МАСТЕР-КЛАСС "Теневой театр"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
МАСТЕР- КЛАСС
Тема: «Теневой театр»
План
- Вступительная часть.
- Теоретическая часть.
- Практическая часть.
- Итог.
Цель: передача коллегам личного профессионального опыта применения теневого театра, как развивающей игровой технологии.
Задачи:
1. Сформировать у педагогов представление о теневом театре, как развивающей игровой технологии.
2. Активизировать творческий потенциал педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в возможностях применения игровой технологии “Теневой театр”.
3. Сформировать мотивацию у педагогов по овладению технологией теневого театра и внедрению его в образовательный процесс ДОУ.
Средства реализации: ширма для теневого театра, лампа для освещения, теневые фигуры, презентация.
Ход мастер – класса.
1. Вступительная часть.
Она дана нам от самого рождения и на всю жизнь! Она таинственная и загадочная! О ней слагают стихи и пишут песни. У нее есть свой театр! Она – просто тень…
2. Теоретическая часть.
Актуальность: Идея подружить тень с детьми появилась от эмоций и незабываемых впечатлений от просмотра мультфильма «Фиксики» воспитанников. Они рассказывали о ней так, словно приобрели нового друга. Но есть еще одна причина - это современные гаджеты, которые лишают ребенка фантазирования, так как подают всю информацию в готовом виде, поэтому детям трудно сформулировать и озвучить самую простую мысль. У них, возникают сложности при общении. Я нашла один из способов решения этих задач и хочу поделиться своим опытом – это давно забытый теневой театр, ведь новое – это хорошо забытое старое.
Теневой театр- это разновидность игровой технологии. Он является дополнительным способом развития ребенка во всех образовательных областях. Этот прием имеет широкий спектр возможностей для педагога.
Вместо готового изображения дошкольники получают силуэт, намек, символ. Тени фигур безлики, в нем нет ярких образов - зато есть загадка и некая тайна, волшебство! Это позволяет ребенку наделить тень характером, эмоциями. Игры с тенью стимулируют фантазию малыша, учат мыслить, развивают его воображение, творческие способности, индивидуальность.
С детьми проделана большая работа: шаблоны героев, декораций, вырезанными детьми, родители изготовили ширму. Такой театр под силу любому творческому человеку.
В спектаклях теневого театра принимают участие даже самые застенчивые дети с проблемами координации, коммуникативных навыков. И вовлеченные в этот процесс, дети изменяются, становятся раскрепощенными, сами того не замечая начинают отвечать на вопросы, учатся пересказывать и совершенствуется звуковая культура речи, активизируется словарь.
Применение теневого театра допускается с самого раннего возраста.
Малыши будут достойными зрителями такого представления. А со среднего возраста сами будут осуществить постановку сказок с персонажами. Старшие дошкольники могут выступать в роли режиссера и актеров, а роли кукол можно усложнить марионетками, которых можно привести к действию.
Теневой театр взрослеет вместе с детьми.
3. Практическая часть.
- Предлагаю познакомиться с играми, которые можно применять при работе с детьми в ДОУ.
В образовательной области «Познавательное развитие». В раннем возрасте можно просто угадывать силуэты. А в более старшем- проиграть по всем темам классификации предметов: «Домашние и дикие животные», «Транспорт», «Овощи и фрукты».
Игры на концентрации внимания: «Найди тень», «Подбери пару», «Четвертый лишний», «Чего не стало?»
Можно конструировать постройки по теневому изображению, читать и строить по схеме, анализировать их.
По образовательной области «Развитие речи» использую игру «Прятки» - на развитие грамматического строя речи с правильным употреблением предлогов.
Игры «Узнай, с какой сказки элемент?», «Постановка сказки» - дети озвучивают роли, совершенствуется звукопроизношение, активизируется словарь, дети учатся строить диалог, управлять интонациями.
В образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»: рисуют тени по трафаретам, вырезают силуэты персонажей.
Играют на музыкальных инструментах во время постановки сказки.
В образовательной области «Физическое развитие» использую схемы движений на физминутках.
