Развитие любознательности дошкольников в процессе образовательной деятельности
методическая разработка

Современному обществу на новом этапе его развития необходимы активные, интеллектуальные, всесторонне развитые личности, которые способны творчески мыслить, видеть проблему, принимать не стандартные решения, уметь самостоятельно делать выбор. Современная личность должна уметь  создавать что - то новое, делать открытия для себя и окружающего мира. Все эти качества в человеке побуждает любознательность. Именно любознательный человек способен увидеть что - то новое вокруг себя, получить результат интеллектуального поиска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический oпыт воспитателя MБДOУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Лямбирского муниципального района Республики Moрдoвия

по теме:  «Развитие любознательности дошкольников в процессе образовательной деятельности».

Автор: Федотова Наталья Александровна

Год рождения: 14.03.1997

Профессиональное образование: ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва», Историко-социологический институт. 2020 год, Магистратура, 2023 год.

Профессиональная переподготовка: Профессиональная переподготовка «ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» по программе «Педагогика и методика дошкольного образования»,2020 год.

Общий педагогический стаж:  4 года

Педагогический стаж в ДОУ:  4 года

Квалификационная категория: нет

Дата последней аттестации:  (соответствие занимаемой должности)

Занимаемая должность: воспитатель.

        Актуальность

Современному обществу на новом этапе его развития необходимы активные, интеллектуальные, всесторонне развитые личности, которые способны творчески мыслить, видеть проблему, принимать не стандартные решения, уметь самостоятельно делать выбор. Современная личность должна уметь  создавать что - то новое, делать открытия для себя и окружающего мира. Все эти качества в человеке побуждает любознательность. Именно любознательный человек способен увидеть что - то новое вокруг себя, получить результат интеллектуального поиска.

Любой ребенок от природы любознателен. Это качество им дано от природы. Любознательность дошкольников проявляется в виде  часто задаваемых вопросов и это норма. Если ребенок задает вопросы - это очень хорошо, а их отсутствие должно настораживать.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольное учреждение должно выпустить ребенка способного задавать вопросы сверстникам и взрослым, наблюдать и экспериментировать, пытаться самостоятельно объяснить явления в природе,  способного дать объяснения поступкам человека, ребенка проявляющего любознательность.

Основная идея опыта

 

Очень важно развивать любознательность дошкольников, ведь она помогает облегчить любое познание. Если ребенок с желанием и интересом старается получить новые знания, то ему будет легче запомнить и понять полученную информацию.

Изучив работы таких педагогов, ученых, психологов, как Капустина Н. Г., Мухина В. С., Щукина Г. Н., Аржанова Л. И. и других  я сделала вывод, что развитие любознательности дошкольников изучена недостаточно. Поэтому я изучила методическую литературу по этой теме:

1.        Акимoва Г. Е., Федорова Е. В. « Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет».

2.        Алябьева Е. А.  «Как развивать лoгическое мышление у ребенка 5-8 лет».

3.        Баськo Е.Ф. «Динамика любoзнательности детей в системе непрерывнoго образoвания».

4.        Гoлицин В.Б «Пoзнавательная активность дoшкольников».

5.        Куланиной Н.Ф. Рабочая прoграмма допoлнительного образования по познавательному развитию «Пoзнавай-ка».

6.        Чаплиевoй Н.В. Прoграмма «Развитие любознательности у детей».

Именно это определило тему моего педагогического опыта «Развитие любознательности дошкольников в процессе образовательной деятельности».

Целью моего инновационного опыта стали:

- изучение научной и методической литературы по формированию любознательности дошкольников;

- систематизация образовательного процесса с дошкольниками по развитию любознательности и познавательной активности.

Для реализации целей определила следующие задачи:

- организация развивающей среды группы;

- организация встреч с интересными людьми;

- создание картотек презентаций, наблюдений, дидактических и развивающих игр, опытов и экспериментов, ребусов, схем, мнемотаблиц и т.д.;

- взаимодействие с коллегами и родителями воспитанников;

- организация информационных материалов.

