Мастер-класс на тему: «Значение наблюдений в экологическом воспитании детей».
методическая разработка

Природа - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожалуй, прежде всего, ребенка – дошкольника трудно переоценить. Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде.  Цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении – воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_rod.docx40.37 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

«Значение наблюдений в экологическом воспитании детей».

Иванова Е.Г., воспитатель МБДОУ №1 г.Слюдянка

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая часть.

Природа - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожалуй, прежде всего, ребенка – дошкольника трудно переоценить. Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении – воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами.

В работе с детьми по экологическому воспитанию широко используется такой метод, как наблюдение. Наблюдения проходят на занятиях, экскурсиях, прогулках, во время работы в уголке природы, в процессе экспериментально – опытнической деятельности, игровой деятельности.

Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, во время наблюдений научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а люди – частица этого мира. Дети способны видеть и понимать это многообразие. В процессе своих маленьких открытий, своих наблюдений дети не только пассивно «созерцают» окружающее, но и пытливо ищут способы его преобразования.

Во время наблюдений детская душа раскрывается в общении с природой, развиваются способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание. Однако способность воспринимать и чувствовать красоту родной природы не приходит сама собой, ее необходимо развивать. Дети часто не замечают прекрасное в окружающем. Это происходит тогда, когда взрослые не умеют передать свое эмоциональное отношение к природе, не пробуждают у ребенка наблюдательность, столь необходимую для восприятия прекрасного. Наблюдая, только под воздействием взрослого, ребенок начинает понимать и любить природу. Вместе с ним он восхищается и любуется.

О природе как средстве воспитания в человеке чувства прекрасного говорил К.С.Станиславский: «Прекраснее всего сама природа. В нее – то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле…Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность. Обращайтесь к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому».

Во время наблюдений воспитывается чувство любви к природе лишь тогда, когда взрослые знакомят ребенка с ее тайнами, вместе с ним разгадывают их, показывают ему интересы жизни растений и животных, учат его наслаждаться природой, запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Заинтересовавшись природой, ребенок полюбит ее, захочет узнать о ней больше.

Наблюдая, ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы. Во время наблюдений дети учатся анализировать, делать выводы. На практике видно, что правильная организация наблюдения обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы.

Осенью дети наблюдают за изменениями, которые произошли в природе не только с цветами, но и с деревьями, отмечают, что птиц стало меньше (перелетные улетели в теплые края). Наблюдая за листопадом, дети видят, что природа прекрасна во все времена года.

Организуя наблюдение с детьми в групповой комнате, воспитатель знакомит детей с таинственным миром комнатной флоры. Растения статичны и, на неопытный взгляд ребенка, безжизненны. Задача воспитателя показать своеобразие и тайну их жизни, их красоту, ради которой они и содержатся в помещении. Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение, на которое хочется смотреть и наблюдать, не отрывая взгляда. Надо научить ребенка с малых лет не только замечать, но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений. Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависят от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой водой или с добавлением удобрений. Только наблюдая, дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы. Учится отличать здоровое и сильное растение от слабого и хилого. Делает вывод, что красота – спутник здоровья. В мире растений эта связь проявляется особенно отчетливо. Таким образом, наблюдая за комнатными растениями, ребенок научится понимать их состояние, а потом будет им «сочувствовать» и помогать. Поливая, пересаживая, очищая их от пыли сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям. В это время одновременно решаются задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Дошкольник, научившись наблюдать и прошедший школу «зеленого» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту природы. А в лесу, на лугу, в парке проявить наблюдательность, пытливость ума. Это и понятно, ведь он уже имеет первые и серьезные знания о таинственной жизни зеленых друзей, умеет их беречь и радоваться им.

После наблюдений за растениями и животными дети начинают заботиться о них, у них формируются определенные трудовые навыки, формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. А главное формируется любовь и интерес к природе. «Любовь – это труд» - считают сами дети, и каждый день с любовью наблюдают и ухаживают за растениями. А уголок природы считают любимым местом отдыха в группе.

Таким образом, наблюдения способствуют накоплению у детей конкретно – образных представлений, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.

В результате дети начинают понимать, что:

- объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;

- окружающий мир не является чем – то статичным, он постоянно изменяется.

Поэтому, наблюдая и анализируя, дети свои знания и умения воплощают в практическую деятельность, которая имеет в природе ключевое значение. Как показывает практика индивидуальное проявление ребенка в практической деятельности – это показатель его экологической воспитанности и культуры.

Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т.е. доминирующие наглядно – образное мышление постепенно заменяется теоретическим, создающим основу экологического мышления человека.

Практическая часть.

Тема: «Птичьи разговоры».

Все участники мастер – класса делятся на две команды.

1-й конкурс: «Представление команд».

1 команда: Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей).

2 команда: Я выступаю перед вами,

Как молодой весны гонец!

Я рад увидеться с друзьями,

Ну, а зовут меня…

(Скворец).

Ведущая: Теперь мы знаем, что команды называются «Скворушки» и «Воробышки».

2-й конкурс: «Конкурс капитанов».

Звучит музыка И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача – «Песенка капитанов».

