«Русские народные игры в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
материал
Круглый стол разработан для повышения знаний педагогов о значении русских народных игр в жизни дошкольников и приобщению их к здоровому образу жизни. Педагогам предложены народные игры, которые они могут использоваться в работе с учетом ФГОС. Круглый стол рассчитан на педагогов ДОУ с целью заинтересованности в возрождении народных традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Русские народные игры в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
Круглый стол разработан для повышения знаний педагогов о значении русских народных игр в жизни дошкольников и приобщению их к здоровому образу жизни. Педагогам предложены народные игры, которые они могут использоваться в работе с учетом ФГОС. Круглый стол рассчитан на педагогов ДОУ с целью заинтересованности в возрождении народных традиций.
Цель: Систематизировать представления педагогов о русских народных играх, как форме приобщения детей к
национальной культуре и традициям русского народа.
Задачи:
1. Подвести педагогов к пониманию необходимости возрождения русских народных игр
2. Закрепить знания участников об организации и проведении русских народных игр.
3. Повысить профессиональную компетентность участников
Народная игра - традиционное и ценное средство педагогики, средство развития и воспитания человека. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворение осваиваемого опыта жизни, признаков и предмет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира.
Поскольку основным видом деятельности дошкольников является сюжетно-ролевая игра, то народным играм, в рамках художественно-эстетического развития, должно уделяться должное внимание.
Надо отметить, что и народным играм наряду с сюжетно-ролевой игрой присущи сюжет или сюжетная линия, то есть та область действительности, которую дети отображают в игре. Сюжеты довольно разнообразны и зависят от многих факторов.
Именно здесь можно определить тонкую грань сходства народных игр и сюжетно-ролевой игры, так как в народных играх ярко отражен образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, полузабытые народные обычаи, ритуалы, верования, культурные традиции
Ведь чем шире сфера деятельности, с которой ребенок знаком, тем разнообразнее сюжеты игр детей дошкольного возраста. Благодаря этому, сюжеты народных игр будут более широко использоваться и транспонироваться в игровой деятельности детей, тем самым стимулируя ведущую деятельность дошкольников, в рамках которой происходит психическое и личностное развитие детей дошкольного возраста.
Далеко не секрет, что дети, «недоигравшие» в детстве при неблагоприятной воспитательной ситуации, страдают "игровой дистрофией", что накладывает свой отпечаток на всю последующую жизнь, а особенно остро возникает и ощущается на начальном этапе школьного обучения
Многие современные негативные явления в детской среде свидетельствуют, несомненно, о кризисе системы воспитания, что накладывает свой отпечаток на последующее развитие. Особенно беспокоят в детях усиление конфликтности и агрессивности поведения, заметное даже в дошкольном возрасте, часто жестокий и опасный характер игр самоутверждения у подростков, обеднение общения детей и подростков в результате утраты ими игровых форм взаимодействия и т.д.
Одна из основных причин этих и других негативных явлений - сокращение игрового времени
Лишение современных детских игр этих важных признаков свидетельствует об отсутствии культурной преемственности и разрыве традиции.
Содержание игр изменяется с возрастом и развитием ребёнка, но так или иначе народные игры выразительны и доступны детскому пониманию. Игры несут в себе существенный информационный заряд, знакомят играющих с образом жизни того или иного народа, с его природным и вещественным окружением. В играх отражены представления о чести, мужестве, смелости, желание обладать ловкостью, силой, выносливостью, красотой и быстротой движений, проявлять смекалку, творческую выдумку, волю, находчивость и стремление к победе. В играх много шуток, юмора, считалок, потешек, соревновательного задора.
Таким образом, изучение, возрождение и включение народных подвижных игр в образовательный процесс приобретает особую актуальность, поскольку они образуют фундамент для развития нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их социально полезной и творческой деятельности
Итак, теперь, давайте поиграем!
Первая игра:
«Золотые ворота»
Содержание
Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные игроки берутся за руки, встают в хоровод и проходят под воротами. Игроки – ворота напевают:
Золотые ворота,
Проходите, господа.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается, А на третий раз не пропустим вас!
Пойманные встают вместе с «воротами». Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.
Правила
Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются).
Хоровод нельзя разрывать. Опускать руки («закрывать ворота») можно только на последнее слово речитатива.
Усложнение
Если игроков много, можно выбрать двое «ворот». Они произносят слова одновременно. Игроки проходят хороводом через двое ворот. Пойманные остаются в своих «воротах». Изображающие ворота соревнуются в том, кто больше поймает игроков.
Что развивает игра
- умение двигаться с разной скоростью, уменьшая и увеличивая темп движения;
- развивать умение ориентироваться в пространстве;
- закреплять умение совместных действий
Вторая игра:
Русская народная малоподвижная игра «Растяпа»
Дети идут под веселую русскую народную музыку врассыпную, руки на поясе. Музыка замолкает, все дети стараются встать в пары (тройки, четверки). Ребенок, оставшийся один, выходит в центр круга. Дети говорят: «Раз, два, три растяпа - ты!» Игра повторяется.
Третья игра:
«Клубок ниток»
Взявшись за руки дети образуют «цепочку», с одного конца которой по спирали закручивают под песню «клубок», вокруг стоящего в другом конце «цепочки».
Этот же играющий, как только клубок закрутился, пытается выбраться из круга, пробираясь под руками наружу и вытягивая за собой всех.
Цель игры не порвать нить!
Уж я улком шла,
Переулком шла,
Клубок ниточек нашла,
Нитка тянется,
Перетянется,
Клубок катится,
Перекатится,
Клубок дале, дале, дале,
Нитка доле, доле, доле,
Я за ниточку бралась,
Тонка нитка порвалась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "ИГРЫ ПО СЮЖЕТАМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Мир детства невозможно представить без сказок. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно д...
Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»
Методы и приемы проведения русских народных игр....
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через художественно-эстетическое развитие»
Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и масте...
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, средствами художественно-эстетической деятельности»
Приобщение к истокам русской народной культуры надо прививать с раннего детства. В группах раннего возраста знакомят детей с народным фольклором (потешками, песенками, закличками, загадками, сказками)...
Консультация для педагогов и воспитателей «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, средствами художественно-эстетической деятельности»
Приобщение к истокам русской народной культуры надо прививать с раннего детства. В группах раннего возраста знакомят детей с народным фольклором (потешками, песенкам...
Приобщение детей подготовительной группы к русской народной культуре через художественное -эстетическое развития.
Консультация...
Консультация "Приобщение детей к русским народным традициям и художественно-эстетическое воспитание детей"
Приобщение детей к русским народным традициям и художественно-эстетическое воспитание детей...