Конспект встречи с родителями "Учите ребенка чувствовать"
план-конспект занятия

Гаврюшина Елена Владимировна

Конспект может использовать в работе с родителями на родительском собрании или как одноразовая встреча. Описывает работу с чувствами и "Я-высказываниями".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект встречи с родителями «Учите ребенка чувствовать»

Цель. В процессе обсуждения подвести родителей к осознанию того, что, обогащая эмоциональный опыт ребенка, они помогают ему понимать самого себя и свои переживания.

Проведение встречи.

Начать встречу с разговора о том, что такое эмоциональная зрелость человека, хорошо или плохо быть эмоционально уравновешенным человеком, что это значит?

Согласны ли родители с утверждением, что чувства могут давать человеку большую информацию о самом себе?

Легко ли осознавать собственные чувства?

Удается ли самому родителю оставаться с ребенком эмоционально честным, т.е. открыто выражать свои чувства?

Если нет, то что этому мешает?

Многим людям бывает легче сказать, что они думают, чем описать, что они чувствуют. Почему?

Упражнение «Рисуем свое чувство».

Предложить родителям прислушаться к себе и определить то чувство, которое они ощущают в данный момент, попробовать под звучание музыки нарисовать то, что соответствует этому чувству, и дать комментарий к своему рисунку. Это упражнение тренирует способность «прикасаться» к своим чувствам.   Такое упражнение полезно проводить с ребенком.

Когда мы побуждаем ребенка «прикасаться» к своим чувствам, он получает огромную информацию о самом себе. Детям важно дать понять, что они могут испытывать разные чувства: и радость, и удивление, и раздражение, и обиду, и страх и др. важно внушать ребенку, что чувствовать что-либо – это нормально, но вот то, что мы делаем иногда, движимые некоторыми чувствами, не всегда хорошо. Очень важно в воздействии на ребенка, в контакте с ним отделять его поведение от его чувств и подсказывать ребенку, исходя из ситуации, более удачное действие, которое не задевало бы окружающих и не унижало бы самого ребенка.

Сказать родителям, что наиболее удачным для этого способом является использование в общении с ребенком так называемой техники активного слушания и высказывание в форме «я-сообщений». Активное слушание позволяет не обесценивать чувства ребенка,  не показывать превосходства над ним, не подавлять его инициативы, а напротив, выражать ему свое доверие.  

Например, увидев расстроенного сына, мать говорит ему: «Ты очень огорчен тем, что мальчик взял без разрешения твою машинку…», или «Тебе очень грустно, потому что ты поссорился с мальчиком из-за игрушки», или «Сейчас я вижу, как ты сильно расстроен…».  Подобной фразой взрослый как бы дает ребенку понять, что он знает о его чувствах и желаниях в связи со случившимся, что он понимает и признает чувства ребенка.

Форма «я-сообщения» позволяет искренне и эмоционально честно выразить свои чувства по отношению к поведению ребенка в безоценочной форме, сохраняя принятие ребенка и показывая уважение к нему, вместе с тем увеличивая вероятность того, что ребенок изменит свое поведение. Например: «Я начинаю раздражаться, когда вижу на полу игрушки, оставленные без присмотра».

Далее предложить несколько заданий на замену оценочной формы сообщения формой «я-высказывания», предварительно уточнив, в чем видится родителю оценочный характер некоторых сообщений:

«Сколько раз приглашать тебя к столу, надоело повторять одно и то же».

«Не мешай мне разговаривать по телефону, займись чем-нибудь».

«Когда ты берешь в руки мяч, тебе не приходит в голову, что я могу быть усталой».

«Меня сердит, когда ты не слушаешься» и др.

Задания на использование техники активного слушания или формы «ты-сообщения».

Попробуйте ответить ребенку так, чтобы помочь осознать собственное чувство, возникающее у него в данной ситуации:

«Не хочу надевать это платье», «Ни за что не пойду завтра в детский сад», «Сережа ударил меня палкой», «Света отняла у меня куклу», «Не хочу я ложиться спать, не буду ложиться» и др.

Сделать небольшое резюме.  Важный тезис встречи – относиться бережно к чувствам ребенка, помогать ему знакомиться с собственными чувствами и осознавать их. Если этого не делать, то ребенок невольно учится избегать встречи со своими чувствами и потребностями, с самим собой, так и не овладев способами обращения с ними. Тогда ребенку остается либо прятаться за послушание или безразличие, либо бурное упрямство и капризы.

Закончить встречу целесообразно изложением родителям некоторых полезных советов.

Полезные советы.

Наблюдайте за своим ребенком, обращая внимание на то, какие чувства ему сложнее заметить в себе и выразить, какие чувства ребенок подавляет в себе, избегает их.

Привлекайте ребенка к наблюдению за собой, например: «Что сейчас случилось с твоим голосом, он очень тихий».

Чаще ребенку задавайте вопрос: «Что ты хотел бы сейчас от меня?» и предлагайте тут же варианты ответа, например: «Может, ты хочешь, чтобы я погладила тебя, пожалела…поцеловала…сказала что-то приятное…»

Учитесь формулировать точное и нужное сообщение ребенку, которое его действительно поддержит, в котором он действительно нуждается в данный момент.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект родительского собрания"Воспитание добрых чувств у ребенка"

тема родительского собрания "Воспитание добрых чувств у ребенка"...

конспект встречи в родительском клубе "На встречу друг другу" "Научи любить ребенка все окружающее и ты его научишь всему"

В МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №19 «Светлячок» (Коломенский муниципальный район) не первый год функционирует родительский клуб «На встречу друг другу», руководителем которого является пе...

Конспект встречи с родителями детей младшего возраста : «Воздействие малых форм фольклора на развитие речи ребенка».

Форма: «Фольклорные посиделки».Педагоги и родители ответили на важный вопрос: Как же влияет на развитие речи детей применение малых форм фольклора в повседневной жизни?...

Конспект встречи с интересным человеком (профессия стоматолог) «Конспект традиции "Встреча с интересными людьми" " Наш друг- врач-стоматолог"» с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: способствовать формированию детско-родительских отношений, врача-стоматолога.Задачи: -формировать у детей понятие "трудовая деятельность" на примере врача-стоматолога; ее значимос...

Рекомендации психолога "Общайтесь со своим ребенком,чтобы ребенок чувствовал себя любимым..."

Нам всем постоянно не хватает времени! Но,для того, чтобы отношения с маленьким членом семьи были открытыми, доверительными. чтобы ребенок чувствовал себя любимым, надо просто посмотреть ему в глаза, ...

«Безопасность ребенка». Показатель психологической защищенности ребенка — чувство собственного достоинства и уверенность.

laquo;Безопасность ребенка». Показатель психологической защищенности ребенка — чувство собственного достоинства и уверенность....

Конспект театрализованного занятия «Эмоции, вербализация чувств, переживаний ребенка, как одно из условий психокоррекционной работы »

Конспект составлен для проведения совместной театрализованной деятельности детей старшего возраста группы общеразвивающей направленности и группы компенсирующей направленности (дети с диагнозом F-70...