Деятельностно-ориентированные технологии в дошкольной педагогике
статья
Воспитание инициативной, самостоятельной, любознательной, уверенной в себе личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelno-orintirovannyy_podhod.docx | 31.78 КБ |
prakt_-orint1_situatsiya.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме
«Технология деятельностного метода в работе с дошкольниками».
Автор: Гасанова Сабина Юрьевна
На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком, с человеком на всю жизнь.
Система дошкольного образования на современном этапе развития претерпевает серьезные изменения, связанные с обновлением нормативно-правового обеспечения функционирования дошкольных организаций, введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, признание дошкольного образования как первой ступени в системе непрерывного образования.
ФГОС – это смена образовательной цели. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности.
В связи с этим наибольшую актуальность на современном этапе развития образования приобретает «технология деятельностного метода обучения», разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон.
Основы деятелъностной теории ученья, имеющей свое начало еще в трудах А. Дистервега, в XX веке были разработаны отечественными учеными Л.С. Выговским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б.Элькониным, В.В. Давыдовым и др. Деятельностная теория (подход) опирается на представление о структуре целостной деятельности (потребности-мотивы-цели-условия-действия) и объясняет процесс активно-исследовательского усвоения знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного решения задач (проблем). Решение задачи состоит в поиске действия, с помощью которого можно так преобразовать ее условие, чтобы достигнуть результата
Под деятельностным подходом – понимается такая организация образовательного процесса, при которой ребенок осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной деятельности.
Реализация технологии деятельностного метода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
- психологической комфортности,
- деятельности,
- минимакса,
- целостности,
- вариативности,
- творчества,
- непрерывности.
Каждый из этих принципов уникален, но все они действуют как целостная система.
Принцип психологической комфортности является основополагающим для дошкольного возраста, поскольку эмоциональная атмосфера, царящая в детском саду, напрямую влияет на психофизическое здоровье детей. Для этого в группе создается доверительная атмосфера, минимизируются все стрессообразующие факторы образовательного процесса.
Общение с воспитанниками строю доброжелательно, ориентировано на ребенка, его интересы и потребности. Стараюсь выступать в роли старшего друга, наставника, партнера, организатора, помощника. Моя задача - побуждать и поддерживать живой интерес детей, развитие самостоятельности, активности, любознательности, познавательной инициативы. Каждый ребенок должен чувствовать себя нелишним, нужным, активным участником в больших и малых общих делах.
Стремлюсь, чтобы дети видели свою «детскую» цель (открывали смысл) -никакая деятельность не должна им навязываться.Сутьмоей работы заключается в такой организации образовательного процесса, когда ребенок сам хочет чему-либо научиться, свободно рассуждает, находит и исправляет свои ошибки, причем вся эта деятельность сосредоточена в русле его собственных интересов.
Осуществляя системно-деятельностный подход, стараюсь не ограничиваться отношениями «взрослый - ребенок». Очень важно приучать детей заботиться друг о друге. Доброжелательная атмосфера взаимопомощи и поддержки позволяет каждому ребенку ощутить себя в психологически безопасных, комфортных условиях.
А для того, чтобы ребенку было комфортно, интересно; чтобы он без труда мог включиться в любую деятельность - будь то игра, проектирование или художественное творчество - необходима соответствующая развивающая предметно пространственная среда.
При организации развивающей предметно-пространственной среды в группе руководствуемся основными принципами:
- Содержательность и насыщенность
- Трансформируемость
- Полифункциональность
- Доступность
- Базовость
Все, что окружает ребенка - помогает ему развиваться. Для развития познавательной активности воспитанников в группе оборудована зона экспериментальной деятельности. Все в ней доступно детям. Ребенок может заняться интересующей его деятельностью: просеять крупу через сито, определив, почему одна крупа просеялась, а другая (та, что крупнее) - нет; отделить фасоль от гороха, сравнив их по величине, форме и использовать их для выполнения аппликации; вылепить что-либо из влажных салфеток; построить замки из влажного песка; сравнить, как ведут себя на воде резиновый и металлический шарики и т.д.
Живой интерес у детей вызывает совместная деятельность в «Огороде на окне». Вместе с воспитанниками мы готовим семена к посадке, сеем семена, дети охотно ухаживают за появившимися всходами, наблюдают, сравнивают, делают выводы.
С большим интересом дети участвуют в проектной деятельности. Работа над проектами ««Народная игрушка Болховского района», «Наш веселый снеговик», «Новоселье у скворцов», «Что такое солнечная система» заинтересовала, увлекла и объединила в качестве равноправных партнеров и детей, и педагогов, и родителей. Это способствует эмоциональному сближению детей и близких им взрослых в радостной совместной деятельности. Включение семьи в жизнь детского сада позволяет родителям посмотреть на других детей, на своего ребенка со стороны, взглянуть на мир глазами ребенка, лучше понять его, научиться более эффективно общаться и взаимодействовать с ним.
