Статья на тему: "Реализация наставничества между возрастными группами ДОУ через группу ЮПИД"
статья (подготовительная группа)
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одним из ведущих направлений работы по предотвращению ДТП с участием детей, в частности дошкольников. Именно поэтому в нашем ДОУ осуществляется деятельность группы юных помощников инспекторов движения (ЮПИД).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_volovikova_m_a_2.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация наставничества между возрастными группами ДОУ через группу ЮПИД
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одним из ведущих направлений работы по предотвращению ДТП с участием детей, в частности дошкольников. Именно поэтому в нашем ДОУ осуществляется деятельность группы юных помощников инспекторов движения (ЮПИД). Ключевой задачей является воспитание у дошкольников навыков безопасного поведения на проезжей части.
Основными задачами являются следующие:
1. Закрепление полученных знаний по ПДД воспитанниками ДОУ и углубление их.
2. Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения.
3. Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге.
4. Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения на специально отведенной площадке.
5. Воспитание ответственного участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения.
6. Сотрудничество со специалистами, родителями (законными представителями) в практической деятельности [2].
Воспитать у ребенка культуру поведения на улице, дороге – непростая задача. Она связана с формированием дисциплинированности, организованности. В ДОУ обучение безопасности дорожного движения начинается с младших групп. К моменту перехода из детского сада в школу ребенок должен ориентироваться в ближайшем окружении, наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владеть навыками безопасного поведения [1]. Но как сделать эту часть образовательного процесса интересной и эффективной?
Для этого мы считаем целесообразным использовать возможности наставничества.
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности [3].
Цель наставничества в ДОУ – создание условий для профессионального роста специалистов, способствующих успешному вхождению в профессиональную деятельность педагога.
Задача наставника – помочь специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Педагогнаставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, воспитанников, родителей.
В педагогической реальности существуют различные виды наставничества, для нас наиболее результативным является прямое индивидуальное и открытое наставничество, предполагающее непосредственный контакт с педагогом, двустороннее взаимодействие, общение в различной обстановке: как на рабочем месте, так и по телефону, через социальные сети и скайп. Обеспечить такой вид наставничества непросто, но возможно.
В формировании системы наставничества мы определяем такие основные принципы:
1. Добровольность и целеустремленность работы наставника.
2. Контакт наставника и подшефного.
3. Личный пример наставника.
4. Доброжелательность и взаимное уважение.
5. Уважительное отношение к мнению подшефного.
6. Направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление подшефного.
Чтобы взаимодействие с специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен постоянно поучать неопытного коллегу или только демонстрировать свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе он должен применять наиболее эффективные формы и методы:
- обучение на рабочем месте;
- участие в работе методических объединений (ДОУ, города);
- самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы;
- обучение на курсах повышения квалификации;
- открытые занятия коллег;
-решение и анализ педагогических ситуаций;
- обучение составлению подробных планов-конспектов занятий и т.д.
Наставники и подшефные, взаимодействуя вместе, реализуют эту работу по воспитанию у дошкольников навыков безопасного поведения, решая ряд выше названных задач, через группу ЮПИД.
Члены команды ЮПИД проводят работу в детском саду по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, пропагандируют безопасное поведение на дороге, воспитывают правовую культуру. Для этого они изучают ПДД, стараются применять их в повседневной жизни и транслируют знания и умения другим детям начиная с младшей группы.
В соответствии с расписанием, которое составляет руководитель команды ЮПИД, помощники инспекторов движения проводят практические занятия с детьми в разных группах. На занятиях дошкольники узнают, как правильно вести себя на улице и в общественном транспорте, что такое «язык улиц и дорог». Полученные знания они закрепляют в играх, на прогулках, в процессе наблюдений.
Сделать процесс изучения правил дорожного движения эмоциональным помогают досуги, развлечения, КВН, например: «Больше нет у нас тревоги – знаем правила дороги», «Аккуратный пешеход», «У светофора нет каникул».
