Проектирование развивающего занятия
методическая разработка

Мартынюк Елена Владимировна

Развивающие занятия для дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад с.Старые Бурасы Базарно – Карабулакского муниципального района Саратовской области»

Тема работы:

«Проектирование развивающего занятия для работы с детьми раннего возраста»

        

                                                                                                   Воспитатель:

                                                                                                   Мартынюк Елена Владимировна

Введение:

«Как понять своего ребенка?», «Как научиться быть терпимее к его шалостям?» — многие родители задают эти вопросы психологу. А педагоги уже пытаются не только «вложить знания, умения, навыки в личность ребенка, но изучить ее целостно, со всеми индивидуальными особенностями, неповторимыми проявлениями.

В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей.

К дошкольному возрасту у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Это позволяет эмпирически и экспериментально проследить связь нарушений общения ребенка в семье с нарушениями его общения со сверстниками и с проблемами развития его личности.

Для этого будет использоваться игра, учитывая ее значение для дошкольника, и подтвердим формирующую и корригирующую роль игры для личности ребенка при возникновении конфликтов в общении со взрослыми и сверстниками.

Игра – школа эмоциональности, воображения и фантазии, динамичного и гибкого мышления, принятия и разыгрывания ролей, общение со сверстниками и взрослыми, равно как и школа самостоятельности, инициативности и творческого самовыражения. Ребенок должен захотеть что-то делать, открыть для себя в этом собственный, личный смысл, и лишь затем, на этой основе, он способен овладевать техническими приемами

и конкретными умениями.

Пояснительная записка

Занятие для детей второй младшей группы (от 3 до 4 лет) составлено в соответствии с   основной общеобразовательной программой дошкольного образования.

В группе 14 детей младшего дошкольного возраста. Из них 6 мальчиков и 8 девочек. Уровень развития познавательных способностей детей: высокий уровень – 36%, уровень выше среднего – 50%, средний уровень – 9%, уровень ниже среднего – 5%. В мире ребенка четвертого года жизни главной фигурой является взрослый. Ребенок, как и любой человек, нуждается в поддержке и одобрении своих маленьких начинаний и свершений. Ребенок выражает гордость за свое творчество и за продукты своего труда независимо от их качества. Неутомимая жажда познавать, наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения о мире – важнейшие черты детского поведения. На четвертом году жизни дети интенсивно осваивают новые слова, знания о мире и природе.

Тема занятия: «Овощи»

Цели и задачи сформулированы в соответствии с ФГОС, требованиями и подходами авторов, реализуемой примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы/ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 3-е издательство. испр. и доп.-М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2015.

Цель: развитие познавательной инициативы младших дошкольников в процессе социально-коммуникативной, речевой, физической деятельностях, расширение представления детей об овощах на основе описания их внешних характеристик.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • способствовать развитию грамматического строя речи;
  • развивать диалогическую речь как способ коммуникации у младших дошкольников;
  • формировать представления об овощах.

Развивающие задачи:

  • развивать умение пользоваться речью для выражения своих мыслей, желаний;
  • учить составлять элементарные описания овощей (предложения из 4-5 слов) с использованием мнемодорожек
  • развивать и поддерживать интерес детей к совместному с взрослым и самостоятельному обследованию овощей;
  • развивать умение различать, называть по внешнему виду и форме овощи;
  • развивать психические процессы – образное мышление, воображение (развитие речи).

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь к природе и окружающему миру;
  • воспитывать у детей привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом  

Содержание занятия отобрано в соответствии с поставленными целями, возрастными особенностями детей, их индивидуальными способностями и реализуемой образовательной программой.

     Занятие состоит из нескольких этапов:

1 этап – Вводно - организационный, мотивационно - побудительный (проблемная ситуация, мотивация к деятельности);

2 этап – Основной (развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность);

3 этап – Завершающий, рефлексивно – корригирующий (контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов);

Использование разнообразных форм работы (групповой, индивидуальной), позволяет включить всех детей в игровую деятельность по решению поставленной проблемы. Для обеспечения эффективности образовательного процесса на занятии используются следующие педагогические средства: муляжи овощей, корзина, мнемодорожки с описанием овощей, салфетки. Использование на занятии различных методов (отгадывание загадок, ситуационные вопросы, игровая ситуация, беседа, малоподвижные игры, игровые упражнения, и др.) даёт возможность каждому ребёнку для индивидуального самовыражения, раскрытия его потенциальных способностей.

