Рабочая программа по сотрудничеству с семьями воспитанников в средней группе
рабочая программа (средняя группа)
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vzaimodeystviya_s_roditelyami_v_sredney_gruppe.docx | 31.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Катюша»
Рабочая программа по сотрудничеству
с семьями воспитанников в
средней группе
Авторы: Борисова А.А., Мухина В.В.
Угра, 2022
Программа по сотрудничеству
с семьями воспитанников в средней группе на 2022- 2023 учебный год.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Актуальность
3. Цели, задачи программы
4. Основные приоритеты и направления работы с семьями воспитанников:
5. Принципы взаимодействия с родителями
6. Формы взаимодействия с родителями.
7 . Ожидаемые результаты программы.
8. Содержание работы с родителями в средней группе 2022-2023 гг.
9. Используемая литература
Пояснительная записка
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).
Актуальность:
С одной стороны, появились нормативные правовые документы, обозначившие новые цели и задачи в дошкольном образовании: - ФГОС дошкольного образования, где прописаны требования к структуре ООП дошкольного образовательного учреждения и к условиям реализации ООП ДОУ, в них одно из основных направлений - взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. С другой стороны, анализ работы с воспитателями показывает, что существуют проблемы в эффективном взаимодействии родителей и педагогов в формировании целостной картины мира дошкольников, по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ, проблемы воспитания, развития детей, как правило, решаются только, как правило, образовательным учреждением и педагогами, воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им формы работы с семьёй, родители и педагоги не готовы иногда совместно успешно взаимодействовать по реализации ООП, нет опыта реализации и воплощения в жизнь идеалов равенства субъектов образовательного процесса, взаимного уважения, демократизации.
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. Эффективность выбранных методов работы с семьёй также подтверждается данными о желании родителей участвовать в мероприятиях, предлагаемых педагогами.
Программа взаимодействия с родителями воспитанников составлена с учётом образовательной программы «От рождения до школы».
Результаты опроса показали, что детский сад пользуется авторитетом у родителей, они довольны отношением воспитателей к детям и к ним, отмечают, что дети с удовольствием посещают детский сад. За активное участие в деятельности ДОУ отдельные родители были награждены грамотами, Благодарственными письмами от администрации ДОУ.
Цель: Создать в детском саду максимально благоприятные социально-психологические условия для сближения ребёнка с родителями на основе взаимодействия детского сада и семьи, приобщить родителей к участию в жизни детского сада и группы.
Задачи:
1. Устанавливание партнёрских отношений между педагогами, детьми и родителями.
2. Планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;
3. Практическая помощь семье в воспитании детей;
4. Организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;
5. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность детского сада.
Основные приоритеты и направления работы с семьями воспитанников:
Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей.
Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка.
Установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики.
Привлечение актива родителей, общественности к деятельности ДОУ, к работе с семьями.
Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 44.1) родителя являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция ДОУ в работе с семьей.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности;
- совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности
- совместное планирование предстоящей деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.
Инициатором установления сотрудничества являются педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе.
В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:
1. Открытость детского сада для семьи.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня не приносит положительные результаты. Гораздо эффективнее создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
4. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей
Для реализации программы использую следующие формы взаимодействия с родителями.
Традиционные формы: лекции, беседа, родительские собрания, консультирование родителей по запросу, наглядная агитация.
Нетрадиционные формы: семинары-практикумы, педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек.
Инновационные:-Сайт детского сада. -Проектная деятельность Участие во Всероссийских, Районных конкурсах детского творчества.
Знакомлю родителей с задачами, содержанием и методами воспитания в условиях детского сада и семьи. Тематические консультации провожу, чтобы ответить на вопросы, интересующие родителей. Педагогическая беседа с родителями необходима для оказания родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу. Анкетирование провожу с целью изучения семьи. На доске объявлений информирую родителей об основных событиях и мероприятиях, организованных в детском саду.
Ожидаемые результаты:
1. Повысился воспитательный потенциал семьи, понимание родителями необходимости и важности взаимного сотрудничества в интересах создания единого пространства развития для своего ребенка.
2. Возросло число родителей активно включенных в образовательный процесс детского сада, группы.
3. Сформировано представление родителей о сфере педагогической деятельности:
- о педагогической деятельности в целом;
- о специфике работы с детьми средней группы;
- об особенностях образовательного процесса в ДОУ;
4. Удовлетворённость родителей качеством и количеством форм взаимодействия с детским садом.