Члены команды ЮПИД активно участвуют в мероприятиях разного уровня: на уровне детского сада: в акции «Зебра», викторине «Изучаем ПДД», тематических неделях, конкурсах рисунков, песен, стихов, поделок, акциях и праздниках, посвященных дорожной тематике; на уровне города, области: в городских, региональных конкурсах.
Чтобы работа юных помощников дорожного движения была эффективной, педагоги-наставники, воспитатели, руководитель команды ЮПИД постоянно пополняют методический кабинет: собирают разнообразный материал по обучению детей правилам безопасного дорожного движения: книги, картины, пособия, плакаты, конспекты непрерывной образовательной деятельности, сценарии праздников, фотоальбомы; разрабатывают перспективный план работы для всех возрастных групп.
Члены команды ЮПИД участвуют в оформлении уголков безопасности дорожного движения в группах ДОУ. Они собирают дидактические, настольные игры, атрибуты для ролевых игр. Воспитанники используют их в совместной с воспитателем, специально организованной и самостоятельной деятельности. Интерьер групп украшают выставки детских работ. Уголки безопасности дорожного движения регулярно обновляются. За этим также следит команда ЮПИД.
Кроме того, на участке детского сада создана площадка по обучению правилам дорожного движения. Дети любят на ней играть, брать на себя разные роли: регулировщика, водителя транспортных детских средств (машин, велосипедов, самокатов), пешехода. Здесь они применяют свои знания и умения в различных дорожных ситуациях, учатся действовать осознанно, усваивают «законы дороги».
Юные помощники инспекторов движения:
- помогают оформить памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
- пополняют папки-передвижки материалами о ПДД;
- участвуют в совместных конкурсах, викторинах и развлечениях;
- оформляют с родителями тематические выставки рисунков и поделок.
Таким образом, деятельность юных помощников инспекторов движения в детском саду приносит положительные результаты. Дети увлечены своей ролью, постоянно ищут новые формы общения друг с другом, младшими дошкольниками, педагогами, родителями, представителями общественных организаций. В течение года они закрепляют знания ПДД, учатся быть дисциплинированными, сознательно относятся к поведению на дороге и в общественном транспорте, показывают положительный пример другим воспитанникам ДОУ. А наставничество педагогов позволяет повысить эффективность работы в данном направлении и решить все поставленные задачи в полном объеме.
Библиографический список
- Лычковская О.В. Юные помощники инспекторов движения «ЮПИД»//Воспитатель детского сада. 2022.
- Лебедева Н., Должникова О., Ерошенко Е. Юные помощники инспекторов движения расскажут детям о ПДД//Делимся опытом. 2017. № 4. С. 40-47.
- Сергеева Т.Ф. Организация наставничества в дошкольной образовательной организации //Воспитатель детского сада. 2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья на тему: "РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
В данной статье представлен опыт работы дошкольного учреждения по внедрению в образовательный процесс технологии проектирования, как одна из форм планирования и организации воспитательно-образовательн...
Статья на тему «Реализация модели подготовки детей к школе в условиях ДОУ комбинированного вида».
Статья на тему «Реализация модели подготовки детей к школе в условиях ДОУ комбинированного вида»....
Статья на тему:"Реализация проектной деятельности в дошкольном образовании"
Организация и методическое сопровождение работы с проектами...
Доклад на педсовете на тему: "Реализация регионального компонента по поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с культурой народов Поволжья (из опыта работы)"
Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему...
Доклад к педагогическому совету на тему "«Реализация единой линии развития музыкальных способностей ребёнка через слушание классической музыки в режиме дня в детском саду»
Слушание музыки как одно из средств воспитания духовного развития ребенка.Влияние классической музыки в разных временных прмежутках на состяние ребенка.В какое время можно слушать классическую музыку ...
Статья на тему: "Реализация проектного метода в работе с дошкольниками"
Статья на тему: "Реализация проектного метода в работе с дошкольниками"...
доклад на тему: Реализация программы по бурятскому языку «Амар мэндээ!» через использование цифровых технологии.
Реализация программы по бурятскому языку «Амар мэндээ!» через использование цифровых технологии....