Ведущая: Внимание! Начинается наш 2-й конкурс – конкурс капитанов «Знаете ли вы птиц?». Капитанов выбираем птичьей считалкой. Капитаны надевают эмблемы. Загадки для капитанов:

Капитану 1 команды:

#1044;линноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

(Журавль).

#1053;а вид неказист,

Зато голосист.

(Соловей).

#1044;нём спит, ночью летает,

Прохожих пугает.

(Филин, сова).

#1053;азовите зимующих птиц (помогает вся команда).

Капитану 2 команды:

#1058;ук-тук-тук, тук-тук-тук!

Это очень важный стук.

В красной шапочке, серьёзный,

Он воюет очень грозно.

И с личинкой, и с жучком,

Кто зелёный рушит дом.

Сколько сил он здесь потратил,

Доктор леса птица… (Дятел).

#1043;оворливей всех на свете,

Чернохвосты, белобоки,

Как газета птицы эти,

А названье их… (Сороки).

#1059;дивительный ребёнок!

Только вышел из пелёнок –

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. (Утёнок).

#1053;азовите перелётных птиц (может помогать вся команда).

Ведущая: Молодцы! Хорошо справились с заданием.

3-й конкурс: «Разминка».

Ведущая: А сейчас у нас следующий конкурс – «Разминка». Задание даётся всей команде, на обдумывание каждого задания у вас по 3о секунд.

(Музыкальный аккорд).

Задание 1 команде:

#1050;ак охотится серая цапля?

(Неподвижно стоит, вытянув шею и поджав одну ногу).

#1050;ак пеликаны-матери кормят своих птенцов?

(Отрыгивают из зоба размягчённую рыбу.)

#1050;акая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь.)

Задание 2 команде:

#1050;акую пользу приносят синицы?

(Поедают вредных жучков, личинок.)

#1050;акие птицы имеют очень длинный хвост?

(Павлин, фазан, сорока.)

#1050;акая птица в мире самая большая?

(Страус.)

4-й конкурс: «Рисуем птицу».

Ведущая: Мы продолжаем наш мастер – класс.

Каждая команда на мольберте будет печатать силуэты летящей стаи. Рисовать птиц должны все вместе.

(Под музыку участники мастер- класса выполняют задание.)

Ведущая: Хорошо! Вы все старались, молодцы! А сейчас мы немного развлечёмся. Поиграем в игру «У каждой птицы – своё гнездо». Вы должны найти гнездо, соответствующее птице, нарисованной на картинке. От каждой команды выходит по 3 человека. Главное – правильно найти гнездо.

(Скворец, дятел, грач, ласточка.)

5-й конкурс: «Конкурс знаний и умений».

Задание 1.

Ведущая: Вспомните, пожалуйста, и назовите пословицы и поговорки, в которых упоминаются птицы.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Соловей с вороной в одном лесу живут, да по разному поют.

Кто бы дятла знал, кабы носом не стучал.

Здоровое дерево дятел не долбит.

Сколько ворона ни каркает, не быть ей соловьём.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Задание 2.

Стихи о птицах. Оценивается выразительность речи.

Ласточка.

Уж ты ласточка,

Ты касаточка,

Ты возьми ключи,

Лети на небо,

Ты запри зиму,

Отопри лето.

Грач.

Всех прилётных птиц черней,

Враг личинок, друг людей.

Взад-вперёд по пашне вскачь

Прыгает весёлый грач.

Воробей.

Воробьи-воробышки,

Серенькие пёрышки…

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают,

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

С. Егоров.

Скворцы.

Мы вставали ночью даже,

Из окна смотрели в сад:

Ну, когда же, ну когда же

Наши гости прилетят?

А сегодня поглядели –

На ольхе сидит скворец.

Прилетели, прилетели,

Прилетели, наконец!

Чиж.

Хорошо иметь чижа,

Слушать пенье, чуть дыша.

Не шумите, помолчите:

Очень песня хороша.

А. Кушнер.

Кукушка.

Солнцем залита опушка,

Разогрелся летний день,

А проказница-кукушка

Куковать уселась в тень.

Где она – никто не знает,

На каком сидит суку,

В прятки с солнышком играет

И кричит ему: «Ку-ку!»

Задание 3.

Мы – артисты (имитация движений): «Гусь», «Цыплёнок», «Пингвин», «Лебедь», «Аист», «Птица».

Задание 4.

Ведущая: А сказки вы любите? Тогда ответьте на вопросы.

Команде «Скворушки»: Кто написал сказку «Гадкий утёнок»?

(Г. Х. Андерсен.)

Команде «Воробышки»: «Какие ещё сказки Андерсена с «птичьими» названиями вы знаете? («Соловей», «Дикие лебеди».)

Задание 5.

Ведущая: Хорошо! А знаете ли вы скороговорки?

Давайте будем называть их по очереди, и та команда, которая назовёт больше скороговорок, будет победительницей. Тогда не повторяться, согласны?

6-й конкурс: «Очень умелые ручки».

Презентация игрушки-самоделки сопровождается стихами, поговорками, чистоговорками, загадками.

