Рабочая программа взаимодействия с родителями воспитанников первой младшей группы «Кораблик»
рабочая программа (младшая группа)

Горбунова Нина Петровна

Актуальность  данной программы состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты детского сада создают оптимальные условия для повышения  культуры психолого-педагогических знаний родителей в период введения ФГОС ДО, тем самым ориентируя их на повышение активности и участия в  воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребенка. Практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье; через развитие компетентности повышается заинтересованность родителей, ответственность  за воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия; родители  являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Методологической основой программы является общетеоретические положения отечественной психологии, которые характеризуют особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьей  и работы, раскрывающие содержание методической деятельности в направлении развития взаимодействия с родителями. Теоретическая значимость программы определяется тем, что внесен вклад в решение проблемы повышения качества психолого-педагогического просвещения семьи в условиях ДОУ в период введения ФГОС ДО  через технологию образования родителей и личностно–ориентированную систему общения,  направленную на обновление и конкретизацию стратегии сотрудничества; уточнения целей, задач и содержания путем введения разнообразных форм и средств психолого-педагогического просвещения; определения показателей эффективности процесса взаимодействия специалистов ДОУ и объем педагогических знаний родителей. 
Программа дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского сада и придать ей направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №4

города Котово Волгоградской области

Принято на заседании                                                   Утверждаю:                                                                                                                                                                  педагогического совета                                                 Заведующий МДОУ детского сада №4                                                                               протокол №      от «      » августа  2018 г.                    __________________Н.Е. Кокошкина                                                                                            

                                                                                         приказ №         от «    » сентября 2018г.                                      

               

Рабочая программа  взаимодействия с родителями воспитанников первой младшей   группы «Кораблик»

составлена на основе примерной образовательной

программы дошкольного образования

 "От рождения до школы" под редакцией

Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Срок реализации 2018-2019 уч. год

Разработали:

Воспитатель Горбунова Н.П.

                                                                                    Воспитатель  Тыщенко И.А.

               

 г. Котово 2018

Содержание:

1. Целевой раздел

1.1.Актуальность………………………………………………………….3

1.2. Пояснительная записка………………………………………………3

1.3. Планируемые результаты работы…………………………………...5

2.  Содержательный раздел

2.1. Перечень методов,  приёмов и основных форм взаимодействия с родителями………………………………………………………………………...6

2.2. Перспективное планирование………………………………………...6

3. Организационный раздел

3.1. Практический материал (Принципы взаимодействия  ДОУ с родителями) ……………………………………………………………………….9

3.2. Критерий эффективности использования различных форм работы с родителями  в воспитании и развитии личности ребёнка (Об эффективности проводимой в ДОУ работы с родителями  свидетельствуют…..)……………10

4. Список литературы…………………………………………………..11

5. Приложения

                             Целевой раздел

1.1.Актуальность

Для эффективного взаимодействия педагогов с родителями должна быть создана психологически комфортная образовательная среда, в рамках которой осуществляется реализация системы психолого-педагогического сопровождения семьи от первых дней посещения  ребенка группы детского сада до его поступления в школу.

Актуальность  данной программы состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты детского сада создают оптимальные условия для повышения  культуры психолого-педагогических знаний родителей в период введения ФГОС ДО, тем самым ориентируя их на повышение активности и участия в  воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребенка. Практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье; через развитие компетентности повышается заинтересованность родителей, ответственность  за воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия; родители  являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Методологической основой программы является общетеоретические положения отечественной психологии, которые характеризуют особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьей  и работы, раскрывающие содержание методической деятельности в направлении развития взаимодействия с родителями. Теоретическая значимость программы определяется тем, что внесен вклад в решение проблемы повышения качества психолого-педагогического просвещения семьи в условиях ДОУ в период введения ФГОС ДО  через технологию образования родителей и личностно–ориентированную систему общения,  направленную на обновление и конкретизацию стратегии сотрудничества; уточнения целей, задач и содержания путем введения разнообразных форм и средств психолого-педагогического просвещения; определения показателей эффективности процесса взаимодействия специалистов ДОУ и объем педагогических знаний родителей. 
Программа дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского сада и придать ей направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.

1.2. Пояснительная записка

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательных учреждений. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых  инновационных форм взаимодействия с родителями. 

Инновационные процессы, проходящие в дошкольном учреждении, способствуют повышению педагогической компетентности родителей, могут положительно влиять на качество воспитания и развития дошкольников через создание лучших условий для их личностного развития, позволяют осуществить личностно - ориентированный подход к дошкольникам, дают возможность самосовершенствоваться в работе педагогам.

    В  документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается  обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условия для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия  с родителями, социальными партнерами. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Государственный заказ на развитие конструктивного взаимодействия семьи и образовательного учреждения, информирования родителей, должен в достаточной степени реализоваться в теории и практике дошкольного образования, что сможет обеспечить  эффективность деятельности родителей как воспитателей, повысить уровень их психолого-педагогических знаний, личностной зрелости и компетентности, может способствовать успешному освоению дошкольниками  общеобразовательной  программы детского сада.