Участие дошкольников в проектной деятельности способствует освоению окружающего мира не путем получения готовой информации, а через ее «открытие» детьми и освоение в активной деятельности (под умелым руководством взрослого). Давно замечена высокая эффективность «открытий» для усвоения человеком культурного опыта и развития его творческого потенциала. «Образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только и исключительно в ходе активного взаимодействия с окружающей средой»
(Д. Дьюи).
Поэтому очень важно коренным образом изменить позицию взрослого: я учусь не быть транслятором знаний, информатором, а стать организатором и помощником детей в их познавательной деятельности.
Используя различные методические приемы, стараюсь создавать такие условия, чтобы каждый ребенок был уверен в том, что он сам справился с заданием, сам исправил ошибку, сам создал продукт (конструкцию, рисунок, сказку). А для этого поощряю детскую самостоятельность, инициативу, выдвижение и обоснование своих гипотез, т.е. создаю условия для включения детей в активную поисковую деятельность. «Взрослого на занятии должно быть мало», тогда у детей возникает ощущение, что это они сами чего-то достигли и сами сделали открытие. «Устранить себя» и ненавязчиво организовать деятельность ребенка - высший пилотаж современного педагога.
Использование системно-деятельностного подхода изменил мой взгляд не только на позицию педагога, но и на роль воспитанника в образовательном процессе.В связи с этим в работе с дошкольниками руководствуюсь «золотыми правилами» деятельностного подхода:
- Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
- Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
- Будь не «НАД», не «РЯДОМ», а «ВМЕСТЕ»;
- Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
- Учи анализировать каждый этап работы;
- Критикуя, стимулируй активность ребенка.
Изменения роли педагога и ребенка ведут за собой введение новых форм организации образовательной деятельности: творческие мастерские, детская лаборатория, игры-занятия, творческая гостиная, интегрированное занятие и т.д. В основе этих форм образовательной деятельности лежит технология «Ситуация» - один изинструментов технологии деятельностного метода, адаптированного для работы с дошкольниками.
В рамках правильно сконструированной образовательной ситуации ребенок:
- учится видеть учебную (игровую, прикладную, коммуникативную, творческую и др.) задачу, свою роль в ее решении;
- выступает в качестве субъекта деятельности, при этом у ребенка будет собственная цель и мотив;
- учится планировать предстоящую работу, выявить ее результат и осознать путь, с помощью которого приобретаются новые знания и умения, вычленяются общие способы действий;
- учится осуществлять контроль за своими действиями, способами их выполнения и оценивания, видеть важность освоенного опыта, знаний, умений, приобретенных личностных качеств для достижения поставленных целей.
Основные этапы образовательной ситуации:
Этапы деятельности | Компоненты деятельности |
Мотивационно- ориентировочный | 1.Проблема, проблемный вопрос, учебная задача, затруднение, антиципация, игровая ситуация 2. Целевая установка 3. Мотивирование к деятельности |
Поисковый | 4. Проектирование решений проблемной ситуации (планирование действий) |
Практический | 5. Выполнение действий (реализация плана) |
Рефлексивно-оценочный | 6. Осмысление итогов |
Технология «Ситуация» ни в коей мере не является единственным инструментом формирования у дошкольников предпосылок учебной деятельности. Сделать образовательный процесс увлекательным, результативным, повысить детскую познавательную активность помогают и другие педагогические технологии, которые я использую в своей педагогической практике:
- здоровьесберегающие;
- технология проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- игровые технологии.
Таким образом, осуществление системно-деятельностного подхода в работе с детьми дошкольного возраста способствует:
- формированию у детей элементов учебной деятельности,
- становлению субъектной позиции ребенка в образовательном процессе,
- возникновению в совместной партнерской деятельности позиции взрослого как регламентатора форм и содержания детской деятельности,
- первоначальному овладению дошкольниками знаково-системными формами мышления.
Предварительный просмотр:
Применение деятельностно-ориентированной технологии «Ситуация» в образовательном процессе в дошкольном учреждении.
Составитель: Гасанова Сабина Юрьевна
Технологией, которая помогает организовать образовательный процесс, обеспечивающий личностное развитие дошкольников, развитие коммуникативных навыков, активизирует речевую деятельность детей, является, по нашему мнению, технология деятельностного метода «Ситуация».