Теоретическая база

Вопрос развития любознательности рассматривался и рассматривается многими учеными, педагогами, психологами.

Еще древнегреческий философ Сократ говорил: « Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим

А Лев Семенович Выготский считал, что простое детское любопытство, возникающее в результате отсутствия возможности осуществить какое - то действие с предметом, порождает любознательность. Ананьев Борис Герасимович говорил, что  любознательность это черта характера ребенка, которую важно развивать.

Современный психолог Жихарева Елена Васильевна утверждает, что именно дошкольный возраст считается самым благоприятным возрастом для развития любознательности. Процесс развития любознательности очень сложный и требует системного и целенаправленного подхода.

По мнению  психолога Натальи Борисовны Шумаковой количество вопросов задаваемых ребенком свидетельствуют об уровне развития любознательности. Ведь именно  любознательный ребенок задает много и часто вопросы, что бы понять сущность окружающей действительности.

В своей педагогической практике я использую:

  • Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. ДЕТСТВО: Примерная образовательная программа дошкольного образования. СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2014
  • Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Издательство «Учитель», Волгоград, 2012г.
  • Е.В. Марудова Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - Спб. ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2011.
  • О. М. Масленникова, А.А. Филиппенко Экологические проекты в детском саду. Образовательное пространство ДОУ. «Учитель», Волгоград, 2013г.
  • О.В. Дыбина. Из чего сделаны предметы: игры-занятия для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2014

•        О.В. Дыбина. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для доошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2013

Новизна

Новизна педагогического опыта заключается в том, что в процессе его реализации  были использованы современные формы и методы организации детей, вовлечены в образовательный процесс родители и специалисты, организованы встречи с интересными людьми.

        Технология опыта

Мой опыт работы показал, что именно любознательность развивает логику, образное мышление, память и внимание.

Работу по теме инновационной деятельности я проводила по принципу системности. Только система позволяет добиться хороших результатов.

Сначала  мной были подобранны методики диагностики уровня развития любознательности дошкольников. Были рассмотрены следующие методики диагностик:

  1. Н. В. Верещагина.  Мониторинг интегративных качеств «Любознательный, активный».
  2. Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич.Методика «Сказка».
  3. К.М. Рамонова. Методика «Детские вопросы».

Проанализировав данные методики диагностики, свой выбор я остановила на диагностике интегративных качеств Н.В. Верещагиной.

ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ, АКТИВНЫЙ»

П№п/п

Фамилия, имя ребенка

Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности, использует различные источники информации

Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

Полученные мной данные мониторинга показали, что высокий уровень развития имеют только 7%, средний – 65%, а низкий – 30%.

Я заметила, что развитие любознательности дошкольников не происходит само по себе. Это очень долгий процесс, который требует четкую, нацеленную на получения результата работу.

Для эффективного использования методов развития любознательности очень важно грамотно создать  предметно - развивающую среду.

При организации предметно - развивающей среды основное место я отвела центру экспериментирования. В нашей группе создана экспериментальная лаборатория «Почемучки». В лаборатории содержится большое количество предметов живой и не живой природы: разнообразная бумага, лупы, микроскоп, зеркала, сосуды разнообразной формы и размеров, весы, бросовый материал, воздушные шары, различные масла, красители, крупы и другие  материалы; картотеки опытов и экспериментов, картотеки мероприятий проводимых совместно с детьми и родителями.

Важную роль я отвела использованию следующих методов и форм:

1. Беседы, рассказы, объяснения и пояснения.

2. Рассматривание картин, иллюстраций, альбомов.

3. Дидактические игры, упражнения.

Во время игры ребенок лучше воспринимает полученную информацию. Например,  я использовала такие игры как: «Что лишнее», «Чего не стало», «Что за чем», «Логическая цыпочка», «Продолжи», «Найди отличия» и другие

4. Проектная деятельность, опыты  и эксперименты.