На современном этапе в основу совместной деятельности детского сада и семьи заложены следующие принципы:

  • Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и образовании детей.
  • Единое понимание педагогами и родителей целей и задач воспитания и образования детей.
  • Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
  • Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и детского сада, его промежуточных и конечных результатов;

В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков, помощь педагогов родителям в семейном воспитании.

Программа взаимодействия ДОУ и семьи разработана в соответствии со следующими принципами:

  •  отражает основные направления государственной политики в области образования в соответствии с законом РФ «Об образовании», ФГОС ДО, Уставом МДОУ д/с № 4 «Родничок»;
  •  охватывает такие аспекты совершенствования ДОУ, как: воспитательно-образовательные; научно-методические; организационно-управленческие.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяет направляющую роль дошкольного учреждения в семейном воспитании. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, то есть включение родителей в деятельность ДОУ.

Цели и задачи программы.

1. Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей.

2. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка.

3. Установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики.

4. Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников.

5. Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительного опыта семейного воспитания.

6. Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

Программные мероприятия.

Первоочередные мероприятия с родителями:

1. Социальный анемнез семьи.

2. Составление и заполнение социально-демографического паспорта семьи.

3. Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей.

4. Анализ социально-педагогических факторов семейного воспитания детей.

5. Анализ типов семей воспитанников.

6. Определение стилей воспитания в семье.

7. Определение педагогической компетенции родителей

1.3. Планируемые результаты работы

На заключительном этапе внедрения программы в работу детского сада даст возможность активизировать родителей, что будет способствовать установлению диалога ДОУ – семья. Это даст возможность сформировать активную родительскую позицию, актуализирует полученные знания, поможет родителям посмотреть на конкретные ситуации глазами детей, понять их.

Использование нетрадиционных форм работы с родителями повысит уровень включенности родителей в воспитательно –образовательный процесс ДОУ. Реализация этой программы поможет также установить теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями.

Благодаря этой программе повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.

2.  Содержательный раздел

2.1. Перечень методов,  приёмов и основных форм взаимодействия с родителями

Методика привлечения родителей к деятельности ДОУ

I этап: актуализация потребностей родителей в области образования собственного ребенка.

II этап: педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в ДОУ.

III этап: партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельный подход.

Основные блоки по работе с родителями

Блоки

Основные задачи

Формы

Педагогическое просвещение родителей

Повышение педагогической компетенции родителей

 Семинары, практикумы, родительские собрания, консультации и  так далее

Включение родителей в деятельность ДОУ

Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДОУ

Соревнования, кружки, конкурсы, викторины, совместные мероприятия, дни открытых дверей

2.2. Перспективное планирование

Перспективный план  мероприятий по взаимодействию с родителями на 2018 – 2019 год
в 1 младшей группе

СЕНТЯБРЬ

Формы работы

Индивидуальная работа

Сроки

Наглядная информация:

«Режим дня», «Наши занятия», «Адаптация», «Визитка», «Что должно быть в шкафчике»

Беседы по адаптации

1 неделя

Заключение родительских договоров, оформление тетради  «Сведения о родителях».

Индивидуальные беседы с родителями вновь поступающих детей

2 неделя

Консультации:

«Социально – личностное развитие ребенка», «Особенности развития ребенка 2-3 лет»

Ответы на возникшие вопросы родителей

«Сведения о ребёнке и родителях»

3 неделя

Родительское собрание  «Давайте познакомимся!»

Консультация «Алгоритм одевания, умывания»

4 неделя

ОКТЯБРЬ.

Формы работы

Индивидуальная работа

Сроки

Наглядная информация:

 стихи об осени, птицах для совместного чтения.

Беседа «Совместный труд»

1 неделя

Конкурс поделок

Консультации:

«Роль малых фольклорных произведений в речевом развитии детей», «Безопасность детей на дорогах»

Советы по созданию поделок

Ответы на возникшие вопросы родителей

9-15 октября

Наглядная информация:

« Развитие личности ребенка в раннем возрасте», «Можно ли обойтись без наказания?»

Рекомендации и пожелания родителей  по работе группы

3 неделя

Оформление наглядно – текстовой информации: «Если хочешь быть здоровым – закаляйся!»

Беседы с родителями. Ответы на возникшие вопросы родителей

4 неделя

НОЯБРЬ

Формы работы

Индивидуальная работа

Сроки

Наглядная информация:

«Как беречь здоровье»

Беседа о здоровье детей, индивидуальных способах профилактики и лечения.

1 неделя

Консультация «Права ребенка в семье»

2 неделя

Наглядная информация: «Роль дидактической игры в семье и детском саду».

Беседы с родительским комитетом о подготовке к новогодним праздникам

3 неделя

Пополнение альбома «Любимые потешки, песенки наших детей»

Советы по оформлению, подбору материала

4 неделя

ДЕКАБРЬ

Формы работы

Индивидуальная работа

Сроки

Консультация «Читаем всей семьёй!»

Анкета «Что и как читаем дома?»

