Консультация для педагогов "Деструктивное поведение ребенка.Как с ним бороться"
консультация по коррекционной педагогике

Муратова Луиза Рафисовна

Помщь воспитателям в работе с детьми с нарушением поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл destruktivnoe_povedenie.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Деструктивное поведение детей: как переключится?

     Впервые цели деструктивного поведения детей начал изучать Альфред Адлер, а в дальнейшем – его ученик и последователь Рудольф Дрейкурс. В настоящее время можно выделить целый ряд известных специалистов – практиков, серьезно разрабатывающих данную тему как основу для воспитания современных детей – О. Крисченсен, У. Николл, Л. Алберт, Д. Динкмайер-мл., М. Попкин и др.

     Исследователями в чистом виде выделено четыре ведущие цели деструктивного поведения, проявляющиеся в дошкольном и младшем школьном возрасте:

  1. привлечение внимания;
  2. борьба за власть;
  3. месть;
  4. демонстрация несостоятельности, или избегание неудачи.

1.Почему же дети требуют внимания неадекватным образом?

     Им не хватает внимания и дома, и в школе.

     Взрослые приучили детей к негативному вниманию, например, «Я обращу на тебя внимание и сделаю замечание, когда ты плохо себя ведешь; а если ты хорошо себя ведешь, тогда и внимание на тебя обращать не нужно». Такая ситуация часто возникает в школе, когда учитель постоянно обращает внимание на плохое поведение ученика. Ребенок делает вывод: «На меня будут обращать внимание, если я буду плохо себя вести».

     Дети иногда не знают, как вызвать позитивное внимание, но зато прекрасно понимают, как привлечь негативное внимание.

     Рекомендации по коррекции поведения. Необходимо учесть, что они эффективно сработают, только если будут использоваться в совокупности.

     Если ребенок требует внимания неадекватным образом, то в этот момент не стоит уделять ему внимания. Вместо этого следует сказать, например: «Через 10-15 минут я освобожусь, и мы с тобой займемся тем, чем ты хочешь». Важно указывать короткое время, поскольку ребенок не воспринимает длительное время, для него это – вечность.

     Самому проявлять инициативу, чтобы уделить внимание ребенку.

     Приучать детей к позитивному вниманию. Необходимо показать детям их значимость и ценность, когда они соответствуют ожиданиям взрослых.

     Желательно понаблюдать за своей речью, не уподобляетесь ли Вы мачехе из сказки «Золушка», которая подвергала критике поведение падчерицы. У вашего ребенка много достоинств, но есть недостатки.

2. Как же корректировать поведение ребенка, который борется за власть?

     Никогда не вступать в борьбу за власть с ребенком в тот конкретный момент, когда он нам ее навязывает.

     Обязательно сообщать ребенку о правилах, принятых в семье, начиная со слов «У нас принято…» например, «У нас принято по субботам убирать квартиру» или «У нас принято тихо разговаривать, когда кто-то работает за столом». При этом достаточно большая нагрузка ложится на самих взрослых, которые не должны придерживаться так называемых «двойных стандартов» при выполнении тех же правил. Ребенку непонятно, почему он должен прекратить разговаривать по телефону в тот момент, когда папа этого требует, и в то же самое время мама часами может разговаривать по телефону с подругами. Или почему он должен убирать за собой тарелку со стола, если папа этого не делает. И так далее.

     Следующий шаг – предоставление ребенку выбора – поступить в соответствии с принятыми правилами или их нарушить. Таким образом воспитывается ответственность за свои действия – не взрослый, а сам ребенок решает, как ему поступить, он учится делать выбор и принимать решения.

