Статья "Создание модели воспитательной деятельности по формированию нравственно -патриотического потенциала дошкольников в условиях реализации инновационного проекта"
статья

Галушина Надежда Михайловна

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Реализация в дошкольном учреждении муниципальной площадки «Краеведческая деятельность в ДОУ как средство формирования нравственно-патриотического потенциала дошкольников» обеспечило возможность создания модели формирования качеств личности воспитанников на уровне представлений и знаний о родном городе, условий для целенаправленной практической деятельности педагогов на уровне методов, технологий и форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_galushina_n.m.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Галушина Надежда Михайловна

МБДОУ детский сад №14 «Красная шапочка»

г. Котовска Тамбовской области

старший воспитатель

Россия,  г. Котовск

Е-mail: GalushinaNM@yandex.ru

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Реализация в дошкольном учреждении муниципальной площадки «Краеведческая деятельность в ДОУ как средство формирования нравственно-патриотического потенциала дошкольников» обеспечило возможность создания модели формирования качеств личности воспитанников на уровне представлений и знаний о родном городе, условий для целенаправленной практической деятельности педагогов на уровне методов, технологий и форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках регионального компонента.

Меняются времена, но вечным остается стремление человека к добру, истине, красоте, любви. Сегодня каждый из нас понимает потребность в модернизации воспитательной деятельности, возрождении и развитии духовных традиций нашего Отечества. Очевидно, что эти изменения будут способствовать объединению всех стремлений сохранить чистоту детских душ, целенаправленно содействуя становлению и развитию духовного мира дошкольников в соответствии с нравственными идеалами, ценностями, принятыми в обществе.

Педагогическим коллективом было отмечено, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, особенностях русских традиций. Кроме того, недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Нами была переосмыслена воспитательная деятельность в ДОУ и поставлена задача– как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Этому способствовало открытие в учреждении инновационной муниципальной площадки «Краеведческая деятельность в ДОУ как средство формирования нравственно-патриотического потенциала дошкольников». Предмет исследования: содержательные линии образовательного процесса в ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе использования краеведческого материала. Работа в рамках проекта происходила в ходе специально организованной совместной деятельности детей со взрослыми, воспитателями, с родителями, во взаимодействии с социумом.

Поставив цель воспитание у дошкольников уважительного отношения к памяти предков, участников Великой отечественной войны, а также в рамках работы по плану инновационного процесса в дошкольном учреждении были реализованы следующие проекты: «Цна - главная река Тамбовщины», «Цветная неваляшка - забавная игрушка», «Мы помним, мы гордимся!», «Это наша с тобой биография», «Улицы нашего города», «Люди, прославившие город Котовск». Также было организовано активное участие творческой группы в оформлении в детском саду «Аллеи памяти» и «Книги памяти».

С детьми проводились экскурсии по знаменательным местам города, занятия в мини - музеях ДОУ «Русская изба», «Истоки», мини-центрах по краеведению, которые были организованы в каждой группе.

Был разработан план совместных сетевых проектов.  Посещение тематических выставок в детской библиотеке: «Тамбовская тропинка к Пушкину», «Котовск в годы Великой Отечественной войны», «Прогулки по тамбовскому краю», «Родная Тамбовщина».  Музейный урок в зале Воинской Славы «Защитникам Отечества посвящается», интерактивно-игровая программа «Живая старина», «Котовск-город труженик и воин», «Символ моего города», не оставили равнодушными детей. Соучастие различных социальных партнеров позволило выстроить единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного духовно-нравственного развития и адаптации дошкольников в современном мире. За активное участие в совместных мероприятиях педагоги не раз были отмечены благодарственными письмами.

С целью воспитательной деятельности, обеспечивающей формирование условий нравственного развития личности воспитанников, дошкольники принимали активное участие в конкурсах различной направленности.

Реализация инновационного проекта позволило создать условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, определения принципов педагогического сотрудничества семьи и ДОУ, разработки и внедрения новых форм и способов взаимодействия с семьей в соответствии с современными тенденциями развития образования и общества в целом. Родители смогли посетить конференцию «Формирование нравственно-патриотического потенциала у дошкольников», увидели открытые просмотры по теме инновационной площадки, помогли в сборе архивных материалов из фонда семей об участниках ВОВ и участвовали в реализации проектов, мероприятий, совместных праздников в рамках школы искусств «Интеллект».

Опыт работы по проблеме был представлен на городских семинарах-практикумах в рамках клуба педагогов «Горизонт», городских методических объединений, ежегодной августовской городской педагогической конференции, оформлены материалы экспериментальной деятельности с разработкой программно-методического материала, которые размещены на официальном сайте учреждения.

Таким образом, подводя итог проделанной работе, можно отметить, что дети не только научились восхищаться красотой окружающего мира, но в них удалось заложить ростки любви и чувства гордости к родному городу и его истории.

Инновационный проект позволил модернизировать воспитательную деятельность, перейти от обособленной и разрозненной работы педагогов, воспитателей, родителей на качественно новый этап развития, привлечь к участию в его реализации широкий круг педагогов других дошкольных учреждений города, социальных партнеров.

Список использованных источников:

        1. Белявцева Л.В. Организация взаимодействия детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников патриотических чувств к малой родине. // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). – СПб.: СатисЪ, 2014. – С. 53-55.

        2.Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. / Е. Евдокимова. // Дошкольное воспитание. – 2011. – №3. – С.6-14.

3. Солдатова И.Н. Педагогический практико-ориентированный проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников через краеведение «Детство с родным городом» https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/01/31/pedagogicheskiy-praktiko-orientirovannyy-proekt

4. Остапца А.А. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности. / А.А. Остапца, Г.Н. Абросимова, М.Е. Трубачева. – М.: Арктика, 2003. – 176 с.

5. Петрова И.А. С чего начинается патриотизм. // Дошкольная педагогика. – 2002. – № 2. – С.5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Формирование нравственно-патриотического потенциала дошкольников через знакомство с историей родного города»

Цель: повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми и родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания.Задачи:Наметить пути совершенствования имеющихся форм работы по реш...

Проект "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, так как это является основой формирования будущего гражданина страны. Крепкая, нерушимая и могучая стра...

Кейс-метод, как технология формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников в условиях реализации дополнительного образования в ДОУ

Патриотизм (от греческого отечество, соотечественник) – чувство принадлежности к Родине, стране, месту, где человек родился; любовь и преданность, стремление служить интересам Отечества. Проблем...

Веб-квест, как технология формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников в условиях реализации дополнительного образования в ДОУ

В продолжение изучения темы внедрения инновационных технологий в обучении и воспитании, а я напомню, что в прошлом году я занималась внедрением кейс-метода в развитии нравственно-патриотических качест...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА ГАРМАЕВОЙ Т.Д. ТЕМА: «Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе реализации проектов краеведческой направленности» на 2022-2023учебный год

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАГАРМАЕВОЙ Т.Д.ТЕМА: «Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе реализации проектов краеведческой направленности»на 2022-20...

Выписка из протокола №2 педагогического совета по теме: «Формирование нравственно- патриотического потенциала дошкольника»

Выписка из протокола №2 педагогического совета по теме: «Формирование нравственно- патриотического потенциала дошкольника»...