паспорт развивающей среды
учебно-методический материал (младшая группа)
Обобщение опыта работы по созданию предметно-пространственной среды во второй группе раннего возраста детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_rpps.docx | 58.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида
р.п. Каргаполье
Паспорт развивающей
предметно-пространственной среды
Вторая группа раннего возраста №4
Подготовила воспитатель:
Белослудцева А.В.
2023год
Паспорт развивающей среды второй группы раннего возраста
Развивающая предметно-пространственная среда в группе создаёт условия для творческой деятельности детей. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится основой мыслительного процесса. Поэтому важно, чтобы всё пространство, и образовательное, и предметно-развивающее было эстетичным.
Предметно-развивающая среда необходима детям потому, что выполняет по отношению к детям информационную функцию (предмет несёт определённые сведения); имеет стимулирующую функцию среды (интерес, действия, исследование); развивающую функцию предметной среды, принцип сочетания привычных и непривычных элементов, динамичность развивающей среды, принцип учёта возрастных и половых различий детей.
Оборудование группового пространства соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту, возрасту и количеству детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.
Преобладающее количество девочек повлияло на создание развивающей среды. В уголке для девочек размещены такие игры как: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Магазин», «Семья». Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей. Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта.
Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Приемная
Цель: Создание условий для оптимальной организации Привлечь внимание родителей к процессу воспитания детей.
№п/п | Наименование оборудования | Количество |
1 | Оснащение для «утреннего фильтра» (одноразовые шпатели, термометры) | 1 |
2 | Шкафчики для хранения одежды | 20 |
3 | Скамья | 4 |
4 | Полка для обуви | 1 |
5 | Шкаф платяной | 1 |
6 | Стенд информационный «Для Вас, родители!» | 1 |
7 | Стенд информационный «Безопасность детей» | 1 |
Групповая комната
В развивающей среде группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных уголков (центров развития):
№п/п | Наименование оборудования | Количество |
Доска магнитная | 1 | |
Полка для книг | 1 | |
Стеллажи для хранения игр | 3 | |
Стол, регулируемый по высоте | 5 | |
Стул, регулируемый по высоте | 19 | |
Уголок сюжетно ролевых игр
Цель: закрепление знаний детей о различных профессиях. Воспитание интереса и уважения к труду. Закрепление знаний о семье, домашнем быте. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр.
Уголок здоровья «Будь здоров, малыш»
№ | Название | шт |
Игрушечные медицинские инструменты | ||
1 | стетоскоп | 1 |
2 | градусник | 1 |
3 | очки | 1 |
4 | фонарик | 1 |
5 | лупа | 1 |
6 | пинцет | 1 |
7 | пробирка | 1 |
8 | шприц | 1 |
9 | Баночки для лекарств | 5 |
Мебель | ||
10 | Табурет | 1 |
11 | Шкаф с дверками | 1 |
12 | Кровать | 1 |
Постельные принадлежности | ||
13 | подушка | 1 |
14 | одеяло | 1 |
15 | простыня | 1 |
16 | пододеяльник | 1 |
17 | матрас | 1 |
«Салон красоты»
№ | Название | шт |
1 | Фен | 2 |
2 | Бигуди | 6 |
3 | Каталог причесок | 1 |
4 | Резинки | 10 |
5 | Заколки | 6 |
6 | Щипцы для завивки | 2 |
7 | Расческа | 2 |
8 | Зеркало | 3 |
Мебель | ||
10 | Табурет | 1 |
11 | Шкаф с зеркалом | 1 |
«Автосалон»
№ | Название | шт |
Набор инструментов для ремонта и строительства | ||
1 | Пила | 1 |
2 | Шуруповерт | 1 |
3 | Молоток | 1 |
4 | Отвертка | 1 |
Транспорт | ||
7 | Самолет | 1 |
8 | Грузовой автомобиль | 3 |
9 | Легковой автомобиль | 5 |
10 | Трактор | 2 |
11 | Бульдозер | 1 |
«Кухня»
№ | Название | шт |
Мебель | ||
1 | Шкаф посудный | 1 |
Посуда | ||
2 | кастрюля | 2 |
3 | сковородка | 2 |
4 | вилка | 10 |
5 | ложка | 10 |
6 | Тарелка суповая | 10 |
7 | Тарелка для второго | 10 |
8 | Блюдце | 10 |
9 | Скалка | 2 |
10 | стакан | 4 |
11 | Кувшин | 1 |
Бытовая техника | ||
13 | плита | 1 |
Продукты | ||
14 | Пластиковые наборы хлебобулочных изделий | 10 |
15 | Пластиковые наборы овощей и фруктов | 10 |
«Дочки-матери»
№ | Название | шт |
Игрушки | ||
1 | кукла | 3 |
2 | коляска | 1 |
Мебель | ||
3 | кроватка | 1 |
Постельные принадлежности | ||
4 | подушка | 1 |
5 | одеяло | 1 |
6 | простыня | 1 |
7 | пододеяльник | 1 |
8 | матрас | 1 |
Книжный уголок «Сказка за сказкой»
Цель: открыть ребёнку мир словесного искусства, воспитывать интерес и любовь к книге, умение слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события.