Планируемый результат:

В ходе данного занятия у детей развивается устойчивый познавательный интерес, в процессе организации речевой, физической деятельностях.

Дети могут самостоятельно проводить игровые ситуации, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения.

Дети умеют пользоваться речью для выражения своих мыслей и желаний.

Дети умеют сопереживать и прийти на помощь друг другу, доброжелательны к окружающим.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема «Овощи».

Возрастная группа: младшая группа детей 3-4 лет.

Форма НОД: познавательная деятельность.

Форма организации: групповая

Учебно-методический комплект: примерная основная программа дошкольного образования «От рождения до школы/ Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 3-е издательство. испр. и доп.-М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2015.

Цель: расширять представления детей об овощах на основе описания их внешних характеристик.

Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие

Вид детской деятельности, лежащей в основе организованной образовательной деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, двигательная деятельность, коммуникативная деятельность, игровая.

Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций по теме «Овощи», беседы «Что растет на огороде?», экскурсия на огород. Дидактические игры «Найди и назови», «Чудесный мешочек», «Чего не стало», хороводная игра «Огород»

Методы и приемы: рассматривание, чтение стихов, загадок, остановка проблемного вопроса, беседа.

Оборудование и материалы:

-Демонстрационный: муляжи овощей, корзина, поднос, тарелка для овощей;

-Раздаточный: мнемодорожки с описанием овощей на каждого ребенка.

Задачи образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей

воспитанников группы

Обучающие задачи:

  • способствовать развитию грамматического строя речи;
  • развивать диалогическую речь как способ коммуникации у младших дошкольников;
  • формировать представления об овощах.

Развивающие задачи:

  • развивать умение пользоваться речью для выражения своих мыслей, желаний;
  • учить составлять элементарные описания овощей (предложения из 4-5 слов) с использованием мнемодорожек;
  • развивать и поддерживать интерес детей к совместному с взрослым и самостоятельному обследованию овощей;
  • развивать умение различать, называть по внешнему виду и форме овощи;
  • развивать психические процессы – образное мышление, воображение (развитие речи).

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь к природе и окружающему миру;
  • воспитывать у детей привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом.  

  • обогащать словарный запас за счет употребления в речи детей слов, обозначающих свойства, качества, признаки предметов (Настя, Мирон, Милек);
  • развивать умение согласовать слова в предложения, состоящие из двух-трех слов (Данила, Варя);
  • способствовать стимулированию активных ответов (Слава, Маша, Алина.);
  • развивать умение концентрировать внимание на объекте (Самира)

способствовать развитию желания прийти на помощь ближнему (Милек., Настя, Ангелина).

Этапы деятельности, занятия

Цели

Форма организации совместной деятельности детей и взрослых

Содержание деятельности

Результат

педагога

детей

1. Вводно - организационный, мотивационно - побудительный

Проблемная ситуация, мотивация к деятельности

Вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Закрепление у детей знания овощей, развивать слуховое внимание и мышление.

Воспитатель собирает детей возле себя

Игра «Внимание»:

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Ребята, давайте вспомним, как мы ходили с вами на огород? Какие овощи росли на грядках?

Физ. Минутка

Летом в огород пойдем, урожай там соберем.

1, 2, 3, 4, 5 начинаем собирать.

Мы морковки натаскаем,

Мы картошки накапаем,

Срежем мы кочан капусты

Круглый, сочный, очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко,

И вернемся по дорожке.

Воспитатель: Какой замечательный собрали урожай! (показывает корзину)

  Хотите узнать, что в корзинке? Но для этого вам нужно отгадать загадки.

1. Собираем мы в лукошко очень крупную …
2. Сто одежек, и все без одежек.
3. Растут на грядке зеленые ветки, а на ветках - красные детки.

4. Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели.
5. Он совсем-совсем зеленый, и овальный, удлиненный. Помидора верный брат, тоже просится в салат.

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Каким, одним словом мы назовем всю эту красоту? Правильно, овощи.

Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание.

Задает вопросы стимулирующие процессы мышления.

Индивидуальное обращение к каждому ребенку согласно его знаниям.

Поощряет детей к высказыванию.

Организует физическую деятельность.  

Показывает последовательность действий.

Задает загадки, стимулирующие процесс мышления и активизирующие знания об овощах

Сосредотачивают внимание, вживаются в игровую ситуацию.