Использование проектной деятельности, проведениеопытов и экспериментов помогают ребенку открыть много нового и интересного, то, что взрослому уже давно известно. Дошкольники получает ответ на множество интересующих его вопросов «Что?», «Как?», «Откуда?», «Зачем?». Во время проведения экспериментов я старалась, чтобы ребенок чувствовал себя первооткрывателем, и становилась его соучастником в  открытиях, вместе с детьми радовалась полученным результатам. С детьми мы проводили такие опыты, как: «Волшебное электричество» (знакомство со статическим электричеством), «Огонь и вода», «Удивительный лед», «Радуга в стакане», «Сырое или варенное», «Кто быстрее» и другие.

5.Наблюдения на улице, в группе.

Во время наблюдений у дошкольников развивается познавательная активность. Дети познают и узнают окружающие их предметы.

6.Виртуальные экскурсии.

Такие экскурсии помогают ребенкуполучить больше информации о предметах, явлениях, которые не встречаются в его окружении. В своей работе я использовала видео экскурсии: «Как создают книги», «Как делают бумагу», «Голубая планета», «Далекий север», «Фабрика сладостей», «Дымковские игрушки» и другие.

7. Встречи с интересными людьми.

Так, например, мной были организованы встречи с пожарными, медсестрой, библиотекарем, работниками почты и др.

В своей практике я часто применяю информационно-технические средства  для просмотра мультфильмов, фильмов, презентаций.

При организации непосредственно образовательной деятельности использую нетрадиционные формы организации и метод интеграции образовательных областей. Это различные занятия - путешествия, занятия - соревнования, КВН, «Что? Где? Когда?»,театрализованные занятия и другие.

Считаю очень важным проводить контроль по усвоению ребенком полученных им знаний с целью дальнейшего определения индивидуального маршрута развития. Для этого я использовала журнал педагогического контроля, где ежедневно отмечаю результаты усвоения   материала.  

Нельзя оставлять не замеченным результат деятельности ребенка, а для этого нужно  хвалить ребенка не только за результат, но и за активную работу, за старание. Для стимулирования активности ребенка я использую фишки, наклейки. Именно наглядный метод поощрения помогает ребенку увидеть  результат своей работы.

Особую роль в развитие любознательности дошкольников отвожу семье. Свою работу с семьей строю  по схеме  «Ребенок + детский сад + семья».

        Результативность опыта

Реальный вклад педагога в дело обучения, воспитания личности. Использование данного опыта способствовало развитию у дошкольников таких качеств, как активное развитие фантазии, умение думать, размышлять, находить сходства и отличия, делать простейшие умозаключения, активно участвовать в решении проблемы, способность сопереживать, у детей повысилась уверенность в себе и своих силах. Так, например, мои воспитанники начали занимать высокие места в конкурсах, таких как: 2-е место в Республиканском конкурсе Педагог 13.ру в номинации: «Пластилинография», 2-е место в         Районном конкурсе детского рисунка на асфальте «Мой разноцветный мир»         и другие.

У детей повысилась память, мышление, речь, воображение. Дети стали более активно принимать участие в различных дидактических и подвижных играх, у них увеличился интерес в  познании окружающей действительности, дети стали стремится  самостоятельно находить проблему и решать ее, получение новых знаний стало даваться детям легко и приносить радость и удовольствие.

Стабильность. Мой инновационный педагогический опыт:

«Развитие любознательности дошкольников в процессе образовательной деятельности» помог добиться хороших результатов.

 По результатам диагностики интегративных качеств «Любознательный, активный» фиксируется положительный результат. Так на начало работы по данной проблеме  проведенный мониторинг интегративных качеств «Любознательный, активный» показал следующие результаты: высокий 7%, средний 65%, низкий 30%. А после проведенной работы были получены следующие результаты: высокий 58%, средний 42%, низкий 0%


По данным представленным в виде диаграммы можно увидеть эффективность использования данной  инноваций деятельности направленной на развитие любознательности дошкольников.

Доступность. Материал, использованный в процессе инновационной деятельности доступен для детей, понятен для родителей и коллег.Своим опытом я охотно делюсь со своими коллегами по работе, выступаю на родительских собраниях, семинарах, методических объединениях.