В центре есть книги, подобранные по возрасту и по текущей теме
Портреты писателей и поэтов
№ | Название | шт |
1 | 1 | |
2 | 1 | |
3 | 1 | |
4 | 1 | |
5 | 1 | |
6 | 1 | |
7 | 1 | |
8 | 1 | |
9 | 1 |
Уголок для театрализованных игр
Цель: развитие творческих способностей и коммуникативных навыков у детей.
№ | Название | шт |
Картотеки | ||
1 | Картотека театрализованных игр | 1 |
Пальчиковый театр | ||
2 | «Моя семья» | 1 |
3 | Костюмы персонажей | 1 |
4 | Декорации и ширма | 1 |
куклы | ||
5 | курочка | 1 |
6 | волк | 1 |
7 | дед | 1 |
8 | собака | 1 |
9 | лиса | 1 |
Альбомы | ||
10 | Театральные професси | 1 |
11 | Виды театра | 1 |
12 | Театр и его составляющие | 1 |
Уголок музыкальной деятельности «До, ми, соль-ка»
Цель: развитие творческих способностей и коммуникативных навыков у детей.
№ | Название | шт |
Музыкальные инструменты | ||
1 | маракасы | 2 |
2 | ксилофон | 2 |
3 | треугольник | 1 |
4 | дудочки | 1 |
5 | флейта | 1 |
6 | Свистульки (елочка, снеговик) | 2 |
7 | металлофон | 1 |
8 | бубен | 2 |
Картотеки | ||
9 | Картотека музыкально-дидактических игр | |
Альбомы | ||
10 | «Виды театра» | 1 |
11 | «Театральные профессии» | 1 |
12 | «Театр и его составляющие» | 1 |
13 | «Музыкальные инструменты» | 1 |
Уголок развития речи «Говори правильно»
Цель: Развитие монологической речи. Развитие фонематического слуха. Подготовка к обучению грамоте. Формирование культуры речевого общения в детском коллективе. Воспитание эмпатии: чувства сопереживания, желания поддержать. Укрепление дружеских отношений внутри группы. Создание положительной мотивации к коллективной работе.
№ | Название | шт |
Картотеки | ||
1 | Артикуляционная гимнастика | 1 |
2 | Дыхательная гимнастика | 1 |
Демонстрационный материал | ||
3 | «Животные Арктики и Антарктики» | 1 |
4 | «Зима» | 1 |
5 | «Посуда» | 1 |
6 | «Перелетные птицы» | 1 |
7 | «Хлеб» | 1 |
8 | «Бытовая техника» | 1 |
9 | «Овощи» | 1 |
10 | «Фрукты» | 1 |
11 | «Мебель» | 1 |
12 | «Времена года» | 1 |
Дидактические игры | ||
13 | «Собери слово» | 1 |
14 | «Слоговое лото» | 1 |
15 | «Составь слово из слогов» | 1 |
16 | «Скажи наоборот» | 1 |
17 | «Гнездо, улей, нора или кто, где живет?» | 1 |
Настольно-печатные игры | ||
18 | лото «Фрукты» | 1 |
19 | лото «Магазин» | 1 |
20 | домино «Фрукты» | 1 |
21 | домино «Ферма» | 1 |
Уголок по сенсорному развитию «Сенсорика»
Цель: обогащение сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности
Задачи:
- развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие предметов по одному из сенсорных признаков – цвет, форма, величина);
- развивать внимание, память;
- развивать слуховую дифференциацию, тактильные ощущения;
- развивать мелкую моторику.
