толерантность, поликультурность игровая деятельность «Общаемся играя» и др.
Помогать строить взаимоотношения между детьми разных национальностей в процессе игровой деятельности, включая в игры всех без исключения детей
Коммуникативная деятельность «Пойми меня» и т.д.
Вырабатывать у детей интерес к разным языкам, учить детей безбарьерному общению двигательная деятельность «Детские подвижные игры разных народов».
Совместное разучивание народных игр Направлять действия детей в оказании
взаимопомощи и взаимовыручки в подвижных народных играх трудовая
деятельность «Обновка для группы» и т.д.
Способствовать совместной деятельности педагогов с детьми в оформлении группы и создании предметно-развивающей среды с учетом национального колорита.
III ЭТАП. Заключительный
1. Обобщить результаты работы.
2. Провести анализ деятельности.
3. Презентация материалов проектной деятельности.
Содержание проекта будет дополняться методическими разработками
НОД, досугов, тематических бесед и корректироваться в соответствии
с национальным составом воспитанников детского сада.
Методическая литература:
1. Асмолов А. Г. «На пути к толерантному сознанию» М. 2000. с 7.
2. Риэрдон Б. Э. «Толерантность – дорога к миру» М. 2001г.
3. Выготский Л. С. «Педагогическая психология» Педагогика. 1997-479 с.
4. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников.» – М.: ЦГЛ,
2004.
5. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. «Занимательная педагогика народов России»
М.: 1998.
6. Кутьина Н.Б. Программа «Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой»
СПб.: Детство-Пресс, 2004
7. А. В. Кенеман «Детские подвижные игры народов СССР» Под редакцией
Т. И. Осокиной. М.: Просвещение, 19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мы разные-мы вместе!"
Буклет по воспитанию толерантности у дошкольников...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема: Мы разные, мы вместе.
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема: Мы разные, мы вместе.Цель. Формирование у детей уважительного отношения к другим народам, их культуре и традициям. Создавать положительную основу д...
Конспект занятия "Все мы разные, но вместе нам хорошо"
Конспект по воспитанию интереса и уважения к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности....
Конспект НОД по рисованию в старшей группе "Мы разные мы вместе"
Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в старшей группе....
Проект " Мы разные- мы вместе"
Проект "Мы разные-мы вместе" позновательно-творческий, очень актуальный в наши дни для формирования нравственно-патриотических чувств у детей, для воспитания любви и уважения к своей Родине,...
Тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Мы разные. Мы вместе».
Тренинг направлен на сплочение детского коллектива...
Методическая разработка образовательного проекта "Мы- разные, мы- вместе"
Формирование толерантности – задача, которую необходимо решать сегодня в первую очередь. Причем наиболее эффективной эта работа будет только тогда, когда будет вестись с раннего детства. Недаром...