Опыт работы :Моя педагогическая находка- «Музей в чемодане»
учебно-методический материал
Моя педагогическая находка- «Музей в чемодане»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty-_moya_pedagogicheskaya_nahodka.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Моя педагогическая находка- «Музей в чемодане»
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего опыта работы- «Музей в чемодане».
Как воспитать наших детей социально-активными, трудолюбивыми, честными, толерантными, патриотами своей Родины, одним словом, высоконравственными людьми?
Этот вопрос задают все, кто так или иначе, связан с воспитанием детей: учителя, воспитатели, родители. Этой проблемой озабочено правительство и президент, который в своих выступлениях не раз призывал образовательные учреждения уделять больше внимания нравственному и патриотическому воспитанию детей, так как будущее нашего государства зависит от того, какое поколение мы воспитаем.
И главная задача детского сада — организовать в ДОУ такое познавательное пространство, которое бы способствовало воспитанию любови к своему краю , Родине, уважение к своему народу, его культуре и духовным традициям; осуществлению познавательно-исследовательской и информационной деятельности.
Сегодня мы должны задумываться над тем, как открыть ребенку мир вещей: обыденных и уникальных, древних и тех, что еще вчера были нужны, а сегодня забыты, вещей-свидетельств, вещей-воспоминаний, иногда невзрачных, но добрых и родных. Ведь почти каждая вещь хранит в себе духовность человека, его мысль и красоту, мастерство. Они — наша память, культура, история. И поэтому мы храним и изучаем их в музеях. Здесь вещь превращается в экспонат, музейный предмет, памятник и обретает свой голос в музейной экспозиции.
Однако не во всех детских учреждениях есть возможность организовать полноценный музей, да и традиционный музей в понимании большинства детей — это нечто замершее, неживое, негибкое, и значит — несовременное и неинтересное. Проанализировав возможности нашего детского сада, мы пришли к выводу, что необходимо организовать что-то динамичное, трансформируемое под определенную аудиторию, способное подстроиться под интеллектуальные потребности каждого ребенка. Таким образом, возникла идея переносного музея- «Музея в чемодане», музея со множеством вариантов экспозиций и материалов. Проект "Музей в чемодане" дает возможность "побывать в музее" тем, кто сам не может до него добраться.
Цель организации «Музея в чемодане» — создание музейного пространства, как вариативного образовательного пространства, в центре которого стоит индивидуальность ребенка.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
–организовать пространство для активизации познавательной, интеллектуальной и творческой инициативы максимального количества участников образовательного процесса;
– вовлечь воспитанников в музейное дело, проектную и исследовательскую деятельность;
–создать условия для сетевого взаимодействия ДОУ с другими образовательными организациями, учреждениями культуры и науки.
Локальная новизна проекта заключается в том, что музей становится ближе и доступнее для воспитанников, происходит интеграция работы музея не только в воспитательный, но и в образовательный процесс ДОУ, материалы краеведческой направленности становятся средством для развития способности осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность.
Организация «Музея в чемодане» базируется на следующих принципах:
– принцип всестороннего развития личности: в ходе работы в «Музее» у каждого члена коллектива есть возможность реализовать свои способности в познавательной, исследовательской, творческой сферах;
– процесс обучения проходит в максимально доступной для восприятия ребенком форме — игровой;
-вся информация, получаемая и транслируемая участниками, максимально наглядна и понятна детям, задействует все органы восприятия;
– принципы культуро- и природосообразности реализуются через максимальную ориентированность на личность каждого; при разработке сценариев мероприятий, обязательно учитываются возраст, особенности развития и культурная среда всех участников образовательного процесса.
Всю работу по созданию музея в чемодане я разделила на два этапа: подготовительный и деятельностный. На подготовительном этапе мы выбирали направления работы музея, тематику, обсуждали интересы детей, определяли перспективы создания коллекции, возможности их сбора и пополнения, думали над оформлением чемодана и способами размещения экспонатов.
На практическом этапе нами были реализованы три проекта «Космос», «Музей русского быта», «Книга памяти»
При организации проекта «Космос» нами, совместно с родителями, были собраны макеты, иллюстрации, дидактические игры, фотографии различных космических орбитальных станций и спутников. Воспитанники старшего дошкольного возраста организовали и показали театрализованную постановку для малышей- «Далекий космос». Совместно с ребятами мы создали книгу «Космические истории», оформили сборник фотографий великих российских конструкторов и их изобретений в области освоения космоса. Дети, получив опыт экскурсовода, провели экскурсии: «На пути к звёздам», «Планеты Галактики» для детей других групп с помощью технологии «мини-музей в чемодане» .