Специфика педагогической технологии заключается в огромном разнообразии ситуаций, в которых она применяется, и факторов, которые при этом должны учитываться. Каждый ребенок, его семья, воспитатель, каждая группа детского сада – индивидуальны, поэтому педагогическая технология (в отличие, например, от технологии изготовления автомобиля) должна использоваться педагогом не как догма и самоцель, а как инструмент для проектирования и рефлексии своей деятельности.
С другой стороны, технология – это, по сути, обобщенный культурный опыт деятельности. Поэтому использование технологий, как правило, придает процессу достижения результата большую надежность и гарантирует его более высокое качество.
Известно, что термин «технология» подразумевает обеспечение получения определённого результата. И именно технология «Ситуация» позволяет создавать условия для саморазвития личности дошкольника.
Напомним, что технология деятельностного метода известна с середины 90-х годов прошлого века. Автор адаптированного к дошкольному образованию варианта Людмила Георгиевна Петерсон. Непосредственно технология «Ситуация» описана в программе «Мир открытий».
Данный подход позволяет педагогу системно и надежно формировать весь спектр универсальных умений, составляющих готовность к саморазвитию, и таким образом практически реализовать те задачи, которые ставит перед непрерывным образованием современное общество. Использование данной технологии в работе с дошкольниками позволит обеспечить преемственность с начальным общим образованием.
Потребность в самоизменении и саморазвитии возникает в ситуации затруднения – иначе зачем человеку что-то менять, тем более в себе самом?
Очевидно, что задача взрослых (педагогов, семьи) – помочь ребенку поверить в себя, приобрести опыт побед над трудностями, («Я могу с этим справиться!», «У меня получится!») и тем самым заложить прочный фундамент для саморазвития на протяжении всей жизни.
Именно затруднение, если оно является личностно-значимым для ребенка, позволяет ему осознать, что он пока чего-то не знает или не умеет. При систематическом моделировании педагогом ситуаций затруднения и грамотной организации выхода из них дети учатся конструктивно относиться к неудачам, переводить проблемы в задачи, они приобретают опыт успешного преодоления трудностей, развивают положительную самооценку, начинают понимать причины своих затруднений, выбирать оптимальные способы их преодоления.
Детям предъявляется материал для анализа, исследования, понимания причин, применения правил, проектирования, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни. У детей есть возможность обсуждать, действовать, отображать, переделывать, добавлять и т.п. ситуации могут возникать, наполняться содержанием, продолжаться на протяжении одного дня, недели, месяца.
Воспитатель, работающий в технологии деятельностного метода «Ситуация», не просто объясняет новое знание, а создает ситуацию, когда дети сами «откроют» его для себя или приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия. А педагог при этом перестаёт выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в самостоятельной познавательной деятельности детей.
Исходная ситуация может быть похожа на знакомство с каким-то объектом, понятием, а может идти от события, праздника, чтения книги или разглядывания картинки. В ней интегрируются разные занятия и свободная деятельность детей. Часть ситуаций планируется взрослыми, часть возникает спонтанно, по инициативе детей, а взрослые подхватывают ее и продумывают, как насытить их важным развивающим содержанием. В ситуации могут участвовать как дети всей группы, так и подгруппы. Однако при всём разнообразии возникающих ситуаций они все вписываются, то есть являются составными частями единой структуры – рефлексивной самоорганизации, которая в учебной, а затем и в трудовой взрослой деятельности представляет собой механизм саморазвития.
Структуру технологии «Ситуация» данного вида схематично можно представить следующим образом. Дети движутся в игровой ситуации к своей «детской» цели, встречают затруднение, находят выход (что-то узнают, осваивают какое-то новое действие, способ) и продолжают своё движение к цели с того момента, где у них произошло затруднение.
В целом технология объединяет в себе несколько этапов. Все они важны и необходимы!
Этап 1. «Введение в ситуацию»
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (ставят «детскую цель»). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Отметим, что «детская» цель - это то, что ребенок «сам хочет» сделать и не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью. Например:
Взрослая цель | Детская цель |
ОС «Поможем маме-кошке» | |
Научить делать кошку с помошью оригами | Помочь маме кошке найти котят |
ОС «Путешествие в страну музыки» | |
Знакомство с музыкальным знаком «пауза» | Спасти музыкальные инструменты |
ОС «Загадочная посылка» | |
Знакомство со звуками В, Вь и буквой В | Открыть посылку |
Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».
Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы»,
Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.
Т.е. «введение в ситуацию», это не что иное, как создание игровой ситуации: через видео сообщение, письма, посылки, попадание в сказку, путешествие и т.д.
Этап 2. «Актуализация».
На данном этапе, который тесно связан с этапом «Введение в ситуацию», в ходе дидактической игры, беседы и других приёмов воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей.
