Мастер-класс «Значение наблюдений в экологическом воспитании детей»
материал (старшая группа) на тему
Природа - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожалуй, прежде всего, ребенка – дошкольника трудно переоценить. Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении – воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс "Значение наблюдений в экологическом воспитании детей" | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему:
«Значение наблюдений в экологическом воспитании детей».
Салацкая Т.Г., воспитатель МАДОУ «Золушка»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая часть.
Природа - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожалуй, прежде всего, ребенка – дошкольника трудно переоценить. Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении – воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами.
В работе с детьми по экологическому воспитанию широко используется такой метод, как наблюдение. Наблюдения проходят на занятиях, экскурсиях, прогулках, во время работы в уголке природы, в процессе экспериментально – опытнической деятельности, игровой деятельности.
Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, во время наблюдений научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а люди – частица этого мира. Дети способны видеть и понимать это многообразие. В процессе своих маленьких открытий, своих наблюдений дети не только пассивно «созерцают» окружающее, но и пытливо ищут способы его преобразования.
Во время наблюдений детская душа раскрывается в общении с природой, развиваются способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание. Однако способность воспринимать и чувствовать красоту родной природы не приходит сама собой, ее необходимо развивать. Дети часто не замечают прекрасное в окружающем. Это происходит тогда, когда взрослые не умеют передать свое эмоциональное отношение к природе, не пробуждают у ребенка наблюдательность, столь необходимую для восприятия прекрасного. Наблюдая, только под воздействием взрослого, ребенок начинает понимать и любить природу. Вместе с ним он восхищается и любуется.
О природе как средстве воспитания в человеке чувства прекрасного говорил К.С.Станиславский: «Прекраснее всего сама природа. В нее – то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле…Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность. Обращайтесь к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому».
Во время наблюдений воспитывается чувство любви к природе лишь тогда, когда взрослые знакомят ребенка с ее тайнами, вместе с ним разгадывают их, показывают ему интересы жизни растений и животных, учат его наслаждаться природой, запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Заинтересовавшись природой, ребенок полюбит ее, захочет узнать о ней больше.
Наблюдая, ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы. Во время наблюдений дети учатся анализировать, делать выводы. На практике видно, что правильная организация наблюдения обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы.
Осенью дети наблюдают за изменениями, которые произошли в природе не только с цветами, но и с деревьями, отмечают, что птиц стало меньше (перелетные улетели в теплые края). Наблюдая за листопадом, дети видят, что природа прекрасна во все времена года.
Организуя наблюдение с детьми в групповой комнате, воспитатель знакомит детей с таинственным миром комнатной флоры. Растения статичны и, на неопытный взгляд ребенка, безжизненны. Задача воспитателя показать своеобразие и тайну их жизни, их красоту, ради которой они и содержатся в помещении. Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение, на которое хочется смотреть и наблюдать, не отрывая взгляда. Надо научить ребенка с малых лет не только замечать, но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений. Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависят от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой водой или с добавлением удобрений. Только наблюдая, дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы. Учится отличать здоровое и сильное растение от слабого и хилого. Делает вывод, что красота – спутник здоровья. В мире растений эта связь проявляется особенно отчетливо. Таким образом, наблюдая за комнатными растениями, ребенок научится понимать их состояние, а потом будет им «сочувствовать» и помогать. Поливая, пересаживая, очищая их от пыли сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям. В это время одновременно решаются задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Дошкольник, научившись наблюдать и прошедший школу «зеленого» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту природы. А в лесу, на лугу, в парке проявить наблюдательность, пытливость ума. Это и понятно, ведь он уже имеет первые и серьезные знания о таинственной жизни зеленых друзей, умеет их беречь и радоваться им.
После наблюдений за растениями и животными дети начинают заботиться о них, у них формируются определенные трудовые навыки, формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. А главное формируется любовь и интерес к природе. «Любовь – это труд» - считают сами дети, и каждый день с любовью наблюдают и ухаживают за растениями. А уголок природы считают любимым местом отдыха в группе.
Таким образом, наблюдения способствуют накоплению у детей конкретно – образных представлений, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.
В результате дети начинают понимать, что:
- объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;
- окружающий мир не является чем – то статичным, он постоянно изменяется.
Поэтому, наблюдая и анализируя, дети свои знания и умения воплощают в практическую деятельность, которая имеет в природе ключевое значение. Как показывает практика индивидуальное проявление ребенка в практической деятельности – это показатель его экологической воспитанности и культуры.
Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т.е. доминирующие наглядно – образное мышление постепенно заменяется теоретическим, создающим основу экологического мышления человека.
Практическая часть.
Тема: «Птичьи разговоры».
Все участники мастер – класса делятся на две команды.
1-й конкурс: «Представление команд».
1 команда: Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей).
2 команда: Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец!
Я рад увидеться с друзьями,
Ну, а зовут меня…
(Скворец).
Ведущая: Теперь мы знаем, что команды называются «Скворушки» и «Воробышки».
2-й конкурс: «Конкурс капитанов».
Звучит музыка И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача – «Песенка капитанов».
Ведущая: Внимание! Начинается наш 2-й конкурс – конкурс капитанов «Знаете ли вы птиц?». Капитанов выбираем птичьей считалкой. Капитаны надевают эмблемы. Загадки для капитанов:
Капитану 1 команды:
1.Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
(Журавль).
2.На вид неказист,
Зато голосист.
(Соловей).
3.Днём спит, ночью летает,
Прохожих пугает.