     Далее взрослый сообщает о возможных логических последствиях выбора ребенка. Например, «У тебя есть выбор – ты можешь участвовать в уборке, а можешь и не участвовать. Если ты успеешь убрать свою комнату до (какого-то времени), у нас останется время сходить в кино, сможешь пригласить кого-то в гости, поиграть на компьютере и т.д. (Здесь взрослый предлагает один из вариантов времяпрепровождения). «Если комната останется неубранной – что ж, очень жаль, но никто к тебе придти не сможет» или «Тебе придется заняться уборкой комнаты в другое время, например, когда мы планировали сходить в кино. Ты же знаешь, у нас принято в квартире поддерживать порядок. Так что выбор остается за тобой».

      Если ребенок нарушает семейные правила, родитель должен объяснить логические последствия. Последователи Альфреда Адлера и Рудольфа Дрейкурса подчеркивают принципиальное отличие логических последствий от наказаний.

     Как уже было сказано выше, так или иначе, ребенку важно бороться за власть, демонстрировать свою силу и значимость. Существуют три зоны, в которых взрослый может помочь ребенку себя проявить. Это управление информацией, управление людьми, управление финансами. Используя эти зоны, мы можем помочь ребенку почувствовать и проверить собственные силы.

•        Когда мы наказываем ребенка, мы сознательно стараемся сделать ему больно. Более того, мы, возможно, хотим заставить ребенка страдать. Цель применения логических последствий – не заставить страдать, а научить нести ответственность за свои поступки.

•        Когда мы наказываем ребенка, то кричим, демонстрируем свои негативные эмоции в отношении личности ребенка. Если взрослый объясняет логические последствия, ребенок не чувствует негативного отношения к себе, поскольку неодобрению подвергается не личность ребенка, а его действия. Таким образом мы обучаем ребенка конструктивным поступкам. Мы можем спокойно проговорить проблему выбора, выяснить, какие логические последствия возможны, предложить ребенку выбрать и обязательно выполнить выбранный нами вариант, иначе все системные и последовательные воспитательные усилия сведутся на «нет».

•        Наказание иногда совершенно не связано с проступком. Например, если ребенок получил плохую оценку в школе в пятницу, то в воскресенье ему не разрешено идти в кино. Нет логической связи между событиями. Логическое последствие должно быть напрямую связано с проступком.

•        Для ребенка не должно быть слова «никогда». Например, «никогда не пойдешь...». Такие угрозы, как правило, не выполняются. Ребенок к этому привыкает и в итоге не воспринимает слова как запрет. Более того, если мы, используя логические последствия, ограничиваем его в игре на компьютере или просмотре любимых передач по телевизору, то такое ограничение должно быть кратковременным – вечер или максимум один день. В противном случае дети привыкают к длительности наказания и, в конце концов, перестают на него реагировать.

•        Когда мы наказываем, мы используем свою силу. Какой вывод при этом делает ребенок? «Кто сильнее, тот и прав». В случае реализации логических последствий мы обучаем ребенка делать выбор, принимать разумные решения и нести за них ответственность.

     3. Как же корректировать поведение ребенка в этом случае?

     Сначала необходимо задать вопрос ребенку: «Кто и чем тебя обидел?» Если в основе отношений лежит месть, то обида «сидит на кончике языка», и, как правило, ребенок сразу ее озвучит.

     Взрослый просит прощения, при этом категорически запрещается использовать слово «но». Лучше просто сказать: «Прости, мне неприятно, что я тебя обидел», не добавляя, например, «но ты сам в этом виноват».

     Определение зоны конфликта. Необходимо обсудить с ребенком, какие взаимные действия вызывают обиду.

     Определение ожиданий: что мы ждем друг от друга. К сожалению, в семье мы редко проговариваем друг другу свои ожидания, предполагая, что близкий человек и так должен это знать. Такое заблуждение и приводит к конфликту ожиданий, начиная с первых дней жизни молодой семьи.

     Проведение переговоров – как удовлетворить ожидания друг друга.

     Необходимо помнить, что восстановление отношений сразу не происходит, иногда на это требуется не менее 1 года; чем младше ребенок, тем быстрее могут восстановиться доверительные отношения.