Однако, при использовании педагогического  опыта я столкнулась с некоторыми проблемами и трудностями.

Несмотря на то, что при создании центра экспериментирования нами были приобретены инвентарь и оборудование для проведения опытов и экспериментов, его оказалось недостаточно для работы с  целой группой или подгруппой детей.

Но эту проблему мы решили совместно с родителями воспитанников.  Так, например, что-то было изготовлено своими руками, некоторые предметы родители принесли из дома.

Трудность была и в непонимании со стороны родителей важности проблемы развития любознательности детей.

Так, проведенное анкетирование по теме «Познавательно - исследовательская деятельность дошкольника» показало, что только 5% считают проектирование одним из видов познавательно - исследовательской деятельности, только 20 % проводят с ребенком домашние эксперименты, и только 30% предоставляют возможность действовать с разными предметами и материалами, поощряют экспериментирование с ними.

 Для решения этой проблемы я более активно использовала работу с родителями, проводила частные беседы, использовала консультации, папки - передвижки, проводила родительские собрания с использованием различных презентаций и мастер - классов.

Только комплексный подход при развитии любознательности дошкольников может дать эффективный результат.

Перспектива применения опыта в практике

 

Надеюсь, мой результат, полученный в ходе инновационной работы по теме «Развитие любознательности дошкольников в процессе образовательной деятельности» будет иметь ценность:

  • для педагогов ДОУ;
  • для родителей при организации совместной деятельности дома;
  • для тех, кто заинтересован развитием у дошкольников любознательности.

Мой опыт работы распространен на районных методических объединениях, среди педагогов ДОУ, в интернет ресурсах.

 

Список использованной литературы

        1 Акимова Г. Е., Федорова Е. В. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет. Издательство «Речь», Санкт - Петербург, 2002.

        2 Алябьева Е. А.  Как развивать логическое мышление у ребенка 5-8 лет. Издательство «ТЦ Сфера», Москва, 2005г.

        3 Басько Е.Ф. Динамика любознательности детей в системе непрерывного образования. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки, г. Ростов-на-Дону, 2007г. -№ 2.

        4 Верещагина Н.В. Диагностика педагогического процесса. Издательство  «ДЕТСТВО – ПРЕСС», Санкт - Петербург, 2011г.

        5 Голицин В.Б. Познавательная активность дошкольников. Советская педагогика, Москва, 1991г. - №3

        6 Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Издательство «Учитель», Волгоград, 2012г.

        7 Марудова  Е.В.  Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование.  Издательство  «ДЕТСТВО – ПРЕСС», Санкт - Петербург, 2011г.

        8 Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. Образовательное пространство ДОУ. «Учитель», Волгоград, 2013г.

        9 Примерная образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др. Издательство  «ДЕТСТВО – ПРЕСС», Санкт - Петербург, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи дошкольников в процессе игровой деятельности.

Особенности развития речи дошкольников в процессе игровой деятельности.Сложилось так  что, моя педагогическая деятельность осуществлялась в логопедических  группах  детского сада ...

Экологическое воспитание дошкольников в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И ...

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКАВ ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИОБРАЩЕНИЕ К ПЕДАГОГАМ!Уважаемые коллеги!Помещаю фрагменты из моей книги -   Штанько И.В. Художественно-эстетическое развитие до...

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСОВАЯ РАБОТА

В целях модернизации системы дошкольного образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», разработаны ФГОС к структуре основной общеобразовательной програм...

Беседа как метод развития связной речи в процессе образовательной деятельности в детском саду.

Представленные материалы помогут провести исследования на тему "Беседа как метод развития связной речи в процессе образовательной деятельности в детском саду".1 ЧАСТЬ: Предисловие.2 ЧАСТЬ: Д...

Методическая разработка. Перспективное планирование по теме: «Развитие речи дошкольников в процессе театрализованной деятельности».

Данная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования работающим с детьми дошкольного возраста по развитию речи в проц...