Воспитатель: Ребята помогите, пожалуйста, с нашими часами что-то не так. Что же это такое? Дети высказывают свои предположения: нет батарейки, села батарейка и т.д.
– Куда нужно вставлять батарейку. Попробуем поставить батарейку. Надо не ошибиться, поставить правильно. Заработали. Послушайте. Тикают?
– Как вы думаете, почему часы стали тикать?
Дети: (в батарейке есть электрический ток).
Воспитатель: А где ещё есть электричество?
Дети: в проводах.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в нашей группе есть электричество? (Розетки, выключатели, провода и т. д.) Воспитатель: Какие предметы работают с помощью электричества? Дети: (Пылесос, телевизор…)
Воспитатель: Как назвать эти предметы, одним словом? (Электроприборы.)
Воспитатель:
Электрические приборы
Заводят часто разговоры
Чем полезны и важны
И зачем они нужны
Для каждого электрического прибора найдите работу.
Дидактическая игра «Найди пару»
Пылесос – ковёр
Фен – волосы
Электрочайник – чашка
Утюг – бельё
Холодильник – продукты
Швейная машина – платье
Стиральная машина – бельё
Физминутка.
Ток бежит по проводам, (Бег на месте.)
Свет несет в квартиру нам. (Руки вверх встать на носочки.)
Чтоб работали приборы, (Кулачками друг о друга стучат.)
Холодильник, мониторы. (Обнять себя подражать, козырёк.)
Кофемолки, пылесос, (Движение рук по кругу, всасывают движения рук.)
Ток энергию принес. (Шаги на месте.)
Словесная игра «Если не работает?»
Воспитатель:
Электричество прекрасно
Хоть оно не безопасно
Но что будет если вдруг
Отключат нам его вокруг.
Дети: (Не будут работать электрические приборы.)
Воспитатель: Если не включаются, чем же заменяются?
Воспитатель: Продолжите моё предложение:
Если не работает пылесос – я возьму веник.
Швейная машина – иголка.
Электролампа – свеча.
Телевизор – дети играют.
Стиральная машина – тазик.
Миксер – венчик.
Электрочайник – чайник.
Похвалите себя.
Беседа о технике безопасности.
Воспитатель:
Сколько в квартире вещей интересных
Знакомых уже и ещё не известных.
Спрятался в них электрический ток,
Он безопасен? Ответь мне дружок!
Воспитатель: Ребята вы знаете правила безопасности?
Картинки. Дети объясняют.
Электроприборы могут ударить током, стать причиной пожара. Поэтому, выходя из дома, необходимо выключать телевизор, магнитофон, утюг и т.д.
Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.
Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.
Нельзя вставлять никакие предметы в розетку.
Нельзя дотрагиваться до горячих электроприборов.
Экспериментирование.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, электричество бывает только опасное? Есть электричество и безопасное, тихое незаметное и если его поймать, то с ним можно поиграть. Я приглашаю вас в страну "Волшебного электричества", где мы научимся ловить электричество.
– Вот мы и в волшебной стране.
Опыты.
1. На стене висит шарик и на полу шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену.)
– Почему этот шарик висит, а другие падают? (Предположения детей.)
Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о лоскуток ткани и приложить к стене той стороной, которой натирали. Пробуйте. Вот и ваши шарики стали
волшебными. Это произошло из-за того, что в ткани живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.
Вывод: Электричество живёт в одежде.
2.– Что лежит под стеклом? (разноцветные шарики из пенопласта). Я попробую заставить их двигаться. Сейчас я буду делать стекло волшебным, электрическим. (Педагог натирает пластик шерстяным лоскутком.) Накрываем коробку с шариками. Что происходит с шариками? (Они зашевелились, запрыгали…) Почему они зашевелились? Как стекло стало волшебным?
Вывод: Когда натирали стекло шерстяным лоскутком оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу.
– Вам понравился фокус? Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством. Попробуем поиграть вместе?
3. А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными. У меня есть вот такие бабочки (показывает бумажных бабочек, разложенных на подносе). Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (Ничего не происходит, бабочки лежат спокойно.) А как вы думаете, что может произойти с нашими бабочками, если мы познакомим их со статическим электричеством? Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они помогут бабочкам взлететь. Возьмите пластмассовую палочку и потрите о волосы. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему?
стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли о волосы.
Вывод: электричество живёт в волосах.
Воспитатель:
Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Нам пора прощаться с волшебной страной и возвращаться в детский сад.
Давайте на память о волшебной стране возьмём воздушные шарики. Прижмите их к себе. Они помогут нам вернуться в детский сад. Сядьте по удобнее, закройте глаза.
Представьте себе, что вы летите на воздушном шарике. Ярко светит солнышко, дует лёгкий ветерок, мы вдыхаем его чистый, свежий воздух, нам хорошо и приятно. Открываем глаза.
Вот мы и в детском саду.
Итог. Обратная связь.
– Какие вы молодцы! О чем мы с вами говорили сегодня? Кому что запомнилось?
Воспитатель: Ребята давайте проверим наши часы.
Часы идут. А как вы думаете, в батарейке какое электричество живёт?
Что нужно сделать с использованной батарейкой?
(Ответы детей.)
Воспитатель:
Пока мы с вами были в стране «Волшебного электричества» к вам пришли Фиксики и они принесли вам мультик, в котором говорится о том, куда надо выбрасывать использованные батарейки.