4. Демонстрация несостоятельности или избегание неудачи.

     В основе лежит потеря ребенком мужества: он не верит в собственную успешность, считает себя хуже других. Поведенческие реакции: прогулы, вранье, отказ от выполнения домашних заданий, не выходит к доске, прячется за спины окружающих, не дописывает задания, всем видом демонстрирует: «Я хуже других, я ничего не умею». Такие дети обычно бесконфликтны, однако они активно показывают собственную беспомощность.

      Как определить эту цель деструктивного поведения? Взрослый может задать себе вопрос: «Что я чувствую в этот момент?». Если ответ: «Я в отчаянии, у меня опускаются руки», – скорее всего, ребенок демонстрирует несостоятельность. Можно задать вопрос ребенку: «Может, ты не веришь в собственные силы, в то, что можешь быть успешным?» При этом наблюдаем за проявлением реакции узнавания.

     Скорее всего, существуют серьезные причины демонстрации несостоятельности: постоянная критика в адрес ребенка; авторитарность семьи; частые сравнения с лучшим; пренебрежение со стороны окружающих; психологическая травма, физическая или сексуальная.

Рекомендации:

•        Полностью прекратить критиковать ребенка. Если не удастся избежать критики, то на одно критическое замечание похвалите ребенка не менее 10 раз в течение 8 часов (данные специалистов НЛП).

•        Для таких детей очень важно дробить задания на мелкие части, чтобы они могли выполнить их успешно. Ребенку, чтобы почувствовать себя успешным, необходимо приобрести опыт.

•        Признавать, отмечать, праздновать не конечный результат, а сам процесс. Например, «Радость моя, вчера у тебя было 18 ошибок в тексте, а сегодня всего 11. Какие же слова ты написал сегодня правильно?»

•        Я тобой горжусь» – эта фраза ставит ребенка в зависимость от оценки взрослого. Лучше спросить: «Ты собой гордишься?» – это дает возможность ребенку постепенно ощущать свою внутреннюю силу.

•        С таким ребенком важно работать пошагово: сначала показать ему, как выполнять задание, потом сделать вместе с ним, а в конце предложить выполнить задание самостоятельно. Не забывайте, что задания для самостоятельного выполнения, особенно вначале, должны быть небольшими.

•        Постоянно и бесконечно поддерживать, подбадривать и ободрять ребенка. Это требует большого самоконтроля от взрослого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему Агрессивность ребенка и как с ней бороться

Консультация на тему Агрессивность ребенка и как с ней бороться...

Консультация для родителей. "Капризы ребенка и как с ними бороться"

Чем это вызвано?Не правильное воспитание – главная причина капризовРекомендации «как справиться с детскими капризами и упрямством»...

Консультация для родителей. Поведение ребенка 3-х лет в период адаптации к детскому саду.

Ваш ребенок пошел в детский сад, поздравляем! Значит он уже достаточно подрос, и вы решились на такой важный и наверняка волнительный шаг как доверить своего малыша профессиональным, но все-таки посто...

Консультация для родителей «Поведение ребенка в общественном месте»

Общественные места - так называют те места, в которых собирается много народа. Незнакомые люди вынуждены находиться и что-либо делать вместе, переговариваться, отвечать на вопросы, помогать друг другу...

Консультация для родителей: " Капризы ребенка и как с ними бороться."

  Часто причины капризов заключаются в неправильном воспитании.    Считать, что капризы и упрямство обязательно сопутствуют детству, абсолютно неправильно. Дети не рождаются...

Консультация для родителей. " Поведение ребенка на детской площадке"

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"25870341","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"604","width":"426"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"25870...

Консультация для родителей " Поведение ребенка: как формируется и что влияет."

В дошкольном возрасте дети постоянно проверяют пределы допустимого.Поэтому задача взрослых заключается в том, чтобы четко объяснить ребенку, что ему можно делать, а что нельзя. При этом запрет должен ...