1 неделя

Участие родителей в конкурсе поделок к Новому Году

Советы по созданию поделок

2 неделя

Привлечение родителей к совместному украшению группы к празднику

Беседы по запросу родителей

3 неделя

Папки – передвижки: «Зимние игры и развлечения», «Готовимся к празднику».

Подготовка к утреннику – костюмы, заучивание стихов

4 неделя

ЯНВАРЬ

Формы работы

Индивидуальная работа

Сроки

День добрых дел «Снежные постройки».

Советы по изготовлению построек, горки, использованию орудий труда, договорённость о сборе родителей.

3 неделя

Организация фотовыставки, папка «Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!» (о важности зимних прогулок).

Советы, рекомендации по вечерней прогулке с родителями.

4 неделя

ФЕВРАЛЬ

Формы работы

Индивидуальная работа

Сроки

Консультация « Роль родителей в физическом оздоровлении дошкольников»; «Как уберечь ребенка от травм».

Ответы на возникшие вопросы родителей

1 неделя

Наглядная информация «Роль отца в семейном воспитании»

Анкета « Физкультура в семье»

2 неделя

Поделки для пап, поздравительная газета « День защитника Отечества!»

Поздравление пап с праздником

3 неделя

Родительское собрание «О здоровье всерьез»

Знакомство с повесткой собрания

4 неделя

МАРТ

Формы работы

Индивидуальная работа

Сроки

Поздравительная открытка для мам

Поздравление мам с праздником, подарки

1 неделя

Выставка семейных поделок «Золотые руки наших мам».

Советы по изготовлению поделок

2 неделя

Консультация: "Использование народного творчества в процессе познавательной деятельности"

Консультации по подбору произведений устного народного творчества

3 неделя

Совместное создание в группе огорода.

Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода

4 неделя

АПРЕЛЬ

Формы работы

Индивидуальная работа

Сроки

Консультация «Воспитание самостоятельности у детей».

Беседы с родителями. Ответы на возникшие вопросы родителей

1 неделя

Наглядная информация «Музыка в жизни ребенка»

Помощь в подборе музыкального репертуара

2 неделя

Наглядная информация «Новая жизнь бросового материала».

Работа с родительским комитетом: составление перечня материалов для изготовления выносного материала

3 неделя

День добрых дел «Выносной материал».

Советы, рекомендации, просьбы, пояснения по изготовлению

4 неделя

МАЙ

Формы работы

Индивидуальная работа

Сроки

Фотовыставка « Мы уже большие!»

Беседы по воспитанию КГН

1 неделя

Практикум  для родителей по летнему отдыху детей «Мы любим отдыхать»,    «Ребенок и дорога».

Советы по организации безопасного отдыха

2 неделя

Помощь в подготовке участка к летнему периоду.

Обсуждение обустройства клумб, игрового оборудования

3 неделя

Итоговое родительское собрание.

Ответы на возникшие вопросы родителей

4 неделя

3. Организационный раздел

3.1. Практический материал (Принципы взаимодействия  ДОУ с родителями)

Алгоритм взаимодействия с семьей.

I стадия. Поиск контактов при 1 встрече – воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманными вопросами.

II стадия. Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.

III стадия. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказывать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивать мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.

IV стадия. Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

V стадия. Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе, на перевоспитание ребенка.

VI стадия. Совершенствование педагогического сотрудничества. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий.

3.2. Критерий эффективности использования различных форм работы с родителями  в воспитании и развитии личности ребёнка

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.

В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:

• проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

• возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

• ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

• стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

• размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

• повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.


4. Список литературы

1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994, -235 с.

2. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, - 240 с.

3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Т. Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114

4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский клуб "Речевичок" как нетрадиционная форма работы с родителями воспитанников первой младшей группы

В настоящее время значимой является профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста, что связано с уеличением числа речевых нарушений у таких детей. Раннее начало коррекционной работы позволяе...

Анализ анкетирования «Взаимодействие детского сада и семьи» родителей воспитанников первой младшей группы

Анализ анкетирования«Взаимодействие детского сада и семьи»родителей воспитанниковпервой младшей группы...

Консультация и презентация "Возрастные особенности детей 2-3 лет. Адаптация к детскому саду" для родителей воспитанников первых младших групп

В консультации и презентации представлены психологические особенности детей 2-3 лет (психические процессы, эмоции, деятельность, кризис трех лет), вопрос оптимизации процесса адаптации детей к ус...

Программа работы клуба «Моя семья» педагогов и родителей воспитанников первой младшей группы н 2017-2019г.

Повышение эффективности сотрудничества педагогов и родителей воспитанников младшей группы, обеспечивающего целостное развитие личности ребенкеа и повышение уровня компетентости его родителей п овопрос...

План работы с родителями воспитанников первой младшей группы.

План работы с родителями воспитанников на 2019- 2020 год в  первой младшей группе «Улыбка»...

Рекомендации по ООД для родителей воспитанников первой младшей группы, находящихся в условиях самоизоляции.

Понедельник 27. 04. 20г. 1. Музыка Рекомендации к проведению: повторить и закрепить с ребенком слова песенки «Птички». Прилетайте птички К нам, к нам, к нам Зёрнышек я птичкам Дам, дам, дам ...