Особенности адаптационного периода
статья
В статье представлен материал по видам адаптации, особенностях адаптации детей к детскому саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_adaptatsionnogo_perioda.docx | 16.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом ребёнка в детский сад начинается новый этап в его жизни.
В ходе комплексного исследования, проведённого учёными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:
- Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
- Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребёнка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три – пять месяцев).
- Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.
Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
- лёгкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребёнок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идёт на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Всё без изменений;
- адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;
- тяжёлая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и более) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки:
1 – й вариант
Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском учреждении.
Нервно-психическое развитие отстаёт от исходного на 1-2 квартала.
Респираторные заболевания – более трёх раз сроком более 10-ти дней.
Ребёнок не растёт и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.
2 – й вариант
Дети старше трёх лет, частоболеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье.
Поведенческие реакции нормализуются к 3-4 – му месяцу пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстаёт от исходного на 2-3 квартала.
Замедляется рост, прибавка в весе.
Учитывая исследования учёных мы в своей практике используем критерии, разработанные Институтом педиатрии:
- нарушение сна;
- нарушение питания;
- проявление отрицательных эмоций в общении;
- боязнь пространства;
- частые заболевания;
- снижение веса.
Мы стремимся к тому, чтобы ребёнок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжёлой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
- от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребёнка;
- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
- от состояния здоровья;
- от резкого контакта между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
- от разницы в методах воспитания.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребёнок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.
Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приходит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребёнка, возникновению отрицательных форм поведения.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:
Упрямство (причины):
- перевозбуждение нервной системы ребёнка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;
- стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;
- привычная форма поведения избалованного ребёнка;
- своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.
Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины):
- отсутствие уважения взрослых к ребёнку;
- реакция на несправедливое, грубое обвинение ребёнка во лжи, лени, в неблаговидном поступке;
- недостаточное развитие воли, неумение владеть собой;
- утомление от однообразной деятельности.
Лживость (причины):
- болезнь, страх наказания;
- желание привлечь к себе внимание, хвастливость.
Лень (причины):
- неразумная воспитательная тактика родителей стремление уберечь ребёнка от лишнего трудового усилия. (Бывает также, что у родителей нет терпения подождать, пока ребёнок выполнит их просьбу, и они все делают за него);
- воспитатель не поощряет усилий и стараний ребёнка, а только критикует его недостатки.
Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности адаптационного периода
«Особенности адаптационного периода» …Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать насто-...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА»
Постепенный переход ребёнка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям. Учитывая индивидуальные особенности ребёнка, мы, воспитатели, сможем быстро найти и индивидуа...
Особенности адаптационного периода
В этой статье вы получите ответ на вопрос "Почему все дети по разному адаптируются к детскому саду?"...
Памятка для родителей "Особенности адаптационного периода в детском саду"
Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, долго не могут освоиться в группе, не вступают в контакт с воспитателем, а другие с первых дней чувствуют с...
Особенности адаптационного периода
В статье представлен материал по видам адаптации, особенностях адаптации детей к детскому саду...
Особенности адаптационного периода в нашей группе
Информация для родителей об адаптации детей второго раннего возраста (от 2-х до 3-х лет)....
Особенности адаптационного периода
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и но...