Отвечают на вопросы.

Отгадывают загадки.

Заинтересованность детей предстоящей деятельностью.

Активизация речи и мыслительных процессов детей в период отгадывания загадок.

2.Основной

Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность

Актуализировать знания детей, развитие мышления.

Развитие познавательного интереса в процессе деятельности.

Закрепление у детей знаний и представлений об овощах.

Развивать умения пользоваться речью для выражения своих мыслей, желаний; развивать и поддерживать интерес детей к совместной деятельности с взрослым и самостоятельному использованию предметов, разнообразным действиям с ними.

1   Беседа-разговор об овощах.

-А овощи у нас все одинаковые? (Нет) Чем они могут отличаться? (Красный-желтый; большой-маленький; круглый-овальный)

 -Правильно. Овощи отличаются цветом, размером и формой. (Рассматривание демонстрационного материала) 

- Для чего нужны овощи? Что можно приготовить из них? Давайте своих гостей угостим вкусным салатом.

Воспитатель берет один овощ, с помощью мнемодорожки дает образец описательного рассказа и кладет его в тарелочку 

Схема описательного рассказа на тему «Овощи».

План рассказа:

  • Какой формы?
  • Размер
  •  Какого цвета?
  • Что можно из него приготовить

Педагог вызывает по очереди детей, которые описывают овощи, перед тем, как положить его в тарелочку.  

С помощью воспитателя, опираясь на схему, дети составляют рассказ об овощах.

Воспитатель:

- Давайте приготовим ещё что-нибудь вкусное

Пальчиковая игра «Капуста»  

Мы капусту рубим,

(двигать прямые кисти вверх-вниз)

Мы морковку трём,

(трём правым, кулачком по левой ладони)

Мы капусту солим,

(пальцы в щепотку)

Мы капусту жмём.

(сжать обе кисти в кулаки)

 - Ребята мы с вами много блюд приготовили из овощей, а где же

они росли? (На огороде).

Использует наглядные средства.

Задает вопросы стимулирующие процессы мышления.

Привлекает к обсуждению.

Проявляет уважение и поощряет детей к высказываниям.

Стимулирует любознательность и интерес к деятельности.

Формулирует проблему, предлагает ее решение. Вовлекает в совместную познавательно-речевую деятельность. Наблюдает за детьми во время выполнения задания.

 

Организует физическую  деятельность. Показывает последовательность действий. Поощряет детей к игровой деятельности.

Рассматривают представленные материалы. Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям.  Входят в проблему, вживаются в игровую ситуацию, осваивают последовательность действий. Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям. Наблюдают за действием воспитателя, выполняют действия по образцу.

Сосредотачивают внимание на действиях воспитателя.

Активно играют.

Закрепление знаний о признаках овощей  

Активное включение в совместную деятельность и игры с взрослым и детьми.

3.Завершающий, рефлексивно - корригирующий

Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов

Закреплять в речи детей обобщающие слова: овощи; развивать внимание и подражательность.

Молодцы ребята! Мне очень понравилось как вы работали на занятии. Особенно активно работали Настя., Мирон., Милек. Скажите, пожалуйста какого цвета и формы морковка, капуста.  

Как одним словом можно их назвать? (овощи).

Какие овощи вы знаете?

Где растут овощи? (на грядке, в огороде)

Сюрприз с грядки

Воспитатель раздает детям угощение с грядки (Канапе с овощами).

- Вам понравилось наше занятие? А что именно?

Самоанализ занятия

Цель: 

Формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация социализация, художественное творчество, здоровье.

Задачи:

  • Формировать представления детей об овощах, о месте прорастания и заготовке их на зиму;
  • Закрепить умения детей описывать овощи по характерным признакам, согласно схеме;
  • Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;
  • Расширять активный словарь, активизировать в речи детей названия овощей.
  • Продолжать формировать у детей умение различать и называть цвета, упражнять в сличении предметов по цвету;
  • Побуждать детей отвечать на вопросы, четко проговаривая слова. Формировать умение детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию;
  • Развивать зрительное восприятие и память, двигательное воображение и координацию движений;
  • Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
  • Создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей.

Организационная деятельность - подготовка к занятию

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.  На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии. На занятии использовалась музыка, при проведении пальчиковой гимнастики, которая усиливала эмоциональное восприятие.

Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.

Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности: лого ритмическое упражнение – «поход на огород», беседа - сидя на стульчиках, перемещение по группе во время рассказа об овощах, пальчиковая гимнастика. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

Дидактическая деятельность воспитателя: Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей

Познание: Закрепляла умение описывать овощи по характерным признакам, согласно схеме; формировала умение различать и называть цвет; Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, слушали, не перебивая своего сверстник; активизировала словарь детей за счет слов- название овощей, упражняла в согласовании существительных, прилагательных;

«Социализация» самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать.

«Физическая культура» развивала двигательное воображение и координацию движений.

Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях. Моя роль сводилась к обучению давать развернутые ответы при помощи схем-мнемоквадратов. Это помогло добиться оптимального результата. В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Итог занятия был организован в виде игровой проблемной ситуации «Сюрприз с грядки». Воспитатель раздает детям угощение с грядки (Канапе с овощами). Дети угадывали, что за овощи они едят) так, чтобы в ходе его проверить качество усвоения материала. В связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь, продолжать учить описывать овощи с помощью мнемоквадратов. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были выполнены.

                                                                СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная литература: 

1.Примерная основная программа дошкольного образования «От рождения до школы/ Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 3-е издательство. испр. и доп.-М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2015.

2. Красносельский С.А. Основы проектирования: учебное пособие / С.А. Красносельский. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 232 с. - ISBN 978-5- 4458-3828-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232828 (дата обращения 11.11.2018).

3. Крежевских О.В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации : учебное пособие / О.В. Крежевских. - М.; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 221 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-7452-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436156 (дата обращения 11.11.2018).

Дополнительная литература: 

 1. Авакова Л.И. Центр игровой поддержки ребенка // Ребенок в детском саду. 2010. № 3. С. 8-13.

 2. Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Мамедова Ж.С. Стандарт дошкольного образования: детство ради детства // Научнопублицистическая газета Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации «Горизонты современного образования». – 2013. – Декабрь. – № 12 (75). – С. 2–4.

 3. Асмолов А.Г. Психология XXI в. и рождение вариативного образовательного пространства России [Электронный ресурс] / А.Г. Асмолов. – Режим доступат : http://rl-online.ru/articles/rl01_99/501.html (дата обращения: 11.11.2018).

4. Давыдова С.В. Центр игровой поддержки ребенка // Ребенок в детском саду. - 2010. - № 2. - С. 13-15.

5. Зебзеева В.А. Организация и планирование режимных процессов в дошкольных образовательных организациях : методическое пособие / В.А. Зебзеева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 135 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-5878-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428743 (дата обращения 11.11.2018).

6. Зебзеева В.А. Проектирование образовательной программы детского сада в условиях реализации ФГОС ДО. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 128сИванова И.М., Харисова Е.В. Центр игровой поддержки в детском саду // Управление ДОУ.2010. № 5. С. 90-96.

7. Ивашкевич Т.П., Коренная В.В. Новые формы дошкольного образования. Организация работы патронажной группы для детей с 154 ограниченными возможностями здоровья // Дошкольная педагогика. - 2010. № 7. С. 58-59.

8. Лекотека в системе дошкольного образования города Москвы: методический сборник / отв. ред. Т.Н. Гусева, М.М. Цапенко, М.А. Толстова, В.Н. Ярыгин. - М.: ООО «Школьная пресса», 2009.

9. Минина А.В., Степанова О.И. Семейный детский сад // Ребенок в детском саду. № 3. 2010. С. 14-20.

10. Новые формы дошкольного образования в Москве: методическое пособие / сост. Т.Н. Гусева, М.М. Цапенко, Н.Ю. Симонова, К.Ю. Белая. - М.: ООО «Школьная пресса», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по проектированию развивающей среды как условия оптимизации речевой деятельности детей раннего возраста

В статье изложены рекомендации учителей-логопедов и врача-психиатра по организации образовательной предметно-развивающей среды, необходимой для оптимизации речевого развития детей раннего возраста. Ав...

Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста...

Творческая разработка Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

Творческая разработка Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста   Содержание Введение31. Значение предметно-развивающе...

ФГОС ДО: проектирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО

«Нет такой стороны воспитания, на которуюобстановка не оказывала бы влияния,нет способности, которая не находилась быв прямой зависимости от непосредственноокружающего ребенка конкретного мира.Среди н...

Семинар - практикум для педагогов «Технология проектирования развивающего занятия с детьми дошкольного возраста»

Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т.к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал п...