Самое магическое и волшебное превращение в теневом театре- это складывание пальцев в определенную комбинацию, посредством чего получаем образ того или иного образа. Есть известное выражение «Речь ребенка находится на кончиках его пальцем». Ручной теневой театр- тому прекрасное доказательство. Развиваются координации движения рук и взаимосвязь зрительного анализатора с нашими руками. Создала картотеку, использую на своих занятиях, как пальчиковую гимнастику.
Театр теней может стать частью занятий: использоваться как мотивация, сюрпризный момент или полноценное развлечение.
В дальнейшем в планах с детьми подготовительной группы ввести ростовой теневой театр .
Я предлагаю посмотреть сказку «В гостях у Солнышка» (приложение 1.)
4. Итог. Теневой театр творит чудеса, веселит, обучает, развивает речь, придает уверенности в себе. Разнообразные и увлекательные задания помогают детям получить базу для дальнейшего обучения, поэтому мы решаем все задачи взаимосвязи дошкольного и школьного образования.
Не пренебрегайте театром теней, ведь цепкая память детства сохраняет яркие впечатления!
Приложение 1.
Сказка «В гостях у Солнышка» .
(мышонок выходит с правой стороны, к нему с левой стороны выходит козлёнок, затем гусёнок, затем поросёнок)
Действующие лица: мышонок, козлёнок, гусёнок, поросёнок.
Автор: Спряталось однажды солнышко за облако и не показывается. День его нет, два. Холодно без солнышка, темно. И решил маленький мышонок разыскать солнышко. Шёл, шёл, встретил козлёнка.
Мышонок: Ты не знаешь, где живёт солнышко?
Козлёнок : Не знаю, может быть, гусёнок знает.
Автор: Пошли они к гусёнку.
Козлёнок: Ты не знаешь, где живёт солнышко?
Гусёнок: Не знаю, может быть, поросёнок знает.
Автор: Пошли они к поросёнку.
Гусёнок: Ты не знаешь, где живёт солнышко?
Поросёнок: Не знаю, а вот петушок точно знает.
Автор: Пошли они к петушку.
Поросёнок: Ты не знаешь, где солнышко?
Петушок (уже на горе): Конечно, знаю! За облаком.
Автор: Стали будить солнышко. Сначала будил мышонок.
Мышонок: Пи! Пи!
Автор: Не просыпается солнышко. Потом козлёнок.
Козлёнок: Мее! Мее!
Автор: Не просыпается солнышко. Потом гусёнок.
Гусёнок: Га! Га! Га!
Автор: Не просыпается солнышко. Потом поросёнок.
Поросёнок: Хрю! Хрю!
Автор: Не просыпается солнышко. Потом петушок.
Петушок : Ку-ка-ре-ку!
Автор: Солнышко сразу проснулось. Вышла из-за облако. Стало всем светло и тепло. Вот так петушок разбудил солнышко.
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»
В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....
Детско-родительский проект "Театр! Театр! Театр!"
В проекте рассказывается об истории создания кукольного театра С.В.Образцова.О работе ребят в группе, показ сказки "Заюшкина избушка",коллективной поделки "Афиша"и создании макета часов с ф...
"Театр! Театр! Театр!" Социальный проект развитие коммуникативных способностей, через театрально - игровую деятельность в соответствии с ФГТ
Не редко приходится слышать, как дошкольник 6-7 лет обращается ко взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет»; или как разгорается...
Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.
Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази...
Лэпбук "Театр, театр, театр"
Консультация для воспитателей старшей группы...
В ГБОУ ШКОЛА 2075 прошёл конкурс «Театр,театр, театр! »
В этом учебном году одной из приоритетных задач детского сада является театрализованная деятельность.Этой задаче посвящались консультации для родителей, педагогов, семинар, открытые мероприятия и смот...
Консультация "Лэпбук "Театр,театр, театр""
КОНСУЛЬТАЦИЯЛэпбук «Театр, театр, театр».Выполнила: Калинкина Н. А. Театр — это волшебный край, в котором ребёнок ...