Игрушки | ||
1 | Пирамидки выдувные большие | 2 |
2 | Пирамидки деревянные (желтая, синяя, красная, зеленая) | 4 |
3 | Пирамидки выдувные (зайка, поросенок, медвежонок) | 3 |
4 | Пирамида-вкладыш квадратная пластмассовая | 1 |
5 | Пирамида-конус сортер пластмассовая | 1 |
6 | Пирамида деревянная | 2 |
7 | Пирамидка-вкладыш пластмассовая три кольца | 1 |
8 | Кубики большие пластмасса | 26 |
9 | Кубики средние пластмасса | 17 |
10 | Кубики деревянные | 28 |
11 | Кубики «Собери картинку» | 2 |
12 | Кубики-пирамидки «Собери картинку» | 2 |
12 | Сенсорный кубик пищалка | 1 |
14 | Мозаика напольная | 3 |
15 | Деревянная рамка-вкладыш «Лесная полянка» | 1 |
16 | Книжка-тренажер «Одеваюсь сам» (мальчик) | 1 |
17 | Книжка-тренажер «Одеваюсь сам» (девочка) | 1 |
18 | Лабиринты | 2 |
19 | Куб-сортер большой | 1 |
20 | Куб-сортер маленький | 1 |
21 | Кубик-вкладыш | 1 |
22 | Паровозик-конструктор | 1 |
23 | Шнуровки | 2 |
Дидактические игры | ||
24 | «Разноцветные помпоны» | 1 |
25 | «Времена года» | 1 |
26 | «Геометрические фигуры» | 1 |
27 | «Божьи коровки» | 1 |
28 | «Подбери заплатку» | 1 |
29 | «Рыбки» | 1 |
30 | «Теневое лото» | 1 |
31 | «Фигурки из палочек» | 1 |
32 | «Веселая гусеница» | 1 |
33 | «Сенсорные коврики» | 1 |
34 | Пазлы «Транспорт» | 1 |
35 | Найди рыбку нужной формы | 1 |
36 | Разноцветные прищепки | 1 |
37 | Геометрическая пирамидка | 1 |
Спортивный уголок «Физкульт-ура!»
Цель физкультурного уголка: обеспечение и регулирование уровня двигательной активности детей в режиме дня.
Задачи физкультурного уголка:
- приобретение двигательного опыта и физических качеств: координации, гибкости, силы
- предупреждение нарушений и правильное формирование опорно-двигательной системы организма;
- воспитание положительных нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;
- развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;
- закрепление навыка выполнения основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
- овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Нетрадиционное спортивное оборудование | ||
№ | Название | шт |
1 | Флюгер | 5 |
2 | Массажер | 2 |
3 | Мячики мягкие | 3 |
4 | Коврик «Ножки-ладошки» | 1 |
5 | Моталочки | 3 |
6 | Ловишки | 4 |
7 | Змейка | 2 |
8 | Классики-трансформер | 1 |
Традиционное спортивное оборудование | ||
1 | Дорожка здоровья | 1 |
2 | Коврик массажный «Яблоко» | 2 |
3 | Мячи пластмассовые малые | 2 |
4 | Кольцеброс с кольцами | 1 |
5 | мячи резиновые средние | 4 |
6 | Мяч резиновый большой | 1 |
7 | кегли | 5 |
Картотеки | ||
1 | Картотека подвижных игр. | 1 |
2 | Картотека малоподвижных игр. | 1 |
3 | Картотека физкультминуток. | 1 |
4 | Картотека утренней гимнастики. | 1 |
5 | Картотека гимнастики для глаз. | 1 |
6 | Картотека гимнастики после дневного сна. | 1 |
7 | Картотека пальчиковых игр. | 1 |
8 | Картотека артикуляционной гимнастики | 1 |
Игры | ||
1 | Д/и «Спорт» | 1 |
2 | Малоподвижная игра «Сделай как я» | 1 |
Наглядно-дидактические материалы | ||
1 | Альбом зимние виды спорта. | 1 |
2 | Альбом летние виды спорта. | 1 |
3 | Спортивные лабиринты | 1 |
4 | Утренняя зарядка. Комплекс упражнений (плакат) | 1 |
«Уголок природы»
Цель: Средствами уголка природы осуществлять экологическое воспитание, обучение, развитие и социализацию воспитанников группы; Формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.
Календарь природы, альбомы «Времена года»
Уголок для изобразительной деятельности «Каляки-маляки»
(рисования, лепки, моделирования)
Цель: приобщение к миру искусства, формирование представления об эстетических признаках объектов окружающего мира. Закрепление навыков лепки, рисования. Воспитание самостоятельности и аккуратности.
№ | Название | шт |
Канцелярские принадлежности | ||
1 | Акварель | 23 |
2 | Гуашь | 23 |
3 | Кисти разных размеров и материалов | 23 |
4 | Бумага цветная, белая | 23 |
5 | Альбомы для рисования | 23 |
6 | Картон цветной, белый | 23 |
7 | Ножницы | 23 |
8 | Палитры | 23 |
9 | Пластилин | 23 |
10 | Карандаши | 23 |
11 | Фломастеры | 23 |
12 | Восковые мелки | 23 |
13 | Стеки | 23 |
14 | Дощечки | 23 |
Дидактические игры | ||
15 | «Народные промыслы» | 1 |
Демонстрационный материал | ||
16 | «Городецкая роспись» | 1 |
17 | «Дымковская глиняная игрушка» | 1 |
18 | «Гжель» | 1 |
19 | «Жостовская роспись» | 1 |
20 | Альбом для творчества | 1 |
21 | «Дымковская глиняная игрушка» | 1 |
Уголок конструирования «Юный конструктор»
Цель: развивать представления об основных свойствах объёмных геометрических фигурах; и приобретение умений воссоздавать знакомые предметы на горизонтальной плоскости.
