«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности»
презентация к уроку по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Чердак Галина Ивановна

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное мышление, образное восприятие, совершенствует речь.

Ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Речь – чудесный дар природы. Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками определяется как важнейший целевой ориентир.

Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» (старший дошкольный возраст)

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное мышление, образное восприятие, совершенствует речь.

Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важно чтобы дети вовремя овладели правильной речью.

Ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Речь – чудесный дар природы. Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками определяется как важнейший целевой ориентир. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Наблюдается бедный запас слов, дети не могут выразить полностью свою мысль, у них слабо развито творческое воображение, связная речь, выразительность речи, отсутствуют коммуникативные навыки.

Связная речь - это особая и сложная форма коммуникативной деятельности

С целью развития связной речи дошкольников используются театрализованные игры, которые позволяют заинтересовать воспитанников, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания.

Решающую роль в развитии речи играет театрализованная деятельность.  Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей, а театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие, речевого, литературного и художественного развития.

Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности; это игра, и пожить и порадоваться в ней каждый ребёнок. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой.

Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

 Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать ее в едином процессе.

•        Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки.

•        Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.

•        Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.

•        Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми

•        В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

- игры в кукольный театр;

- игры- драматизации;

- игры- представления (спектакли);

- плоскостные и теневые театры.

На что направлена театрализованная деятельность?

- На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций;
- На развитие мышления, воображения, внимания, памяти;
- На развитие фантазии;
- На формирование волевых качеств;
- На развитие многих навыков и умений (речевых, коммуникативных, организаторских,
двигательных и т.д.)

Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка

Театрализованная игра:
- Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;
- Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства
(динамику, темп, интонацию и др.);
- Совершенствует артикуляционный аппарат;
- Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.

В нашем саду, как и в других детских садах ведётся работа по театрализованной деятельности. Существует очень много видов театров. Хочу напомнить некоторые из них.

-Театр кукол Би-ба-бо. Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих
переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя
(свою руку) с куклой.

-Конусный, настольный театр. Помогает учить детей координировать движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев речью; побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

-Пальчиковый театр. Игры с пальчиковым театром развивают любознательность, воображение, коммуникабельность. помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, расширению кругозора.

-Варежковый театр. Развивают творческие способности; содействуют эстетическому воспитанию; развивают ловкость, умение управлять своими   движениями, концентрировать внимание

-Театр ложек и палочек. Этот театр помогает развивать речь, мелкую моторику рук, учит общению между сверстниками

-Театр-топотушки. Помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие, знакомит с народным творчеством, обучает навыкам общения, игры.

Самый разговорный вид театра, который затрагивает речь ребёнка, является игра-драматизация.  Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Ни один другой вид театрализованной деятельности  так не способствует развитию
артистизма, выразительности движений и речи, как игра- драматизация

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Назови театр». Я буду показывать любую куклу из театра, вам нужно назвать вид театра.

Театрализованная деятельность- это… не просто игра!
Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря,
развития мышления, воображения, творческих способностей.

Нашим детям очень нравится сочинять сказки.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Игра является основой деятельности детей дошкольного возраста.

2. Театрализованная игра - эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.

 3. Игра играет особую роль в психическом развитии (развивает внимание, память).  Является действенным средством профилактики застенчивости, замкнутости, профилактики агрессии, страхов у детей с отклонением в развитии.

А теперь мы предлагаем вам сочинить свою сказку. На каждом столе разные виды театров. Вам надо сочинить сказку и представить её зрителям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 21» Артёмовского городского округа « РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (старший дошкольный возраст) Подготовил: воспитатель высшей категории Чердак Г.И.

Слайд 2

Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься. .

Слайд 3

Речь – чудесный дар природы. Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей .

Слайд 4

Связная речь - это особая и сложная форма коммуникативной деятельности С целью развития связной речи дошкольников используются театрализованные игры, которые позволяют заинтересовать воспитанников, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. ТЕАТР СКАЗКА ИГРА

Слайд 5

Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности. Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

Слайд 9

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы: - игры в кукольный театр; - игры- драматизации; игры- представления (спектакли); плоскостные и теневые театры.

Слайд 10

- На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций; - На развитие мышления, воображения, внимания, памяти; - На развитие фантазии; - На формирование волевых качеств; - На развитие многих навыков и умений(речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т.д.) На что направлена театрализованная деятельность?

Слайд 11

Театрализованная игра: - Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса; - Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.); - Совершенствует артикуляционный аппарат; - Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь. Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка

Слайд 14

Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя ( свою руку) с куклой. Театр кукол Би-ба- бо

Слайд 15

Конусный, настольный театр Помогает учить детей координировать движения рук и глаз; Сопровождать движения пальцев речью; Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Слайд 16

ИГРЫ С ПАЛЬЧИКОВЫМ ТЕАТРОМ РАЗВИВАЮТ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, ВООБРАЖЕНИЕ, КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ. ПОМОГАЮТ СПРАВИТЬСЯ С ЗАСТЕНЧИВОСТЬЮ, СПОСОБСТВУЮТ РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, РАСШИРЕНИЮ КРУГОЗОРА. ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР

Слайд 17

РАЗВИВАЮТ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ; СОДЕЙСТВУЮТ ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ; РАЗВИВАЮТ ЛОВКОСТЬ, УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ДВИЖЕНИЯМИ, КОНЦЕНТРИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ ВАРЕЖКОВЫЙ ТЕАТР

Слайд 18

Этот театр помогает развивать речь, мелкую моторику рук, учит общению между сверстниками ТЕАТР ЛОЖЕК И ПАЛОЧЕК

Слайд 19

ПОМОГАЕТ РАСШИРЯТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, ПОДКЛЮЧАЯ СЛУХОВОЕ И ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ, ЗНАКОМИТ С НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ, ОБУЧАЕТ НАВЫКАМ ОБЩЕНИЯ, ИГРЫ Т ТЕАТР-ТОПОТУШКИ

Слайд 20

Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра- драматизация Игра-драматизация самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.

Слайд 21

…не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей. Театрализованная деятельность- это…

Слайд 22

МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ: 1. Игра является основой деятельности детей дошкольного возраста. 2. Театрализованная игра - эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи. 3. Игра имеет особую роль в психическом развитии (развивает внимание, память). Является действенным средством профилактики застенчивости, замкнутости, профилактики агрессии, страхов у детей с отклонением в развитии.

Слайд 23

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности. Соавторы педагоги Моисеенко Н.Н, Ивлева Т.И

Сегодня вопрос в развитии речевой активности дошкольников стоит особенно остро, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию.1 Ухудшение состояния здоровья детей2 Глоба...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности Сказка «Репка» (преобразованная)

вторая младшая группа (конец года) Театр - это игра, чудо, волшебство, сказка!  Основной целью является  разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическому, социал...

консультация для родителей "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности"

в данной консультации описаны пути и средства развития речи детей в домашних условиях посредством театральной деятельности....

Презентация на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности" 2021г

Развитие речи детей дошкольного возраста в подготовительной группе детского сада посредством театральной деятельности детского экологического театра «ЭкоДобро»....

Отчет по самообразованию тема:" Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам театральной деятельности"

Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников ...

«Развитие диалоговой речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности».

. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ре...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» (старший дошкольный возраст)

Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важ...