Перспективный план работы с родителями в средней группе
Сентябрь
| «Режим дня», «Наши занятия», «Советы психолога, логопеда», «Закаливание», «Что должно быть в шкафчике», «Именинники», «Объявления». | Игры в группе: «Ребенок + родитель + воспитатель», обновление группового инвентаря, участка. | Нацелить родителей к активной, совместной работе в новом учебном году. |
| Организация фотовыставки. | Советы по оформлению семейного фото. | Узнать о том ,как семьи провели совместный отдых. |
| Объявление – приглашение (тема, перечень вопросов ), информационные плакаты (совместные игры родителей с детьми дома ). | Анкеты (рекомендации и пожелания по работе группы ). | Обсуждение рекомендаций и пожеланий. Выборы родительского комитета. |
Октябрь
Активные формы работы | Наглядная информация | Индивидуальная работа | Цель |
| «Режим дня», «Наши занятия», «Советы психолога, логопеда», «Закаливание», «Что должно быть в шкафчике», «Именинники», «Объявления». | Игры в группе: «Ребенок + родитель + воспитатель», обновление группового инвентаря, участка. | Нацелить родителей к активной, совместной работе в новом учебном году. |
| Организация фотовыставки. | Советы по оформлению семейного фото. | Узнать о том ,как семьи провели совместный отдых. |
| Объявление – приглашение (тема, перечень вопросов ), информационные плакаты (совместные игры родителей с детьми дома ). | Анкеты (рекомендации и пожелания по работе группы ). | Обсуждение рекомендаций и пожеланий. Выборы родительского комитета. |
Ноябрь
Активные формы работы | Наглядная информация | Индивидуальная работа | Цель |
| «Как беречь здоровье», «Профилактика гриппа». | Беседа о здоровье детей, индивидуальных способах профилактики и лечения. | Привлечение родителей к подготовке группы к холодам и профилактика заболеваемости. |
| Сбор-отчет домашних развивающих игр, выставка групповых настольно-печатных игр в соответствии с возрастом. | Предложение родителям поиграть дома с детьми в развивающие игры. | Напомнить о важности настольно-развивающих игр, их значении, подборе для детей этого возраста, проведение игры, правилах. |
| «Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей», «Рекомендации по привлечению детей в игру» (игровые действия ). | Помощь-совет по приобретению игр домой, привлечению детей в игру. | Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в настольные дидактические игры. |
Декабрь
Активные формы работы | Наглядная информация | Индивидуальная работа | Цель |
| «Как беречь здоровье», «Профилактика гриппа». | Беседа о здоровье детей, индивидуальных способах профилактики и лечения. | Привлечение родителей к подготовке группы к холодам и профилактика заболеваемости. |
| Сбор-отчет домашних развивающих игр, выставка групповых настольно-печатных игр в соответствии с возрастом. | Предложение родителям поиграть дома с детьми в развивающие игры. | Напомнить о важности настольно-развивающих игр, их значении, подборе для детей этого возраста, проведение игры, правилах. |
| «Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей», «Рекомендации по привлечению детей в игру» (игровые действия ). | Помощь-совет по приобретению игр домой, привлечению детей в игру. | Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в настольные дидактические игры. |
Январь
Активные формы работы | Наглядная информация | Индивидуальная работа | Цель |
| Фотовыставка «Как мы весело отдыхали и Новый год встречали!» (зимние развлечения). | Советы по оформлению семейного фото. | Воспитывать сплоченность группы, желание поделиться своей радостью, впечатлениями. |
| «Каким бывает снеговик?», «Лепим из снега», пословицы и поговорки о зиме, зимние стихи. | Советы по изготовлению построек, горки, договоренность о сборе родителей. | Организация совместной деятельности по оформлению участка зимними постройками. Положительные эмоции всех участников, оздоровление. |
| Организация фотовыставки, папка «Зимой гуляем, трудимся, играем!» (о важности зимних прогулок). | Советы, рекомендации по вечерней прогулке с родителями. | Дать информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно проводить время с детьми на улице. |
| «Читаем всей семьей», «Воспитание художественной литературой»,»Дети экрана», «Методика обучения пересказу», «Игры с детьми по развитию речи», «Пение в помощь речи», «Характеристика речи ребенка 3-4 лет». | Беседы и советы по теме. Анкета «Что и как читаем дома?»,»Муз. Киоск» (пение и обыгрывание дома песенок со звукоподражанием). | Дать знания о важности развития речи, как заниматься дома развитием речи, об эффективных приемах. Развивать заинтересованность родителей в решении вопросов совместного развития детей. Воспитывать активность. |
Февраль
Активные формы | Наглядная информация | Индивидуальная работа | Цель |
| Организация выставки рисунков на тему: «Моя любимая сказка». Папка : «Использование в изобразительной деятельности с детьми разных материалов: ткань, нитки, картон, вата, и т.д.» | Советы по работе с нетрадиционными материалами, оформлению, показ образцов. | Продолжать привлекать родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей. Познакомить с различными изоматериалами. |
| Организация фотовыставки с рассказами о папах (оформление детскими рисунками). | Сбор фоторассказов, их оформление, советы по тексту, подбор стихов мамами для своих пап. | Привлечь мам и детей к оформлению выставки-поздравления к дню защитника Отечества. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество. |