№ | Название | шт |
Конструктор | ||
1 | «Полидрон» Гигант | 1 |
2 | «Лего» | 1 |
3 | «Изобретатель» | 1 |
4 | Блочный резиновый | 1 |
Кубики | ||
5 | Набор деревянных | 1 |
6 | Набор пластмассовых | 1 |
7 | Томик деревянные | 1 |
Уголок по ПДД «Автостоп»
Цель: формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Формировать у детей дошкольного возраста необходимые знания, умения и навыки для обеспечения безопасного поведения на улице и дорогах; развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной безопасной ориентации на улице.
Помочь выработать сознательное отношение к изучению правил ПДД. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.
Познакомить дошкольников с правилами пользования общественным транспортом и поведения в нем; сформировать умения применять полученные знания в жизни; воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
№ | Название | шт |
Демонстрационный материал | ||
1 | «Правила дорожного движения» | 1 |
Настольно-печатные игры | ||
3 | лото «Дорожные знаки» | 1 |
4 | домино «Дорожные знаки» | 1 |
Нравственно-патриотический уголок «Моя Родина - Россия»
Цель: пробудить у детей чувство любви к своей стране, уважение к традициям и обычаям; воспитывать уважение к культуре других народов; формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей. Формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране. Формировать представление о России как о родной стране, о Москве - как о столице России; воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России; воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому; воспитывать уважение и интерес к культурному прошлому России, развивать интерес к русским традициям и промыслам
№ № | Название | шт |
Государственная символика | ||
1 | Флаг РФ | 1 |
2 | Герб РФ | 1 |
3 | Гимн РФ | 1 |
4 | Флаг Курганской области | 1 |
5 | Герб Курганской области | 1 |
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В уголках имеются алгоритмы по использованию материалов развивающего пространства (например: алгоритм лепки, аппликации, конструирования из бумаги, схемы для использования при конструкторских играх и др.).
Спальная комната
Цель: Создание условий для оптимальной организации дневного сна воспитанников. Активизация творческого потенциала педагогов в оформлении спален. Создание условий для эмоционального комфорта дошкольников.
№п/п | Наименование оборудования | Количество |
1 | Стул педагога | 1 |
2 | Стол педагога | 1 |
3 | Шкаф для методической литературы | 1 |
4 | Шкаф для постельного белья | 1 |
5 | Кровать | 17 |
6 | Постельное белье (наволочка, простынь, пододеяльник) | 17 |
7 | Постельные принадлежности (матрас, наматрасник, подушка, одеяло) | 17 |
Туалетная комната
Цель: Создание условий для оптимальной организации сантиарно-гигиенических процедур.
№п/п | Наименование оборудования | Количество |
Горшки | ||
Емкости для хранения и разведения дезинфицирующих средств, уборочныйинвентарь,ершидляобработкигоршков,емкостидляобработкиигрушек, емкости для обработки расчесок, термометры для воды | ||
Полотенце для ног | ||
Полотенце для рук | ||
Шкаф-горшечница с индивидуальными ячейками | ||
Шкафчики для полотенец с индивидуальными ячейками |
Развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, вариативна, доступна и безопасна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт предметно-развивающей среды подготовительной логопедической группы по ФГТ
Паспорт разработан по ФГТ...
Паспорт развивающей среды средней группы
Паспотр развивающей среды...
Паспорт группы по оснащению предметно-развивающей среды
Задачи функционирования группового помещения:Обеспечить условия для:1. Реализации образовательной программы ДОУ (в рамках ФГОС)2. К...
Паспорт предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС в группе общеразвивающей направленности детей старшего возраста "ФАНТАЗЕРЫ"
Дошкольное отделение МБОУ "СШ №40" Паспорт предметно-развивающей среды общеразвивающей наравленности детей группы "ФАНТАЗЕРЫ" (6-7 лет) Дошкольное отделение «Сорочата» работает...
Паспорт предметно-развивающей среды спортивного зала в МАДОУ ДС №23 "Гуси-лебеди"
В паспорте представлено оборудование, имеющееся в наличии, план его размещения в спортивном зале....
Готовый паспорт развивающей среды для 2-й младшей и средней групп
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть безопасной, благоприятной для развития детей, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности и скло...
Готовый паспорт развивающей среды для старшей и подготовительной к школе групп
Готовый паспорт развивающей среды для старшей и подготовительной к школе групп поможет вам вместе с педагогами создать благоприятные условия для развития детей в вашей дошкольной о...