План по самообразованию 2023- 2024 гг. «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
рабочая программа (средняя группа)
Актуальность темы:
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_samoobrazovaniyu_ermaovoy.a.a.docx | 29.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение «Берёзка» структурное подразделение «Звёздочка»
Тема по самообразованию : «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Воспитатель:
Ермакова.А.А
2023 г
Актуальность темы:
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.
В основе познавательно-исследовательской деятельности дошкольников лежат жажда познания, стремление к открытиям, любознательность и потребность в умственных впечатлениях. Наша задача – развитие личностных, физических и интеллектуальных качеств дошкольника.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и
продуктивнее при других равных условиях будет его творческая,
исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.
Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить. Исследования дают возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», а также дают возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений
окружающего мира является метод экспериментирования. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, сравнением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Путем экспериментирования ребенок сам достигает результата, делает выводы и наблюдает за «чудом», так одновременно формируется и творческая мысль и научный интерес. Преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. Экспериментируя с природными материалами и физическими состояниями, у ребенка развивается интерес и понимание законов природы, любовь к природе и естественным наукам.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель:
создать оптимальные условия для развития познавательноисследовательских способностей дошкольников как основы интеллектуальноличностного, творческого развития.
Задачи:
- изучить научную литературу, методики, технологии по познавательноисследовательской деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость,
- активность и самостоятельность в познавательно-поисковой и других видах деятельности для развития физических, личностных и интеллектуальных качеств ребенка оценочное и критическое отношение к миру;
- развивать познавательную активность детей в процессе
- экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать,
- развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования,
- установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
- Воспитывать интерес детей и бережное отношение к природе,
- целеустремленность и настойчивость
Методы и приемы работы:
- Практические
- проблемно-поисковые
- беседы
- опыты;
- наблюдения на прогулках, эксперименты;
- чтение художественной литературы
- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие
- ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Предполагаемый результат:
- Повышение профессионального мастерства.
- Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
- Дети научатся определять разнообразные методы решения поставленных ряда задач самостоятельно.
- У детей сформируется умение подбирать несколько вариантов решения поставленных задач.
- У детей пополнится словарный запас и активизируется речь специальной терминологией.
- Разовьется желание самостоятельно делать выводы и выдвигать
План работы по теме самообразования на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы и других источников | Сентябрь - май | 1.Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» С.-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2013 г. 2. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. 3. Дошкольное воспитание №2, 2000 г. 4. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 6. Вахрушева Л.Н. «Воспитание познавательных интересов у детей 4-5 лет». М., ТЦ «Сфера», 2012 г. | Анализ изученной литературы в плане по самообразованию. |
Работа с детьми | Сентябрь | Исследование свойств песка, почвы и глины во время игровой деятельности на прогулке. Знакомство с лупой. Опыты с песком и глиной, почвой. | Познакомить с приборомпомощником - лупой и ее назначением. |
Октябрь | Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). | Опыт «свет и тень» Свет повсюду | |
Ноябрь | Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. | Опыты с водой. | |
Декабрь | Защитные свойства снега. Выявление механизма образования инея. Лед легче воды. | Опыта со снегом и льдом | |
В течение года | Пополнение центра экспериментирования. Консультация для родителей «Создание условий для экспериментирования детей дома» Подготовка картотек по опытам и экспериментам. Наметить основные формы работы: « Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником». | ||
Январь | Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. | Опыты с воздухом. | |
Февраль | Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. | Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте». | |
Работа с родителями | Март | Причина возникновения солнечных зайчиков. Познакомить детей с понятием «отражение». | Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). |
Апрель | Познакомить детей с физическим свойством предметов- инерцией. Сила тяготения. Дать детям представление о существовании невидимой силы - силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. | Опыт «Упрямые предметы» | |
Май | Подготовка к открытому мероприятию с участием родителей. | Открытое мероприятие с участием родителей «Чтобы никому не было скучно». Фотоотчёт по итогам года на итоговом родительском собрании. | |
Выступление на родительском собрании. | |||
Подготовка к фотоотчёту. | |||
Самореализация | Сентябрь - май | Сбор папки с материалами по теме самообразования. | Папка с конспектами, отчётами, консультациями, детскими работами, фотографиями по теме самообразования. |
Сентябрь | Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Картотека опытов и экспериментов для детей 4-5 лет. | |
Ноябрь | Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». | Буклет | |
Февраль | Мастер-класс «Коллективное создание изображений». | Выступление на семинаре-практикуме. | |
Май | Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования.Фотовыставка. | Выступление на итоговом педсовете |
Вывод:
В процессе экспериментирования у детей формируются не только
интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой –позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах
материалов, веществ
Список используемой литературы
1.Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома». Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил.(Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).
2. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста». Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с.-(программа развития).
3.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.
4.Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников ».Журнал «Ребенок в детском саду».2003.№3,4, 5.2002.№1.
5. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие.»- М.: Педагогическое общество России, 2005.-80с.
6. Новиковская О.А. «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников».- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.
7. Прохорова Л.Н.- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации». М.:АРКТИ, 2003.- 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников (в процессе экспериментирования с объектами неживой природы)
В 5 - 6 лет ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и смелее он вглядывается в открывающуюся перед ним перспективу познания «большого мира» - тех знаний, которые человечество н...
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя Ерышкановой Натальи Владимировны МБДОУ №84 «Серебряное копытце» по теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
в индивидуальном плане по самообразованию воспитателя Ерышкановаой Натальи Владимировны представлены основные формы работы по теме ,практичекие выходы...
Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования у детей старшей группы. План по самообразованию
Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования у детей старшей группы.План по самообразованиюПодготовила: Аширова Н.Х.воспитатель МБДОУ «Лямбир...
Консультация для воспитателей "Развитие познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования "
Консультация "Развитие позавательно- исследовательской деятельности дошкольников в процессе зкспериментирования "...
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Консультация для педагогов "Развитие позновательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе эксперементирования"...
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
laquo;Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»...
Методическая разработка "«Развитие поисково – исследовательской дея-тельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы естественнонаучного образования младших школьников. Большое значение при изучении предметов естественнонаучного цикла имеют экспериме...