В результате проведенной работы у воспитанников сформированы элементарные представления по теме «Космос», ребята проявляют познавательную активность- по собственной инициативе конструируют макеты и модели летательных аппаратов, космических объектов из разного вида конструкторов и других бросовых материалов.
В ходе реализации проекта «Книга Памяти» силами педагогов, родителей, детей, были собраны предметы, так или иначе связанные с солдатскими боевыми буднями: солдатские письма-треугольники, фотографии с фронта, сделаны подборки военных наград и военной техники, альбомы городов-героев. Дети получили знания о буднях солдат, о значении слов: «окоп», «землянка», «оружие».
Были организованы и проведены ,совместно с родителями и педагогами, акции: «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк в каждом доме».
Итогом всей работы по патриотическому направлению явилось проведение тематического мероприятия «Мы этой памяти верны….».
Дети заинтересовались фактами военной истории родной страны; имеют представление о подвигах советского народа и героях Великой Отечественной войны, особенностях их быта на фронте; получили опыт составления рассказов о своих родственниках-ветеранах, испытают чувство гордости, уважения и заботы к Защитникам Отечества.
Мини-музей в чемодане «Предметы старины далекой» позволяет детям пережить радость непосредственного контакта с предметами, которые чаще всего они видят лишь в витринах. Мы решили, что все экспонаты «Музея в чемодане» можно разглядывать, трогать и даже примерять. Это повышает интерес воспитанников к изучаемым предметам. «Музей в чемодане» позволяет погрузиться в особую историческую среду, прикоснуться к истории, встретиться с живым экспонатом. Занятия проводились в интерактивной форме с использованием элементов театрализации, такие как: «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Сядем рядком, поговорим ладком…»;
- выставки старинных экспонатов «Русская изба», «Сороки», «Пасхальное яйцо»;
- оформлением фотоальбомов «Старинные вещи», «Предметы народного быта», проведением мастер-класса «Кукла-мотанка».
В результате проведенных проектов воспитанники моей группы неоднократно становились участниками и победителями различных конкурсов, методических разработок, как на муниципальном, так и региональном уровнях: «Бабушкины сказки», «Зеленая планета» номинация «Близкий и далекий космос», призеры онлайн- конкурса чтецов «Мы -дети Галактики».
«Музей в чемодане» помог практически претворить в жизнь самые свежие педагогические идеи и методики, стал одним из интереснейших способов организации образовательной среды и деятельности педагогов совместно с семьями воспитанников.
Экспозиции «Музея в чемодане» в группах дошкольного учреждения позволяют вести разноплановую работу с детьми: применять различные методики, использовать материалы для всех видов образовательной деятельности, а также внеучебной деятельности, полно и всесторонне проводить реализацию проектной деятельности.
На этом наша работа с родителями и детьми по созданию мини музеев не заканчивается. У меня есть ещё два чемодана, и мы с ребятами уже выбрали темы для следующих экспозиций «Музея в чемодане»: «Русская изба» и «Музей Матрёшек».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы. Тема: "Педагогические условия развития интонационной выразительности речи у старших дошкольников в играх -драматизация"
Изучения особенностей развития речи у старших дошкольников в играх-драматизациях...
Опыт работы: "Психолого-педагогические условия развития творческого воображения у младших дошкольников при работе с пластилином, тестом"
Актуальность темы исследования состоит в том, что период от рождения до поступления в школу является, по признанию ученых, возрастом стремительного физического развития ребенка; первоначального формир...
Статья из опыта работы "Моя педагогическая находка"
Краткое эссе о педагогической находке в рамках работы кружковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...
Опыт работы Музейная педагогика. Мини-музей «В стране сказок»
Музейная педагогика в дошкольном образовательном учреждении...
Опыт работы: "Психолого-педагогические условия развития творческого воображения у младших дошкольников при работе с пластилином, тестом"
Актуальность темы исследования состоит в том, что период от рождения до поступления в школу является, по признанию ученых, возрастом стремительного физического развития ребенка; первоначального ф...
Опыт работы на педагогических советах с докладами на темы: «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми с НОДА»
Физическое воспитание детей с НОДА решает образовательные, оздоровительные воспитательные и коррекционные задачи, направленные на коррекцию двигательных нарушение детей Орга...
Опыт работы: "Моя педагогическая находка"
Представляю вашему вниманию мою педагогическую находку: «Мнемотехника как эффективное средство развития речи дошкольного возраста»....