Приемы привлечения родителей к работе по коррекции нарушений речи детей.
консультация по логопедии (старшая группа)
консультация для родителей по коррекции звукопроизношеня в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для родителей | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы привлечения родителей к работе
по коррекции нарушений речи детей.
Консультация для родителей
Составитель:
Конева Ирина Викторовна,
учитель-логопед;
Кемерово 2024
Приемы привлечения родителей
к работе по коррекции нарушений речи детей.
В настоящее время родители уделяют мало внимания речевым недостаткам ребенка, считая, что в детском саду работают специалисты, которые помогут ему, однако при этом занимают отстраненную позицию.
Родители должны принимать активное участие в речевом развитии детей. Любая речевая игра, упражнение, беседа с ребенком — важная часть сложного процесса формирования речи.
Если родители отстраняются от этой работы, нарушается целостность всего учебно-воспитательного процесса.
Ребенок, научившись произносить поставленный звук изолированно, не сразу использует его в своей речи. Без помощи родителей этот процесс может затянуться на длительное время, поскольку у дошкольников навык формируется в результате систематического повторения и закрепления.
Автоматизация звуков - результат сотрудничества логопеда, ребенка и родителей.
В процессе этого сотрудничества формируются правильная речь, развиваются внимание, память, мышление, а также устанавливаются дружественные отношения между родителями и детьми.
Одно из обязательных условий успешной автоматизации звуков — закрепление речевого материала в домашних условиях по заданию логопеда.
Для закрепления изолированного звука используют звукоподражания:
С- водичка и ветер шумят, насос качает колеса.
З- комар пищит;
Ш- змея шипит,
Ж-жук жужжит,
Л-пароход гудит, самолет летит,
Р-лев, тигр рычят…
Изолированный звук закрепляется с помощью звуковых дорожек. Мы предлагаем ребенку вести пальчиком по дорожке и тянуть звук.
Автоматизация звука в слогах.
Последовательная система серий слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов.
Но механическое многократное повторение слогов и слоговых сочетаний - мало интенсивный для ребенка вид деятельности. Если использовать игровые приемы, подключить к этому процессу зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдет быстрее, поскольку будут развиваться слуховое и зрительное восприятие, мелкая моторика рук и формироваться умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах.
Упражнения на автоматизацию звука в слогах.
1. Каждый палец «здоровается» с большим пальцем. При соприкосновении нужно произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения следует выполнять обеими руками одновременно и попеременно.
2. Произносить слоги имитируя управление автомобилем, шитье, рисование…
3. Сгибать кисти в кулак и разгибать, одновременно произнося слоги.
4. Упражнение «Пальчики шагают», пальчики «идут» по столу.
5. Прикреплять прищепки, нанизывать колечки на пирамидку, выкладывать счетные палочки с одновременным произнесением слогов.
После проведения нескольких занятий, посвященных автоматизации звука в слогах, начинается новый этап работы.
Главная задача логопеда — научить ребенка правильно произносить слово с поставленным звуком. Однако поставленный звук еще очень «хрупкий», непрочный, ребенок пользуется им крайне нерегулярно, чаще только на занятиях с логопедом. На этом этапе все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и выделять их из состава слова, т.е. на формирование фонематического слуха.
В домашних условиях автоматизировать звук в слогах можно в следующих играх:
- нужно «поймать» звук — выделить его из звуко-, слого-, словоряда.
- как только ребенок услышит звук, он должен хлопнуть в ладоши, поймать его. (А, Ж, Ш;…ЖА,СА,ТУ, ЖО…; ЖУК, ЕЖИ.)
- дидактические игры на автоматизацию звука.
Автоматизация звука в предложениях цель данного этапа работы над звукопроизношением:
- стимулирование речевой активности детей;
- развитие их речевой коммуникативности.
- для этого можно использовать следующие игры:
-нужно составить предложение. Назвав два слова с заданным звуком, предложите ребенку объяснить, как они связаны между собой. Например, «лопата» и «молоток», «река» и «рак» … для этого нужно «включить» фантазию, ведь предложения могут быть самыми неожиданными;
- поработать с деформированной фразой: «Идти, Саня, Соня, сад, детский, в»
Предложите ребенку выучить небольшое стихотворение, скороговорку. Это поможет закрепить звук, развивать слуховую память, повысить интерес к речевым упражнениям. Родителям предлагается проговорить чистоговорки.
Помните, звук автоматизирован, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребенку достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Следует помнить и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребенку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймете, какая трудная задача перед ним стоит. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но не упрекайте и не отвлекайте от мысли.
Рекомендации по выполнению домашнего задания.
Правильно выбирайте время для занятий — шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребенок не должен быть уставшим.
Старайтесь закончить игру до того, как ребенок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20 минут.
Ваш ребенок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности.
Главные помощники в общении с ребенком — терпение, выдержка, доброжелательность.
Обязательно начинайте с простых, посильных для ребенка заданий, усложняйте постепенно, но не торопите его, дайте время подумать.
Успехов в работе вам и вашему ребенку!
Список литературы
Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г., Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи / Под ред. Л.И.Беляковой. М., 2005.
Козырева Л.М. Развитие речи и мышления. Развивающие задания для логопедических занятий. М., 2003.
Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. Спб., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры как средство про¬филактики и коррекции нарушений речи детей-логопатов в процессе фи¬зического воспитания.
Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста Игра – это естественное состояние ребенка, его основное занятие Игровая деятельность для дошко...
Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей.
Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей.В сообщении даны рекомендации по использованию различных видов игр в коррекционной работе с детьми, имеющими наруш...
Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания
Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания...
Консультация для родителей "Эффективность работы по коррекции нарушений речи детей 5-6 лет как результат взаимодействия учителя-логопеда с родителями".
В настоящее время родители уделяют мало внимания речевым недостаткам ребёнка, считая, что в детском саду работают специалисты, которые помогут ему, однако сами при этом занимают отстранённ...
Приемы привлечения родителей к работе по коррекции нарушений речи детей
Родители должны принимать активное участие в речевом развитии детей. Любая речевая игра, упражнение, беседа с ребенком — важная часть сложного процесса формирования речи. Если родители...
Приемы привлечения родителей к работе по коррекции нарушений речи детей
Работа с родителями для логопеда всегда сложна. В настоящее время родители уделяют мало внимания речевым недостаткам ребенка, считая, что в детском саду работают специалисты, котор...
Эффективность работы по коррекции нарушений речи детей дошкольного возраста как результат взаимодействия специалистов с родителями
В консультации обоснована важность взаимодействия родителей со специалистами при коррекции нарушений речи воспитанников, даны рекомендации для повышения эффективности данного взаимодействия...