| «Занятия физическими упражнениями с ребенком дома», «Пассивные курильщики», «Массажи», «Игры с мячом». | Советы специалиста, показы упражнений, использование спортинвентаря, анкетирование «Дружите ли Вы с физкультурой». | Привлекать к здоровому образу жизни, занятиям физкультурой, упражнениям со спортинвентарем. Воспитывать активное участие в укреплении здоровья детей. |
Март
Активные формы работы | Наглядная информация | Индивидуальная работа | Цель |
Организация фотогазеты «Мамочка любимая моя!» | Организация выставки с рассказами о мамах (оформление детскими рисунками). | Сбор фоторассказов, их оформление, советы по тексту, подбор стихов папами для своих мам. | Привлечь пап и детей к оформлению выставки-поздравления к 8 Марта. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество. |
Совместно проведенный весенний праздник. | «Весенние стихи», «Музыка в помощь иммунитету», «Как уберечься от ОРЗ», «Приметы и пословицы о весне». | Заучивание стихов, советы по оздоровлению. | Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном празднике, получить положительные эмоции, чувство коллективности. |
Совместное создание в группе огорода. | «Как использовать пластиковую бутылку», «Что посадим в огороде», «Стихи о растениях», «Как надо ухаживать за растениями». | Подготовка земли, творческое оформление огорода. | Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними. Фотоотчет для родителей. |
Апрель
Активные формы работы | Наглядная информация | Индивидуальная работа | Цель |
Организация фотогазеты «Мамочка любимая моя!» | Организация выставки с рассказами о мамах (оформление детскими рисунками). | Сбор фоторассказов, их оформление, советы по тексту, подбор стихов папами для своих мам. | Привлечь пап и детей к оформлению выставки-поздравления к 8 Марта. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество. |
Совместно проведенный весенний праздник. | «Весенние стихи», «Музыка в помощь иммунитету», «Как уберечься от ОРЗ», «Приметы и пословицы о весне». | Заучивание стихов, советы по оздоровлению. | Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном празднике, получить положительные эмоции, чувство коллективности. |
Совместное создание в группе огорода. | «Как использовать пластиковую бутылку», «Что посадим в огороде», «Стихи о растениях», «Как надо ухаживать за растениями». | Подготовка земли, творческое оформление огорода. | Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними. Фотоотчет для родителей. |
Май
Активные формы работы | Наглядная информация | Индивидуальная работа | Цель |
Организация фотогазеты «Мамочка любимая моя!» | Организация выставки с рассказами о мамах (оформление детскими рисунками). | Сбор фоторассказов, их оформление, советы по тексту, подбор стихов папами для своих мам. | Привлечь пап и детей к оформлению выставки-поздравления к 8 Марта. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество. |
Совместно проведенный весенний праздник. | «Весенние стихи», «Музыка в помощь иммунитету», «Как уберечься от ОРЗ», «Приметы и пословицы о весне». | Заучивание стихов, советы по оздоровлению. | Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном празднике, получить положительные эмоции, чувство коллективности. |
Совместное создание в группе огорода. | «Как использовать пластиковую бутылку», «Что посадим в огороде», «Стихи о растениях», «Как надо ухаживать за растениями». | Подготовка земли, творческое оформление огорода. | Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними. Фотоотчет для родителей. |
Список литературы:
1. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой, - М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.- 267с.
2. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М. : Педагогическое общество России. 2007. – 96с.
3. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М. : «Центр педагогического образования». 2007. – 80с.
4. Чиркова С. В. Родительские собрания: Младшая группа. – М. : ВАКО, 2011. 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план программа по сотрудничеству с семьями воспитанников в средней группе на 2015- 2016 учебный год.
План-программа по сотрудничеству с семьями воспитанников в средней группе на 2015- 2016 учебный год - основа взаимодействия детского сада и семьи. Направлена на реализацию единого подхода ...
Программа по сотрудничеству с семьями воспитанников в средней группе ДОУ"
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании ...
Рабочая программа взаимодействия с родителями воспитанников первой младшей группы «Кораблик»
Актуальность данной программы состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты детского сада создают оптимальн...
Программа работы с семьями воспитанников в средней группе
Программа работы с семьями воспитанников в средней группе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ НА 2022 – 2023 УЧ. ГОД
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга....
Рабочая программа "Работы с семьями воспитанников"
Рабочая программа на 2022-2023г...
Рабочая программа по сотрудничеству с семьями воспитанников в средней группе на 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по сотрудничеству с семьями воспитанников в средней группе...