Консультация для педагогов на тему: «Организация и проведение целевых прогулок и экскурсий в летний период»
консультация
Консультация для педагогов на тему:
«Организация и проведение целевых прогулок и экскурсий в летний период»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 16.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему:
«Организация и проведение целевых прогулок и экскурсий в летний период»
Замечательным отдыхом в летний период, а также способом познания
окружающего мира и себя в нём станут для детей прогулки – походы,
экскурсии, целевые прогулки. Естественные природные условия подарят
массу впечатлений и будут способствовать совершенствованию движения.
Каждой прогулке-походу, целевой прогулке и экскурсии предшествует
предварительная работа с дошкольниками. Так, воспитатель не только
проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимую
информацию, овладевают специальными терминами, но и активизирует
знание правил дорожного движения на случай, если маршрут прогулки-
похода пересекает автомобильные дороги.
Медицинская сестра дошкольного учреждения формирует группы детей
на основе состояния их здоровья и уровня физического развития,
комплектует специальную походную аптечку, проводит совместно с
воспитателем беседы о правилах безопасного поведения в природных
условиях, способах оказания первой медицинской помощи.
Перед проведением прогулки-похода, экскурсии, целевой прогулки
дошкольникам сообщается цель предстоящей деятельности, с тем, чтобы
вызвать у них интерес. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят.
При подготовке прогулки-похода, экскурсии, целевой прогулки нужно
обратить внимание на одежду детей. Она должна быть легкой дети должны
одеваться с учетом погоды и сезона. Содержание прогулок-походов, целевых
прогулок, экскурсий зависит от выбранной тематики. Если позволяет погода,
воспитатель может организовать наблюдения за насекомыми, птицами, сбор
природного материала.
В июне пышно цветут травы: колокольчики, ромашки, гвоздики, клевер и
другие растения. Чтобы познакомить с их разнообразием, красотой
организуются 3-4 целевые прогулки. Детям нужно показать подорожник,
вьюнки, гусиную лапчатку. Рассказать почему мы их так называем.
Колокольчики привлекают внимание детей. Интересно наблюдать как на
ночь и перед дождём колокольчики смыкают лепестки. На целевых
прогулках внимание детей обращают на красоту окружающей природы. Дети
с наслаждением ощущают разнообразие запахов, форм, цвета листьев и
цветков растений. После таких целевых прогулок на луг хорошо прочесть
книги: «На лугу» Г. Ганейзер; «Наши цветы» Е. Серовой.
В течение лета проводят несколько целевых прогулок в лес. Во время
прогулки в лес дети собирают ягоды, находят кустарники и травянистые
растения: кипрей, иван-да-марья. Здесь же надо обязательно рассказать о
ядовитых растениях: вороний глаз, бузина, волчье лыко и др. Знание детей о
растениях леса можно уточнить и расширить при чтении книги «Цветы леса»
М.М. Соколова-Микитова. Начиная со второй младшей группы, проводят
целевые прогулки, с выходом за пределы участка детского сада: к водоёму,
на луг и т.д. На этих прогулках малышей знакомят с яркими природными
явлениями. На прогулках воспитатель может ознакомить ребят с теми
явлениями природы, представление о которых складывается длительное
время.
Один из видов занятий по ознакомлению детей с природой – экскурсия.
Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать
явление природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует
природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям.
Экскурсии делятся на природоведческие и сельскохозяйственные.
Природоведческая включает вводную беседу, коллективное наблюдение
индивидуальные самостоятельные детские исследования и сбор природного
материала, игры детей с собранным во время отдыха материалом,
заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание
детей на общую картину природы.
Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение. Здесь решаются
основные задачи. Воспитатель помогает детям подметить и осознать
характерные признаки предметов и явлений. Это достигается использованием различных приёмов (вопросы, загадки, стихи, обследовательские действия, игровые приёмы). Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.
Полезно в процессе наблюдения использовать детскую художественную
литературу. По окончанию основной части надо дать детям возможность
удовлетворить любознательность в индивидуальных и самостоятельных
наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание
собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем чтобы
сосредоточить внимание ребят только на определённых растениях или
животных, кроме того, решать задачи бережного отношения к природе.
Во время отдыха собранный материал сортируют, раскладывают,
используют для игр и упражнений. В играх: «узнай по запаху», «узнай по
описанию», «найди растение по листу», «ветка, ветка, где твоя детка?» - дети
закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают
словами их качество, запоминают название растений и их частей.
Сельскохозяйственные экскурсии разнообразны: в поле, на луг, в сад, на
огород, в оранжерею и т.д. Такие экскурсии дают возможность наглядно
показать, как человек воздействует на природу, как выращивает растения и
животных. Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что ребенок может
наблюдать и деятельность человека, и природу, на которую он воздействует.
Экскурсии на сельскохозяйственные объекты начинается с предварительной беседы. В заключение экскурсии обобщаются впечатления о работе на донном объекте.
При проведении прогулок-походов, экскурсий, целевых прогулок с
детьми педагоги должны соблюдать определенные правила безопасности.
Во-первых, предстоящий маршрут тщательно изучается и утверждается у
заведующей ДОУ.
Во-вторых, четко планируется содержание мероприятия и подбирается
соответствующее оборудование. В набор необходимого снаряжения входит
легкие индивидуальные рюкзачки, свежая питьевая вода, одноразовые
стаканчики по количеству детей и взрослых, мыло, салфетки, атрибуты для организации дидактических игр, самостоятельной деятельности дошкольников. На случай, если придётся очистить место стоянки, стоит взять с собой маленькие грабли, лопатки и пакеты для мусора.
В-третьих, обязательно наличие аптечки. Каждый взрослый, сопровождающий группу детей, должен хорошо знать её содержимое и уметь им пользоваться.
В-четвертых, одежда и обувь всех участников должна соответствовать сезону и погодным условиям.
Данные формы работы позволяют формировать у детей навыки
поведения на природе, развивать способности удивляться и удивлять,
воспитывать заинтересованное и бережное отношение к окружающей среде,
знакомить с достопримечательностями родного города.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1 П.К. Саморукова «Как знакомить дошкольников с природой»
2 Журналы: «Справочник старшего воспитателя дошкольного
учреждения» №11 2009г., №5 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта анализа организации и проведения целевых прогулок и экскурсий по ознакомлению с природой и окружающим миром.
Вопрос об оценке деятельности воспитателя был и остается актуальным. Проверяющий, анализируя сводную таблицу, получает информацию о степени проявления каждого критерия по воспитателям, по отдельным ви...
«Организация и проведение целевых прогулок и экскурсий в летний период»
как организовать экскурсии? Содержание экскурсии, подготовка воспитателя - все это вы найдете в консультации....
Консультация для педагогов «Организация и проведение целевых прогулок и экскурсий в летний период»
Консультация для педагогов «Организация и проведение целевых прогулок и экскурсий в летний период»...
Консультация на тему «Организация и проведение целевых прогулок и экскурсий в летний период»
Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природ...
Консультация на тему «Организация и проведение целевых прогулок и экскурсий летом»
Экскурсии - особая форма организованной образовательной деятельности, её преимущество над другими видами образовательной деятельности в том, что они позволяют детям в естественной обстановке позн...
Консультация для педагогов " Организация и проведение целевых прогулок и экскурсий в летний период"
Консультация для педагогов " Организация и проведение целевых прогулок и экскурсий в летний период"...