(Филин, сова).
4.Назовите зимующих птиц (помогает вся команда).
Капитану 2 команды:
1.Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Это очень важный стук.
В красной шапочке, серьёзный,
Он воюет очень грозно.
И с личинкой, и с жучком,
Кто зелёный рушит дом.
Сколько сил он здесь потратил,
Доктор леса птица… (Дятел).
2.Говорливей всех на свете,
Чернохвосты, белобоки,
Как газета птицы эти,
А названье их… (Сороки).
3.Удивительный ребёнок!
Только вышел из пелёнок –
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утёнок).
4.Назовите перелётных птиц (может помогать вся команда).
Ведущая: Молодцы! Хорошо справились с заданием.
3-й конкурс: «Разминка».
Ведущая: А сейчас у нас следующий конкурс – «Разминка». Задание даётся всей команде, на обдумывание каждого задания у вас по 3о секунд.
(Музыкальный аккорд).
Задание 1 команде:
1.Как охотится серая цапля?
(Неподвижно стоит, вытянув шею и поджав одну ногу).
2.Как пеликаны-матери кормят своих птенцов?
(Отрыгивают из зоба размягчённую рыбу.)
3.Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь.)
Задание 2 команде:
1.Какую пользу приносят синицы?
(Поедают вредных жучков, личинок.)
2.Какие птицы имеют очень длинный хвост?
(Павлин, фазан, сорока.)
3.Какая птица в мире самая большая?
(Страус.)
4-й конкурс: «Рисуем птицу».
Ведущая: Мы продолжаем наш мастер – класс.
Каждая команда на мольберте будет печатать силуэты летящей стаи. Рисовать птиц должны все вместе.
(Под музыку участники мастер- класса выполняют задание.)
Ведущая: Хорошо! Вы все старались, молодцы! А сейчас мы немного развлечёмся. Поиграем в игру «У каждой птицы – своё гнездо». Вы должны найти гнездо, соответствующее птице, нарисованной на картинке. От каждой команды выходит по 3 человека. Главное – правильно найти гнездо.
(Скворец, дятел, грач, ласточка.)
5-й конкурс: «Конкурс знаний и умений».
Задание 1.
Ведущая: Вспомните, пожалуйста, и назовите пословицы и поговорки, в которых упоминаются птицы.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Соловей с вороной в одном лесу живут, да по разному поют.
Кто бы дятла знал, кабы носом не стучал.
Здоровое дерево дятел не долбит.
Сколько ворона ни каркает, не быть ей соловьём.
Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
Задание 2.
Стихи о птицах. Оценивается выразительность речи.
Ласточка.
Уж ты ласточка,
Ты касаточка,
Ты возьми ключи,
Лети на небо,
Ты запри зиму,
Отопри лето.
Грач.
Всех прилётных птиц черней,
Враг личинок, друг людей.
Взад-вперёд по пашне вскачь
Прыгает весёлый грач.
Воробей.
Воробьи-воробышки,
Серенькие пёрышки…
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают,
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?
С. Егоров.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну, когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,
Прилетели, наконец!
Чиж.
Хорошо иметь чижа,
Слушать пенье, чуть дыша.
Не шумите, помолчите:
Очень песня хороша.
А. Кушнер.
Кукушка.
Солнцем залита опушка,
Разогрелся летний день,
А проказница-кукушка
Куковать уселась в тень.
Где она – никто не знает,
На каком сидит суку,
В прятки с солнышком играет
И кричит ему: «Ку-ку!»
Задание 3.
Мы – артисты (имитация движений): «Гусь», «Цыплёнок», «Пингвин», «Лебедь», «Аист», «Птица».
Задание 4.
Ведущая: А сказки вы любите? Тогда ответьте на вопросы.
Команде «Скворушки»: Кто написал сказку «Гадкий утёнок»?
(Г. Х. Андерсен.)
Команде «Воробышки»: «Какие ещё сказки Андерсена с «птичьими» названиями вы знаете? («Соловей», «Дикие лебеди».)
Задание 5.
Ведущая: Хорошо! А знаете ли вы скороговорки?
Давайте будем называть их по очереди, и та команда, которая назовёт больше скороговорок, будет победительницей. Тогда не повторяться, согласны?
6-й конкурс: «Очень умелые ручки».
Презентация игрушки-самоделки сопровождается стихами, поговорками, чистоговорками, загадками.
Угощение участников мастер-класса конфетами «Ласточка», «Пташка», «Журавушка», «Птичье молоко».
Участники приглашаются на выставку игрушек-самоделок, рисунков и других работ (лепка, аппликация).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»
Консультация на тему:«Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»...
Консультация на тему: «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»
Консультация на тему: «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»...
Консультация для воспитателей "Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников"
Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольниковПодготовила: воспитательШиянова Т.А.Природа - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожа...
Консультация для воспитателей "Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников"
laquo;Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».Ральф У. ЭмерсонПрирода - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожалуй, п...
Мастер-класс на тему: «Значение наблюдений в экологическом воспитании детей».
Природа - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожалуй, прежде всего, ребенка – дошкольника трудно переоценить. Проблема экологического восп...
Мастер- класс для родителей на тему "«Экологическое воспитание детей через игры экологической направленности»
Период дошкольного детства играет особую роль в экологическом воспитании детей, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В этом возрасте происхо...
Мастер- класс для родителей на тему "«Экологическое воспитание детей через игры экологической направленности»
Период дошкольного детства играет особую роль в экологическом воспитании детей, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В этом возрасте происхо...