Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования у детей старшей группы. План по самообразованию
методическая разработка на тему
Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования у детей старшей группы.
План по самообразованию
Подготовила: Аширова Н.Х.
воспитатель МБДОУ
«Лямбирский детский сад 3
комбинированного вида»
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает познавательно-исследовательская деятельность. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе, поэтому познавательно-исследовательская деятельность в детском саду становится очень важной ступенькой при подготовке детей к обучению в школе.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федеральных Государственный Образовательных стандартов дошкольного образования. Реализация образовательной области «Познавательное развитие» в части развития познавательно-исследовательской деятельности обеспечивается за счет таких форм работы как:экспериментирование;исследование;коллекционирование;проектирование.
Эти формы работы позволяют на этапе завершения дошкольного образования достичь следующих целевых ориентиров, которые определены в ФГОС ДО: ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ashirova_plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 31.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования у детей старшей группы.
План по самообразованию
Подготовила: Аширова Н.Х.
воспитатель МБДОУ
«Лямбирский детский сад 3
комбинированного вида»
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает познавательно-исследовательская деятельность. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе, поэтому познавательно-исследовательская деятельность в детском саду становится очень важной ступенькой при подготовке детей к обучению в школе.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федеральных Государственный Образовательных стандартов дошкольного образования. Реализация образовательной области «Познавательное развитие» в части развития познавательно-исследовательской деятельности обеспечивается за счет таких форм работы как: экспериментирование; исследование; коллекционирование; проектирование.
Эти формы работы позволяют на этапе завершения дошкольного образования достичь следующих целевых ориентиров, которые определены в ФГОС ДО: ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире.
Результаты современных психологических и педагогических исследований следующих ученых-психологов, педагогов - Ю.К. Бабанского, Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, И.Д. Зверева, В.В. Запоржца, И.Я. Лернера, А.И. Савенкова, Г.И. Щукиной и др. - показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами, поэтому особый интерес для детей представляет экспериментирование.
Ребёнок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал, тем быстрее развиваются познавательные способности, и повышается познавательная активность.
Детское экспериментирование относится к познавательно-речевому развитию. Оно имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Слова восточного мудреца гласят: «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Дошкольники – прирожденные исследователи. Тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Цель: развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково - исследовательской деятельности.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
- Создание условий для исследовательской активности детей;
- Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
- Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.
Основные методы и формы работы.
Метод ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ, который является разновидностью класса практических методов в педагогике и дидактике, и понимается как особый способ освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
- во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
- во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
- в-третьих, они практически безопасны.
- в-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности я также использовала следующие методы при проведении экспериментов:
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ - относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения.
Из практических методов обучения я использовала следующие: ИГРОВОЙ МЕТОД, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности, а также ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ - это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т.д.
Из словесных методов обучения я использовала в своей работе следующие:
-рассказ воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях.
-рассказы детей - метод, который направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
Для уточнения, коррекции знаний детей, их обобщения и систематизации использовала такой метод как беседа.
Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.
Предполагаемый результат работы над темой самообразования.
У меня, как у педагога-воспитателя сформируются основы педагогического мастерства:
• умение анализировать научно-методическую литературу;
• умение применять полученные знания на практике;
• активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
Дети научатся:
• самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
• предлагать возможные варианты решения;
• исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности.
Для реализации опытно — экспериментальной деятельности детей в нашей группе организована мини-лаборатория «Эврика». В ней имеются дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования:
- специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки),
- бросовый и природный материал (камешки, песок, семена),
- утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки и т. д.),
- инструменты для опытов (лупа, микроскоп, термометр, магнит, весы, зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.), изготовлены дидактические материалы.
При оборудовании уголка экспериментирования были учтены следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения.
- Список литературы
Сроки выполнения | Тема | Содержание работы | Результаты | Литература |
Сентябрь |
«Шаг за шагом» | Подбор и изучение литературы по теме. Участие в конкурсах педагогического мастерства на сайтах (сентябрь – май) | Изучение и внедрение ФГОС. Составила перспективный план экспериментальной деятельности (см. приложение) | 1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. 2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г. 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. 8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. |
Октябрь | «День открытых дверей». | Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Открытый просмотр осенней прогулки для воспитателей д/с: «Ветер в парке листья кружит» с детьми старшей группы. Создание «копилки опытов и экспериментов» для старшей группы | |
Ноябрь- | Создание предметно-развивающей среды | Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, пополнение мини лабораторий с объектами неживой природы.
| Анкета для педагогов | |
Декабрь | Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе. | Выступление на семинаре-практикуме «Педагогические технологии». | Доклад и презентация по теме «Опыт работы по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности». | |
Январь | «Газета для любознательных родителей». | Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования. Проведение диагностирования родителей по проблеме развития детского экспериментирования. | Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Анкета для родителей Родительское собрание «Лаборатория чудес и превращений». | |
Февраль | «Приборы-помощники» | Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп…) | Памятка для родителей «Я познаю мир» | |
Март | Инновационные технологии-ТРИЗ | Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов. Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. | ||
Апрель | Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования у детей старшей группы | Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. Выступление на педсовете. | Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте». Отчет о проделанной работе по теме самообразования «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования у детей старшей группы» . | |
Май | «Что? Зачем? Почему?» | Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. | Опыты с песком и глиной. Фотовыставка «Юные исследователи». |
Заключение.
Процесс познания, освоение новых знаний детьми очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Список литературы.
1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников (в процессе экспериментирования с объектами неживой природы)
В 5 - 6 лет ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и смелее он вглядывается в открывающуюся перед ним перспективу познания «большого мира» - тех знаний, которые человечество н...
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя Ерышкановой Натальи Владимировны МБДОУ №84 «Серебряное копытце» по теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
в индивидуальном плане по самообразованию воспитателя Ерышкановаой Натальи Владимировны представлены основные формы работы по теме ,практичекие выходы...
Консультация для воспитателей "Развитие познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования "
Консультация "Развитие позавательно- исследовательской деятельности дошкольников в процессе зкспериментирования "...
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Консультация для педагогов "Развитие позновательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе эксперементирования"...
Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию (модуль – музыкальная деятельность) «Театр рук в ДОУ» Для детей старшей группы
создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной постановке средствами синтеза искусств – театра и музыки.развитие творческих способностей посредством синтеза искусст...
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
laquo;Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»...
Методическая разработка "«Развитие поисково – исследовательской дея-тельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы естественнонаучного образования младших школьников. Большое значение при изучении предметов естественнонаучного цикла имеют экспериме...