Этап 3. «Затруднение в ситуации».
Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, в получении новых знаний.
В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.
Таким образом, четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они сами (под ненавязчивым руководством взрослого) назвали причину затруднения.
Этап 4. «Открытие детьми нового знания (способа действий»).
На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникший ранее затруднение.
С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.
Дети предлагают различные варианты, где можно добыть новые знания. Выбирают тот, который наилучшим образом подходит в данный момент. Получают эти новые знания или способ действия. И продолжают свое движение к цели, с того момента, где у них возникло затруднение.
Этап 5. «Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка».
Таким образом, переходим к пятому этапу, где полученные новые знения реализуются в практической деятельности детей.
Этап 6. «Осмысление (итог)».
Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опыт рефлексия – важнейшего структурного элемента учебной деятельности. Дети приобретают опыт фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. Хотим напомнить, что такие вопросы как «Понравилось», «Что понравилось» лучше избекгать.Желательно пользоваться вопросами: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение «детской» цели .
Примеры разработанных ситуаций с затруднениями.
Ситуация 1. Открытка для мишки. Цель: познакомить с новой техникой изобразительного творчества «граттаж». По ситуации необходимо нарисовать для бурого медведя изображение северного сияния. В группе в уголке творчества нет обычных материалов для рисования, аппликации и т.д. Дети находят специально приготовленные листы бумаги и палочки-зубочистки. Исследуя предметы, дети пытаются найти новый способ изображения. Воспитатель по просьбе детей рассказывает о новой технике.
Ситуация 2. Мама кошка потеряла котят. Цель: познакомить со способом изготовления «кота» в технике оригами. Дети находят в группе плачущую кошку, изготовленную в технике «оригами». Кошка «рассказывает», что потерялись ее котята. Дети решают помочь кошке и изготовить котят. Воспитатель обращает внимание, что кошка необычная и дети делают вывод, что котята должны быть похожи на маму, т.е. сделаны тем же способом (складыванием бумаги). Дети получают бумагу и пытаются сделать поделку. Обращаются к воспитателю за помощью.
Ситуация 3. Экскурсия в мини-музее. Цель: познакомить с новым экспонатом музея, старинным предметом «рубелем». Дети проводят для гостей группы экскурсию в своем музее, рассказывают про экспонаты. Доходят до незнакомого предмета – экскурсия прерывается. Чтобы ее продолжить, необходимо получить новые знания о новой предмете. Дети высказывают мнение о том, где можно получить необходимую информацию. На полке рядом с рубелем находят диск. Просмотрев его получают знания о новом экспонате. Теперь экскурсию можно продолжить.
Таким образом, использование рассматриваемой технологии для организации образовательных ситуаций позволяет создать условия для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения способов познания действительности, что является основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах своей жизни.
Используемая литература:
- Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Петерсон Л.Г. / Под общей редакцией Петерсон Л.Г., Лыковой И.А. – М.: Цветной мир, 2012. – 240 с.
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015. — 336 с. 3 изд-е, перераб. и доп.
- Официальный сайт НОУ «Институт системно-деятельностной педагогики», раздел «Воспитателям» https://www.sch2000.ru/vospitatelyam/undermenu.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья:Использование ТРИЗ - технологии в современной дошкольной педагогике.
В дошкольном возрасте во время проведения образовательной деятельности хотелось бы, чтобы дети получи только положительные эмоции. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на ос...
Дистанционное обучение: Музыкальный руководитель. Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОО с учетом требований ФГОС (288ч) Дисциплина 1.Модуль 1. Основы дошкольной педагогики
Рано или поздно, многие педагоги сталкиваются с ситуацией, когда любимая работа требует от нас подтверждения нашей квалификации, а иной раз и переподготовки на платной основе. В наше время - время инт...
Использование ТРИЗ - технологии в современной дошкольной педагогике.
Статья:Использование ТРИЗ - технологии в современной дошкольной педагогике. Каждый ребенок изначальноталантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в ...
Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в дошкольном Учреждении
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной развивающей предметно-пространственной среде. В условиях Учреждения настоящий му...
Статья "Личностно-ориентированные технологии в дошкольной педагогике"
Закладывание в ребенке механизмов самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и других необходимых для становления самобытного личностного образа....
Деятельностно-ориентированные технологии в дошкольной педагогике
Воспитание инициативной, самостоятельной, любознательной, уверенной в себе личности ребенка как субъекта жизнедеятельности....
Статья "Личностно-ориентированные технологии в дошкольной педагогике"
Закладывание в ребенке механизмов самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и других необходимых для становления самобытного личностного образа....