Угощение участников мастер-класса конфетами «Ласточка», «Пташка», «Журавушка», «Птичье молоко».

Участники приглашаются на выставку игрушек-самоделок, рисунков и других работ (лепка, аппликация).

Мастер-класс для воспитателей «Путешествие в мир природы».

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере ознакомление с природой родного края; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами.

Задачи:

  1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам ознакомления с природой (явления живой и не живой природы, растения, животные);
  2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
  3. Развивать познавательный интерес у педагогов;
  4. Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

Ход семинара:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему: «Путешествие в мир природы»

Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах воспитания и приобщения к природе и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада.

Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю разделиться на две команды, посовещаться и придумать название

команде и представить ее.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.

1. РАЗМИНКА,

  1. И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

  1. Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
  2. Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
  3. Роль педагога в ознакомление дошкольников с природой?
  4. Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?
  5. Назовите формы работы с родителями по ознакомлению с природой? (Консультации, круглые столы, выставки поделок из природного материала, родительские собрания).

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

2. МЕТОДИЧЕСКИЙ ТУРНИР.

  1. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).

  1. Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей? (Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)
  2. Что должно быть в уголке природы?
    (Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)
  3. Что должно быть на участке детского сада?
    (Деревья, кустарники, цветники, огород.)
  4. Какие методы используются для экологического воспитания детей?
    (Наглядные, практические, словесные.)
  5. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
    (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
  6. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
    (Игра; элементарные опыты; моделирование.)
  7. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
    (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)
  8. Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)
  9. Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. НОД; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

У вас есть карточки с заданием попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

  1. Наличие как можно большего числа видов растений и животных;
  2. Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);
  3. Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;
  4. Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых, растений);
  5. Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;
  6. Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;
  7. Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы; ( 4, 3, 1, 2, 6, 5, 7 )

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

  1. - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
  2. - Уж на дороге греется – (перед дождем).
  3. - Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
  4. - Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
  5. - Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
  6. - Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
  7. - Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
  8. - С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).
  9. - Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
  10. - Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
  11. - Ворона кричит зимой – (к метели).
  12. - Лягушки квакают – (к дождю).
  13. - Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
  14. - Около луны звезда народилась – (к потеплению).

Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?

-----------------------------------------------------------------------------------------------

4. Решение педагогических ситуаций.

Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…».

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

2. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?

Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?

----------------------------------------------------------------------------------------------

- А сейчас предлагаю немного расслабиться .

Шуточная игра «Концовки обманки».

Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:

1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая).

2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).

3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна).

4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).

5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два, три).

6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять).

7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).

8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).

10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).

11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).

12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).

-------------------------------------------------------------------------------------------

5. А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать

экологический кроссворд .

По вертикали:

1. . Опустел наш сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

2. . Все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу. (листок)

По горизонтали:

3. Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень)

4. Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (солнце)

5. Колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (лето)

6. Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне, одна, а зовут меня …» (луна)

7. Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима)

8. Сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (тень)

9. Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт , тогда заревёт. (снег)

10. Пол – лепешки над домами, не достать его руками. (месяц)

11. Белый, словно молоко, все кругом заволокло. (туман)

12. Поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (ноябрь)

13. Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (вода)

14. Каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (родник)

15. Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий, озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)

6. Творческое задание.

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.

#1042;есна красна цветами, а осень пирогами.

#1043;отовь сани летом, а телегу зимой.

------------------------------------------------------------------------------------------

#1052;узыкальный конкурс.

Командам поочередно предлагается исполнить отрывок из песен о цветах.

А сейчас я хочу рассказать вам одну легенду об одном цветке. Она пришла к нам из глубокой древности. Говорили, что в золотистом бутоне этого цветка (желтого тюльпана) было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая смогла бы открыть его бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребёнком. Мальчик вырвался из рук матери, со звонким смехом подбежал к цветку и золотистый бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, чего не смогла сделать никакая сила. С тех пор и повелось дарить эти цветы (тюльпаны) только тем, кто испытывает счастье. Ещё об этом цветке говорят, что он приносит удачу. Мы сами любим природу и воспитываем у детей гуманное отношение к ней. Поэтому я предлагаю вам сделать этот цветок своими руками способом оригами и пусть удача и счастье будут в каждом уголке нашего детского сада. (Педагоги выполняют задание).

Заключение:

На этом наш мастер- класс подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологией.

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.

Благодарю всех за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Значение наблюдений в экологическом воспитании детей»

Природа - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожалуй, прежде всего, ребенка – дошкольника трудно переоценить. Проблема экологического восп...

Мастер-класс для воспитателей Тема: «Кейс-метод в экологическом воспитании дошкольников»

Расширить знания участников мастер-класса о методе кейсов и их применении с целью    формирования у педагогов ДОУ профессиональных компетенций...

Консультация на тему: «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»

Консультация на тему:«Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»...

Консультация на тему: «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»

Консультация на тему: «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»...

Консультация для воспитателей "Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников"

Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольниковПодготовила: воспитательШиянова Т.А.Природа - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожа...

Консультация для воспитателей на тему: «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»

laquo;Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».Ральф У. Эмерсон...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментирование, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим в теме экологического воспитания и детского экспериментирования. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет...